Автор: Габагуева Елена Павловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Онохойская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Онохой, Заиграевский район, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Речевая зарядка с регионально - национальным компонентом как средство активизации учебного процесса"
Раздел: среднее образование
Речевая зарядка с регионально-
национальным компонентом как средство
активизации учебного процесса
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем
труднее учителю, тем легче ученику». Эти слова принадлежат
Л.Н.Толстому, и они правдиво отражают мысль о том, что учитель
должен работать с полной отдачей, не жалея сил. Ведь учитель может
сформировать личность лишь при условии, что он, будучи сам творческой
личностью, для этого должен знать – хотеть учиться – суметь творить
– хотеть работать». Пассов Е.И.
Современная жизнь со всеми технологическими инновациями, с
открытостью границ невозможна без знания иностранного языка, культуры
носителей изучаемого языка. Истинное же понимание чужой культуры
возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей
страны, своего края, своей малой Родины. Культура государства – это
сочетание культур его регионов в целом. Педагоги отмечают важность
обучения иностранному языку как средству общения для понимания
школьниками общности мирового культурного процесса и осознания особой
роли в нём культуры каждого народа. Данный принцип следует
рассматривать как один из важнейших в гуманистической методологии
обучения иностранному языку.
В обучении английскому языку я постоянно использую регионально-
национальный компонент. Это не только создаёт высокую мотивацию к
изучению иностранного языка, но и наряду с другими предметами, в равной
степени воспитывает чувство любви к Родине, бережное отношение к
культурному наследию своего народа. Понимание значимости
краеведческого принципа ориентирует учителя на рациональное
систематическое использование местного материала в учебно-
воспитательном процессе. Краеведческий аспект регионального компонента
имеет целью формирование функциональной культурной грамотности.
Интеграция культуры края с изучением иностранного языка
осуществляется по двум направлениям. Включение краеведческой
информации из разных предметных областей в программу изучения
иностранного языка считаю целесообразным для расширения кругозора
учащихся, создания концентрации материала вокруг определённой темы,
совершенствования языковых возможностей школьников. Позитивную роль
здесь играет приобщение к проектной методике, которая подразумевает
работу с информацией и дальнейшее представление своих поисков по
дифференцированным заданиям.
Другая форма введения регионального компонента – предметно-
ситуативная. Её основу составляют речевые ситуации, лексические схемы,
грамматические задачи, фонетические рифмы, которые базируются на
особенностях регионального содержания. Чтобы не нарушать целостности
занятий, сведения о регионе я использую фрагментарно в связи с изучаемой
темой, отводя для этого на уроке 4–5 минут в рамках заданий “Warming-up”.
Данный вид учебной деятельности позволяет:
• удачно приблизиться к реальной действительности;
• практически использовать приобретённые речевые навыки ;
• вести процесс обучения без обширной подготовки для выполнения.
В имеющихся учебниках по английскому языку не отражены и не могут
быть отражены события последних недель, месяцев и даже лет, которые
занимают умы школьников и их земляков. Местные и внутришкольные темы,
новости последних дней являются прекрасным материалом для “Warming-
Up”, которые позволят не только предотвратить утомляемость, но и наоборот,
активизировать умственную активность учащихся, быть логичным переходом
от одного вида заданий к другому. С помощью ‘Warming-Up’ можно
«запустить урок», придавая занятию нужный ритм и психологический фон,
соответствующий состоянию учащихся. В практике средней школы начало
урока обычно проводится двумя разными способами, которые можно
назвать: традиционный (формальный) и «естественный».
Приверженцы традиционного способа начинают урок с доклада дежурного о
готовности класса к уроку, об отсутствующих, о погоде, дате. Высказывания
учащихся заученные и повторяются из урока в урок. Возможно, следует
иногда практиковать подобное начало, но важно помнить, что в начале урока
обычно отмечается иноязычно- речевая скованность и учителю важно
постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт как
можно с большим числом учеников, т. е. осуществить речевую подготовку
естественным путем.
Методисты считают, что ‘Warming-Up’ – это такой вид деятельности в
начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели:
первая – помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они
приходят на урок английского языка после изучения других школьных
предметов. Послужит введением в тему урока и является переходным этапом
к дальнейшей работе.
Так, в самом начале занятия, когда учащиеся 7-ого класса еще только
настраиваются на работу по теме «Национальные парки природы», хорошим
организующим моментом может послужить следующее несложное задание.
Учитель просит прочитать числительные в русском тексте на английском
языке:
The history of the Barguzin Reservation: was organized in 1916
Total surface: 263 200 hectares
The highest peak of the Barguzin range: 2 840 m.
