Напоминание

"Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду"


Автор: Баканова Светлана Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Красноармейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста как условие

успешной адаптации ребенка к детскому саду»

Детский сад общеразвивающего вида «Кораблик» начал свою работу

совсем недавно. В нем созданы благоприятные условия для полноценного

проживания ребёнком раннего детства. Приоритетными задачами педагогов

детского

сада

являются:

укрепление

и

охрана

здоровья

детей,

развитие

самостоятельности,

формирование

навыков

и

предпосылок

к

учебной

деятельности.

При

массовом

поступлении

детей

в

детский

сад

стали

возникать проблемы адаптации детей раннего возраста.

В дошкольном учреждении рядом с ребенком близкого человека нет,

ребенку нужно изменить сложившиеся привычки, нужно приспосабливаться

к

новому

режиму

дня,

способу

кормления,

приемам

воспитания.

Очень

важно, чтобы переход от домашней обстановки к детсадовской прошел более

плавно и безболезненно.

З н ач и м ы м

у с л о в и е м

у с п е ш н о й

р а б от ы

п о

р а з в и т и ю

и

совершенствованию

предметной

деятельности

и

адаптации

детей

к

ДОУ

является правильно организованная предметно-развивающая среда.

Многие исследователи придавали большое значение данной проблеме,

что подтверждает ее актуальность и в настоящее время. О важной роли

предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка говорится

в

исследованиях

Карабановой

О.

А.,

Алиевой

Э.

Ф.,

Радионовой

О.

Р.,

Рабиновича П. Д., Марича Е.М. Организационной основой предлагаемого

нами

подхода

к

процессу

адаптации

является

создание предметно

развивающей среды группы, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно,

уверенно, комфортно и в физиологическом, и психологическом плане.

На 1 сентября 2018 года в группу раннего возраста «Дельфинчики»

поступило 14 детей. Из них 6 девочек и 8 мальчиков. Прием детей в группу

осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением

времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

На

каждого

вновь

поступившего

ребенка

были

заведены

листы

адаптации,

в

которых

анализировались

и

фиксировались

наблюдения

за

протеканием

периода

адаптации

детей

к

дошкольному

учреждению.

Параметрами

исследования

стали

такие

категории

как

эмоциональное

состояние,

аппетит,

характер

сна

и

длительность

засыпания,

проявления

активности

в

игре,

на

занятиях,

в

речи,

взаимоотношения

с

детьми,

взаимоотношения со взрослыми.

На

протяжении

всего

периода

адаптации

для

детей

были

созданы

благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно –

развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная

музыка

перед

дневным

сном,

лечебно

профилактические

мероприятия,

организованная игровая деятельность.

Изучение процесса адаптации в условиях правильно организованной

предметно

пространственной

среды

происходило

с

помощью

методов

наблюдения, опроса родителей и диагностирования уровня адаптированности

ребенка к детскому саду.

Данное наблюдение было направлено на фиксацию фактов. Этот вид

наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым

ребенком, и исследует индивидуальные особенности его функционирования.

Наблюдение

проводилось

в

привычной

для

ребенка

ситуации

занятия,

в

свободной деятельности - спонтанной игре, в режимных моментах.

Ожидаемый результат от правильной организации предметно –

пространственной среды в группе:

Успешное прохождение адаптации ребенка к детскому саду;

Обеспечение психологической безопасности каждого ребенка;

Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе;

Создание условий для комфортного пребывания детей в группе детского

сада.

В

основу

данной

работы

легла

педагогическая

идея

о

том,

что

правильно организованная предметно – пространственная среда в группе

раннего возраста является условием успешной адаптации ребенка к детскому

саду. Не менее значимо учитывать особенности каждого ребенка: возраст,

уровень

развития,

интересы,

склонности,

способности,

личностные

характеристики.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы

адаптации

к

дошкольному

учреждению

детей

раннего

возраста

(Н.Д.

Ватутина, А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.).

Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема,

решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности

детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным

воспитанием,

хорошего

медицинского

обслуживания

детей

и

правильной

организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).

Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке

ребенка

к

поступлению

в

дошкольное

учреждение

и

организации

адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д.,

Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В.,

Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.).

При организации предметно-развивающей среды в соответствии с

ФГО С

важно

соблюдение

о сновных

принципов: насыщенность,

вариативность,

доступность,

трансформируемость, полифункциональность,

безопасность.

На

основании

вышеперечисленных

принципов

организации

развивающей среды в группе, была продумана организация пространства так,

чтобы всегда можно было удивить и заинтересовать вновь поступивших

детей,

чтобы

каждый

ребёнок

имел

возможность

свободно

заниматься

любимым делом.

Условия для детей с разным уровнем адаптации должны создаваться с

учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по

адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться

уже в семье, до поступления в детский сад.

В

первый

день

знакомства

с

ребенком

проводится

экскурсия

по

детскому саду. Герой мультфильма «Малышарики» — Нюша, которая живёт в

группе и очень ждёт встречи с малышами, знакомит детей с детским садом.

В период адаптации в раздевалке встречают детей различные игрушки-

забавы: неваляшки, матрешки, заводные игрушки, а также сделанные своими

руками:

маленькие

петушки,

курочка-красавица,

сорока-белобока. При

встрече с детьми в приёмной, мы стараемся создать атмосферу домашнего

комфорта

и

уюта. Это

снимает

эмоциональное

напряжение,

помогает

раскрепощению, общению.

В групповом помещении ребенок находится значительную часть дня,

поэтому

работа

по

формированию

предметно

пространственной

среды

требовала значимых усилий. Создание среды началось с зонирования группы.

В конечном итоге были выделены следующие зоны: игровая (зоны сюжетных

и

строительных

игр,

игр

с

транспортом,

и

с

природным

материалом),

физического развития, творчества, музыкальных занятий, театрализованной

деятельности, чтения и рассматривания иллюстраций.

Одной

из

основных

потребностей

ребенка

второго

-

третьего

года

жизни

является

потребность

в

движении.

Этому

способствует,

зона

физического развития, она оснащена оригинальными видами нестандартного

оборудования,

разнообразным

физкультурным

инвентарём. Уголок

физического развития оборудован матом, корзинками, в которых лежат мячи,

кегли, погремушки, мешочки с песком, масками для подвижных игр, а также

вертушки

и

«султанчики»

для

развития

дыхательных

путей,

обручи,

массажные коврики и дорожки для закаливания.

Дети самостоятельно выбирают то или иное оборудование для игр, а

также могут использовать его в других центрах группы.

Особое

внимание

уделено

игровой

зоне.

Игра

основной

вид

деятельности наших малышей. Насыщенная и яркая зона сюжетных игр

вызывает интерес к творческой деятельности детей, развивает фантазию,

способствует развитию игровых навыков и умений, воспитывает дружеское

взаимоотношение между детьми. Детям нравится играть в «жилой комнате» и

«кухне».

Не

менее

важно

вызывать

интерес

детей

к

строительным

играм,

конструированию.

Малыши

манипулируют

деталями

строительного

материала

различными

способами:

постукивают

деталь

о

деталь,

накладывают одну на другую, приставляют, прикладывают, открывая для

себя

их

физические

свойства:

форму,

величину,

цвет

и

динамические

свойства.

В

зоне

строительных

игр

есть

и

традиционный

материал

для

строительных игр (пластмассовый цветной конструктор), и нестандартный —

конструктор, сделанный руками родителей из кухонных салфеток (они яркие,

имеют

мягкую,

рельефную

фактуру).

Все

это

в

достаточном

количестве

имеется в группе.

В зоне игр с транспортом находятся технические игрушки– это машины

самосвалы,

грузовики

них

можно

катать

кукол,

мягкие

игрушки,

перевозить

детали

конструктора),

легковые

автомобили,

каталки.

Есть

и

большие машины, на которых могут кататься и сами дети.

Большое удовольствие детям доставляют игры с грецкими орехами,

шишками, желудями, камешками, они находятся в зоне игр с природным

материалом. В период адаптации такие игры оказывают успокаивающее и

расслабляющее действие.

