Напоминание

Состояние речи детей дошкольного возраста с моторной алалией и рекомендуемая коррекционная работа с такими детьми.


Автор: Петухова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ Д/С комбинированного вида № 85
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Состояние речи детей дошкольного возраста с моторной алалией и рекомендуемая коррекционная работа с такими детьми.
Раздел: дошкольное образование





Назад




 Подготовила: учитель-логопед МКДОУ № 85  Петухова Светлана Владимировна
 Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия
представляет собой
системное недоразвитие речи,
при котором нарушаются все компоненты речи:
фонетико-

фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.

Этиология и патогенез алалии Биологические факторы Социальные факторы Перинатальный период Натальный период Постнатальный период
 - интоксикация;  - хронические заболевания матери;  - нарушение кровообращения плода;  - ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода;  - неблагоприятное течение беременности;  - врожденная отягощенность;
- Неудачное применение вспомогательных родовых средств; - затяжные или срочные роды; - рождение ребенка с опухолью, гематомой, асфиксией; - Ранняя травматизация головы; - инфекционный гепатит; - менингит; - менингоэнцефалит; - длительные соматические заболевания; - детские инфекционные заболевания, вызывающие истощение ЦНС;
Постнатальный период

- Недостаточные речевые и эмоциональные контакты - конфликтные отношения в семье - неправильные методы воспитания - многоязычие в семье - наследственный фактор

В результате органического поражения головного мозга у детей с алалией могут наблюдаться недостатки со стороны некоторых мозговых структур. Вследствие этого, симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничивается нарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждом конкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть от локализации и тяжести органического поражения, от общего соматического состояния ребенка, его в о з р а с т а , интеллектуальных возможностей, окружающей его среды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевые симптомы. Неврологическая симптоматика: может иметь выраженный, а чаще стертый характер. У детей с алалией может наблюдаться неврологическая микросимптоматика, свидетельствующая о неблагополучии со стороны центральной нервной системы (нарушения тонуса некоторых групп мышц, спастично сть, паретичность, односторонний птоз, горизонтальный нистагм и др.).

 При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими.  При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания ).

Нулевой уровень -
Ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. 
Ситуативный уровень -
Понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и название своих игрушек, может показать части тела у себя и родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображения предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту. 
Номинативный уровень -
Хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т.п.). совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем и т.п.) 
Предикативный уровень -
Знает много названий ориентируется в вопросах падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках. Различает значения нескольких  первообразных предлогов ( в, на, около). Не различает грамматических форм слов. 
Расчлененный уровень -
Различает изменение значений, вносимых отдельными частями слова (морфемами) -флексиями, приставками, суффиксами.

Легкая степень
- ребенок владеет простыми распространенными предложениями.
Средняя степень
– используются простые аграмматичные фразы .
Выраженная

степень(тяжелая )
– отсутствует речь. В речи 8- 10 слов.


Моторная эфферентная кинетическая алалия.
Поражаются нижнелобные отделы коры головного мозга, могут наблюдаться кинетические артикуляторные апраксии. Грубо искажается слоговая структура слов и структура предложений. 
Моторная афферентная кинестетическая алалия.
Поражаются восходящие пути от мышц речевого аппарата и нисходящие отделы коры головного мозга. Характерны замены артикуляционно сходных звуков. 
Сенсорная(акустическая) алалия
. Речь окружающих ребенок не понимает, не понимает значения слов, не может отнести значение слова с его звучанием.

Дети с алалией и неполноценным слуховым
(фонематическим)
восприятием.

Дети с алалией и нарушением зрительно-

пространственного восприятия.

Дети с алалией и нарушением кинестетическо-

предметного восприятия.

Дети с алалией и нарушением произвольного

поведения и общения.


Экспрессивные

дисфатические

нарушения,
с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием. 
Рецептивные

дисфатические

нарушения,
с преобладанием сенсорных расстройств.
Логопедическая работа проводится, в основном, по двум направлениям:  Растормаживание речевой функции правого полушария.  Осуществление левополушарного контроля над структурными единицами языка: последовательное усвоение звуков, слогов, слов, грамматических форм и фразовой речи.
 Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют специализированные дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы или детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи, стационары, санатории). В каждом из учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического персонала, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.  Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создает серьезное препятствие в овладении основами наук.
 Дети с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со значительными затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно заниматься на логопедическом пункте.
 Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок отказывается повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми .

Алалия сенсорная
(a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающх, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.


Причиной алалии сенсорной является
возникновение при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха.

