Автор: Баканова Светлана Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Красноармейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование
«Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста как условие
успешной адаптации ребенка к детскому саду»
Детский сад общеразвивающего вида «Кораблик» начал свою работу
совсем недавно. В нем созданы благоприятные условия для полноценного
проживания ребёнком раннего детства. Приоритетными задачами педагогов
детского
сада
являются:
укрепление
и
охрана
здоровья
детей,
развитие
самостоятельности,
формирование
навыков
и
предпосылок
к
учебной
деятельности.
При
массовом
поступлении
детей
в
детский
сад
стали
возникать проблемы адаптации детей раннего возраста.
В дошкольном учреждении рядом с ребенком близкого человека нет,
ребенку нужно изменить сложившиеся привычки, нужно приспосабливаться
к
новому
режиму
дня,
способу
кормления,
приемам
воспитания.
Очень
важно, чтобы переход от домашней обстановки к детсадовской прошел более
плавно и безболезненно.
З н ач и м ы м
у с л о в и е м
у с п е ш н о й
р а б от ы
п о
р а з в и т и ю
и
совершенствованию
предметной
деятельности
и
адаптации
детей
к
ДОУ
является правильно организованная предметно-развивающая среда.
Многие исследователи придавали большое значение данной проблеме,
что подтверждает ее актуальность и в настоящее время. О важной роли
предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка говорится
в
исследованиях
Карабановой
О.
А.,
Алиевой
Э.
Ф.,
Радионовой
О.
Р.,
Рабиновича П. Д., Марича Е.М. Организационной основой предлагаемого
нами
подхода
к
процессу
адаптации
является
создание предметно
—
развивающей среды группы, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно,
уверенно, комфортно и в физиологическом, и психологическом плане.
На 1 сентября 2018 года в группу раннего возраста «Дельфинчики»
поступило 14 детей. Из них 6 девочек и 8 мальчиков. Прием детей в группу
осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением
времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.
На
каждого
вновь
поступившего
ребенка
были
заведены
листы
адаптации,
в
которых
анализировались
и
фиксировались
наблюдения
за
протеканием
периода
адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению.
Параметрами
исследования
стали
такие
категории
как
эмоциональное
состояние,
аппетит,
характер
сна
и
длительность
засыпания,
проявления
активности
в
игре,
на
занятиях,
в
речи,
взаимоотношения
с
детьми,
взаимоотношения со взрослыми.
На
протяжении
всего
периода
адаптации
для
детей
были
созданы
благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно –
развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная
музыка
перед
дневным
сном,
лечебно
–
профилактические
мероприятия,
организованная игровая деятельность.
Изучение процесса адаптации в условиях правильно организованной
предметно
–
пространственной
среды
происходило
с
помощью
методов
наблюдения, опроса родителей и диагностирования уровня адаптированности
ребенка к детскому саду.
Данное наблюдение было направлено на фиксацию фактов. Этот вид
наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым
ребенком, и исследует индивидуальные особенности его функционирования.
Наблюдение
проводилось
в
привычной
для
ребенка
ситуации
занятия,
в
свободной деятельности - спонтанной игре, в режимных моментах.
Ожидаемый результат от правильной организации предметно –
пространственной среды в группе:
Успешное прохождение адаптации ребенка к детскому саду;
Обеспечение психологической безопасности каждого ребенка;
Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе;
Создание условий для комфортного пребывания детей в группе детского
сада.
В
основу
данной
работы
легла
педагогическая
идея
о
том,
что
правильно организованная предметно – пространственная среда в группе
раннего возраста является условием успешной адаптации ребенка к детскому
саду. Не менее значимо учитывать особенности каждого ребенка: возраст,
уровень
развития,
интересы,
склонности,
способности,
личностные
характеристики.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы
адаптации
к
дошкольному
учреждению
детей
раннего
возраста
(Н.Д.
Ватутина, А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.).
Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема,
решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности
детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным
воспитанием,
хорошего
медицинского
обслуживания
детей
и
правильной
организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).
Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке
ребенка
к
поступлению
в
дошкольное
учреждение
и
организации
адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д.,
Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В.,
Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.).
При организации предметно-развивающей среды в соответствии с
ФГО С
важно
соблюдение
о сновных
принципов: насыщенность,
вариативность,
доступность,
трансформируемость, полифункциональность,
безопасность.
На
основании
вышеперечисленных
принципов
организации
развивающей среды в группе, была продумана организация пространства так,
чтобы всегда можно было удивить и заинтересовать вновь поступивших
детей,
чтобы
каждый
ребёнок
имел
возможность
свободно
заниматься
любимым делом.
Условия для детей с разным уровнем адаптации должны создаваться с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по
адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться
уже в семье, до поступления в детский сад.
В
первый
день
знакомства
с
ребенком
проводится
экскурсия
по
детскому саду. Герой мультфильма «Малышарики» — Нюша, которая живёт в
группе и очень ждёт встречи с малышами, знакомит детей с детским садом.
В период адаптации в раздевалке встречают детей различные игрушки-
забавы: неваляшки, матрешки, заводные игрушки, а также сделанные своими
руками:
маленькие
петушки,
курочка-красавица,
сорока-белобока. При
встрече с детьми в приёмной, мы стараемся создать атмосферу домашнего
комфорта
и
уюта. Это
снимает
эмоциональное
напряжение,
помогает
раскрепощению, общению.
В групповом помещении ребенок находится значительную часть дня,
поэтому
работа
по
формированию
предметно
–
пространственной
среды
требовала значимых усилий. Создание среды началось с зонирования группы.
В конечном итоге были выделены следующие зоны: игровая (зоны сюжетных
и
строительных
игр,
игр
с
транспортом,
и
с
природным
материалом),
физического развития, творчества, музыкальных занятий, театрализованной
деятельности, чтения и рассматривания иллюстраций.
Одной
из
основных
потребностей
ребенка
второго
-
третьего
года
жизни
является
потребность
в
движении.
Этому
способствует,
зона
физического развития, она оснащена оригинальными видами нестандартного
оборудования,
разнообразным
физкультурным
инвентарём. Уголок
физического развития оборудован матом, корзинками, в которых лежат мячи,
кегли, погремушки, мешочки с песком, масками для подвижных игр, а также
вертушки
и
«султанчики»
для
развития
дыхательных
путей,
обручи,
массажные коврики и дорожки для закаливания.
Дети самостоятельно выбирают то или иное оборудование для игр, а
также могут использовать его в других центрах группы.
Особое
внимание
уделено
игровой
зоне.
Игра
—
основной
вид
деятельности наших малышей. Насыщенная и яркая зона сюжетных игр
вызывает интерес к творческой деятельности детей, развивает фантазию,
способствует развитию игровых навыков и умений, воспитывает дружеское
взаимоотношение между детьми. Детям нравится играть в «жилой комнате» и
«кухне».
Не
менее
важно
вызывать
интерес
детей
к
строительным
играм,
конструированию.
Малыши
манипулируют
деталями
строительного
материала
различными
способами:
постукивают
деталь
о
деталь,
накладывают одну на другую, приставляют, прикладывают, открывая для
себя
их
физические
свойства:
форму,
величину,
цвет
и
динамические
свойства.
В
зоне
строительных
игр
есть
и
традиционный
материал
для
строительных игр (пластмассовый цветной конструктор), и нестандартный —
конструктор, сделанный руками родителей из кухонных салфеток (они яркие,
имеют
мягкую,
рельефную
фактуру).
Все
это
в
достаточном
количестве
имеется в группе.
В зоне игр с транспортом находятся технические игрушки– это машины
—
самосвалы,
грузовики
(в
них
можно
катать
кукол,
мягкие
игрушки,
перевозить
детали
конструктора),
легковые
автомобили,
каталки.
Есть
и
большие машины, на которых могут кататься и сами дети.
Большое удовольствие детям доставляют игры с грецкими орехами,
шишками, желудями, камешками, они находятся в зоне игр с природным
материалом. В период адаптации такие игры оказывают успокаивающее и
расслабляющее действие.
