Состояние речи детей дошкольного возраста с моторной алалией и рекомендуемая коррекционная работа с такими детьми.
Автор: Петухова Светлана Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ Д/С комбинированного вида № 85 Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Состояние речи детей дошкольного возраста с моторной алалией и рекомендуемая коррекционная работа с такими детьми. Раздел: дошкольное образование
Подготовила: учитель-логопед
МКДОУ № 85
Петухова Светлана Владимировна
Алалией принято называть полное или частичное отсутствие
речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное
недоразвитием или поражением речевых областей в левом
полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном
или раннем периоде развития ребенка. Алалия представляет
собой системное недоразвитие речи, при котором
нарушаются все компоненты речи: фонетико-
Этиология и
патогенез алалии
Биологические
факторы
Социальные
факторы
Перинатальный
период
Натальный
период
Постнатальный
период
- интоксикация;
- хронические заболевания матери;
- нарушение кровообращения
плода;
- ушибы и падения матери с
последующей травматизацией
плода;
- неблагоприятное течение
беременности;
- врожденная отягощенность;
-
Неудачное применение
вспомогательных родовых
средств;
-
затяжные или срочные
роды;
-
рождение ребенка с
опухолью, гематомой,
асфиксией;
-
Ранняя травматизация
головы;
-
инфекционный гепатит;
-
менингит;
-
менингоэнцефалит;
-
длительные соматические
заболевания;
-
детские инфекционные
заболевания, вызывающие
истощение ЦНС;
Постнатальный период
-
Недостаточные речевые и эмоциональные контакты
-
конфликтные отношения в семье
-
неправильные методы воспитания
-
многоязычие в семье
-
наследственный фактор
В
результате
органического
поражения
головного
мозга
у
детей
с
алалией
могут
наблюдаться
недостатки
со
стороны
некоторых
мозговых
структур.
Вследствие
этого,
симптоматика
алалии
достаточно многообразна и не ограничивается нарушением только
речевой
функции.
Характер
алалического
синдрома
в
каждом
конкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет
зависеть
от
локализации
и
тяжести
органического
поражения,
от
общего
соматического
состояния
ребенка,
его
в о з р а с т а ,
интеллектуальных возможностей, окружающей его среды. Синдром
алалии составляют неврологические, психопатологические и речевые
симптомы.
Неврологическая
симптоматика:
может
иметь
выраженный,
а
чаще
стертый
характер.
У
детей
с
алалией
может
наблюдаться
неврологическая
микросимптоматика,
свидетельствующая
о
неблагополучии
со
стороны
центральной
нервной
системы
(нарушения
тонуса
некоторых
групп
мышц,
спастично сть,
паретичность, односторонний птоз, горизонтальный нистагм и др.).
При афферентной
(кинестетической)
апраксии ребенок не может
воспроизводить единичные
артикуляционные позы. В
результате отмечаются
поиски позы, замены одних
поз другими.
При эфферентной
(кинетической) апраксии
отмечается
несостоятельность в
воспроизведении серии
движений.
Воспроизведению серии
поз препятствуют
персеверации
(застревания
).
Нулевой уровень - Ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих,
иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
Ситуативный уровень - Понимает просьбы, связанные с обиходным предметным
миром. Знает имена близких и название своих игрушек, может показать части тела у
себя и родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображения
предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
Номинативный уровень - Хорошо ориентируется в названиях предметов,
изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях
действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т.п.).
совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем и т.п.)
Предикативный уровень - Знает много названий ориентируется в вопросах падежей,
поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках. Различает
значения нескольких
первообразных предлогов ( в, на, около). Не различает грамматических форм слов.
Расчлененный уровень - Различает изменение значений, вносимых отдельными
частями слова (морфемами) -флексиями, приставками, суффиксами.
Легкая степень - ребенок
владеет простыми
распространенными
предложениями.
Средняя степень –
используются простые
аграмматичные фразы
.
Выраженная
степень(тяжелая ) –
отсутствует речь. В речи 8-
10 слов.
Моторная эфферентная кинетическая алалия.
Поражаются нижнелобные отделы коры головного мозга,
могут наблюдаться кинетические артикуляторные
апраксии. Грубо искажается слоговая структура слов и
структура предложений.
