Напоминание

"Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста"


Автор: Прыткова Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Каневской СРЦН"
Населённый пункт: станица Новоминская Краснодарский край Каневской район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Материал подготовила

Воспитатель отделения

диагностики и социальной

реабилитации

Маргарита Николаевна Прыткова

«Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Цели и методика применения» - обмен опытом
Театрально-игровая деятельность детей − это интегрированный вид деятельности. Она включает элементы игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности, которые объединены единым сценическим решением в кукольном представлении или драматизации. О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Знают воспитатели и о том, что для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх − всегда праздник. Поэтому для детей дошкольного возраста достаточно часто используют эти виды самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей. -Театральная игра Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. -Ритмопластика Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Культура и техника речи Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Дети, поступающие в учреждение, как правило имеют искаженное представление о нравственности, о правилах и нормах поведения в обществе. Также, следует отметить, что дети, перенесшие эмоциональное насилие, с недоверием относятся к окружающим людям. Им недоступны эмпатийные переживания. Это является одной из причин нарушения адаптации и интеграции несовершеннолетних в обществе. В связи с этим, одним из важных направлений в реабилитационной работе с воспитанниками старшего дошкольного и младшего школьного возраста является формирование у них нравственных чувств и коммуникативных навыков. Вместе с тем, одной из важных задач коррекционной работы является обогащение эмоционального опыта детей, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе. Педагогический опыт показывает, что использование театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми эффективно сказывается на процессе реабилитации воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особая роль театрализованной деятельности заключается в создании положительного эмоционального фона у детей. Особенно это важно для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Кукольный театр вносит разнообразие в жизнь детей, дарит им радость, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Старший дошкольный и младший школьный возраст – периоды, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, самооценка, определяется отношение к окружающему миру. Поэтому очень важно детям этого возраста показать пример дружбы, взаимовыручки, отзывчивости, нравственности. Дети этого возраста очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, охотно дают им советы и предупреждают об опасности. Ценность кукольного театра также заключается в том, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищён. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать своё смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигуркой», или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопониманию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект. Таким образом, театрализованная деятельность, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога. Одевая на руку куклу, ребенок передает ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Участие в театрализованной деятельности положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков воспитанников, учит детей взаимодействовать в коллективе сверстников. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). Театрализованная деятельность ориентирована, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Связь драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках музыкальных сказок образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест. Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировка песен, театральные этюды, развлечения, фольклорные праздники, сказки, театрализованные представления. В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть « хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность. Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков. В результате работы педагога с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование у детей качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выразительное чтение сказки. Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста. Использую театрализацию в разных видах деятельности пед. процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Бабушка - Сказушка из театра «Куклы на платках» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр. С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Велико и воспитательное значение театрализованных игр. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
Десять причин читать сказки для детей
В последе время чтение книг становится все менее распространенным явлением. О традиции читать сказки для детей вслух не нужно забывать. Вместо музыкальных записей стоит выбрать обычные печатные издания. Каковы причины того, что нужно рассказывать на ночь сказки? Дело в том, что они могут стать помощниками в воспитании ребенка. При помощи того или иного сюжета дети могут узнать что-то новое, научатся жить правильно, избавятся от своих страхов. Порядок в доме и уме Первая причина читать сказки для детей - в том, что чтение вслух поможет упорядочить мир ребенка. Малыш начнет лучше понимать, что такое добро, зло и где грань между ними. Пусть для взрослых ситуации, описанные в книге, кажутся надуманными. Для ребенка не имеет значение, является ли рассказ выдумкой или былью. Главное, чтобы сказка была насыщена событиями. Сказки – прекрасная альтернатива телевизору. Согласно