В
предметной
и
ориентировочной
деятельности
осуществляется,
сенсорное развитие ребенка, поэтому в группе выделена зона сенсорики. В
ней подобраны игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу.
Детям предлагаются различной сложности пирамидки, матрешки из двух —
трех частей, различные вкладыши, прищепки основных цветов, сюжетно-
дидактические панно, игрушки-шнуровки разного вида, стучалки.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной
деятельности. Изобразительный материал находится в свободном доступе,
что
развивает
у
детей
интерес
к
творчеству,
эстетическое
восприятие,
воображение. Малыши любят лепить из пластилина, рисовать восковыми
карандашами, фломастерами, маркерами, которые оставляют толстые линии
на бумаге. В зоне творчества есть и раскраски сюжетами различных сказок.
В
музыкальном
уголке
находятся
музыкальные
инструменты,
с
помощью
которых
дети
учатся
различать
их
по
звучанию. Малыши
с
радостью
гремят
шумелочками,
сделанными
из
киндер-сюрпризов,
погремушками,
играют
на
бубнах,
барабане.
Особенно
дети
любят
музыкальную карусель (обруч с привязанными к нему ленточками, на концах
которых прикреплены погремушки). Подобрана фонотека с успокаивающей
музыкой, детскими песенками и звуками природы (дождя, животных, птиц,
транспорта). Двигаясь под музыку, дети испытывают бурю положительных
эмоций.
В уголке театрализованной деятельности есть различные виды театров,
детям
нравится,
когда
им
рассказывают
сказки,
расставляя
деревянные
фигурки сказочных персонажей или выкладывая их на фланелеграфе.
В зоне чтения и рассматривания иллюстраций для ребят есть различные
яркие
книжки,
потешки,
русские
народные
сказки,
«книжки-малышки»,
книги с единым сюжетом, но нарисованные разными художниками. Книги с
яркими картинками, вызывают у детей эмоциональный отклик, помогают
понять содержание.
При
организации
развивающей
предметно-пространственной
среды
были учтены требования ФГОС, все основные направления развития ребенка
второго и третьего года жизни.
В
период
адаптации
становится
значимой
работа
с
родителями.
Рекомендуем родителям положительно настраивать ребенка для похода в
детский сад, придерживаться дома режима детского сада, так как это очень
важно
для
ребенка.
Совместная
деятельность
воспитателей
и
родителей
способствует
более
быстрому
привыканию
ребенка
к
незнакомому
окружению и избеганию психологических травм.
Предварительно
родителям
было
предложено
заполнить
анкету
«Психолого-педагогические
параметры,
определения
готовно сти
поступления ребенка в дошкольное учреждение» Печоры К.Л.
Опрос родителей детей был проведен с целью выявления готовности
детей
к
поступлению
в
детский
сад.
С
помощью
этого
метода
работы
педагоги заранее узнают об особенностях развития и поведения ребенка.
Исходя
из
результатов
анкетирования
число
детей,
готовых
к
поступлению в детский сад составило 21% от общего количества, тогда как
условно готовных детей к поступлению в детский сад больше – 43%, 36%
детей не готовы к поступлению в детский сад. Возможно, это объясняется
возрастными особенностями детей раннего возраста, их потребностью быть
все время с матерью.
Далее
процесс
адаптации
изучался
в
соответствии
с
уровнями
адаптации детей к детскому саду, с помощью методики
Роньжиной А.С.
По прошествии одной недели посещения детьми детского сада была
проведена диагностика уровня адаптированности детей в группе. В начале
адаптационного периода 29% детей от общего количества имели низкий
уровень адаптации. У таких детей преобладали двигательный протест, плач,
негодующий крик, отсутствовала активность, иногда тихий плач, хныканье,
отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность,
напряженность.
Средний уровень адаптированности детей к детскому саду составил
57%
от
общего
числа
детей. Эмоциональное состояние этих детей было
нестабильно:
новый
раздражитель
вызывал
возврат
к
отрицательным
эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого
ребенок проявлял познавательную и поведенческую активность
.
