Напоминание

Моё видение комплектования класса балалайки и домры в ДМШ, ДШИ.


Автор: Крючихин Владимир Алексеевич
Должность: преподаватель отделения народных инструментов
Учебное заведение: колледж им.В.К.Мержанова при Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: г.Тамбов,Тамбовская область
Наименование материала: Моё видение комплектования класса балалайки и домры в ДМШ, ДШИ.
Тема: Моё видение комплектования класса балалайки и домры в ДМШ, ДШИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Крючихин Владимир Алексеевич преподаватель отделения народных

инструментов колледжа им. В.К. Мержанова при ТГМПИ

им.С.В.Рахманинова

Моё видение комплектования класса домры и балалайки в ДМШ

При освоении русских народных щипковых инструментов (домра и

балалайка) в рамках устоявшихся программ для ДМШ и ДШИ детям трудно

запомнить

ноты,

трудно

извлекать

звук,

следить

за

целым

рядом

исполнительских

технологий. В результате дети теряют интерес прямо в

самом начале рутинной работы по освоению инструментов. И как следствие,

мы теряем контингент учащихся. Наблюдая

реакцию детей в классе в

различных

формах

их

музыкального

общения

(дуэты,

трио,

квартеты,

ансамбль,

оркестр),

заметно,

что

дети

особенно

активизированы

в

коллективном творчестве. В рамках статьи на основе многолетнего опыта

будут передоложены подходы к решению данной проблемы.

Оказалось, что легко

преодолеть трудности в овладении счётом нот,

показав это на простом и понятном предмете, например яблоке, сравнив

деление целого яблока на доли с целыми, половинными, четвертными и т.д.

нотами, сопровождая разъяснения записью нот различной длительности.

Начнём изучать инструмент домра (на занятиях одновременно могут

присутствовать до 20 учащихся). Пишем на доске нотный стан, скрипичный

ключ, размер 4/4, темп игры, динамику под нотным станом и приём игры

пиццикато большим пальцем.

Тема урока

1.

Строй инструмента домра

2.

Приём игры

3.

Темп

4.

Динамика

5.

Длительность нот

6.

Коллективная игра

1.1.Упражнение. На нотном стане в первом такте пишем целую ноту Ре

второй октавы (первая струна) и просим детей извлечь этот звук большим

пальцем

правой

руки.

Дети

просчитывают

ноту

вслух,

тем

самым

контролируют

сами

правильность

счёта

отведённого

на

целую

ноту.

Во

втором

такте

пишем

ноту

Ля

первой

октавы

и

просчитываем

её

вслух,

извлекая её приёмом игры пиццикато. В третьем такте пишем на нотном

стане ноту Ми первой октавы и проделываем всё то же, что и с первыми

двумя

нотами.

Таким

образом,

мы

сыграли

строй

инструмента

целыми

нотами. Для того чтобы соблюсти форму, желательно после третьего такта

сделать и четвёртый такт, написав на нотном стане ноту Ля первой октавы.

В следующем проигрывании добиваемся, чтобы не было остановок

после

каждого

такта,

т.е.

сыграть

ритмично.

Как

только

мы

добились

ритмичного

исполнения,

к

игре

добавляются

звуки

аккомпанемента,

Концертмейстер

(баян

или

аккордеон)

играет

аккорды

первой

степени

родства

в

тональности

Ля

мажор

или

Ля

минор:

РЕ,

ЛЯ,

МИ,

ЛЯ.

Концертмейстер

может

на

эти

оркестровые

аккорды

добавлять

русские

народные мелодии (« Цыганочку», «Частушку» и т.д.), и в результате мы

получили очень сильный организующий эффект.

1.2. Проделываем такую же работу на тему изучения половинной ноты.

1.3. Проделываем такую же работу с изучением четвертной ноты.

1.4.Завершаем изучение этих трёх упражнений безостановочным их

проигрыванием как единого целого с завершением на первом упражнении. В

результате мы получили развёрнутую композицию в форме периода.

После

проигрывания

этих

упражнений,

соединённых

в

единую

композицию, мы объясняем понятие темпа, динамики, образности, размера,

приёма или приёмов игры, тактовой черты, репризы, в которых игралась эта

композиция.

Вся эта работа вместе с пояснениями и проигрыванием занимает от 10

до15

минут.

По

существу

дети

ещё

не

умеют

играть,

и

они

играли

упражнения для понимания счёта нот, а в результате они вышли с урока с

полным пониманием технологического порядка исполнения музыкального

произведения. Это в последующем облегчает обучение

оркестрантов и

исполнителей.

Тема урока исчерпана.

После такой творческой работы учащиеся

уже никогда не уйдут из

Вашего класса, они уже навсегда к Вам «прикипели». И понравилась им

быстрота освоения начального этапа обучения.

Далее в том же ключе продумываем каждый урок с целью дальнейшего

освоения

инструмента

и

творческого

развития

самого

юного

музыканта.

Проделываем такую же работу с детьми, которые осваивают балалайку. И так

разрабатываем поурочно программу на 5 лет обучения. На выходе в 5-м

классе мы получаем хороших музыкантов.

Практический материал по данной проблеме широко отражен автором

статьи в хрестоматии [2].

Список литературы:

1.

Александров А. Я. Школа игры на домре. – М.: Музыка, 1983. –

174 с.

2.

Крючихин

В. А.

Хрестоматия

для

детского

подросткового

оркестра

русских

народных

инструментов.

Тамбов,

2011.

574 с.

3.

Илюхин А. С. Самоучитель игры на балалайке. – М.:1996.- 87с.

4.Давыдова Е.В. Запорожец С.Ф. Музыкальная грамота выпуск

первый. - М.:1966.172с.

5.

Лисин Н.Г. Русские народные песни Тамбовской и Читинской

областей. - Тамбов, 2007. 250с.



В раздел образования