Напоминание

"Работа над ансамблем в младших классах ДМШ"


Авторы: Турсунова Людмила Геннадьевна, Нанактаева Александра Александровна
Должность: преподаватели по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №7 им. П.К. Марченко"
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над ансамблем в младших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

Формы музицирования в классе ф-но

Цель и специфика обучения детей в классе фортепиано-воспитание грамотных

любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих

способностей ,музыкально-художественного вкуса,а при индивидуальных

занятиях-приобретение чисто профессиональных навыков музицирования:игра в

ансамбле,подбор по слуху,чтение с листа,транспонирование.

Зажечь,заразить ребенкажеланием овладеть языком музыки-главнейшая из

первоначальных задач педагога.

В классе ф-но применяются различные формы работы. Среди них особыми

развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование.

Коллективное инструментальное музицирование - одна из доступных форм

ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий

предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и

удовольствие от совместного музициривания с первых дней обучения - залог

интереса к этому виду искусства - музыке. При этом каждый ребенок становится

активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в

данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе,

дружелюбной атмосфере.

Педагоги практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует

ритмику,совершенствует

умение

читать

с

листа,является

незаменимой

в

выработке

технических

навыков

и

умений,

необходимых

для

сольного

исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств,

к а к

в н и м а т е л ь н о с т ь ,

о т в е т с т в е н н о с т ь ,

д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь ,

целеустремленность,

коллективизм.

Еще

важно

то,

что

ансамблевое

музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.

Ансамбль - от французского ансамбле означает вместе, а фортепианный

ансамбль-это уникальный муз. Жанр, объединяющий музыкантов одной

специальности. Находись вместе за одним инструментом, или на двух

инструментах, исполнители должны, с одной стороны, дополнять друг друга, с

другой стороны, сохранять свою индивидуальность.

Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал

интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового

фортепиано. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух

пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались

неведомые регистровые краски - а новый гомофонный стиль в этом нуждался. К

началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная

самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная

литература. Для ф-но в 4 руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.

Современные пособия для начинающих учащихся-пианистов включают

разнообразный материал для игры в 4 руки.В педагогической практике широко

используются такие сборники-

1. В. Игнатьев, Л. Игнатьев « Я музыкантом стать хочу»

2. М. Соколова «Маленький пианист»

3. И. Королькова, В.Пороцкий «Малыш за роялем»

4. Л. Баренбойм, Н.Перунова «Путь к музыке»

5. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»

6. Николаев «Школа игры на фортепиано»

7. О. Геталова, И. Визная «В музыку- с радостью»

8. И. Королькова «Крохе музыканту»

9. И. Королькова «Хочу быть музыкантом»

Навыки ансамблевой игры

Подготовка к игре в полноценном ф-ном ансамбле начинается буквально с первых

уроков обучения игре на фортепиано. Учащемуся предлагается играть простую

попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный

аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях(T-D-T),(T-S-

D-T). Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в

гармоническом плане, и поддерживает его интерес к занятиям,это особенно

важно на начальном этапе,когда исполнительские возможности учащегося пока

еще малы. Такое тесное сотрудничество способствует наибольшему

взаимопониманию педагога и ученика.

Однако, как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать,

готовы к такому сотрудничеству. Слыша параллельную звучащую партию

педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом,

некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В

таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, постепенно готовя

ученика к совместному исполнительству.

Это можно сделать следующим образом:

-для начала предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе,

уточнить у него готовность к этому.

-изначально педагогу надо исполнять только фрагменты аккомпанемента,

например, линию баса, придерживаясь нюанса «пиано», постепенно добавляя

оставшиеся элементы фактуры.

-специально познакомить ученика с партией сопровождения, выявляя в ней

сходства и отличия с партией ученика.

Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в

некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он

играет и аккомпанемент, в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик

освоит ноты басового ключа, он может попробовать свои силы в игре «вторых»

партий, в то время, как педагог будет играть первую.

Таким образом, как уже было отмечено, игра с педагогом закладывает в

учащегося базовые основы и навыки игры в ансамбле, помогает получить

представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный ансамбль

и готовит юного исполнителя к следующему этапу обучения - совместной игре с

другим учеником.

При формировании фортепианного дуэта педагог, прежде всего, должен учесть

индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий

музыкальный материал.

Жанр фортепианного ансамбля.

Существует 2 вида дуэта-на одном или двух роялях.

1)Фортепианный дуэт на 2-х роялях получил наибольшее распространениев

профессиональной концертной практике.

2)Игра в 4 руки на одном ф-но практикуется главным образом в сфере домашнего

музицирования, музыкального самообразования, учебных занятиях.

3)Есть еще одна форма фортепианного ансамбля - восьмиручная игра на двух

фортепиано. Такое «квартетное» исполнение приносит несомненную пользу в

ДМШ. Объединение в ансамбле 4-х участников способствует развитию чувства

коллективной ответственности еще в большей степени, чем игра в дуэте.

Занятия ансамблем начинается с составления дуэта. Партнерами могут быть

1)преподаватель-ученик

2)кто-либо из членов семьи - ученик. Это доставляет большую радость ребенку

3)два ученика. Партнерами в этом случае выбираются по возможности дети

одного возраста и одинакового уровня подготовки.

Основы техники музыканта – ансамблиста предопределены уже самим

названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически грамотное

ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронное звучание

всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех

партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов

звукоизвлечения и фразировки

ПОСАДКА

Посадка при четырехручной игре за одним инструментом отличается тем, что

каждый имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры

должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг

другу, особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении

(один локоть под другим).

Ауфтакт

Одновременное звучание обычно достигается незаметным жестом одного из

участника ансамбля. В данном случае прием дирижерского замаха, ауфтакта -

легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям

одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения

естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.