Высокий уровень адаптации наблюдался у 14% о т общего количества
обследуемых
детей. У
таких
детей
ребенка
преобладало
радостное
или
устойчиво-спокойное
эмоциональное
со стояние.
Они
а кт и в н о
контактировали со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро
приспособились к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение,
общение с группой сверстников). В течение двух месяцев изучалось влияние
предметно — развивающей среды группы на адаптацию детей.
В
результате
проведенного
исследования
выявлено
увеличение
высокого уровня адаптированности на 64 – й день по сравнению с 8 – м.
Также
повысился
средний
уровень
адаптированности
детей.
Результаты
диагно стики
показывают
значительный
спад
низкого
у р о в н я
адаптированности.
Таким
образом,
результаты
диагностики
адаптации
детей
раннего
возраста
к
условиям
ДОУ
показали
положительную
динамику
процесса
адаптации.
В
результате
проведенного
анализа
было
выяснено,
что
одним
из
важных
условий
успешной
адаптации
ребенка
к
детскому
саду
является
правильно организованная предметно – пространственная среда, а также
важно одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в
семье и в детском саду.
Первые
положительные
сдвиги
отмечались
в
стабилизации
эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивался, расставшись с мамой,
все реже плакал в течение дня. Со временем он переставал плакать при
расставании с родителями, адекватно реагировал на предложения взрослого.
Это свидетельствовало о завершении адаптационного периода.
Среда развития может способствовать успешной адаптации ребенка к
ДОУ,
если
она
правильно
организована.
Поэтому
были
разработаны
некоторые рекомендации по созданию предметно – пространственной среды.
При создании среды развития педагогам рекомендуется учитывать все,
что
будет
способствовать
становлению
базовых
характеристик
личности
каждого ребенка: закономерности психического развития детей, показатели
их здоровья, психофизиологические и коммутативные особенности, уровень
общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.
Предметную среду рекомендуется проектировать в соответствии с той
программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При этом
педагог
должен
учитывать
особенности
группы,
индивидуальные
особенности каждого ребенка, его желания, интересы, способности.
Предметно
-
развивающую
среду
рекомендуется
организовать
так,
чтобы она обеспечивала полноценное и своевременное развитие ребенка,
побужда ла
детей
к
деятельно сти,
спо собствова ла
р а з в и т и ю
самостоятельности и творчества, обеспечивала развитие субъектной позиции
ребенка. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно
меняющейся. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал
можно разделить на три категории:
«Сегодня».
Тот
материал,
с
которым
дети
начинают
знакомиться
на
занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми.
«Вчера».
Материал
уже
известный,
освоенный
на
личном
опыте,
используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
«Завтра». Материал, с которым предстоит познакомиться в будущем.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять адаптационную,
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организационную,
коммуникативную
функции.
Но
самое
главное
-
она
должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
Формирование
адаптационных
механизмов
зависит
не
только
от
правильной
организации
предметно
–
пространственной
среды,
но
и
от
умения воспитателей создавать в группе благоприятную атмосферу. Ребенок
должен быть уверен в том, что педагог готов заботиться о его благополучии.
Необходимое условие успешной адаптации - взаимодействие родителей
и воспитателей, единые требования к ребенку и в семье, и в детском саду.
Правильно
организованная
развивающая
среда
позволит
каждому
малышу
найти
занятие
по
душе,
поверить
в
свои
силы
и
способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это
и лежит в основе успешной адаптации к детскому саду.
Список литературы
1.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. -
М.: Медицина, 2006. – 304 с.
2.Белкина
Л.
В.
Адаптация
детей
раннего
возраста
к
условиям
ДОУ:
Практическое пособие / - Воронеж «Учитель», 2004. - 236 с.
3.
Ватутина
Н.
Д.
Ребенок
поступает
в
детский
сад:
Пособие
для
воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Каплан. - М.: Просвещение, 1983. - 80
с.
4. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич
Е.М.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических
работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей
дошкольного возраста. — М.: Федеральный институт развития образования,
2014. – 30 с.
5. Печора К.Л. Методические рекомендации. Ранний возраст. - М: 1995.
6. РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к
дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72 с.