Напоминание

"Художественное творчество - фактор развития личности дошкольника"


Автор: Якименко Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №259
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное творчество - фактор развития личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественное творчество как фактор развития личности дошкольника

Сила Настоящего человека скрыта у него внутри, именно внутренние

качества позволяют выделить Настоящего человека из серой массы людей.

Несомненно,

что

внутренняя

гармония

человека

находится

в

прямой

зависимости от степени удовлетворения духовных потребностей. При этом

духовные потребности могут быть различны. Прежде всего – это стремление

к творчеству, самовыражению, познанию мира, общение с миром искусства

или окружающей природы. Духовные потребности формируются с детства.

Ребенок воспринимает красоту окружающего мира гораздо эмоциональнее

взрослого, поэтому очень важно начать воспитывать творческую личность с

самого

раннего

возраста.

Дошкольный

возраст

является

наиболее

благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что

в

этом

возрасте

дети

чрезвычайно

любознательны.

Взрослые,

поощряя

любознательность, сообщая новые знания, вовлекая их в различные виды

деятельности,

способствуют

расширению

детского

опыта.

А

накопление

этого опыта и знаний – это и есть необходимая предпосылка для будущей

творческой личности. Так может быть именно творчество и поможет нам в

воспитании Настоящего человека?

«Творчество…

есть

цельное,

органическое

свойство

человеческой

природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно

так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок.

Оно

неотделимо

от

человека

и

со ст авляет

с

ним

ц е л о е . . . »

Ф. Достоевский.

В

воспитании

творческого

человека

необходимо

воздействие

трех

средств

художественно-эстетического

развития:

искусства,

окружающей

действительности и художественно-творческих видов деятельности. В работе

с детьми я попыталась соединить все эти три понятия для того, чтобы

заложить

в

них

хотя

бы

частицу

для

становления

ими

творческими

личностями.

Приобщение

к

искусству.

Воспринимая

произведения

искусства,

ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым.

Они представляют собой величайшую ценность, являются национальным

достоянием, каждый образованный человек должен хотя бы минимально

ориентироваться

в

этой

области.

В

дошкольном

детстве

в

ходе

непосредственно-образовательной

деятельности

дети

знакомятся

с

произведениями искусства, учатся понимать изображение, оценивать красоту

работы, формируется интерес к музыке, живописи, литературе, народному

искусству,

развиваются эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус,

эстетическое восприятие. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают

героям

сказки,

картины,

спектакля,

их

высказывания

и

оценки

всегда

эмоционально окрашены.

Большую роль в своей работе я отвожу «Сказкам о художниках», где

выдумка тесно переплетается с реальной историей и помогает ребенку легко

запомнить необходимые термины, важные факты, а главное - сами картины

знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок автор создает правдивый

человеческий образ художника. Это дает маленькому ценителю искусства

возможность

почувствовать

неповторимую

атмосферу

произведений

мастеров, что намного интереснее и доступнее для детей, чем просто рассказ.

Окружающая действительность (среда). Это прежде всего предметно-

пространственная среда, которая окружает ребенка во время его нахождения

в дошкольном учреждении. Большое внимание

в моей группе уделяется

эстетике, а также насыщенности различными художественными материалами

(акварельные и гуашевые краски, кисти, мелки, трафареты, печати, оттиски,

тычки, готовые изображения, картины, портреты художников, развивающие

игры

по

художественно-эстетическому

развитию,

различные

выставки

детских работ). Но предметная среда должна развивать ребенка не только в

стенах детского сада, но и в семье. Поэтому, благодаря сотрудничеству с

родителями, в выходные, мы часто посещаем музеи и различные выставки

нашего

города.

Помимо

этого

мы

стараемся

организовать

различные

творческие конкурсы в детском саду, а также участвовать в мероприятиях,

проводимых в нашем городе, и нередко, становимся их победителями.

Художественные

виды

деятельности.

Большой

потенциал

для

раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности.

Рисование

карандашами

и

кистью

требует

высокого

уровня

владения

техникой рисования, очень часто именно ее отсутствие влияет на нежелание

ребенка рисовать. Анализ эффективности применения различных техник в

ходе

непосредственно-образовательной

или

совместной

деятельности,

обсуждение

с

коллегами,

привели

меня

к

необходимости

использования

нетрадиционных техник рисования и лепки. Дети очень часто копируют

предложенный

им

образец,

а

использование

нетрадиционных

техник,

позволяет уйти от этого, предоставляя ребенку возможность самостоятельно

решать какой способ изображения использовать, дают ребенку не только

свободу, но и вселяют уверенность в собственных силах. В своей работе

пытаюсь найти и освоить наиболее современные техники, менее известные,

что вызывает наибольший интерес у детей.

Все

это

в

совокупности

оказывает

огромное

влияние

на

становление

творческой личности, что является частью воспитания Настоящего человека.



В раздел образования