Автор: Макарова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №332 "Березка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Подвижная игра, как средство укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Подвижная игра, как средство укрепления здоровья детей
младшего дошкольного возраста
Ребенок
с
рождения
стремится
к
движениям.
Огромную
потребность
в
движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них –
это, прежде всего, двигаться, действовать.
Подвижная
игра
-
незаменимое
средство
пополнения
ребенком
знаний
и
представлений
об
окружающем
мире,
развития
мышления,
смекалки,
ловкости, сноровки.
С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее развитие ребенка.
При умелом руководстве, разнообразные движения и действия детей во время
игры
эффективно
влияют
на
деятельность
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем,
способствуют
укреплению
нервной
системы,
двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению
деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит
и способствуют крепкому сну.
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в
практике общественного семейного и дошкольного воспитания. Детей своей
группы мы приняли в сентябре 2018 года. На 1 сентября детям почти всем
исполнилось 3 года. Дети не посещали дошкольные учреждения, а пришли к
нам
из
дома.
Адаптация
у
всех
детей
прошла
без
осложнений,
тяжелого
привыкания не было ни у кого из 23 воспитанников. Результаты медицинских
осмотров
показали,
что
в
нашей
группе:
1
группа
здоровья
–
у
6
воспитанников-37%; 2 группа здоровья – у 17 воспитанников – 60%; 3 группа –
нет; 4 группа здоровья- нет; V группа – 1 ребенок – инвалид детства – 3%. 5
воспитанников стоят на учете у кардиолога, у 2 воспитанников нарушения
опорно-двигательного аппарата; 3 – стоят на учете у хирурга. В связи с этим
вопрос укрепления здоровья детей в нашей группе очень важен.
Целью проведения подвижных игр является: формирование основ здорового
образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и
психическое
развитие,
эмоциональное
благополучие
каждого
ребенка.
Данная цель конкретизируется в задачах на слайде:
Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра.
Поэтому
для
решения
поставленных
задач
я
решила
более
эффективно
использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную
деятельность
ребенка,
но
и
способствуют
развитию,
совершенствованию
основных движений, укреплению здоровья детей.
В своей группе мы постоянно проявляем заботу о создании благоприятных
условий для организации двигательной активности воспитанников. Мебель и
оборудование
в
нашей
группе
размещены
так,
чтобы
была
достаточная
площадь для бега, игр с мячами и других движений. Наши воспитанники
обеспечены
в
достаточном
количестве
игрушками
и
по собиями,
стимулирующими
двигательную
деятельность.
Расположение
игрушек
и
пособий в группе также строго продумано.
Дети
3-4
лет
чрезвычайно
активны.
Свою
активность
они
проявляют
в
многократно
повторяющихся
движениях:
перебегают
с
одного
места
на
другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с
невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, возят автомобили, каталки,
вертушки, бросают и катают мячи, догоняют их и т. д. Самостоятельная
двигательная
деятельность
является
важным
условием
общего
развития
ребенка и укрепления растущего организма, поэтому в нашей группе, на
площадке и в помещении много свободного места, достаточное количество
игрушек,
стимулирующих
движение
детей,
пособий,
необходимых
для
развития движений. Классификация подвижных игр представлена на слайде.
Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а
также
игровые
упражнения,
основанные
на
выполнении
конкретных
двигательных
заданий.
Эти
задания
в
играх
и
игровых
упражнениях
я
подбирала
с
таким
расчетом,
чтобы
они
соответствовали
возможностям
маленьких
детей.
Прежде
всего
это
такие
движения,
как
ходьба,
бег,
подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание.
Весь
игровой
материал
старалась
распределить
в
определенной
последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяла тот объем
игр, который рекомендован программой.
В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли
научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на
друга,
ориентироваться
в
пространстве.
Игры,
основанные
на
простых
заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч»,
проводила
вначале
с
небольшой
подгруппой
(8—10
детей).
При
такой
организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а мне было легче
научить их координации движений.
Постепенно в играх усложняла задачу. Например, в усложненном варианте
игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали
руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросала сама, а затем и дети.
Так,
например,
учиться
спрыгивать
с
предметов
дети
начали
в
игровом
упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки спрыгивали на дорожку.
Затем
повторяла
это
движение
в
подвижных
играх
«Воробушки
и
кот»,
«Воробушки и автомобиль».
Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько знакомых детям
движений.
Так,
в
игровом
упражнении
«Брось
мяч
через
веревочку»
на
площадке натягивала шнур и ставила кубы. Дети перебрасывали мячи через
шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли
три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и
бегали. В другом упражнении дети ползали, проползали под дугами и звонили
в колокольчик, подпрыгивая на месте.