утверждению детских психологов, современные дети стали более агрессивными. Причина тому - длительное просиживание перед экраном телевизора. Если сказки способны развить в ребенке положительные качества, то экран развивает только апатию и жестокость. Хорошие манеры Человек не рождается с хорошими манерами. Их нужно развить в ребенке. Для этого следует читать сказки для детей. Детям и взрослым свойственно ассоциировать себя со сказочными героями. Персонажи подают пример ребенку, что следует делать, а что не следует. Дети не очень любят сказки молодости мам и пап. Лучше всего выбирать современные сказки и сюжеты с такими знакомыми героями как Гарри Поттер, Питер Пен, капитан Джек Воробей. Сказка «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Кима Фукса Окесона поднимает вопрос о нестандартных детях. В одной семье с нетерпением ждали ребенка, но вместо него на свет появилась обезьянка. Родителям предоставляет
возможность поменять малыша. Но они понимают, что нестандартные дети самые дорогие. Правильные книжки желательно читать вместе с ребенком. Читать сказки для детей полезно не только детям, но и взрослым. Сказка «Лягушонок» Якоба Мартина Стрида рассказывает о хулиганах. Размеренная жизнь пары лягушек заканчивается с появлением капризного малыша. Шалуна постоянно ругают за то, что он моет книги с мылом, засовывает телефон в духовку. Постоянные ссоры и нравоучения приводят к тому, что лягушонок решает сбежать из дома. Найдя ребенка, родители решают принять все его недостатки. Поднимают настроение Сказки способны помочь ребенку в трудные моменты, поднять настроение и утешить. Большие перемены в жизни ребенка легче пережить, если рядом с ним сказка. Сказки будут незаменимы, если ребенок первый раз идет в детский сад или школу. Потрясением для малыша может стать переезд в другой город. Во многих современных семьях ребенок воспитывается перед экраном телевизора или компьютерного монитора. В результате у него развивается зрительная память, а вот информация на слух начинает восприниматься хуже. Возникают сложности в обучении, при восприятии информации от учителя, в общении со сверстниками. Избавляют от страхов Дети, так же как и взрослые, думают и боятся смерти. Фильмы ужасов только вселяют в ребенка страх. Жанр хоррор создавался специально для того чтобы держать человека в напряжении. Но детская психика окончательно не сформировалась, и ужастики могут быть опасными для ребенка. Побороть страх смерти поможет книга Кима Фупса Окесона «Как дедушка стал привидением». Мальчик Эсбен говорит, что видит привидение своего дедушки. Ему никто не верит. В ночных беседах ребенок вспоминает лучшие моменты жизни, и разговоры с дедом объясняют ребенку, что горе помогает пережить только добрая память о близких людях. Развивают воображение Сказку вовсе не обязательно читать полностью. Середину или заключение можно оставить на потом, чтобы ребенок сам придумал продолжение. Тем самым развивается воображение, и малыш учится высказывать свои мысли вслух. Закрыв книгу на середине, можно побороть в ребенке страх говорить о своих мыслях. Таким образом, можно привить ребенку желание выступать на публике. Если читать сказки вслух, то можно развить в ребенке любовь к чтению и к литературе. Малышам нравятся даже не столько книги, сколько сама атмосфера чтения. Ребенку нужно внимание. Чтение вслух в полной мере обеспечивает его. Улучшают мозговую деятельность В результате чтения вслух в мозгу образуются миллионы соединений нейронов. Тем самым улучшается мозговая деятельность. Чтение вслух рекомендуется детям с замедленным умственным развитием. Ребенок пополняет свой словарный запас, учится правильно составлять предложения. Перед сном лучше остановиться на сказках со спокойным сюжетом. Помимо чтения можно играть в сказки. Разыгрывание сцен из любимых сказок поможет ребенку побороть стеснительность. Действие можно разыгрывать не на сцене, а на доске для рисования. Избавляют от капризов Капризным ребенок становится либо в возрасте 3–4 лет, либо из-за неправильного воспитания. Сказки помогут справиться с самыми капризными детьми. Как выработать у
младшего школьника послушание? Можно сказать ему, что после двух страниц классики в день разрешается играть в видеоигры. Это вовсе не ультиматум, а компромиссное решение. Не нужно бояться ставить условия. У ребенка должны вырабатываться определенные границы поведения, иначе он станет распущенным. Собранность, дисциплинированность и спокойствие – это качества, которые вырабатываются у ребенка мамиными условиями. Для матерей-одиночек Сказки могут стать отличными помощниками родителям-одиночкам в воспитании своего ребенка. Ребенок, который растет без отца, не должен чувствовать себя лишенным чего-то, обездоленным. Читать сказки вместе с дочерью или сыном - значит, показывать свою любовь. Дети, которые воспитываются матерями одиночками, могут вырасти жадными и жестокими. Поэтому очень важно стараться проводить больше времени с малышом, читать ему вслух. Некоторые мамы полагают, что на мальчике отсутствие отца сказывается больше, чем на поведении девочки. Еще Фрейд подмечал крепкую эмоциональную связь девочки и папы. Если дочка растет без папы, то у нее может сформироваться неправильное представление о мужчинах. Лечат от гиперактивности Мнения ученых относительно того, является ли чрезмерная подвижность ребенка болезнью или уникальностью, расходятся. Но сказки – это лекарство от всех болезней. Сказка помогает нормальным и особенным детям, у которых свои проблемы. Мнение, что гиперактивность в подростковом возрасте превратится в дар, - всего лишь заблуждение. Неуемную энергию ребенка нужно сдерживать. Ее следует направлять в нужное русло. Прекрасный вариант – читать книги. У детей с повышенной двигательной активностью рассеяно внимание. Ребенок часто отвлекается, не может сосредоточиться на чем-то конкретном. Тесный контакт со взрослым