Напоминание

"Наследие Средневековья"


Автор: Громов Андрей Андреевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г. Воскресенск
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Наследие Средневековья"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок по истории

«Наследие Средних веков в истории человечества»

6 класс

Цели: .

Образовательная: организовать деятельность обучающихся по закреплению основных событий по

истории средних веков; подвести учащихся к выводу, что значительная часть наследия Средневековья

сохраняется в наши дни.

Воспитательная: обеспечить условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к

истории средних веков.

Развивающая: обеспечить применение обучающимися умения работы с документом, текстом и

иллюстрациями; навыков работы в группе на основе толерантности и дисциплинированности;

навыков заполнения схем.

Тип урока– урок-игра с комплексным применением знаний и способов деятельности.

Технологии: игровая, гуманистическая, проблемная, технология развития исторического мышления,

икт-технология.

Оборудование:

1.

Презентация с познавательными вопросами, иллюстрациями, схемами.

2.

Иллюстрации по истории средних веков.

3.

Компьютер, мультимедийная презентация, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

-

Добрый

день!

Сегодня

мы

с

вами

заканчиваем

изучать курс

истории

средних

веков.

Это

существенный этап развития человечества, со своими особенностями, делающий его непохожим на

другие периоды человеческой истории.

Посмотрите

на

экран

и

попробуйте

расположить

буквы

в

правильном

порядке.

Что

у

Вас

получилось? (предполагаемый ответ: «Наследие Средневековья»)

Тема записывается на доске

Совершенно верно. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(предполагаемый ответ: обучающиеся дублируют тему или дают любые синонимичные фразы)

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(предполагаемый ответ: мы должны вспомнить и закрепить пройденный материал)

Молодцы! Закреплять пройденный материал мы сегодня будем с помощью исторического квэста,

который называется «Штурм крепости».

По итогам прохождения заданий вам нужно будет ответить на итоговый вопрос « Сохраняется ли

наследие Средневековья в наши дни?»

(вопрос записывается на доске)

Итак, вашим домашним заданием было разделиться на три команды, и придумать свое название,

связанное со Средневековьем, и выбрать капитана.

КАПИТАНЫ, Представьте свои команды. Молодцы!

Вопросы я буду задавать в строгой последовательности. В случае, если команда не отвечает на

вопрос или дает неполный ответ, то право ответа переходит к следующей команде, возможность

ответить каждой команде предоставляется один раз. За правильный ответ дается 1 балл. Команда,

которая наберет большее количество баллов, станет победительницей всей нашей игры, а члены

команды будут названы знатоками Средневековья! Мы начинаем наше виртуальное путешествие!

III. Работа по теме урока.

Итак, первое задание «РАЗМИНКА».

Вам всем известно, что средневековое общество – общество феодальное:

- Что такое феодальное общество?

- Какие сословия возникли в этом обществе?

- Какое сословие было самым низшим?

- Какие повинности несли крестьяне?

- А кому принадлежала земля? Кто такие сеньоры?

- Где и как они жили?

Молодцы! Переходим ко второму этапу «НАЙДИ ПАРУ».

Ребята, сейчас я буду называть вам слово, а ваша задача дополнить его вторым

- Меровинги и ……

- Рим и ……..

- Тривиум и …….

- Сеньор и ………

- Герцоги и ………

- Западная Римская империя и …….

- Король Артур и ……..

- Христиане и ………

- Мекка и ……..

- Библия и …….

- Барщина и ……..

- Герб и ………

- Мастер и……..

- Инквизитор и……..

- Палата лордов и ……….

Молодцы. - КОНКУРС КАПИТАНОВ -.

На ваших столах находятся карточки с заданием. В течение одной минуты постарайтесь ответить на

вопрос и заполнить таблицу.

Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

А как вы думаете, в наше время есть рыцари? Какими еще качествами он должен обладать? Какие

поступки должен совершать рыцарь? Кто-нибудь из вас считает себя рыцарем?

А сейчас после ожесточенных сражений сделаем небольшую паузу

Физминутка ( 1 минута) – Войско в походе

Молодцы! Переходим к третьему этапу «ТЕРМИНОЛОГИЯ».

Какой период охватывает история средних веков? (V-XVвека)

Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (феод)

Что такое феод?

Кто такой сеньор? (человек, который выдает землю)

Кто такой вассал? (человек, который получал землю)

Отношения между сеньорами и феодалами представляли собой феодальную лестницу. Что это?