The average temperature in January: - 23.6°C
The average temperature in August: +12.5°C
Plants: more than 600 kinds (among them 10- endemic)
Animals: 39 kinds
Birds: more than 230 kinds
Введение регионального компонента в “ Warming-Up” предполагает
расширение страноведческой компетентности ученика. У обучаемых есть
возможность сравнить имеющиеся знания о своей малой родине с новыми,
что стимулирует стремление постоянно их углублять. Региональная культура
создаёт содержательную основу обучения иностранному языку, знакомит с
исследовательскими методами и приёмами познания, является средством
патриотического воспитания.
Важной особенностью гуманистической педагогики является возрастная и
интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. В
среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая
деятельность школьников. На данном этапе повышается мыслительная
деятельность подростков. Но от учителя требуется и учёт уровня языковой
подготовки учащихся. У меня создается коллекции учебных заданий с
включением регионального компонента. Особое внимание уделяется
вовлечению учеников в самостоятельный поиск, развитию творческих
способностей.
При определении содержания и выборе форм речевой зарядки нужно
руководствоваться следующими правилами:
1. Потрудиться придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся
желание говорить по-английски.
2. Связать речевую зарядку с задачами урока.
3. Помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная
последующим ходом урока, просто теряет смысл. Необходимо сделать так,
чтобы речевая зарядка не была «инородным телом».
4. Подготовить несколько вариантов речевой зарядки. А избранный вариант
будет зависеть от обстоятельств, с которыми столкнется учитель, входя в
класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне
возбужденными.
Не вызывает возражения тот факт, что и фонетическая зарядка
(phonetic practice) тоже относится к началу урока, т.к. в этом случае она
нейтрализует влияние звуковой среды родного языка; предупреждает
появление фонетических ошибок по материалу всего урока. Я разделяю
мнение отечественных и зарубежных методистов, что работа над фонетикой
более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности.
Упражнение в произношении побуждает учителя быть бдительным не только
при становлении произносительных, но и лексических и грамматических
навыков. Но фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи,
например: развитие речевого аппарата; снятие напряжения; учет
индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому место фонетической
зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач,
стоящих перед нею.
В целях активизации учебного процесса целесообразно кроме традиционной
фонетической зарядки в учебном процессе использовать:
-лексические фонетические зарядки при работе над лексическим
материалом;
-грамматические при работе над грамматикой;
-интегрированные при работе над аудированием, говорением, чтением,
письмом;
-общеобразовательные при работе над общим развитием;
-релаксационные для снятия напряжения и усталости.
Любая группа слов либо грамматических явлений может стать поводом для
совершенствования произносительных навыков. Поэтому есть смысл
готовить фонетические зарядки в комбинации с речевыми зарядками.
Выполнение традиционных упражнений представляет собой напряженную и
вместе с тем монотонную работу. При использовании реальных образов из
окружающей действительности грань между работой и моментом
релаксации не столь очевидна. Примером такого упражнения для
заполнения паузы может послужить следующая речевая «задача»:
-You should remember
The 4-th of November.
Of our country the great holiday.
You have to remember The 4-th of November.
The Russian Unity Day!
I’m not flour but I’m the whitest white.
I’m not a flower but in every side.
I’ve got leaves but I’m not a book.
I grow everywhere in Buryatia, look! (a birch)
You can’t find me at Lenin-street
But look for me not far from it.
A dale is to the left of me,
Letters put in the boxes please. (post – office)
Born in summer,
Loved by kids.
Adored by adults.
We’re happy waiting for it. (Surkharban – a national buryat holiday)
Spring is coming to my place,
Violet colour’s my country’s face.
Wonderful smell’s in the air
Why? For me is clear. (a wild rosemary – bagulnick – in spring)
Итак, обращение к регионально-национальному компоненту на уроках
иностранного языка имеет образовательное, развивающее и воспитательное
значение. Знакомясь с другой культурой, учащиеся учатся сопоставлять её с
родной. В таком диалоге культур происходит воспитание этнокультурной
терпимости, что является, несомненно, очень важным в настоящее время
Включение в ‘Warming-Up’ регионального компонента положительно
повлияет на
-создание мотивации;
-усиление познавательного аспекта;
-расширение страноведческой компетентности ученика.
У учащихся есть возможность сравнить имеющиеся знания о своей малой
родине с новыми, что стимулирует стремление постоянно углублять их;
воспитание любви к родному краю.
Список литературы
1. Методические рекомендации по использованию материалов краеведения
при обучении английскому языку студентов педагогического вуза.
Составители: Бадеева Н.Ф. и др. .- Улан-Удэ, 1993
2. Поговорим о Бурятии (методические рекомендации на английском языке).
Составители: Языкова Н.В. и др. .- Улан-Удэ, 1990
3. Окружающая среда и экология. Шойсоронова С.Р. - Улан-Удэ, 1995
4. Buryatia (страноведческие тексты на английском языке) Мункожапова Д.Ж.
- Улан-Удэ, 2002
5. «Warming-up» как особый вид совместной учебной деятельности. Журнал
«Иностранные языки в школе», 2005.