при чтении книги вслух станет средством коррекции поведения ребенка. Читать вслух Дети нуждаются, в том, чтобы взрослые читали им вслух. Для успешного формирования ребенка такое чтение имеет исключительное значение не только до тех пор, пока ребенок сам не научился читать, но и в более позднем возрасте. В последние годы наблюдается резкое сокращение чтения детям. Из-за этого наблюдается плохой уровень коммуникативных навыков у молодых людей, стоящих на пороге взрослой жизни и у начала собственной карьеры. За счет роста присутствия технологий в нашей жизни у многих ухудшились навыки чтения и записи, а у подрастающего поколения они недостаточно развиваются. Бесчисленные часы телевидения, к сожалению, во многом заменили прочтение книг. Конечно же, это вовсе не так плохо, что существует большое количество качественных и интересных мультфильмов, но они не должны заменять чтение книг. Кроме того в нашем обществе наблюдается резкое снижение количества родителей, которые тратят свое время для чтения детям. Однако чтение вслух крайне важно как для развития коммуникативных способностей ребенка, так и для налаживания более тесных взаимоотношений между ним и родителями. Но чтение вслух не подразумевает только простого прочтения текста – это комплексный педагогический процесс, включающий в себя такие моменты как, например, обсуждение текста, рассматривание иллюстраций к нему, оценочную деятельность ребенка и т.д. Сказки на ночь В этой статье будет рассказано о некоторых аспектах, на которые Вам следует обратить внимание, чтобы эффективно организовать чтение и помочь развитию навыков
общения ребенка. Эта статья, прежде всего, сосредоточена на детях дошкольного возраста и младшего школьного, потому что именно в этот период происходят самые значимые, формирующие изменения в жизни ребенка. Как сделать чтение вслух более эффективным: Какие тексты? Книги для домашнего чтения вслух могут и должны включать в себя более сложное содержание, чем текущий уровень развития ребенка. Маленькие дети могут понимать книги и со сложным содержанием, их слуховое восприятие и понимание намного выше, чем их возможности разобраться в письменных знаках. Таким образом, чтение более сложного материала вслух в значительной степени будет способствовать процессу познания ребенком окружающего мира. Какое должно быть обсуждение? Одной из наиболее эффективных стратегий чтения вслух является обсуждение того, что читается. Качественная дискуссия по поводу прочитанного расширит словарный запас, научит грамотно излагать мысли и научит конкретным правилам разговора, например, повествованию и объяснению. Обсуждение, в ходе которого дети будут размышлять над важными идеями рассказа, окажется наиболее выгодным по сравнению с тем, если они получат быстрый ответ. В ходе обсуждения следует разобрать нерешенные вопросы, чтобы дети описали и объяснили, что они поняли, вместо того, чтобы вспомнить отдельные слова из текста. Влияние картинок Картинки являются отличительной чертой детских книг, однако исследования показали, что наличие иллюстраций в книге не всегда полезно. Было установлено, что изображения в книге мешают способности ребенка представить самому картину происходящего. Дети полагаются на изображения, чтобы сделать свое представление и таким образом упускают возможность самим сделать представление о происходящем. В общем, изображения должны быть представлены детям лишь после того, как текст был прочитан и обсужден. Важность предоставления базовых знаний Было замечено, что во время чтения вслух дети ответили на заданные о рассказе вопросы, используя их собственное знания. Отсюда стало важно подчеркнуть разницу между тем, что ребенок получил из истории книги, а что является его собственным знанием. Например, в истории мы рассказали, что собака Тобик не любит куриные кости. И когда бы мы спросили ребенка, думал ли он, что Тобик хотел их, он бы сказал, да, на основе собственного опыта, но после некоторых полученных знаний, он сможет посмотреть на это с другой стороны. Развитие словаря Улучшение словарного запаса является очевидным преимуществом чтения, так как развитие навыков чтения предполагает увеличение словарного запаса. Одной из самых успешных стратегий в области улучшения словарного запаса – при чтении в вслух выбирать конкретные слова и разъяснять их смысл. Хорошо выбранное слово должно быть незнакомо ребенку, но должно быть из той категории, которое он сможет понять и уяснить. Хороший способ улучшить словарный запас, при чтении вслух выглядит следующим образом:
«Алексей отказывался покинуть школу без своего друга». “Отказываться” –это означает, что ты не будешь делать то-то или то-то по какой-то причине или без нее. Проговорите это вместе с ним, например: «Кто-то может не захотеть съесть еду, то есть он отказывается, или же он (она) отказывается идти на прием к зубному, потому что это страшно. Подумайте о том, что вы можете отказаться делать. Cами составьте с ребенком предложение, начав его с таких слов: «Я отказываюсь …» Это упражнение очень эффективно для увеличения словарного богатства вашего чада. Таким образом, учитывая приведенные выше аспекты организации процесса домашнего чтения, вы сможете помочь вашему ребенку на должном уровне развить навыки чтения и письма с самого раннего возраста, а также познакомить его с миром книг. Выгоды от чтения предостаточно, а полученные коммуникативные навыки никогда не окажутся лишними. И ребенок непременно скажет Вам «спасибо», когда вырастет. Список литературы 1. Безымянная О.Школьный театр (Текст)/ О.Безымянная. - М.:Рольф,2001. 2. Брун В.История костюма (Текст) /В. Брун, М. Тильке .-М.:ЗАО 3. Гегелло Н.В.Ширма поднимается выше. Из опыта работы кружков театра (Текст) /Н.В. Гегелло. - М.: Молодая гвардия,1962. 4. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам ( Текст)/ Т. Н. Караменко -М.: Просвещение,1980.


В раздел образования