Напоминание

"Осмотические явления в клетке"


Автор: Ясакова Елена Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Лабораторные работы для 10 класса
Тема: "Осмотические явления в клетке"
Раздел: полное образование





Назад




Лабораторная работа для 10 класса.

Тема: " Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза "

Цели: 1 сформировать у учащихся представления о явлениях плазмолиза и деплазмолиза,

причинах их возникновения и применение знаний об этих явлениях в практической

деятельности;

2

закрепить

умение

работать

с

микроскопом,

проводить

наблюдения

и

объяснять

полученные результаты, делать выводы, оформлять работу.

Оборудование:

микроскоп,

предметные

и

покровные

стекла,

пипетка,

стакан

с

водой,

фильтровальная бумага, раствор соли, скальпель, репчатый лук.

Ход работы:

1.

Приготовьте препарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите клетки под микроскопом.

Обратите

внимание

на

расположение

цитоплазмы

относительно

оболочки.

Зарисуйте клетку.

2.

Удалите

воду,

приложив

фильтровальную

бумагу

к

краю

покровного

стекла.

Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за

изменением положения цитоплазмы. Зарисуйте клетку.

3.

Удалите с микропрепарата раствор соли, добавьте 2-3 капли воды. Наблюдайте за

изменением цитоплазмы.

4.

Ответить на вопросы:

-

какие виды плазмолиза вы наблюдали?

-

куда

двигалась

вода

при

помещении

ткани

в

раствор

соли?

Обратно

в

воду?

Объясните такое движение воды.

-

как вы думаете, что могло бы произойти с клетками, если их оставить в растворе соли

длительное время?

-

что

произойдет

с

растительной

и

животной

клетками

при

помещении

их

в

дистиллированную воду? Объясните ответ.

-

предположите, можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков на

поле?

-

почему минеральные удобрения предварительно разводят в воде, а не сразу вносят в

почву?

-

предложите использование знаний о плазмолизе и деплазмолизе в практической

деятельности людей.

-

что произойдет с амебой при помещении ее в соленую воду, с эритроцитом? Ответ

объясните.

- с помощью, каких систем и как поддерживается постоянство состава плазмы крови?;

- почему, когда человек съест много соленой пищи или выпьет много воды, с его

эритроцитами не происходит значительных изменений?;

- объясните, почему работникам горячих цехов дают пить подсоленную воду?

- почему лекарства, вводимые в кровь, разбавляют физиологическим раствором?

Лабораторная работа для 10 класса (выполняется дома).

Тема: " Тургорное давление в растительных клетках"

Цели: 1 выявить условия, влияющие на изменение тургорного давления клеток;

2 закрепить умение производить наблюдения и оформлять результаты,

делать выводы.

Оборудование:

сырая

картофелина;

линейка;

стаканчики;

растворы:

1.

гипертонический (1/2 чайных ложки соли на 3 столовые ложки воды); 2. вода

из-под крана – гипотонический раствор.

Ход работы:

1.

Вырезать 4 одинаковых картофельных брусочка размерами 0,5х0,5х2

см.

2.

1-ый положить в гипертонический раствор,

2-ой в гипотонический раствор,

3-ий оставить на воздухе,

4-ый подвергнуть варке (только не до полного разваривания).

3.

Через 6 часов вытащить 1-ый и 2-ой брусочки из растворов и измерить.

Измерить и 3-ий брусочек.

Данные занести в таблицу:

Первоначальные

размеры

Брусок в

гипертоническиом

растворе (1)

Брусок в

гипотоническиом

растворе (2)

Брусок,

оставленный на

воздухе (3)

0,5х0,5х2

Рисунок

Упругость

4.

1-ый, 3-ий и 4-ый бруски положить в воду, через 1 день произвести

измерения.

5.

Описать полученные результаты.

6.

Ответить на вопросы:

-

чем объяснить разную длину брусочков и упругость в каждом из 2-х

случаев?

-

почему брусочки 1-ый и 3-ий восстанавливают свою длину и упругость, а

4-ый брусок – нет?

-

почему

клетки

картофеля

не

разрушаются

при

помещении

их

в

гипотонический раствор?

-

почему растения в жаркий день увядают? Какие приспособления есть у

растений

жарких

мест

обитания?

Что

происходит

с

растениями

в

засушливое время наших мест обитания?



В раздел образования