Авторы: Хохлова Наталья Сергеевна, Безрукова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: "Краски осени"
Раздел: дошкольное образование
Безрукова Т.С, Хохлова Н.С.
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности.
«Краски осени»
Ход совместной деятельности воспитателя и детей:
- Ребята, вы обратили внимание, у нас в уголке природы с утра стоит корзинка, а в ней
письмо от деда Всеведа.
- Интересно, что же он пишет в этом письме? Хотите узнать? Приглашая вас присесть в
наш дружный круг на ковре и побеседовать.
Воспитатель читает письмо:
Что же в письме? Прочтем его.
- Здравствуйте, ребята!
Я дед Всевед! Шёл мимо вашего детского сада рано утром и встретил знакомого паука
Пафнутия! Он стал рассказывать мне о своих новых приключениях и просит Пафнутий,
вас, помочь ему разобраться в одной удивительной истории. А история такая…
Однажды, паук Пафнутий улетел на своей паутинке в лес на прогулку. Когда он присел
отдохнуть на осинку то заметил, что листья на этом дереве окрашены в разные цвета:
зелёные, жёлтые, красные. И, тогда Пафнутий спросил у осинки: Почему листья
меняют свой цвет? почему опадают осенью?
Осинка стала рассказывать о себе:
- Листья начинают желтеть, хоть и никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая
краска в листьях находится всегда.
Дальше рассказ осинки Пафнутий не успел дослушать, налетел сильный ветер и унес
Пафнутия. Понял он только, что деревья готовятся ко сну.
Пафнутий видел как вы, ребята ходили в рощу, собирали листья и искали опавшие листья
осины для составления прогноза погоды на зиму.
Может, вы объясните, почему листья на деревьях желтеют и опадают?
- А корзинка не простая, пишет дед Всевед.
- Я пополняю её диковинками, она у меня волшебная, всё, что мне ребята
рассказывают, в ней остаётся.
-Приглашая вас присесть на стулья, попробуем вместе разобраться и ответить на вопросы
деда Всеведа. А когда разберемся и найдем ответ, мы об этом расскажем корзинке с
диковинками Деда Всеведа, чтобы он там остался.
- А вы, знаете, почему желтеют листья и опадают? (ответы детей)
- Предлагаю посмотреть слайды и сравнить ваши ответы.
1 слайд
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество- хлорофилл. Хлорофилл в живом листе
постоянно разрушается и снова образуется. Но происходит это только на свету.
2 слайд.
Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл
разрушается но не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет убывает и заметным
становится жёлтый.
3 слайд. Движение воды по стволу дерева.
В зелёном листе вся верхняя поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими
отверстиями, которые то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода,
которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда
форточки открыты- из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются
через ствол в крону.
4 слайд. Почему опадают листья.
Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. Что произошло?
Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке,
появился пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки.
- Мы с вами посмотрели фильм. Ну а корзинка деда Всеведа ждёт ответов от нас.
Подведём итоги. Для начала ответим на вопрос : как вы думаете, зачем дереву нужны
листья? (ответы детей)
-А вам интересно узнать как устроен лист? Приглашаю вас в лабораторию. воспользуемся
увеличительными приборами-лупой.
Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки.
Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего
листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и
жилки через которые листочки питаются влагой
Исследование №2. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он
прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется
пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок –
и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется
пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
- Давайте вспомним какое вещество окрашивает листья в зелёный цвет.
- Хлорофилл- это невидимое нашему глазу жёлтые и зелёные зёрнышки- заводики.
Зелёные зёрна с утра до вечера ловят солнечный свет. Осенью, когда солнца мало, зелёные
зёрна тают и остаются жёлтые они размножаются.
Проведём эксперимент.
Исследование №3 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают : давайте сначала вспомним, почему листья зелёные? Чтобы подтвердить
наши ответы, проведем опыт.
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой
ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы
обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Хотите узнать как хлорофилл отражает солнечный свет?
-Возьмите зелёные листья, порежьте их на мелкие кусочки, а я разомну их в ступке, чтобы
забрать больше зелёного сока или точнее вытяжку из листа. Полученную вытяжку я
пропущу через фильтр и нагрею, чтобы процесс происходил быстрее. Разольём нашу
вытяжку в пробирки, солнечным светом будут служить фонарики.
- что вы видите? Зелёный сок светиться, то есть отражает свет.
Предлагаю теперь сделать вывод и рассказать волшебной корзинке Деда Всеведа о том,
что мы сегодня узнали.
Ответы (выводы) детей.
Воспитатель: Я думаю, что Дед Всевед получит ответы на свои вопросы, которые не смог
дать ему паук Памфутий, когда придет за своей волшебной корзинкой. Спасибо вам,
ребята, за помощь.