Автор: Якименко Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №259
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное творчество - фактор развития личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Художественное творчество как фактор развития личности дошкольника
Сила Настоящего человека скрыта у него внутри, именно внутренние
качества позволяют выделить Настоящего человека из серой массы людей.
Несомненно,
что
внутренняя
гармония
человека
находится
в
прямой
зависимости от степени удовлетворения духовных потребностей. При этом
духовные потребности могут быть различны. Прежде всего – это стремление
к творчеству, самовыражению, познанию мира, общение с миром искусства
или окружающей природы. Духовные потребности формируются с детства.
Ребенок воспринимает красоту окружающего мира гораздо эмоциональнее
взрослого, поэтому очень важно начать воспитывать творческую личность с
самого
раннего
возраста.
Дошкольный
возраст
является
наиболее
благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что
в
этом
возрасте
дети
чрезвычайно
любознательны.
Взрослые,
поощряя
любознательность, сообщая новые знания, вовлекая их в различные виды
деятельности,
способствуют
расширению
детского
опыта.
А
накопление
этого опыта и знаний – это и есть необходимая предпосылка для будущей
творческой личности. Так может быть именно творчество и поможет нам в
воспитании Настоящего человека?
«Творчество…
есть
цельное,
органическое
свойство
человеческой
природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно
так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок.
Оно
неотделимо
от
человека
и
со ст авляет
с
ним
ц е л о е . . . »
Ф. Достоевский.
В
воспитании
творческого
человека
необходимо
воздействие
трех
средств
художественно-эстетического
развития:
искусства,
окружающей
действительности и художественно-творческих видов деятельности. В работе
с детьми я попыталась соединить все эти три понятия для того, чтобы
заложить
в
них
хотя
бы
частицу
для
становления
ими
творческими
личностями.
Приобщение
к
искусству.
Воспринимая
произведения
искусства,
ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым.
Они представляют собой величайшую ценность, являются национальным
достоянием, каждый образованный человек должен хотя бы минимально
ориентироваться
в
этой
области.
В
дошкольном
детстве
в
ходе
непосредственно-образовательной
деятельности
дети
знакомятся
с
произведениями искусства, учатся понимать изображение, оценивать красоту
работы, формируется интерес к музыке, живописи, литературе, народному
искусству,
развиваются эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус,
эстетическое восприятие. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают
героям
сказки,
картины,
спектакля,
их
высказывания
и
оценки
всегда
эмоционально окрашены.
Большую роль в своей работе я отвожу «Сказкам о художниках», где
выдумка тесно переплетается с реальной историей и помогает ребенку легко
запомнить необходимые термины, важные факты, а главное - сами картины
знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок автор создает правдивый
человеческий образ художника. Это дает маленькому ценителю искусства
возможность
почувствовать
неповторимую
атмосферу
произведений
мастеров, что намного интереснее и доступнее для детей, чем просто рассказ.
Окружающая действительность (среда). Это прежде всего предметно-
пространственная среда, которая окружает ребенка во время его нахождения
в дошкольном учреждении. Большое внимание
в моей группе уделяется
эстетике, а также насыщенности различными художественными материалами
(акварельные и гуашевые краски, кисти, мелки, трафареты, печати, оттиски,
тычки, готовые изображения, картины, портреты художников, развивающие
игры
по
художественно-эстетическому
развитию,
различные
выставки
детских работ). Но предметная среда должна развивать ребенка не только в
стенах детского сада, но и в семье. Поэтому, благодаря сотрудничеству с
родителями, в выходные, мы часто посещаем музеи и различные выставки
нашего
города.
Помимо
этого
мы
стараемся
организовать
различные
творческие конкурсы в детском саду, а также участвовать в мероприятиях,
проводимых в нашем городе, и нередко, становимся их победителями.
Художественные
виды
деятельности.
Большой
потенциал
для
раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности.
Рисование
карандашами
и
кистью
требует
высокого
уровня
владения
техникой рисования, очень часто именно ее отсутствие влияет на нежелание
ребенка рисовать. Анализ эффективности применения различных техник в
ходе
непосредственно-образовательной
или
совместной
деятельности,
обсуждение
с
коллегами,
привели
меня
к
необходимости
использования
нетрадиционных техник рисования и лепки. Дети очень часто копируют
предложенный
им
образец,
а
использование
нетрадиционных
техник,
позволяет уйти от этого, предоставляя ребенку возможность самостоятельно
решать какой способ изображения использовать, дают ребенку не только
свободу, но и вселяют уверенность в собственных силах. В своей работе
пытаюсь найти и освоить наиболее современные техники, менее известные,
что вызывает наибольший интерес у детей.
Все
это
в
совокупности
оказывает
огромное
влияние
на
становление
творческой личности, что является частью воспитания Настоящего человека.