Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников


Автор: Симонова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад № 453 "Радуга детства"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Симонова Татьяна Александровна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 453 «Радуга детства»

г. Екатеринбург

Мир, окружающий ребенка, - это всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому

воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может

нарушать

законы,

по

которым

существует

окружающий

его

мир.

Только

научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее

тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Современное содержание воспитательно – образовательной работы с

детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического

процесса.

Огромная

роль

в

реализации

этой

проблемы

отводится

экологическому

образованию

детей.

На

сегодняшний

день

экологическая

грамотность,

бережное

и

любовное

отношение

к

природе

стали

залогом

выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое воспитание

детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное,

системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него

важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы,

дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети

находят

сходство

и

различие

разных

природных

объектов),

умение

устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений

и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять

животных и растения на основе выделения существенных признаков).

Всестороннее развитие маленьких детей осуществляется разными

средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с

природой.

Правильное

представление

о

природе,

полученные

в

детстве,

создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и

бережного отношения к ней отношения.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет

ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

Задача

воспитателя

развивать

и

направлять

этот

интерес,

учить

детей

внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к

ней, умение заботится о растениях и животных

и нетерпимо относиться к

бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде

всего

как

эстетическое

чувство,

т.к.

природа

является

основой

красоты,

источником

музыки,

поэзии

и

живописи.

Поэтому

человек,

по-настоящему

прочувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и

охранять ее как источник радости и счастья.

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать

свои

поступки

не

только

по

непосредственному

эффекту,

но

и

по

их

последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком

воспитании

подрастающего

поколения…

будущее

человечества

окажется

в

серьезных руках», - писал профессор М.М. Камшилов.

Исходя из этих принципов миропонимания основными задачами

экологического образования являются:

-

воспитание

любви

к

природе

через

непосредственное

общение

с

ней,

воспитание ее красоты и многообразия;

- формирование знаний о природе;

- развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее

сохранение.

Концeпция общего среднего экологического образования рассматривает его

как

непрерывный

процесс

обучения,

воспитания

и

развития

личности,

направленный

на

формирование

системы

научных

и

практических

знаний,

ценностных

ориентаций,

поведения

и

деятельности,

обеспечивающих

ответственное

отношение

к

окружающей cоциально-

природной

среде

и

здоровью.

Главной целью экологического образования является формирование

экологической

культуры

совокупности

экологичeского

сознания,

экологичeских чувств и экологической деятельности. А экологичеcкая культура

– это часть культуры личности. Поэтому нужно внутреннюю экологическую

культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки,

чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Дошкольный и младший школьный возраст - оптимальный этап в развитии

экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять

себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение

к

окружающему,

формируются

основы

нравственно-экологических

позиций

личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а

также

в

его

поведении

в

природе.

Именно

благодаря

этому

появляется

возможность

формирования

экологических

знаний

у

детей,

норм

и

правил

взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в

решении некоторых экологических проблем.

Список литературы

1.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный

план работы по формированию экологической культуры у детей старшего

дошкольного возраста./ – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336.

(Библиотека программы «Детство»)

2.

Мазурина А.Ф., Розина Т.Н., Сакевич А.А., Соминская Н.И., Тихомирова

О.Н. «Наблюдения и труд детей в природе». Пособиеидля воспитателей

дет. Сада. Изд. 3-е, перераб. И испр. М., «Просвещение», 1979. – 206с.

3.

Маханева М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и

младшего школьного возраста:– М.: Методическое пособие для

воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы» . /– М.: АРКТИ, 2004. –

320с. (Развитие и воспитание ребенка)



В раздел образования