Синхронность вступления достижима легче, если речь идет о звуке (аккорде),

находящемся на сильной доле такта.

Более сложные задачи ставит совместное в начале произведения синкоп, затакта

фраз и т.п. Оно требует более искусного «сигнала»и особой договоренности

участников ансамбля.

Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность

начала. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть

«подсказан» одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука

достигается значительно легче, если партнеры чувствуют темп еще до начала

игры.

СИНХРОННОСТЬ

Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно

выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить повествования в

перерывах звучания, понимать выразительное значение длительной паузы или

выдержанного звука. Самый простой и эффективный способ преодолеть в паузах

ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления - знать звучащую

у партнера музыку (поиграть ее). Партию партнера нужно знать и напевать во

время домашних занятий.

При совместной игре в самом начале нужно избрать медленный темп, чтобы

избежать частых запинок и перебоев. Оба играющих сообща разбирают каждое

созвучие; все наиболее важное должно выделяться достаточно выпукло,

второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем. С этой целью

рекомендуется такое упражнение: каждый из партнеров играет только одной

рукой. Можно прорепетировать отдельно оба ведущих голоса. Каждый из

исполнителей должен внимательно и критически вслушиваться во всю

многообразную динамику ансамбля.

Педаль

К задачам совместной тренировки относится также и точное распределение

педали, что устанавливается обоими партнерами. Она обслуживается главным

образомисполнителем нижней партии, где она должнабыть в таком случае

обозначена. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, т.к. из-за

неумелого применения педали фактура басовой партии, часто достаточно

плотная, может приобрести еще большую тяжеловесность.

РИТМ

Велико также и значение ритмической точности при игре в ансамбле. В области

темпа и ритма индивидуальные особенности исполнителей сказываются очень

отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа и ритма

при совместной игре может резко нарушить синхронность.

Основные задачи работы над ритмом: найти художественно наиболее

выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка,

овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм

гибким и живым.

Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые

ансамбли, способствуют выработке ряда игровых приемов и навыков, которые

относятся к процессам развития чувства ритма. Важнейший из этих навыков -

воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.

На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как

мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Хорошо если

партия педагога будет представлять ровную пульсацию, заменяя ученику счет.

Играя вместе с педагогом, ученик находиться в определенных метроритмических

рамках. Необходимо «держать» свой ритм делает усвоение различных

ритмических фигур более органичным. Такой ритмике способствует разучивать

примеров с текстом.

Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения мерной

пульсации, выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа.

Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный

темп в каждом конкретном случае, но и формирует у ученика верное

темпоощущение.

Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической

единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле

большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у

партнеров единого темпа.

В ансамбле темпоритм должен быть коллективным. Отсутствие ритмичной

устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденции к

ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности -

эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; в стремительных

пассажах; а также в сложных для исполнения местах - желание скорее

«проскочить» опасный такт.

Если недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается

верным помощником. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают

некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных

погрешностей исполнения.

В ансамблевой игре существуют определенные ритмические принципы: ведущим

в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого в данный

момент находятся наименьшие длительности.

Ансамблисты должны стремиться к совпадению опорных долей без

вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной длительности

несовпадающих долей.

ДИНАМИКА

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств.

Динамика исполнения отдельной партии в равной степени зависит от того, что

играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности изложения

обеих партий. Здесь следует отметить организующую роль второй партии как

основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастаниях.

Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план

произведения. Нужно определить кульминацию; постепенное усиление или

уменьшение громкости. Внезапные контрастные силы звучания существенно

влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом.

Несогласованность с партнером, непродуманное применение динамического

нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание

единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной

совместной игры.

ШТРИХИ

В ансамблевой игре важны тождественность приемов звукоизвлечения. Большого

внимания требует тщательная работа над штрихами, в процессе которой

происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной

формы ее выражения.

Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии отдельно,

т.к. штрихи в ансамбле взаимосвязаны. Лишь при общем звучании обеих партий

может быть определена художественная целесообразность и убедительность

решения любого штрихового вопроса. Выбор приемов звукоизвлечения связан с

характером исполняемой музыки, со стилевыми особенностями исполняемого

произведения.

Внимательное чтение нотного текста, прослушивание его внутренним слухом и

первые попытки исполнения пробуждают творческую фантазию. Одновременное

или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от

ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат.

Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать

общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью

следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в записи. Затем

необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Помимо этого

познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем

изучаемого произведения.

Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является

работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться

фразировкой, штрихами, ритмом и т.п.

После предварительного совместного прочтения нового произведения наступает

период репетиций. Успешность ансамблевых репетиций непосредственно зависит

от творческой активности каждого из участников ансамбля. Конечная задача,

стоящая перед ними - создание продуманной интерпретации художественного

образа произведения и яркое убедительное его воспроизведение.

Таким образом, после первого года совместной игры в ансамбле, учащиеся

должны овладеть развитыми навыками ансамблевого мышления:

-умение вместе вступать и заканчивать произведение;

-умение играть вместе;

-обладать ритмическим и темповым единством;

-понимать функции своей партии;

В дальнейшем эти навыки совершенствуются и развиваются на более сложном

материале.

Список литературы.

1.Алексеев А.Методика обучения игре на фортепиано.-М: «Музыка»,1982.

2.Барендбойм Л.Путь к музицированию. -Л: «Советский композитор»,1979.

3.Готлиб А.Основы ансамблевой техники.-М.,1971.

4.Зеленин В.Работа в классе ансамбля.- Минск,1979.

5.Сорокина Е.Фортепианный дуэт.История жанра.-М: «Музыка»,1988

6.Тимакин Е.М.Воспитание пианиста. М: «Сов.композитор», 1989.

7.ЦыпинГ.М.Обучение игре на фортепиано.-М: «Просвещение»,1984



В раздел образования