Напоминание

"Использование нетрадиционных техник рисования в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Папунаишвили Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: УСО "Психоневрологический интернат №10" им. В. Г. Горденчука
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья на тему:

«Использование Нетрадиционных техник рисования в работе с людьми с

ограниченными возможностями здоровья».

Нетрадиционное рисование

это толчок к развитию воображения,

творчества,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая

человеку радость, положительные эмоции. Однако людей с ограниченными

возможностями здоровья характеризует отставание в развитии психической

деятельности,

наблюдается

отставание

в

формировании

восприятия,

недостаточно

сформированная

зрительная

аналитико-синтетическая

деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы людей снижена

активность

мышления,

недостаточно

сформирована

способность

к

умственным

операциям.

На

развитии

мышления

сказывается

бедность

накопленных

знаний

и

представлений,

низкий

уровень

познавательной

активности.

Отмечается

неравномерная

работоспособность.

Развитию

наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость,

расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит

от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при

возникновении

новых

образов,

которые

не

отличаются

яркостью

и

оригинальностью.

Для

двигательной

сферы

таких

людей

характерны

нарушения

произвольной

регуляции

движений,

нед о с т аточ на я

координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения

характеризуются

неловкостью,

неуклюжестью.

Человек

с

ограниченными

возможностями не может длительное время удерживать карандаш, по мере

н а р а с т а н и я

у т о м л е н и я

д в и ж е н и я

с т а н о в я т с я

н е т о ч н ы м и ,

крупноразмашистыми или мелкими.

Из-за

быстрого

наступления

утомления

люди

с

ограниченными

возможностями

не

могут

завершить

начатое

дело,

у

них

отмечается

сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе

отсутствует.

Люди

с

ограниченными

возможностями

здоровья

не

умеют

слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее

начать действовать. И, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать.

Кроме

того

доминирующими

чертами

остаются

слабая

эмоциональная

устойчивость,

нарушение

самоконтроля

во

всех

видах

деятельности,

агрессивность поведения, частая смена настроений, неуверенность, чувство

страха.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний

и представлений о предметах и их использовании, материалах, их свойствах,

способах действия с ними. Реабилитанты узнают, что рисовать можно как

красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной,

свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы

руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения

с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью

природного

материала

(листьев

деревьев)

и

т.

п.

При

непосредственном

контакте пальцев рук с краской обучающийся познают ее свойства: густоту,

твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при

смешивании.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения

последовательности производимых действий. Следовательно, обучающиеся

учатся

планировать

процесс

рисования.

Работа

с

нетрадиционными

техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной

деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской,

боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению

уровня

развития

зрительно-моторной

координации,

коррекции

мелкой

моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных

техник

изображения

не

утомляют,

у

реабилитантов

сохраняется

высокая

активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания.

Использование

различных

техник

изображения

позволяют

учесть

индивидуальные

возможности

обучающихся,

вести

индивидуальную,

подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что

нетрадиционные

техники

изображения

могут

способствовать

ослаблению

возбуждения слишком эмоционально расторможенных людей. Круг внимания

сужается, и сосредотачивается на малой зоне. Неточные движения руками

постепенно становятся более тонкими и точными.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения

способствует

развитию

познавательной

деятельности,

коррекции

психических

процессов

и

личностной

сферы

людей

с

ограниченными

возможностями здоровья в целом.

В работе я использую такие формы организации, и проведения занятий,

как

беседы,

путешествия

по

сказкам,

наблюдения,

целевые

прогулки,

экскурсии,

фотовыставки,

выставки

рисунков,

конкурсы,

развлечения,

в

занятия

включаю

дидактические

и

подвижные

игры,

ритмопластику,

пальчиковую, и дыхательную гимнастики, физкультминутки и т.д.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность

состоит в том, что они позволяют

быстро достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие

методы

и

приемы

использует

педагог,

чтобы

донести

до

реабилитантов

определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Для

этого

я

использую

в

своей

работе

методическую

литературу

различных

авторов, в том числе:

- А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;

- И.А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных

образовательных учреждений»;

- Т.Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность

детей»;

- Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,

в них я нашла много интересных идей, и поставила перед собой следующие

задачи:

Сформировать у реабилитантов технические навыки рисования;

Познакомить

реабилитантов

с

различными

нетрадиционными

техниками рисования;

Научить использовать различные техники рисования.