В нашей группе особенно популярны, сюжетные п/игры которые строятся на
основе имитационных движений исходя из опыта ребенка. К ним относятся
такие
игры,
как:
«Птички
и
птенчики»,
«Мыши
и
кот»,
«Лохматый
пес»,
«Самолеты», «Поезд», «Наседка и цыплята» и др. При разработке вариантов
подвижных игр старалась предусмотреть использование различных пособий и
оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной
стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их
выполнению.
Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля,
занимали
гнезда-обручи.
Во
втором
варианте
они
могли
использовать
в
качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку,
бревно, на перекладину лесенки и т. д.).
Бессюжетные игры мы проводим для большего количества участников и для
небольших групп – «Догони меня», «Найди свой цвет», «Кто дальше бросит
мешочек», «Береги предмет», и др. Они требуют большей самостоятельности,
быстроты,
ловкости
движений,
ориентировки
в
пространстве. В
период
освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их
играть
вместе,
дружно,
во
время
бега
не
наталкиваться
друг
на
друга,
ориентироваться
в
пространстве.
Игры,
основанные
на
простых
заданиях,
такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводила
вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети
чувствовали
себя
свободнее,
увереннее,
а
мне
было
легче
научить
их
координации движений.
Постепенно в играх усложняла задачу. Например, в усложненном варианте
игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали
руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросала сама, а затем и дети.
Так
же
мы
проводим
игровые
упражнения,
они
представляют
собой
организованные
двигательные
действия,
специально
подобранные,
суть
которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Сбей кегли, "Попади
в воротца", «По длинной извилистой дорожке», «Догони мяч», «Перешагни
через палку» и др.) Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько
знакомых
детям
движений.
Так,
в
игровом
упражнении
«Брось
мяч
через
веревочку» на площадке натягивала шнур и ставила кубы. Дети перебрасывали
мячи через шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они
выполняли
три
основных
движения:
перебрасывали
мяч,
перелезали
через
скамейку и бегали. В другом упражнении дети ползали, проползали под дугами
и звонили в колокольчик, подпрыгивая на месте.
При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводила с
целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с
мячом. Учила прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота,
попадать
мячом
в
предметы,
скатывать
мяч
по
доске.
С
этой
целью
использовала такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в
этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.
Особенно
детям
нравилось
упражнение
«Поймай
шарик
(мячик)».
По
сдвинутым
двум
столам
прокатывала
шары
(мячи)
поочередно
каждому
ребенку, а они их ловят. Постепенно это упражнение усложняла: одновременно
прокатывала не один, а два шарика, а ловили их те дети, которых называла я
сама. Иногда я прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что
заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.
Учитывая
индивидуальные
особенности
и
возможности
малышей
мы
руководим их деятельностью. Наблюдая за ними, мы для себя отмечаем, кто
не умеет играть с той или иной игрушкой, кто малоподвижен или, наоборот,
слишком много двигается. Зная, что дети второй младшей группы, любят
играть в одиночку, мы даём им такую возможность, но в то же время мы
стараемся привлечь детей к совместным играм. В работе с малышами очень
важны
специально
организованные
подвижные
игры
и
упражнения,
протекающие при непосредственном руководстве взрослого.
При
проведении
подвижных
игр
широко
использовала
такие
методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять
движения. Требования к качеству выполнения движений повышала с учетом
возраста детей и их состояния здоровья. Например, для воспитанников более
старшего возраста и физически более развитых.
Взаимосвязь
детского
сада
и
семьи
–
необходимое
условие
успешного
воспитания ребенка дошкольного возраста.
Одной из основных задач взаимодействия педагогов с родителями является
способствовать
укреплению
духовных
ценностей
семьи
и
семейных
традиций
через
организацию
совместной
деятельности
педагогов
воспитанников и родителей.
Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и
информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения
родителей информации о жизни ребенка в детском саду является беседа в
конце
дня.
При
этом
родительская
поддержка
в
воспитании
и
развитии
ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни
ребенка в дошкольном учреждении.
Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка,
обращая внимание на их достоинства, мы приучаем родителей следить за
успехами ребенка, правильно реагировать на них, быть внимательными к
развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.
Работа с нашими воспитанниками только началась и о результатах говорить
еще
рано,
но
хочу
отметить,
что
движения
детей
заметно
улучшились.
В
самостоятельной
деятельности
они
чаще
стали
пользоваться
такими
движениями, как прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все
это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной
деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии, здоровье.
Мониторинг здоровья наших детей показал, что средний % посещаемости
детьми нашей группы составил 85%, а заболеваемость в среднем около 8-9%,
в
январе и феврале заболеваемость среди воспитанников нашей группы
составила 0%.