Выявляются интересы
к игрушкам, играм, книгам, у школьника — учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер игровой и учебной деятельности (может ли развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям, продолжить их, способен ли выполнить задание, в какой степени обучаем и т. д.). Устанавливается запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и т. д.
 Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, применяются речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности .
 Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний .
 Расположение кабинета. Кабинет учителя - логопеда находиться на 2-ом этаже в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Родители имеют свободный доступ к кабинету.  Кабинет небольшой, пропорциональный и хорошо освещенный. Цветовое сочетание и общий фон неяркие и не подавляющие. Использованы успокаивающие пастельные, зеленоватые тона. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с логопедом.  Зонирование кабинета: помещение имеет несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы учителя-логопеда.  Зона индивидуальной работы имеет особое значение. Здесь происходит коррекция звукопроизношения. Обязательным здесь является наличие большого зеркала, которое необходимо для контроля ребенком правильной артикулярной позиции. Рабочий стол, где свободно сидит логопед и ребенок рядом.  Зона подгрупповых занятийоснащена 3 детскими столиками для занятий, детскими стульями, магнитной доской, и индивидуальными небольшими настольными зеркалами.  Для хранения нормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф- стеллаж.  Далее я фрагментами покажу свои пособия, игры, наработки
 С помощью этого пособия логопед демонстрирует путешествие сказочных героев и нахождение их в пространстве по отношению к другим предметам: Например: Буратино бежал по полю, колобок закатился за камень, Мольвина пошла гулять в лес, Лебедь летит над домом, над лесом, над, полем, колобок закатился за дом, выглянул из –за дома, прокатился вокруг дома, черепаха подползла, к речке, проплыла под мостом,

Методика проведения:
Для создания игровой ситуации ЛОГОПЕД: Как-то жарким летним днём Говорят букашки: «А давайте-ка начнём Собирать ромашки! Но пчела сказала вдруг: (логопед показывает картинку) «Ну-ка, погодите! Муха, бабочка и жук, - Все ко мне летите! Выбрав для себя цветок, Сядьте в серединку. (логопед вывешивает серцевинки) Я же каждый лепесток Превращу в картинку. (логопед показывает лепестки) После их перемешаю…(логопед перемешивает лепестки) Где какой – сама не знаю. Их непросто подобрать: Нужно слоги сосчитать». Дети по одному берут перевёрнутые лепестки, называют изображённую на нём картинку, определяют количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевинку. При затруднении в подсчёте количества слогов детям предлагают «отхлопать» слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: «В слове
зонт
один слог», «В слове
самолёт
три слога» и т.п. После того, как ромашки будут собраны, необходимо ещё раз проговорить: слова, изображённые на лепестках

Методика проведения:
Для создания игровой ситуации ЛОГОПЕД: Как-то жарким летним днём Говорят букашки: «А давайте-ка начнём Собирать ромашки! Но пчела сказала вдруг: (логопед показывает картинку) «Ну-ка, погодите! Муха, бабочка и жук, - Все ко мне летите! Выбрав для себя цветок, Сядьте в серединку. (логопед вывешивает серцевинки) Я же каждый лепесток Превращу в картинку. (логопед показывает лепестки) После их перемешаю…(логопед перемешивает лепестки) Где какой – сама не знаю. Их непросто подобрать: Нужно сердцевинку прочитать Дети по одному берут перевёрнутые лепестки, называют изображённую на нём картинку, определяют что этот предмет может делать и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевинку. После того, как ромашки будут собраны, необходимо ещё раз проговорить: слова, изображённые на лепестках.

Методика проведения
ЛОГОПЕД на этапе создания игровой ситуации сообщает, что сегодня дети познакомятся с Карликом и с Великаном. У Великана всё большое, а у Карлика всё маленькое. Нужно назвать все предметы на картинках, сначала если бы они принадлежали Великану, а потом если бы они принадлежали Карлику. Например: - Когда я говорю, звучит мой ГОЛОС. У Карлика голос тихий, слабый – ГОЛОСОК, а у Великана голос громкий, сильный – ГОЛОСИЩЕ. Далее ДЕТИ выходят по одному, берут перевёрнутую маленькую карточку, называют её и ставят в прорезь к Карлику, (рис.) образовывая новое слово. Следующий ребёнок выходит и переносит эту карточку к Великану, также образуя новое слово. Например: - Это нога. У Карлика – ножка. У великана ножища - У Карлика – глазки а у Великана глазище. При затруднении применяется отражённое и сопряжённое проговаривание. Все предложения со вновь образованными словами проговариваются детьми хором и индивидуально. Аналогично происходит с остальными картинками и словами.







В раздел образования