Моторная афферентная кинестетическая алалия.
Поражаются восходящие пути от мышц речевого аппарата
и нисходящие отделы коры головного мозга. Характерны
замены артикуляционно сходных звуков.
Сенсорная(акустическая) алалия .
Речь окружающих ребенок не понимает, не понимает
значения слов, не может отнести значение слова с его
звучанием.
Дети с алалией и неполноценным слуховым
(фонематическим) восприятием.
Дети с алалией и нарушением зрительно-
пространственного восприятия.
Дети с алалией и нарушением кинестетическо-
предметного восприятия.
Дети с алалией и нарушением произвольного
поведения и общения.
Экспрессивные
дисфатические
нарушения, с
типичными признаками
моторной афазии,
аграфии, алексии, с
сохранным пониманием.
Рецептивные
дисфатические
нарушения, с
преобладанием
сенсорных расстройств.
Логопедическая работа проводится, в основном, по
двум направлениям:
Растормаживание речевой функции правого
полушария.
Осуществление левополушарного контроля над
структурными единицами языка:
последовательное усвоение звуков, слогов, слов,
грамматических форм и фразовой речи.
Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют
специализированные дошкольные и медицинские учреждения
(логопедические группы или детские сады для детей с тяжелыми
нарушениями речи, стационары, санатории). В каждом из учреждений
проводится согласованная работа медико-педагогического персонала,
направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый
речевой режим.
Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация
обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с
тяжелыми речевыми нарушениями. В специальной школе
обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое
отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создает
серьезное препятствие в овладении основами наук.
Дети с легко выраженным недоразвитием
речи могут обучаться, хотя и со
значительными затруднениями, в
общеобразовательной школе, а
параллельно заниматься на
логопедическом пункте.
Чтобы ребенок приобрел определенный запас
слов, простых по произношению и часто
употребляемых (названия игрушек, одежды,
посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо
уделять ему больше внимания при
рассматривании картинок, а также на прогулке,
каждый раз называя встречающиеся предметы.
Если ребенок отказывается повторять слово за
взрослым, не надо требовать от него ответа в
данный момент. В дальнейшем это слово надо
давать в различных вариантах много раз. Со
временем ребенок сам начнет повторять это
слово. Каждое проявление его речевой
активности должно поощряться взрослыми
.
Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение)
— недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв
между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка
нарушается понимание речи окружающх, несмотря на хороший
слух и сохранные способности к развитию активной речи.
Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового
конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его
проводящих путей.
Причиной алалии сенсорной является возникновение при
поражении височной области левого полушария (центр
Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической
стороны речи при сохранности слуха.
Выявляются интересы к игрушкам, играм,
книгам, у школьника — учебные интересы;
учитывается активность и работоспособность
ребенка при обследовании; уточняется характер
игровой и учебной деятельности (может ли
развернуть игру, включиться в подражание
игровым действиям, продолжить их, способен ли
выполнить задание, в какой степени обучаем и т.
д.). Устанавливается запас сведений,
представлений о величине, форме, месте
расположения предметов и т. д.
Для изучения состояния словаря, грамматического
строя и фонетико-фонематической стороны речи
используется общепринятая в логопедии схема
обследования и специально подготовленные
пособия, применяются речевые упражнения,
задания на словообразование и словоизменение.
Ведется длительное динамическое наблюдение за
детьми в процессе выполнения ими разных видов
деятельности
.
Специальными упражнениями в игровой форме
исследуется артикуляционная моторика —
возможность выполнения определенных
движений, удержания артикуляционных поз,
выполнения последовательных действий с
переключением, способность ребенка подражать
артикуляционным движениям и возможность
отраженного проговаривания слов и сочетаний
.
Расположение кабинета. Кабинет учителя - логопеда находиться на 2-ом этаже в стороне от
помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского
блоков, а так же от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Родители имеют свободный
доступ к кабинету.
Кабинет небольшой, пропорциональный и хорошо освещенный. Цветовое сочетание и общий фон
неяркие и не подавляющие. Использованы успокаивающие пастельные, зеленоватые тона. Эта
цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с логопедом.
Зонирование кабинета: помещение имеет несколько зон, которые соответствуют основным
направлениям работы учителя-логопеда.
