Напоминание

Подвижная игра, как средство укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста


Автор: Макарова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №332 "Березка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Подвижная игра, как средство укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подвижная игра, как средство укрепления здоровья детей

младшего дошкольного возраста

Ребенок

с

рождения

стремится

к

движениям.

Огромную

потребность

в

движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них –

это, прежде всего, двигаться, действовать.

Подвижная

игра

-

незаменимое

средство

пополнения

ребенком

знаний

и

представлений

об

окружающем

мире,

развития

мышления,

смекалки,

ловкости, сноровки.

С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее развитие ребенка.

При умелом руководстве, разнообразные движения и действия детей во время

игры

эффективно

влияют

на

деятельность

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем,

способствуют

укреплению

нервной

системы,

двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению

деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит

и способствуют крепкому сну.

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в

практике общественного семейного и дошкольного воспитания. Детей своей

группы мы приняли в сентябре 2018 года. На 1 сентября детям почти всем

исполнилось 3 года. Дети не посещали дошкольные учреждения, а пришли к

нам

из

дома.

Адаптация

у

всех

детей

прошла

без

осложнений,

тяжелого

привыкания не было ни у кого из 23 воспитанников. Результаты медицинских

осмотров

показали,

что

в

нашей

группе:

1

группа

здоровья

у

6

воспитанников-37%; 2 группа здоровья – у 17 воспитанников – 60%; 3 группа –

нет; 4 группа здоровья- нет; V группа – 1 ребенок – инвалид детства – 3%. 5

воспитанников стоят на учете у кардиолога, у 2 воспитанников нарушения

опорно-двигательного аппарата; 3 – стоят на учете у хирурга. В связи с этим

вопрос укрепления здоровья детей в нашей группе очень важен.

Целью проведения подвижных игр является: формирование основ здорового

образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и

психическое

развитие,

эмоциональное

благополучие

каждого

ребенка.

Данная цель конкретизируется в задачах на слайде:

Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра.

Поэтому

для

решения

поставленных

задач

я

решила

более

эффективно

использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную

деятельность

ребенка,

но

и

способствуют

развитию,

совершенствованию

основных движений, укреплению здоровья детей.

В своей группе мы постоянно проявляем заботу о создании благоприятных

условий для организации двигательной активности воспитанников. Мебель и

оборудование

в

нашей

группе

размещены

так,

чтобы

была

достаточная

площадь для бега, игр с мячами и других движений. Наши воспитанники

обеспечены

в

достаточном

количестве

игрушками

и

по собиями,

стимулирующими

двигательную

деятельность.

Расположение

игрушек

и

пособий в группе также строго продумано.

Дети

3-4

лет

чрезвычайно

активны.

Свою

активность

они

проявляют

в

многократно

повторяющихся

движениях:

перебегают

с

одного

места

на

другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с

невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, возят автомобили, каталки,

вертушки, бросают и катают мячи, догоняют их и т. д. Самостоятельная

двигательная

деятельность

является

важным

условием

общего

развития

ребенка и укрепления растущего организма, поэтому в нашей группе, на

площадке и в помещении много свободного места, достаточное количество

игрушек,

стимулирующих

движение

детей,

пособий,

необходимых

для

развития движений. Классификация подвижных игр представлена на слайде.

Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а

также

игровые

упражнения,

основанные

на

выполнении

конкретных

двигательных

заданий.

Эти

задания

в

играх

и

игровых

упражнениях

я

подбирала

с

таким

расчетом,

чтобы

они

соответствовали

возможностям

маленьких

детей.

Прежде

всего

это

такие

движения,

как

ходьба,

бег,

подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание.

Весь

игровой

материал

старалась

распределить

в

определенной

последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяла тот объем

игр, который рекомендован программой.

В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли

научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на

друга,

ориентироваться

в

пространстве.

Игры,

основанные

на

простых

заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч»,

проводила

вначале

с

небольшой

подгруппой

(8—10

детей).

При

такой

организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а мне было легче

научить их координации движений.

Постепенно в играх усложняла задачу. Например, в усложненном варианте

игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали

руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросала сама, а затем и дети.

Так,

например,

учиться

спрыгивать

с

предметов

дети

начали

в

игровом

упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки спрыгивали на дорожку.

Затем

повторяла

это

движение

в

подвижных

играх

«Воробушки

и

кот»,

«Воробушки и автомобиль».

Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько знакомых детям

движений.

Так,

в

игровом

упражнении

«Брось

мяч

через

веревочку»

на

площадке натягивала шнур и ставила кубы. Дети перебрасывали мячи через

шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли

три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и

бегали. В другом упражнении дети ползали, проползали под дугами и звонили

в колокольчик, подпрыгивая на месте.