В

предметной

и

ориентировочной

деятельности

осуществляется,

сенсорное развитие ребенка, поэтому в группе выделена зона сенсорики. В

ней подобраны игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу.

Детям предлагаются различной сложности пирамидки, матрешки из двух —

трех частей, различные вкладыши, прищепки основных цветов, сюжетно-

дидактические панно, игрушки-шнуровки разного вида, стучалки.

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной

деятельности. Изобразительный материал находится в свободном доступе,

что

развивает

у

детей

интерес

к

творчеству,

эстетическое

восприятие,

воображение. Малыши любят лепить из пластилина, рисовать восковыми

карандашами, фломастерами, маркерами, которые оставляют толстые линии

на бумаге. В зоне творчества есть и раскраски сюжетами различных сказок.

В

музыкальном

уголке

находятся

музыкальные

инструменты,

с

помощью

которых

дети

учатся

различать

их

по

звучанию. Малыши

с

радостью

гремят

шумелочками,

сделанными

из

киндер-сюрпризов,

погремушками,

играют

на

бубнах,

барабане.

Особенно

дети

любят

музыкальную карусель (обруч с привязанными к нему ленточками, на концах

которых прикреплены погремушки). Подобрана фонотека с успокаивающей

музыкой, детскими песенками и звуками природы (дождя, животных, птиц,

транспорта). Двигаясь под музыку, дети испытывают бурю положительных

эмоций.

В уголке театрализованной деятельности есть различные виды театров,

детям

нравится,

когда

им

рассказывают

сказки,

расставляя

деревянные

фигурки сказочных персонажей или выкладывая их на фланелеграфе.

В зоне чтения и рассматривания иллюстраций для ребят есть различные

яркие

книжки,

потешки,

русские

народные

сказки,

«книжки-малышки»,

книги с единым сюжетом, но нарисованные разными художниками. Книги с

яркими картинками, вызывают у детей эмоциональный отклик, помогают

понять содержание.

При

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды

были учтены требования ФГОС, все основные направления развития ребенка

второго и третьего года жизни.

В

период

адаптации

становится

значимой

работа

с

родителями.

Рекомендуем родителям положительно настраивать ребенка для похода в

детский сад, придерживаться дома режима детского сада, так как это очень

важно

для

ребенка.

Совместная

деятельность

воспитателей

и

родителей

способствует

более

быстрому

привыканию

ребенка

к

незнакомому

окружению и избеганию психологических травм.

Предварительно

родителям

было

предложено

заполнить

анкету

«Психолого-педагогические

параметры,

определения

готовно сти

поступления ребенка в дошкольное учреждение» Печоры К.Л.

Опрос родителей детей был проведен с целью выявления готовности

детей

к

поступлению

в

детский

сад.

С

помощью

этого

метода

работы

педагоги заранее узнают об особенностях развития и поведения ребенка.

Исходя

из

результатов

анкетирования

число

детей,

готовых

к

поступлению в детский сад составило 21% от общего количества, тогда как

условно готовных детей к поступлению в детский сад больше – 43%, 36%

детей не готовы к поступлению в детский сад. Возможно, это объясняется

возрастными особенностями детей раннего возраста, их потребностью быть

все время с матерью.

Далее

процесс

адаптации

изучался

в

соответствии

с

уровнями

адаптации детей к детскому саду, с помощью методики

Роньжиной А.С.

По прошествии одной недели посещения детьми детского сада была

проведена диагностика уровня адаптированности детей в группе. В начале

адаптационного периода 29% детей от общего количества имели низкий

уровень адаптации. У таких детей преобладали двигательный протест, плач,

негодующий крик, отсутствовала активность, иногда тихий плач, хныканье,

отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность,

напряженность.

Средний уровень адаптированности детей к детскому саду составил

57%

от

общего

числа

детей. Эмоциональное состояние этих детей было

нестабильно:

новый

раздражитель

вызывал

возврат

к

отрицательным

эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого

ребенок проявлял познавательную и поведенческую активность

.

Высокий уровень адаптации наблюдался у 14% о т общего количества

обследуемых

детей. У

таких

детей

ребенка

преобладало

радостное

или

устойчиво-спокойное

эмоциональное

со стояние.