Кто такие рыцари? (мелкие феодалы, который несли военную службу)

Что такое рыцарский турнир? (состязание рыцарей за свою честь, достоинство и сердце прекрасной

дамы)

Как мы помним, рыцари были участниками крестовых походов. Как называли таких рыцарей и

почему? (крестоносцы)

Кто являлся организатором крестовых походов? (папа Римский)

Кто такой папа римский?(Глава Римской католической церкви)

Как назывался церковный суд над еретиками?(инквизиция)

Как назывались союзы ремесленников одной специальности?(цехи)

В ходе изучения истории средних веков мы с вами усвоили такие понятия, как «монархия»,

«республика», «парламент». Что такое монархия?(форма правления, при которой власть передаётся

по наследству от отца к сыну)

Что такое республика? (форма правления, при которой органы власти избираются народом)

Молодцы! Переходим к четвертому этапу «ПРОТИВНИКИ-СОЮЗНИКИ».

Иннокентий III – крестоносцы (союзники)

Норманны – Альфред Великий (противники)

Уот Тайлер – король и английская знать (противники)

Жанна д'Арк – английские феодалы (противники)

Крестоносцы – турки – сельджуки (противники)

Инквизиторы – папа римский (союзники)

Молодцы! Переходим к самому сложному заключительному этапу нашего квэста «О КАКОМ

СОБЫТИИ ИДЕТ РЕЧЬ».

Давайте потренируемся. Внимание на экран. Внимательно прочитайте текст и назовите

событие. (параллельно текст озвучивает учитель)

Вдруг слуга Милутин приезжает...

Начала расспрашивать царица:

«Что на поле Косовом случилось?»

Ей слуга Милутин отвечает:

«Все на поле Косовом остались.

Где погиб царь сербский, славный Лазарь.

Много копий там переломалось.

Восемь Юговичей там погибли,

Братьев ни один из них не предал,

До конца они в бою рубились.

Оставался целым только Бешко,

Он скакал со знаменем по полю,

Разгонял он воинов турецких,

Словно сокол голубей пугливых.

Милош тоже там погиб, царица!

Зарубил султана он Мурада

И посёк двенадцать тысяч турок.

Жив он будет в памяти у сербов.

Жив он будет в песнях и сказаньях,

Сколько жить и Косову, и людям»

Хорошо! Сейчас каждая из команд получит для работы свой текст и в течение двух минут

постарается ответить на указанные вопросы.

Команда 1

О чем идет речь? Какой это документ?

Мы, Иоанн, Божией милостью король Англии, повелеваем...

...12. Ни щитовые деньги, ни какая-нибудь иная подать не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему

совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена, и для этого должно выдаваться лишь умеренное

пособие...

14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием, мы повелим созвать архиепископов,

епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно...

39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключён в тюрьму, или лишён имущества, или объявлен стоящим

вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдём на него войной и не пошлём на него

наших вассалов иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны...

61. Мы жалуем, чтобы бароны избрали 25 баронов из королевства, кого пожелают. Если мы или кто-либо из слуг наших

какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, пусть четыре барона из 25 явятся к нам, указывая нам нарушение, и

потребуют, чтобы мы без замедления исправили его... А когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться

нам, как делали прежде...

Команда 2

Кому принадлежат эти слова и о каком событии идет речь?

«Дорогой дофин, бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение, дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а

затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в мире наше

королевство. Отныне оно будет принадлежать вам… ведь вы, Ваше высочество – законный наследник французского

престола.»

Команда 2

О каком событии идет речь?

От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, что народ Персидского царства,

упорный и мятежный, неверный Богу, вторгся в земли этих христиан, опустошил их грабежами, огнём, а церкви Божьи

либо срыл до основания, либо приспособил для своих обрядов. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень,

Спасителя нашего, которым ныне владеют нечестивые.

Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью и

едва прокармливает тех, кто её обрабатывает. Иерусалим - край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта

словно второй рай. И этот царственный град жаждет освобождения, он не прекращает молить о том, чтобы вы пришли

ему на выручку.

Пусть богатые помогут беднякам и на свои средства поведут с собою пригодных к войне.

Проверка данного задания

Подсчет итоговых баллов.

Ну что же, над крепостью взвился флаг команды…... Они вправе назвать себя Знатоками

Средневековья.

Давайте вернем к нашему вопросу, который я задал вам в начале урока «Сохранилось ли наследие

Средневековья в наши дни

?

(примеры обучающихся: произведения архитектуры, литературы,

порох, артиллерию, книгопечатание,

университеты, парламент и т.д)

ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ОКОЛО 10 МИНУТ ДО КОНЦА ПРЕДЛОЖИТЬ НАПИСАТЬ ПИСЬМО ЖИТЕЛЮ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. (ДАТЬ НА ЭТО 5 мин.) ЕСЛИ ВРЕМЕНИ НЕ ОСТАЕТСЯ ДАТЬ В КАЧЕСТВЕ

ТВОРЧЕСКОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

10) Рефлексия

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Что еще хотели бы добавить или изменить на уроке?

Я надеюсь, что наш урок и знания о Средневековье помогли вам не только преодолеть многие

учебные препятствия, но и сплотили вас. Благодарю всех за урок и желаю удачи в дальнейшем

изучении истории!



В раздел образования