В нашей группе особенно популярны, сюжетные п/игры которые строятся на

основе имитационных движений исходя из опыта ребенка. К ним относятся

такие

игры,

как:

«Птички

и

птенчики»,

«Мыши

и

кот»,

«Лохматый

пес»,

«Самолеты», «Поезд», «Наседка и цыплята» и др. При разработке вариантов

подвижных игр старалась предусмотреть использование различных пособий и

оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной

стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их

выполнению.

Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля,

занимали

гнезда-обручи.

Во

втором

варианте

они

могли

использовать

в

качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку,

бревно, на перекладину лесенки и т. д.).

Бессюжетные игры мы проводим для большего количества участников и для

небольших групп – «Догони меня», «Найди свой цвет», «Кто дальше бросит

мешочек», «Береги предмет», и др. Они требуют большей самостоятельности,

быстроты,

ловкости

движений,

ориентировки

в

пространстве. В

период

освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их

играть

вместе,

дружно,

во

время

бега

не

наталкиваться

друг

на

друга,

ориентироваться

в

пространстве.

Игры,

основанные

на

простых

заданиях,

такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводила

вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети

чувствовали

себя

свободнее,

увереннее,

а

мне

было

легче

научить

их

координации движений.

Постепенно в играх усложняла задачу. Например, в усложненном варианте

игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали

руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросала сама, а затем и дети.

Так

же

мы

проводим

игровые

упражнения,

они

представляют

собой

организованные

двигательные

действия,

специально

подобранные,

суть

которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Сбей кегли, "Попади

в воротца", «По длинной извилистой дорожке», «Догони мяч», «Перешагни

через палку» и др.) Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько

знакомых

детям

движений.

Так,

в

игровом

упражнении

«Брось

мяч

через

веревочку» на площадке натягивала шнур и ставила кубы. Дети перебрасывали

мячи через шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они

выполняли

три

основных

движения:

перебрасывали

мяч,

перелезали

через

скамейку и бегали. В другом упражнении дети ползали, проползали под дугами

и звонили в колокольчик, подпрыгивая на месте.

При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводила с

целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с

мячом. Учила прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота,

попадать

мячом

в

предметы,

скатывать

мяч

по

доске.

С

этой

целью

использовала такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в

этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.

Особенно

детям

нравилось

упражнение

«Поймай

шарик

(мячик)».

По

сдвинутым

двум

столам

прокатывала

шары

(мячи)

поочередно

каждому

ребенку, а они их ловят. Постепенно это упражнение усложняла: одновременно

прокатывала не один, а два шарика, а ловили их те дети, которых называла я

сама. Иногда я прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что

заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.

Учитывая

индивидуальные

особенности

и

возможности

малышей

мы

руководим их деятельностью. Наблюдая за ними, мы для себя отмечаем, кто

не умеет играть с той или иной игрушкой, кто малоподвижен или, наоборот,

слишком много двигается. Зная, что дети второй младшей группы, любят

играть в одиночку, мы даём им такую возможность, но в то же время мы

стараемся привлечь детей к совместным играм. В работе с малышами очень

важны

специально

организованные

подвижные

игры

и

упражнения,

протекающие при непосредственном руководстве взрослого.

При

проведении

подвижных

игр

широко

использовала

такие

методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять

движения. Требования к качеству выполнения движений повышала с учетом

возраста детей и их состояния здоровья. Например, для воспитанников более

старшего возраста и физически более развитых.

Взаимосвязь

детского

сада

и

семьи

необходимое

условие

успешного

воспитания ребенка дошкольного возраста.

Одной из основных задач взаимодействия педагогов с родителями является

способствовать

укреплению

духовных

ценностей

семьи

и

семейных

традиций

через

организацию

совместной

деятельности

педагогов

воспитанников и родителей.

Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и

информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения

родителей информации о жизни ребенка в детском саду является беседа в

конце

дня.

При

этом

родительская

поддержка

в

воспитании

и

развитии

ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни

ребенка в дошкольном учреждении.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка,

обращая внимание на их достоинства, мы приучаем родителей следить за

успехами ребенка, правильно реагировать на них, быть внимательными к

развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Работа с нашими воспитанниками только началась и о результатах говорить

еще

рано,

но

хочу

отметить,

что

движения

детей

заметно

улучшились.

В

самостоятельной

деятельности

они

чаще

стали

пользоваться

такими

движениями, как прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все

это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной

деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии, здоровье.

Мониторинг здоровья наших детей показал, что средний % посещаемости

детьми нашей группы составил 85%, а заболеваемость в среднем около 8-9%,

в

январе и феврале заболеваемость среди воспитанников нашей группы

составила 0%.



В раздел образования