Воспитание с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в

следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и

далее к сюжетному рисованию;

от

применения

наиболее

простых

видов

нетрадиционной

техники

изображения к более сложным;

от

использования

готового

оборудования,

материала

к

применению

таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению

замысла;

от

применения

в

рисунке

одного

вида

техники

к

использованию

смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов,

сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Исходя из опыта работы, с особыми людьми я использую в своей работе

следующие нетрадиционные техники рисования:

Пальцевая живопись (рисование пальцами, ребром руки, или всей

рукой;

Печать – используются предметы, оставляющие интересные

оттиски;

«Тычок» жесткой полусухой кистью;

Шаблонография;

Рисование восковыми мелками и свечой (проявляющийся

рисунок);

Рисование на мокрой бумаге;

Коллаж – сочетание аппликации и рисования;

Рисование поролоном, ватными палочками, зубными щётками;

Отпечатки листьев;

Рисование мятой бумагой;

«Набрызг»;

Рисование втулкой от бумажных полотенец;

Монотипия (предметная и пейзажная);

Рисование мочалкой для мытья посуды;

Раздувание краски;

Рисование веревочкой;

Рисование акварелью по туши;

Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы).

«Салют над Невой» Коллективная работа (техника рисование втулкой от

бумажных полотенец, рисование зубной щёткой).

Изготовление новогодней поделки «Овечка».

«Весёлый снеговик» (техника рисования и ватными палочками).

«Осенняя фантазия» (техника – «обрывная» аппликация из газеты).

«Бабочки-красавицы» (техника «монотипия»).

Проводя

цикл

занятий

с

использованием

разнообразных

техник

для

выявления способностей реабилитантов, я наблюдаю, что у обучающихся,

имеются способности к работе с использованием нетрадиционных техник. У

людей

со

слабо

развитыми

художественно-творческими

способностями

показатели находятся чуть выше, чем в начале обучения, за счет применения

нетрадиционных

материалов

улучшился

уровень

увлеченности

темой

и

техникой и способность к цветовосприятию. Изобразительная деятельность с

применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у

людей с ограниченными возможностями здоровья:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных

навыков

и

умений,

наблюдательности,

эстетического восприятия;

Эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, в процессе этой деятельности у них формируются навыки

контроля и самоконтроля.

Как

показывает

мой

опыт,

использование

нетрадиционных

техник

изображения

способствует

развитию

познавательной

деятельности,

коррекции

психических

процессов

и

личностной

сферы

людей

с

ограниченными возможностями здоровья в целом. Творческая деятельность

возникает не сразу, а очень медленно, развивается из более элементарных и

простых

форм

в

более

сложные.

Усложнение

обучения

нетрадиционным

техникам

рисования

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

происходит

постепенно.

По

результатам

работы

я

отмечаю,

что

моим

воспитанникам

нравятся

занятия

с

применением

нетрадиционных

техник

рисования,

они

проявляют

интерес

к

ним.

Результатом

кропотливой

и

систематической

работы

на

занятиях

по

формированию

навыков

изобразительной

деятельности

у

реабилитантов

моей

группы

можно

отметить то, что они стали:

более полно и выразительно передавать в рисунке полученные

представления о тех или иных предметах и явлениях;

положительно эмоционально относится к самой деятельности и

ее результатам;

с

наименьшим

участием

педагога

выполнять

элементарные

предметные и сюжетные работы.

Можно также отметить динамику в развитии:воспитанники становятся

более

активными,

внимание

становится

более

устойчивым,

характерно

принятие

простых

инструкций,

повышается

самоконтроль.

У

некоторых

формируются

сенсорные

эталоны

цвета,

формы,

величины.

Повышается

уровень

понимания

речи,

значительно

пополняется

активный

словарь,

некоторые клиенты с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям,

просят

порисовать

с

помощью

нетрадиционных

материалов

в

свободной

самостоятельной

деятельности.

Использование

нетрадиционных

техник

рисования

позволяет

преодолеть

перечисленные

выше

проблемы,

способствует сохранению и укреплению здоровья людей с особенностями в

развитии, а также способствует обогащению знаний и представлений лиц с

ограниченными возможностями здоровья о предметах и их использовании,

материалах, их свойствах, способах действия с ними.

В

своей

дальнейшей

работе

я

буду

продолжать

использовать

нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с

учетом индивидуальных особенностей реабилитантов. Считаю, что данное

направление

в

работе

с

обучающимися

со

сложным

дефектом

является

перспективным.



В раздел образования