Автор: Ясакова Елена Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Лабораторные работы для 10 класса
Тема: "Осмотические явления в клетке"
Раздел: полное образование
Лабораторная работа для 10 класса.
Тема: " Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза "
Цели: 1 сформировать у учащихся представления о явлениях плазмолиза и деплазмолиза,
причинах их возникновения и применение знаний об этих явлениях в практической
деятельности;
2
закрепить
умение
работать
с
микроскопом,
проводить
наблюдения
и
объяснять
полученные результаты, делать выводы, оформлять работу.
Оборудование:
микроскоп,
предметные
и
покровные
стекла,
пипетка,
стакан
с
водой,
фильтровальная бумага, раствор соли, скальпель, репчатый лук.
Ход работы:
1.
Приготовьте препарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите клетки под микроскопом.
Обратите
внимание
на
расположение
цитоплазмы
относительно
оболочки.
Зарисуйте клетку.
2.
Удалите
воду,
приложив
фильтровальную
бумагу
к
краю
покровного
стекла.
Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за
изменением положения цитоплазмы. Зарисуйте клетку.
3.
Удалите с микропрепарата раствор соли, добавьте 2-3 капли воды. Наблюдайте за
изменением цитоплазмы.
4.
Ответить на вопросы:
-
какие виды плазмолиза вы наблюдали?
-
куда
двигалась
вода
при
помещении
ткани
в
раствор
соли?
Обратно
в
воду?
Объясните такое движение воды.
-
как вы думаете, что могло бы произойти с клетками, если их оставить в растворе соли
длительное время?
-
что
произойдет
с
растительной
и
животной
клетками
при
помещении
их
в
дистиллированную воду? Объясните ответ.
-
предположите, можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков на
поле?
-
почему минеральные удобрения предварительно разводят в воде, а не сразу вносят в
почву?
-
предложите использование знаний о плазмолизе и деплазмолизе в практической
деятельности людей.
-
что произойдет с амебой при помещении ее в соленую воду, с эритроцитом? Ответ
объясните.
- с помощью, каких систем и как поддерживается постоянство состава плазмы крови?;
- почему, когда человек съест много соленой пищи или выпьет много воды, с его
эритроцитами не происходит значительных изменений?;
- объясните, почему работникам горячих цехов дают пить подсоленную воду?
- почему лекарства, вводимые в кровь, разбавляют физиологическим раствором?
Лабораторная работа для 10 класса (выполняется дома).
Тема: " Тургорное давление в растительных клетках"
Цели: 1 выявить условия, влияющие на изменение тургорного давления клеток;
2 закрепить умение производить наблюдения и оформлять результаты,
делать выводы.
Оборудование:
сырая
картофелина;
линейка;
стаканчики;
растворы:
1.
гипертонический (1/2 чайных ложки соли на 3 столовые ложки воды); 2. вода
из-под крана – гипотонический раствор.
Ход работы:
1.
Вырезать 4 одинаковых картофельных брусочка размерами 0,5х0,5х2
см.
2.
1-ый положить в гипертонический раствор,
2-ой в гипотонический раствор,
3-ий оставить на воздухе,
4-ый подвергнуть варке (только не до полного разваривания).
3.
Через 6 часов вытащить 1-ый и 2-ой брусочки из растворов и измерить.
Измерить и 3-ий брусочек.
Данные занести в таблицу:
Первоначальные
размеры
Брусок в
гипертоническиом
растворе (1)
Брусок в
гипотоническиом
растворе (2)
Брусок,
оставленный на
воздухе (3)
0,5х0,5х2
Рисунок
Упругость
4.
1-ый, 3-ий и 4-ый бруски положить в воду, через 1 день произвести
измерения.
5.
Описать полученные результаты.
6.
Ответить на вопросы:
-
чем объяснить разную длину брусочков и упругость в каждом из 2-х
случаев?
-
почему брусочки 1-ый и 3-ий восстанавливают свою длину и упругость, а
4-ый брусок – нет?
-
почему
клетки
картофеля
не
разрушаются
при
помещении
их
в
гипотонический раствор?
-
почему растения в жаркий день увядают? Какие приспособления есть у
растений
жарких
мест
обитания?
Что
происходит
с
растениями
в
засушливое время наших мест обитания?