Напоминание

"Краски осени"


Авторы: Хохлова Наталья Сергеевна, Безрукова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: "Краски осени"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Безрукова Т.С, Хохлова Н.С.

МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

«Краски осени»

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

- Ребята, вы обратили внимание, у нас в уголке природы с утра стоит корзинка, а в ней

письмо от деда Всеведа.

- Интересно, что же он пишет в этом письме? Хотите узнать? Приглашая вас присесть в

наш дружный круг на ковре и побеседовать.

Воспитатель читает письмо:

Что же в письме? Прочтем его.

- Здравствуйте, ребята!

Я дед Всевед! Шёл мимо вашего детского сада рано утром и встретил знакомого паука

Пафнутия! Он стал рассказывать мне о своих новых приключениях и просит Пафнутий,

вас, помочь ему разобраться в одной удивительной истории. А история такая…

Однажды, паук Пафнутий улетел на своей паутинке в лес на прогулку. Когда он присел

отдохнуть на осинку то заметил, что листья на этом дереве окрашены в разные цвета:

зелёные, жёлтые, красные. И, тогда Пафнутий спросил у осинки: Почему листья

меняют свой цвет? почему опадают осенью?

Осинка стала рассказывать о себе:

- Листья начинают желтеть, хоть и никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая

краска в листьях находится всегда.

Дальше рассказ осинки Пафнутий не успел дослушать, налетел сильный ветер и унес

Пафнутия. Понял он только, что деревья готовятся ко сну.

Пафнутий видел как вы, ребята ходили в рощу, собирали листья и искали опавшие листья

осины для составления прогноза погоды на зиму.

Может, вы объясните, почему листья на деревьях желтеют и опадают?

- А корзинка не простая, пишет дед Всевед.

- Я пополняю её диковинками, она у меня волшебная, всё, что мне ребята

рассказывают, в ней остаётся.

-Приглашая вас присесть на стулья, попробуем вместе разобраться и ответить на вопросы

деда Всеведа. А когда разберемся и найдем ответ, мы об этом расскажем корзинке с

диковинками Деда Всеведа, чтобы он там остался.

- А вы, знаете, почему желтеют листья и опадают? (ответы детей)

- Предлагаю посмотреть слайды и сравнить ваши ответы.

1 слайд

Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество- хлорофилл. Хлорофилл в живом листе

постоянно разрушается и снова образуется. Но происходит это только на свету.

2 слайд.

Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл

разрушается но не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет убывает и заметным

становится жёлтый.

3 слайд. Движение воды по стволу дерева.

В зелёном листе вся верхняя поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими

отверстиями, которые то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода,

которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда

форточки открыты- из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются

через ствол в крону.

4 слайд. Почему опадают листья.

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. Что произошло?

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке,

появился пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки.

- Мы с вами посмотрели фильм. Ну а корзинка деда Всеведа ждёт ответов от нас.

Подведём итоги. Для начала ответим на вопрос : как вы думаете, зачем дереву нужны

листья? (ответы детей)

-А вам интересно узнать как устроен лист? Приглашаю вас в лабораторию. воспользуемся

увеличительными приборами-лупой.

Исследование №1 строения листа с помощью лупы.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки.

Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего

листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и

жилки через которые листочки питаются влагой

Исследование №2. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он

прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется

пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок –

и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется

пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

- Давайте вспомним какое вещество окрашивает листья в зелёный цвет.

- Хлорофилл- это невидимое нашему глазу жёлтые и зелёные зёрнышки- заводики.

Зелёные зёрна с утра до вечера ловят солнечный свет. Осенью, когда солнца мало, зелёные

зёрна тают и остаются жёлтые они размножаются.

Проведём эксперимент.

Исследование №3 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают : давайте сначала вспомним, почему листья зелёные? Чтобы подтвердить

наши ответы, проведем опыт.

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой

ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы

обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Хотите узнать как хлорофилл отражает солнечный свет?

-Возьмите зелёные листья, порежьте их на мелкие кусочки, а я разомну их в ступке, чтобы

забрать больше зелёного сока или точнее вытяжку из листа. Полученную вытяжку я

пропущу через фильтр и нагрею, чтобы процесс происходил быстрее. Разольём нашу

вытяжку в пробирки, солнечным светом будут служить фонарики.

- что вы видите? Зелёный сок светиться, то есть отражает свет.

Предлагаю теперь сделать вывод и рассказать волшебной корзинке Деда Всеведа о том,

что мы сегодня узнали.

Ответы (выводы) детей.

Воспитатель: Я думаю, что Дед Всевед получит ответы на свои вопросы, которые не смог

дать ему паук Памфутий, когда придет за своей волшебной корзинкой. Спасибо вам,

ребята, за помощь.



В раздел образования