Они

а кт и в н о

контактировали со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро

приспособились к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение,

общение с группой сверстников). В течение двух месяцев изучалось влияние

предметно — развивающей среды группы на адаптацию детей.

В

результате

проведенного

исследования

выявлено

увеличение

высокого уровня адаптированности на 64 – й день по сравнению с 8 – м.

Также

повысился

средний

уровень

адаптированности

детей.

Результаты

диагно стики

показывают

значительный

спад

низкого

у р о в н я

адаптированности.

Таким

образом,

результаты

диагностики

адаптации

детей

раннего

возраста

к

условиям

ДОУ

показали

положительную

динамику

процесса

адаптации.

В

результате

проведенного

анализа

было

выяснено,

что

одним

из

важных

условий

успешной

адаптации

ребенка

к

детскому

саду

является

правильно организованная предметно – пространственная среда, а также

важно одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в

семье и в детском саду.

Первые

положительные

сдвиги

отмечались

в

стабилизации

эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивался, расставшись с мамой,

все реже плакал в течение дня. Со временем он переставал плакать при

расставании с родителями, адекватно реагировал на предложения взрослого.

Это свидетельствовало о завершении адаптационного периода.

Среда развития может способствовать успешной адаптации ребенка к

ДОУ,

если

она

правильно

организована.

Поэтому

были

разработаны

некоторые рекомендации по созданию предметно – пространственной среды.

При создании среды развития педагогам рекомендуется учитывать все,

что

будет

способствовать

становлению

базовых

характеристик

личности

каждого ребенка: закономерности психического развития детей, показатели

их здоровья, психофизиологические и коммутативные особенности, уровень

общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.

Предметную среду рекомендуется проектировать в соответствии с той

программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При этом

педагог

должен

учитывать

особенности

группы,

индивидуальные

особенности каждого ребенка, его желания, интересы, способности.

Предметно

-

развивающую

среду

рекомендуется

организовать

так,

чтобы она обеспечивала полноценное и своевременное развитие ребенка,

побужда ла

детей

к

деятельно сти,

спо собствова ла

р а з в и т и ю

самостоятельности и творчества, обеспечивала развитие субъектной позиции

ребенка. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно

меняющейся. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал

можно разделить на три категории:

«Сегодня».

Тот

материал,

с

которым

дети

начинают

знакомиться

на

занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми.

«Вчера».

Материал

уже

известный,

освоенный

на

личном

опыте,

используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

«Завтра». Материал, с которым предстоит познакомиться в будущем.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять адаптационную,

образовательную,

развивающую,

воспитывающую,

стимулирующую,

организационную,

коммуникативную

функции.

Но

самое

главное

-

она

должна работать на развитие самостоятельности ребенка.

Формирование

адаптационных

механизмов

зависит

не

только

от

правильной

организации

предметно

пространственной

среды,

но

и

от

умения воспитателей создавать в группе благоприятную атмосферу. Ребенок

должен быть уверен в том, что педагог готов заботиться о его благополучии.

Необходимое условие успешной адаптации - взаимодействие родителей

и воспитателей, единые требования к ребенку и в семье, и в детском саду.

Правильно

организованная

развивающая

среда

позволит

каждому

малышу

найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это

и лежит в основе успешной адаптации к детскому саду.

Список литературы

1.

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. -

М.: Медицина, 2006. – 304 с.

2.Белкина

Л.

В.

Адаптация

детей

раннего

возраста

к

условиям

ДОУ:

Практическое пособие / - Воронеж «Учитель», 2004. - 236 с.

3.

Ватутина

Н.

Д.

Ребенок

поступает

в

детский

сад:

Пособие

для

воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Каплан. - М.: Просвещение, 1983. - 80

с.

4. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич

Е.М.

Организация

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических

работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей

дошкольного возраста. — М.: Федеральный институт развития образования,

2014. – 30 с.

5. Печора К.Л. Методические рекомендации. Ранний возраст. - М: 1995.

6. РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к

дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72 с.



В раздел образования