Автор: Борисова Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Юность"
Населённый пункт: г.Перми
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный подход к детям с аномалиями в развитии в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Индивидуальный подход к детям с аномалиями в развитии в учреждении дополнительного образования.
Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка.
В. Сухомлинский
Понятие "аномалия" в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности,
неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению
нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при
определенных условиях.
Понятие «аномальный ребенок» предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных
болезнетворными влияниями и обусловливающих необходимость создания специальных условий для обучения и
воспитания.[ Л. С. Выготский « Педагогическая психология»]
В настоящее время детей с аномалиями в развитии принято называть-дети с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ).
Моя миссия как педагога, работающего с детьмис ограниченными возможностями здоровья особая, я должна
дать ребенку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность.
Задачи:
1.Сформироватьу детей положительную мотивацию к творческой деятельности;
2. Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе
учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.
3. Сформировать трудовые умения и навыки.
Принципы моей деятельности - добровольность и сотворчество, индивидуальный подход. Уважение, диалог
преподавателя и воспитанника, адаптивность, предъявление результатов творчества.
Представленный в программе материал адаптируется под каждого ребёнка, в зависимости от заболевания.Основное
направление программы - декоративно-прикладное творчество, выступает важнейшим средством развития личности .
Заповеди, которые я использую в работе:
1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И
поэтому моя исходная позиция как педагога – доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие
его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться
самосовершенствованием.
2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий
профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды.
Быть справедливым – это значит увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если
победу
не
над
другими,
то
над
самим
собой
–
вчерашним.
Педагогу
очень
важно
уметь
видеть,
удивляться,
восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.
3. Быть примером для детей в воспитании любви к декоративно-прикладному творчеству, увлеченности этим
творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих учениках и желать помочь ребенку,
зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.
Программа рассчитана на 7лет обучения для детей с детским церебральным параличом, детей с синдромом Дауна.
Занятия проводятсяс детьми индивидуально, на дому и проходят раз в неделю по 3 часа. Общее количество часов за
учебный год-108.
В работе с детьми я использую комплекс методов: беседа, диалог, импровизация, соревнование, игра, создание
проблемных воспитывающих
ситуаций,
ситуаций
творческого
поиска.
Творческая
деятельностьимеет
большое
значение
в
жизни
человека,
тем
болеев
жизни
детей
с
ОВЗ.
В
процессе
творческой
деятельности
у
ребенка
усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты,
возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними
трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Эта работа дает результат- изменение в духовно- нравственной сфере ребёнка, рост самооценки. У всех детей
оформлены выставочные стены в комнатах с выполненными работами. Им очень нравится демонстрировать гостям
свой труд.
Участие в конкурсах, победы помогают развивать способность преодолевать страх.Поборов страх перед участием
в мероприятиях, дети не только "выходят из тени", но и справляются с важными психологическими проблемами,
мешающими жить и общаться. Они становятся сильнее, увереннее, смелее для новых свершений.
Для более плодотворной деятельности активно сотрудничаю с родителями. Во внеурочное время дети вместе с
родителями участвуют в международных,всероссийских,краевых выставках, фестивалях, мастер – классах. При работе
с
детьми
я
всегда
имею
в
виду
принцип
постепенного
продвижения
в
развитии
личности.
При
этом
успехи,
достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями.
Выполняя компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ
максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний,
дает допрофессиональное образование и оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Социализация и
интеграция детей с ОВЗпредставляет собой актуальную проблему. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ,
мы
создаём
для
детей
ситуацию
успеха,условия
для
успешной
адаптации
в
социум,
равные
возможности
для
дальнейшего существования в нем.
Подводя
итоги
своей
педагогической
деятельност и , считаю,
что методы
обучения,
используемые
мной,
обеспечивают решение задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
стимулирование самостоятельной деятельности, ответственности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков, мелкой моторики.
Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. В процессе
занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях,
развивается
наблюдательность,воображение,
художественный
вкус,
поддаются
исправлению
недостатки
развития
наглядного мышления.
Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения
в значительной мере
развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют
развитию зрительно - двигательной координации.
Я опробовала разные методики. И методом проб и ошибок пришла к тому, что маленькие карандаши (6-8 см) дети с
ДЦП могут удерживать, кисточки для рисования мы тоже укорачиваем. Такой простой приём помог детям с ДЦП в
освоении программы по ИЗО.В прошлом году 4 ученика участвовали в Международном конкурсе рисунка. На
занятиях учу детей работать с компьютером, просматриваем картины находящиеся в музеях.Особенно хочу отметить
использование компьютера в работе с детьми, не владеющими речью. Есть яркий пример мальчикаМ., он не говорит,
но печатает на компьютере. В прошлом году он успешно закончил 11 класс, все задания он печатал на компьютере. Эту
практику я использую с остальными детьми .
Данные диагностики демонстрируют положительную динамику уровня освоения детьми образовательной программы. С
целью
выявления
уровня
освоения
учебной
программы
обучающимися,
мной
было
проведено
диагностическое
исследование, состоящее из трех этапов: начальный, промежуточный, итоговый.
В диагностировании приняли участие 8 детей с ОВЗ, обучающихся по программе «ДПТ» (инд.).
Диагностика
проводилась
по
следующим
критериям:
уровень
развития
мелкой
моторики,интерес
к
творчеству,аккуратность,самостоятельность.
Показатели
продемонстрировали,
что
среди
обучающихся
отмечается
положительная
динамика
высокого
и
среднего
уровней
освоения
образовательной
программы
и
отрицательная
динамика
низкого
уровня
освоения
программы. Количество учащихся, проявивших высокий и средний показатель освоения программы, увеличилось на
12,5% и на 6,3% соответственно. Количество учащихся с низким показателем сократилось на 18,8%, что в целом
демонстрирует положительную динамику уровня освоения детьми образовательной программы.
Список используемой литературы :
1.Л. С. Выготский « Педагогическая психология»
2.О. В .Солодянкина « Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье».