Авторы: Турсунова Людмила Геннадьевна, Нанактаева Александра Александровна
Должность: преподаватели по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №7 им. П.К. Марченко"
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над ансамблем в младших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение
Формы музицирования в классе ф-но
Цель и специфика обучения детей в классе фортепиано-воспитание грамотных
любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих
способностей ,музыкально-художественного вкуса,а при индивидуальных
занятиях-приобретение чисто профессиональных навыков музицирования:игра в
ансамбле,подбор по слуху,чтение с листа,транспонирование.
Зажечь,заразить ребенкажеланием овладеть языком музыки-главнейшая из
первоначальных задач педагога.
В классе ф-но применяются различные формы работы. Среди них особыми
развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование.
Коллективное инструментальное музицирование - одна из доступных форм
ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий
предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и
удовольствие от совместного музициривания с первых дней обучения - залог
интереса к этому виду искусства - музыке. При этом каждый ребенок становится
активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в
данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе,
дружелюбной атмосфере.
Педагоги практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует
ритмику,совершенствует
умение
читать
с
листа,является
незаменимой
в
выработке
технических
навыков
и
умений,
необходимых
для
сольного
исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств,
к а к
в н и м а т е л ь н о с т ь ,
о т в е т с т в е н н о с т ь ,
д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь ,
целеустремленность,
коллективизм.
Еще
важно
то,
что
ансамблевое
музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.
Ансамбль - от французского ансамбле означает вместе, а фортепианный
ансамбль-это уникальный муз. Жанр, объединяющий музыкантов одной
специальности. Находись вместе за одним инструментом, или на двух
инструментах, исполнители должны, с одной стороны, дополнять друг друга, с
другой стороны, сохранять свою индивидуальность.
Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал
интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового
фортепиано. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух
пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались
неведомые регистровые краски - а новый гомофонный стиль в этом нуждался. К
началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная
самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная
литература. Для ф-но в 4 руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.
Современные пособия для начинающих учащихся-пианистов включают
разнообразный материал для игры в 4 руки.В педагогической практике широко
используются такие сборники-
1. В. Игнатьев, Л. Игнатьев « Я музыкантом стать хочу»
2. М. Соколова «Маленький пианист»
3. И. Королькова, В.Пороцкий «Малыш за роялем»
4. Л. Баренбойм, Н.Перунова «Путь к музыке»
5. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
6. Николаев «Школа игры на фортепиано»
7. О. Геталова, И. Визная «В музыку- с радостью»
8. И. Королькова «Крохе музыканту»
9. И. Королькова «Хочу быть музыкантом»
Навыки ансамблевой игры
Подготовка к игре в полноценном ф-ном ансамбле начинается буквально с первых
уроков обучения игре на фортепиано. Учащемуся предлагается играть простую
попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный
аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях(T-D-T),(T-S-
D-T). Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в
гармоническом плане, и поддерживает его интерес к занятиям,это особенно
важно на начальном этапе,когда исполнительские возможности учащегося пока
еще малы. Такое тесное сотрудничество способствует наибольшему
взаимопониманию педагога и ученика.
Однако, как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать,
готовы к такому сотрудничеству. Слыша параллельную звучащую партию
педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом,
некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В
таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, постепенно готовя
ученика к совместному исполнительству.
Это можно сделать следующим образом:
-для начала предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе,
уточнить у него готовность к этому.
-изначально педагогу надо исполнять только фрагменты аккомпанемента,
например, линию баса, придерживаясь нюанса «пиано», постепенно добавляя
оставшиеся элементы фактуры.
-специально познакомить ученика с партией сопровождения, выявляя в ней
сходства и отличия с партией ученика.
Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в
некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он
играет и аккомпанемент, в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик
освоит ноты басового ключа, он может попробовать свои силы в игре «вторых»
партий, в то время, как педагог будет играть первую.
Таким образом, как уже было отмечено, игра с педагогом закладывает в
учащегося базовые основы и навыки игры в ансамбле, помогает получить
представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный ансамбль
и готовит юного исполнителя к следующему этапу обучения - совместной игре с
другим учеником.
При формировании фортепианного дуэта педагог, прежде всего, должен учесть
индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий
музыкальный материал.
Жанр фортепианного ансамбля.
Существует 2 вида дуэта-на одном или двух роялях.
1)Фортепианный дуэт на 2-х роялях получил наибольшее распространениев
профессиональной концертной практике.
2)Игра в 4 руки на одном ф-но практикуется главным образом в сфере домашнего
музицирования, музыкального самообразования, учебных занятиях.
3)Есть еще одна форма фортепианного ансамбля - восьмиручная игра на двух
фортепиано. Такое «квартетное» исполнение приносит несомненную пользу в
ДМШ. Объединение в ансамбле 4-х участников способствует развитию чувства
коллективной ответственности еще в большей степени, чем игра в дуэте.
Занятия ансамблем начинается с составления дуэта. Партнерами могут быть
1)преподаватель-ученик
2)кто-либо из членов семьи - ученик. Это доставляет большую радость ребенку
3)два ученика. Партнерами в этом случае выбираются по возможности дети
одного возраста и одинакового уровня подготовки.
Основы техники музыканта – ансамблиста предопределены уже самим
названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически грамотное
ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронное звучание
всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех
партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов
звукоизвлечения и фразировки
ПОСАДКА
Посадка при четырехручной игре за одним инструментом отличается тем, что
каждый имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры
должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг
другу, особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении
(один локоть под другим).
Ауфтакт
Одновременное звучание обычно достигается незаметным жестом одного из
участника ансамбля. В данном случае прием дирижерского замаха, ауфтакта -
легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям
одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения
естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.
