Автор: Симонова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад № 453 "Радуга детства"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Симонова Татьяна Александровна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад № 453 «Радуга детства»
г. Екатеринбург
Мир, окружающий ребенка, - это всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому
воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может
нарушать
законы,
по
которым
существует
окружающий
его
мир.
Только
научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее
тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с
детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического
процесса.
Огромная
роль
в
реализации
этой
проблемы
отводится
экологическому
образованию
детей.
На
сегодняшний
день
экологическая
грамотность,
бережное
и
любовное
отношение
к
природе
стали
залогом
выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое воспитание
детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное,
системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него
важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы,
дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети
находят
сходство
и
различие
разных
природных
объектов),
умение
устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений
и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять
животных и растения на основе выделения существенных признаков).
Всестороннее развитие маленьких детей осуществляется разными
средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с
природой.
Правильное
представление
о
природе,
полученные
в
детстве,
создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и
бережного отношения к ней отношения.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет
ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.
Задача
воспитателя
–
развивать
и
направлять
этот
интерес,
учить
детей
внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к
ней, умение заботится о растениях и животных
и нетерпимо относиться к
бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде
всего
–
как
эстетическое
чувство,
т.к.
природа
является
основой
красоты,
источником
музыки,
поэзии
и
живописи.
Поэтому
человек,
по-настоящему
прочувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и
охранять ее как источник радости и счастья.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать
свои
поступки
не
только
по
непосредственному
эффекту,
но
и
по
их
последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком
воспитании
подрастающего
поколения…
будущее
человечества
окажется
в
серьезных руках», - писал профессор М.М. Камшилов.
Исходя из этих принципов миропонимания основными задачами
экологического образования являются:
-
воспитание
любви
к
природе
через
непосредственное
общение
с
ней,
воспитание ее красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее
сохранение.
Концeпция общего среднего экологического образования рассматривает его
как
непрерывный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
личности,
направленный
на
формирование
системы
научных
и
практических
знаний,
ценностных
ориентаций,
поведения
и
деятельности,
обеспечивающих
ответственное
отношение
к
окружающей cоциально-
природной
среде
и
здоровью.
Главной целью экологического образования является формирование
экологической
культуры
–
совокупности
экологичeского
сознания,
экологичeских чувств и экологической деятельности. А экологичеcкая культура
– это часть культуры личности. Поэтому нужно внутреннюю экологическую
культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки,
чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Дошкольный и младший школьный возраст - оптимальный этап в развитии
экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять
себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение
к
окружающему,
формируются
основы
нравственно-экологических
позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а
также
в
его
поведении
в
природе.
Именно
благодаря
этому
появляется
возможность
формирования
экологических
знаний
у
детей,
норм
и
правил
взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в
решении некоторых экологических проблем.
Список литературы
1.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный
план работы по формированию экологической культуры у детей старшего
дошкольного возраста./ – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336.
(Библиотека программы «Детство»)
2.
Мазурина А.Ф., Розина Т.Н., Сакевич А.А., Соминская Н.И., Тихомирова
О.Н. «Наблюдения и труд детей в природе». Пособиеидля воспитателей
дет. Сада. Изд. 3-е, перераб. И испр. М., «Просвещение», 1979. – 206с.
3.
Маханева М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и
младшего школьного возраста:– М.: Методическое пособие для
воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы» . /– М.: АРКТИ, 2004. –
320с. (Развитие и воспитание ребенка)