Напоминание

"Индивидуальный подход к детям с аномалиями в развитии в учреждении дополнительного образования"


Автор: Борисова Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Юность"
Населённый пункт: г.Перми
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный подход к детям с аномалиями в развитии в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Индивидуальный подход к детям с аномалиями в развитии в учреждении дополнительного образования.

Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка.

В. Сухомлинский

Понятие "аномалия" в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности,

неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению

нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при

определенных условиях.

Понятие «аномальный ребенок» предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных

болезнетворными влияниями и обусловливающих необходимость создания специальных условий для обучения и

воспитания.[ Л. С. Выготский « Педагогическая психология»]

В настоящее время детей с аномалиями в развитии принято называть-дети с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ).

Моя миссия как педагога, работающего с детьмис ограниченными возможностями здоровья особая, я должна

дать ребенку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность.

Задачи:

1.Сформироватьу детей положительную мотивацию к творческой деятельности;

2. Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе

учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.

3. Сформировать трудовые умения и навыки.

Принципы моей деятельности - добровольность и сотворчество, индивидуальный подход. Уважение, диалог

преподавателя и воспитанника, адаптивность, предъявление результатов творчества.

Представленный в программе материал адаптируется под каждого ребёнка, в зависимости от заболевания.Основное

направление программы - декоративно-прикладное творчество, выступает важнейшим средством развития личности .

Заповеди, которые я использую в работе:

1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И

поэтому моя исходная позиция как педагога – доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие

его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться

самосовершенствованием.

2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий

профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды.

Быть справедливым – это значит увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если

победу

не

над

другими,

то

над

самим

собой

вчерашним.

Педагогу

очень

важно

уметь

видеть,

удивляться,

восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.

3. Быть примером для детей в воспитании любви к декоративно-прикладному творчеству, увлеченности этим

творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих учениках и желать помочь ребенку,

зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.

Программа рассчитана на 7лет обучения для детей с детским церебральным параличом, детей с синдромом Дауна.

Занятия проводятсяс детьми индивидуально, на дому и проходят раз в неделю по 3 часа. Общее количество часов за

учебный год-108.

В работе с детьми я использую комплекс методов: беседа, диалог, импровизация, соревнование, игра, создание

проблемных воспитывающих

ситуаций,

ситуаций

творческого

поиска.

Творческая

деятельностьимеет

большое

значение

в

жизни

человека,

тем

болеев

жизни

детей

с

ОВЗ.

В

процессе

творческой

деятельности

у

ребенка

усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты,

возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними

трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Эта работа дает результат- изменение в духовно- нравственной сфере ребёнка, рост самооценки. У всех детей

оформлены выставочные стены в комнатах с выполненными работами. Им очень нравится демонстрировать гостям

свой труд.

Участие в конкурсах, победы помогают развивать способность преодолевать страх.Поборов страх перед участием

в мероприятиях, дети не только "выходят из тени", но и справляются с важными психологическими проблемами,

мешающими жить и общаться. Они становятся сильнее, увереннее, смелее для новых свершений.

Для более плодотворной деятельности активно сотрудничаю с родителями. Во внеурочное время дети вместе с

родителями участвуют в международных,всероссийских,краевых выставках, фестивалях, мастер – классах. При работе

с

детьми

я

всегда

имею

в

виду

принцип

постепенного

продвижения

в

развитии

личности.

При

этом

успехи,

достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями.

Выполняя компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ

максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний,

дает допрофессиональное образование и оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Социализация и

интеграция детей с ОВЗпредставляет собой актуальную проблему. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ,

мы

создаём

для

детей

ситуацию

успеха,условия

для

успешной

адаптации

в

социум,

равные

возможности

для

дальнейшего существования в нем.

Подводя

итоги

своей

педагогической

деятельност и , считаю,

что методы

обучения,

используемые

мной,

обеспечивают решение задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

стимулирование самостоятельной деятельности, ответственности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков, мелкой моторики.

Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. В процессе

занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях,

развивается

наблюдательность,воображение,

художественный

вкус,

поддаются

исправлению

недостатки

развития

наглядного мышления.

Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения

в значительной мере

развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют

развитию зрительно - двигательной координации.

Я опробовала разные методики. И методом проб и ошибок пришла к тому, что маленькие карандаши (6-8 см) дети с

ДЦП могут удерживать, кисточки для рисования мы тоже укорачиваем. Такой простой приём помог детям с ДЦП в

освоении программы по ИЗО.В прошлом году 4 ученика участвовали в Международном конкурсе рисунка. На

занятиях учу детей работать с компьютером, просматриваем картины находящиеся в музеях.Особенно хочу отметить

использование компьютера в работе с детьми, не владеющими речью. Есть яркий пример мальчикаМ., он не говорит,

но печатает на компьютере. В прошлом году он успешно закончил 11 класс, все задания он печатал на компьютере. Эту

практику я использую с остальными детьми .

Данные диагностики демонстрируют положительную динамику уровня освоения детьми образовательной программы. С

целью

выявления

уровня

освоения

учебной

программы

обучающимися,

мной

было

проведено

диагностическое

исследование, состоящее из трех этапов: начальный, промежуточный, итоговый.

В диагностировании приняли участие 8 детей с ОВЗ, обучающихся по программе «ДПТ» (инд.).

Диагностика

проводилась

по

следующим

критериям:

уровень

развития

мелкой

моторики,интерес

к

творчеству,аккуратность,самостоятельность.

Показатели

продемонстрировали,

что

среди

обучающихся

отмечается

положительная

динамика

высокого

и

среднего

уровней

освоения

образовательной

программы

и

отрицательная

динамика

низкого

уровня

освоения

программы. Количество учащихся, проявивших высокий и средний показатель освоения программы, увеличилось на

12,5% и на 6,3% соответственно. Количество учащихся с низким показателем сократилось на 18,8%, что в целом

демонстрирует положительную динамику уровня освоения детьми образовательной программы.

Список используемой литературы :

1.Л. С. Выготский « Педагогическая психология»

2.О. В .Солодянкина « Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье».



В раздел образования