Напоминание

Вопрос о правде в пьесе М. Горького "На дне"


Автор: Соболева Альбина Ахтямовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГА ПОУ "Дальневосточный технический колледж"
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вопрос о правде в пьесе М. Горького "На дне"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ВОПРОС О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Соболева Альбина Ахтямовна

преподаватель

КГА ПОУ «ДВТК»

Г. Уссурийск

«Творческие мастерские» в серии развивающих уроков имеет особое

местоположение. Приёмы этой технологии позволяют приблизить подростка

как к реальному обществу, в котором он живёт, так и к отдалённому прошлому.

Эта технология позволяет постичь художественное своеобразие мира, развивает

умение

работать

коллективно,

увидеть

тонкий

рисунок

индивидуального

в

общем узоре мироздания и из небольших

разрозненных деталей собрать

общую картину видения бытия.

Технология «Творческие мастерские» позволяет обучающемуся проявить

творческое мышление и выразить своё понимание вопросов, соотнести свои

возможности с реальностью жизни и фантазией, которая когда-то была так

близка подростку, - весёлой и понятной игрой.

Эта технология позволяет учащемуся привнести свой опыт, своё познание

мира, своё видение той или иной ситуации. Она учит подростка размышлять,

уметь советоваться с товарищем и, отстаивая свою точку зрения, не забывать

прислушиваться

к

товарищу,

а

иногда

принимать

точку

зрения

своего

одногруппника.

Новые педагогические технологии позволяют обучающемуся научиться

жить, работать, думать самостоятельно и коллективно, а мечтать и творить

индивидуально.

Приучая студента к совместной работе, новые технологии ничуть не

умоляют

индивидуальности

обучающегося,

они

определённо

учат

студента

понимать, что работать хорошо можно не только общепринятыми методами и

приёмами, а работать можно по-разному: видеть проблему

с разных точек

зрения

и

решать

эти

проблемы

как

индивидуально,

так

и

совместно.

Совместная

творческая

работа

определённо

выводит

обучающегося

на

абсолютно

новый

уровень

обучения,

позволяет

ему

не

бояться

творить,

говорить, отстаивать не только свою точку зрения, но и точку своих товарищей.

Технология

«Творческие

мастерские»

прививает

учащемуся

умение

логически

мыслить,

добывать

знания

самостоятельно,

уметь

слышать

и

слушать, читать и видеть в читаемом самое главное, нужное, новое. Учит быть

внимательным к слову, написанному кем-то и рождённому самим в творческом

порыве. Но самое важное – это умение учащегося мыслить. Не только знать

аксиомы, не просто повторять прописные истины, а уметь посмотреть на одну и

ту же ситуацию с разных точек зрения, обсудить её, сделать логический вывод и

представить ее, свою мысль, как единственно верную. Говорят, что в спорах

рождается истина… Так давайте спорить, творить!

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: Литература

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Вопрос о правде в пьесе Горького «На дне».

Система целей:

Дидактическая:

приблизить

обучающихся

к

реальному

опыту

постижения

художественного мира,

помочь увидеть судьбы героев с нестандартной точки зрения.

Развивающая:

развивать

умение

сжато

излагать

текст,

составлять

ответ

на

поставленный

вопрос,

сформировать

умения

воспринимать,

осмысливать,

делать выводы из полученного материала;

совершенствовать навыки анализа текста;

развить умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы,

достигать взаимопонимания, защищать свою точку зрения.

Воспитательная:

добиваться осознанности, что в любой ситуации человек всегда

делает свой нравственный выбор;

формировать активную жизненную позицию;

воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность

сопереживать.

Ключевые компетентности:

·

информационная

компетентность:

совершенствовать

умение

пользоваться первичной информацией и обрабатывать ее;

·

коммуникативные компетентности: совершенствовать умение готовить

выступление и выступать перед аудиторией, опираясь на план; давать оценку

деятельности одногруппника на занятии; умения работать в команде, разрешать

споры, слушать друг друга

ТИП ЗАНЯТИЯ: творческая мастерская

ВИД ЗАНЯТИЯ: комбинированный урок

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история, обществознание

Карточка обеспечения занятия

1.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

А) Фильм о начале 20 века;

Б) Оформление доски:

Левая сторона

«Эх, братцы! Много ли человеку надо?»

«Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за

любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он – свободен!..»

«Не обижай человека! А если меня однажды обидели – и на всю

жизнь сразу! Как быть? Простить?»

«Ведь ты… ты мной живёшь, как червь – яблоком!»

Середина доски

Тема урока. Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне».

Вопросы группам.

Транжира… Транжирить… Кто из героев и что растранжирил в

пьесе Горького «На дне»?

Кто из обитателей ночлежки живёт за счёт другого?

Почему герои пьесы (постоянные обитатели) не пытаются изменить

свою жизнь и не уходят из ночлежки?

Правая сторона доски

Портрет М. Горького.

Свиток с гусиным пером как символ творческой работы.

Оборотная сторона доски.

Чей образ вас удивил?

Чьё имя чаще всего повторяется по ходу действия?

Кто из героев произвёл на вас самое большое впечатление?

С кем из героев вы хотели бы поговорить?

2.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

А) М. Горький «На дне»;

Б) На столе яблоки, орехи, монеты;

В) три листа формата А3, фломастеры;

Г) двойные листочки на столах.

Ход урока

1.

Организационный момент.

1. Приветствие, проверка присутствующих.

2. Создание целевой системы

Объявление цели и темы урока

Сегодня у нас не простой урок, а урок –мастерская. Чем она отличается от

урока? Главное на уроке – это ваше творчество, ваше ощущение, ваши чувства

и эмоции, ваше видение и ваше слово. Мы с вами сегодня проведём несколько

мини-исследований: исследование образов обитателей дна, исследование их

поступков и действий, исследование эпохи и человеческих взаимоотношений.

3.

Мотивация учебной деятельности.

Включается фильм о начале века 3-5 минут.

4.

Актуализация опорных знаний

Студенты, представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве

без

денег,

без

друзей,

без

родственников,

без

сотовых

телефонов.

Вы

переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или

изменить

ситуацию,

в

которой

оказались?

Попытаетесь

вы

наладить

свою

жизнь или сразу опуститесь на «дно»?

5.

Создание результативного пространства

Перед вами листочки. Подпишите их и напишите на листочках мини-

рассказ о том, как бы вы стали жить в непривычной для вас ситуации. Время –

10 минут.

Создание творческих работ

Обменяйтесь текстами и прочтите работу вашего товарища.

Социализация. Выберите две-три лучшие, на ваш взгляд, работы из

вашей группы. Прочитайте вслух. (Либо автор, либо любой человек из группы

– 5-7 минут)

Промежуточная рефлексия. Теперь каждый из вас возьмёт яблоко, орех

или монетку и соединитесь в группы с одинаковыми предметами, которые вы

держите в руках. (Обучающиеся пересаживаются в группы)

Для каждой группы на середине доски записаны задания. Слева на доске

вы видите цитаты. Выберите одну из них, подходящую к вашему заданию, и

запишите её как эпитет к вашей общей работе.

Можете

составить

общий

кластер,

можете,

если

хотите,

работать

индивидуально, написать на листках своё личное мнение. Работаете 10 минут.

Социализация. А теперь из каждой группы один человек выступит и

расскажет, ка вы общими усилиями ответили на заданные вопросы. Каждый

отвечает 2-3 минуты.

Общая рефлексия и выход на новую проблему.

Теперь посмотрите на оборотную сторону доски и назовите мне имя

любого из героев, который, как вам кажется, мог бы быть главным персонажем

пье сы. (Ответы,

имена,

которые

говорят

студенты,

преподаватель

записывает на правой половине доски.)

А теперь, когда имена персонажей записаны, подумайте:

- Есть ли в пьесе главный герой? Кого вы бы поставили главным героем в

пьесе? Обоснуйте ответ (5 минут)

Каждая группа выбирает только одного из записанных на доске героев

пьесы.

Социализация. Обучающиеся-«режиссеры» отвечают на вопросы.

6.

Моделирование рефлекторного пространства

Почему у вас на столах лежат яблоки, орехи и монеты? Обоснуйте

ответ.

Что же мы выяснили о наших ночлежниках?

7.

Домашнее задание.

1.

Нужен нам или не нужен утешитель Лука?

2.

Почему Актёр «испортил песню» ночлежникам?

ЛИТЕРАТУРА

1.

Бялин Б.Я. М. Горький – драматург. М., 1962.

2.

Волков А.А. М. Горький и литературное движение конца Х1Х – начала ХХ

вв. М., 1954.

3.

Михайлоаский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество М. Горького. Изд. З, М., 1969.

4.

Лебедев Ю.В. Литература 10 класс.

5.

Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М.,

2001.

6.

Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…». //

Литература в школе. – 2008. - №7. – с.18-24.

7.

Примочкина Н. Горький сегодня. // Литература в школе. – 2008. - №7. –

с.2-6.

8.

Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве

М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 –

14.

9.

Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким // Эхо планеты. –

2006. - №3. – с. 22 – 27.

10.

Интернет-ресурсы



В раздел образования