Синхронность вступления достижима легче, если речь идет о звуке (аккорде),
находящемся на сильной доле такта.
Более сложные задачи ставит совместное в начале произведения синкоп, затакта
фраз и т.п. Оно требует более искусного «сигнала»и особой договоренности
участников ансамбля.
Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность
начала. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть
«подсказан» одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука
достигается значительно легче, если партнеры чувствуют темп еще до начала
игры.
СИНХРОННОСТЬ
Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно
выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить повествования в
перерывах звучания, понимать выразительное значение длительной паузы или
выдержанного звука. Самый простой и эффективный способ преодолеть в паузах
ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления - знать звучащую
у партнера музыку (поиграть ее). Партию партнера нужно знать и напевать во
время домашних занятий.
При совместной игре в самом начале нужно избрать медленный темп, чтобы
избежать частых запинок и перебоев. Оба играющих сообща разбирают каждое
созвучие; все наиболее важное должно выделяться достаточно выпукло,
второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем. С этой целью
рекомендуется такое упражнение: каждый из партнеров играет только одной
рукой. Можно прорепетировать отдельно оба ведущих голоса. Каждый из
исполнителей должен внимательно и критически вслушиваться во всю
многообразную динамику ансамбля.
Педаль
К задачам совместной тренировки относится также и точное распределение
педали, что устанавливается обоими партнерами. Она обслуживается главным
образомисполнителем нижней партии, где она должнабыть в таком случае
обозначена. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, т.к. из-за
неумелого применения педали фактура басовой партии, часто достаточно
плотная, может приобрести еще большую тяжеловесность.
РИТМ
Велико также и значение ритмической точности при игре в ансамбле. В области
темпа и ритма индивидуальные особенности исполнителей сказываются очень
отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа и ритма
при совместной игре может резко нарушить синхронность.
Основные задачи работы над ритмом: найти художественно наиболее
выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка,
овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм
гибким и живым.
Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые
ансамбли, способствуют выработке ряда игровых приемов и навыков, которые
относятся к процессам развития чувства ритма. Важнейший из этих навыков -
воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.
На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как
мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Хорошо если
партия педагога будет представлять ровную пульсацию, заменяя ученику счет.
Играя вместе с педагогом, ученик находиться в определенных метроритмических
рамках. Необходимо «держать» свой ритм делает усвоение различных
ритмических фигур более органичным. Такой ритмике способствует разучивать
примеров с текстом.
Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения мерной
пульсации, выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа.
Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный
темп в каждом конкретном случае, но и формирует у ученика верное
темпоощущение.
Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической
единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле
большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у
партнеров единого темпа.
В ансамбле темпоритм должен быть коллективным. Отсутствие ритмичной
устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденции к
ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности -
эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; в стремительных
пассажах; а также в сложных для исполнения местах - желание скорее
«проскочить» опасный такт.
Если недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается
верным помощником. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают
некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных
погрешностей исполнения.
В ансамблевой игре существуют определенные ритмические принципы: ведущим
в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого в данный
момент находятся наименьшие длительности.
Ансамблисты должны стремиться к совпадению опорных долей без
вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной длительности
несовпадающих долей.
ДИНАМИКА
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств.
Динамика исполнения отдельной партии в равной степени зависит от того, что
играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности изложения
обеих партий. Здесь следует отметить организующую роль второй партии как
основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастаниях.
Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план
произведения. Нужно определить кульминацию; постепенное усиление или
уменьшение громкости. Внезапные контрастные силы звучания существенно
влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом.
Несогласованность с партнером, непродуманное применение динамического
нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание
единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной
совместной игры.
ШТРИХИ
В ансамблевой игре важны тождественность приемов звукоизвлечения. Большого
внимания требует тщательная работа над штрихами, в процессе которой
происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной
формы ее выражения.
Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии отдельно,
т.к. штрихи в ансамбле взаимосвязаны. Лишь при общем звучании обеих партий
может быть определена художественная целесообразность и убедительность
решения любого штрихового вопроса. Выбор приемов звукоизвлечения связан с
характером исполняемой музыки, со стилевыми особенностями исполняемого
произведения.
Внимательное чтение нотного текста, прослушивание его внутренним слухом и
первые попытки исполнения пробуждают творческую фантазию. Одновременное
или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от
ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат.
Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать
общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью
следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в записи. Затем
необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Помимо этого
познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем
изучаемого произведения.
Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является
работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться
фразировкой, штрихами, ритмом и т.п.
После предварительного совместного прочтения нового произведения наступает
период репетиций. Успешность ансамблевых репетиций непосредственно зависит
от творческой активности каждого из участников ансамбля. Конечная задача,
стоящая перед ними - создание продуманной интерпретации художественного
образа произведения и яркое убедительное его воспроизведение.
Таким образом, после первого года совместной игры в ансамбле, учащиеся
должны овладеть развитыми навыками ансамблевого мышления:
-умение вместе вступать и заканчивать произведение;
-умение играть вместе;
-обладать ритмическим и темповым единством;
-понимать функции своей партии;
В дальнейшем эти навыки совершенствуются и развиваются на более сложном
материале.
Список литературы.
1.Алексеев А.Методика обучения игре на фортепиано.-М: «Музыка»,1982.
2.Барендбойм Л.Путь к музицированию. -Л: «Советский композитор»,1979.
3.Готлиб А.Основы ансамблевой техники.-М.,1971.
4.Зеленин В.Работа в классе ансамбля.- Минск,1979.
5.Сорокина Е.Фортепианный дуэт.История жанра.-М: «Музыка»,1988
6.Тимакин Е.М.Воспитание пианиста. М: «Сов.композитор», 1989.
7.ЦыпинГ.М.Обучение игре на фортепиано.-М: «Просвещение»,1984