Зона индивидуальной работы имеет особое значение. Здесь происходит коррекция
звукопроизношения. Обязательным здесь является наличие большого зеркала, которое
необходимо для контроля ребенком правильной артикулярной позиции. Рабочий стол, где
свободно сидит логопед и ребенок рядом.
Зона подгрупповых занятийоснащена 3 детскими столиками для занятий, детскими стульями,
магнитной доской, и индивидуальными небольшими настольными зеркалами.
Для хранения нормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф-
стеллаж.
Далее я фрагментами покажу свои пособия, игры, наработки
С помощью этого пособия логопед демонстрирует
путешествие сказочных героев и нахождение их в
пространстве по отношению к другим предметам:
Например: Буратино бежал по полю, колобок закатился за
камень, Мольвина пошла гулять в лес, Лебедь летит над
домом, над лесом, над, полем, колобок закатился за дом,
выглянул из –за дома, прокатился вокруг дома, черепаха
подползла, к речке, проплыла под мостом,
Методика проведения:
Для создания игровой ситуации ЛОГОПЕД:
Как-то жарким летним днём
Говорят букашки:
«А давайте-ка начнём
Собирать ромашки!
Но пчела сказала вдруг: (логопед показывает картинку)
«Ну-ка, погодите!
Муха, бабочка и жук, -
Все ко мне летите!
Выбрав для себя цветок,
Сядьте в серединку. (логопед вывешивает серцевинки)
Я же каждый лепесток
Превращу в картинку. (логопед показывает лепестки)
После их перемешаю…(логопед перемешивает лепестки)
Где какой – сама не знаю.
Их непросто подобрать:
Нужно слоги сосчитать».
Дети по одному берут перевёрнутые лепестки, называют
изображённую на нём картинку, определяют количество слогов в
слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую
сердцевинку. При затруднении в подсчёте количества слогов детям
предлагают «отхлопать» слово: произнести по слогам, сопровождая
произнесение хлопками в ладоши. Желательно, чтобы ответы детей
были полными, например: «В слове зонт один слог», «В слове
самолёт три слога» и т.п.
После того, как ромашки будут собраны, необходимо ещё раз
проговорить: слова, изображённые на лепестках
Методика проведения:
Для создания игровой ситуации ЛОГОПЕД:
Как-то жарким летним днём
Говорят букашки:
«А давайте-ка начнём
Собирать ромашки!
Но пчела сказала вдруг: (логопед показывает картинку)
«Ну-ка, погодите!
Муха, бабочка и жук, -
Все ко мне летите!
Выбрав для себя цветок,
Сядьте в серединку. (логопед вывешивает серцевинки)
Я же каждый лепесток
Превращу в картинку. (логопед показывает лепестки)
После их перемешаю…(логопед перемешивает лепестки)
Где какой – сама не знаю.
Их непросто подобрать:
Нужно сердцевинку прочитать
Дети по одному берут перевёрнутые лепестки, называют
изображённую на нём картинку, определяют что этот предмет может
делать и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую
сердцевинку.
После того, как ромашки будут собраны, необходимо ещё раз
проговорить: слова, изображённые на лепестках.
Методика проведения
ЛОГОПЕД на этапе создания игровой ситуации сообщает,
что сегодня дети познакомятся с Карликом и с Великаном.
У Великана всё большое, а у Карлика всё маленькое.
Нужно назвать все предметы на картинках, сначала если
бы они принадлежали Великану, а потом если бы они
принадлежали Карлику. Например:
- Когда я говорю, звучит мой ГОЛОС. У Карлика голос
тихий, слабый – ГОЛОСОК, а у Великана голос громкий,
сильный – ГОЛОСИЩЕ.
Далее ДЕТИ выходят по одному, берут перевёрнутую
маленькую карточку, называют её и ставят в прорезь к
Карлику, (рис.) образовывая новое слово. Следующий
ребёнок выходит и переносит эту карточку к Великану,
также образуя новое слово. Например:
- Это нога. У Карлика – ножка. У великана ножища
- У Карлика – глазки а у Великана глазище. При
затруднении применяется отражённое и сопряжённое
проговаривание. Все предложения со вновь
образованными словами проговариваются детьми хором и
индивидуально. Аналогично происходит с остальными
картинками и словами.