Автор: Тезикова Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 20 имени Героя Советского Союза В.Б. Миронова"
Населённый пункт: город Саранск, республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Формирование прочных умений и навыков при изучении геометрии
Раздел: полное образование
«Формирование прочных умений и навыков при изучении
геометрии.»
Давно уже стало аксиомой, что на уроке важно не только и даже не
столько передавать ученикам новую информацию, сколько формировать у них
умение и потребность учиться.
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся
умений
и
навыков
по
применению
изучаемого
материала
на
практике.
В
математике
необходимо
выработать
навыки
устного
счета,
умение
решать
примеры
и
задачи,
пользоваться
измерительными
приборами,
переносить
усваиваемые знания на решение задач по физике и химии.
Умения и знания формируются в процессе упражнений. Сущность этого
метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, то есть
тренируются в применении изучаемого материала на практике и таким путем
углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а
также развивают творческие способности и дарования.
На
организацию
тренировочной
деятельности
оказывает
влияние
характер тех умений и навыков, которые нужно выработать у учащихся. В этом
смысле можно выделить:
─ устные упражнения;
─ письменные упражнения;
─ практические упражнения, связанные с проведением измерительных работ, с
выработкой умений обращаться с инструментами.
Для организации тренировочных упражнений по применению знаний на
практике существенное значение имеют те закономерности, которые лежат в
основе формирования умений и навыков. Этот процесс условно расчленяется
на следующие этапы:
1 этап – учитель, опираясь на знания учащихся, объясняет им цель и задачи
успешной тренировочной деятельности.
2 этап – показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение.
3 этап – первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению
знаний на практике.
4 этап – последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на
приобретение практических умений и навыков.
Но если в основе овладения знаниями и тренировочными упражнениями
учащихся лежит лишь воспроизводящая деятельность, тогда их мышление и
деятельность
идут
как
бы
по
накатанному
пути.
Это
не
способствует
умственному
развитию
школьников.
Поэтому,
чтобы
развивать
умственные
способности
учеников,
учащимся
приходится
усвоенные
мыслительные
операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других
условиях.
Непременным
условием
высокой
результативности
образования
является активная самостоятельная работа учащихся по изучению математики,
ее основных идей и методов, ее практического приложения.
Активная
самостоятельная
деятельность
предполагает
наличие
у
учащихся многих умений, основными из них являются:
─
работа с книгой;
─ работа по образцу, решение задач стандартного вида;
─ составление плана решения задачи, доказательства теоремы;
─ прогнозирование и анализ результатов;
─ классификация, систематизация учебного материала;
─ установление связей нового материала со старым;
─ самоконтроль.
Я остановлюсь на формировании некоторых из них.
Важность обучения планирования любой деятельности, в том числе и
учебной несомненно. Но прежде чем научиться планировать, учащихся надо
научиться пользоваться готовым планом.
Навыки работы учащихся по плану особенно успешно развиваются на
уроках
геометрии.
Так,
в
9
классе,
прежде
чем
получить
вывод
формулы
расстояния между двумя точками в общем виде можно предложить задачу:
«Найти расстояние между точками А и B, если А(4;2), B(1;6)».
План решения задачи:
1.
Построить
точки
по
координатам
и
провести
через
них
прямые,
параллельные осям координат и пересекающиеся в точке С.
2.
Определить вид
ABC.
3.
Вычислить длину катетов AC и CB.
4.
Сформулировать
теорему,
которую
можно
использовать
для
вычисления
отрезка AB. Найти AB.
5.
Записать в общем виде формулу для вычисления длины отрезка AB.
Работа
по
плану,
инструкции,
описанию
алгоритма
связана
с
математическим
текстом,
имеющим
известные
отличия
от
привычных
для
учащихся
текстов
учебников
по
гуманитарным
дисциплинам.
В
развитии
самостоятельности школьников, обучение работе с математической литературой
занимает
важное
место,
о
формирование
соответствующих
умений
также
требует специальных приемов. Сначала учащимся предлагается выделить в
тексте изучаемого по учебнику материала главное, найти ответы на вопросы,
составить план прочитанного.
Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует
специальных
приемов
работы
учителя.
В
частности,
важно
осуществить
–
особенно при решении задач – классификацию материала, обеспечивающую
постепенное развитие такого умения.
Например,
при
решении
задач
по
теме
«Признаки
равенства
треугольников» можно выделить три типа решения задач. В задачах первого
типа условия сразу «подходят» под определенный признак, во втором случае
приходится самостоятельно убедиться, что здесь применяется тот или иной
признак,
наконец,
в
третьем
требуется
рассмотреть
несколько
пар
треугольников, доказать их равенство, применяя несколько признаков.
Успех
самостоятельной
работы
не
редко
зависит
от
умения
систематизировать учебный материал.
Например,
в
9
классе
при
изучении
темы
«Решение
треугольников»
применяются теоремы синусов, косинусов и следствий из них. Выделив четыре
основных типа задач на решение треугольников, можно показать план решения
задач каждого типа, как это предусмотрено учебником, а затем предложить
выбрать из системы задач те, которые относятся к каждому типу.
Остановимся на формировании еще одного умения – умения связывать
ранее полученные знания с тем, что изучается сейчас.
Например, при переходе от одного признака равенства треугольников к
другому, можно предложить такие задания: сравните условия и заключения
обеих теорем, выявите, чем они похожи, а чем отличаются; проверьте нельзя ли
использовать старый план; что в нем нужно изменить; нельзя ли использовать
прежний чертеж и т.д.
Одна
из
сторон
самостоятельного
мышления
–
сформированость
привычки к самоконтролю и умений его проведения. Здесь учащемуся можно
предложить
несколько
рекомендаций,
например,
дать
рецензию
на
ответ
товарища, проверить решение задачи.