Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Любознайка"


Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Любознайка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

(МБОУ ДО ДДТ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛЮБОЗНАЙКА»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

Никитина Людмила Викторовна,

методист

г. Новый Уренгой, 2017

Пояснительная записка

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь на

более высоком умственном и нравственном уровне в

сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

К.Е.Тимирязев

Согласно общепризнанной точке зрения ведущей деятельностью в дошкольном

возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Но, на протяжении многих лет

наука

ищет

истинно

детскую

деятельность,

которая

интенсивно

бы

развивалась

в

дошкольном

детстве

без

помощи

взрослых

и

даже

вопреки

их

действиям.

Такой

деятельностью оказалось детское экспериментирование. По мнению Н.Н. Поддъякова

именно

эта

деятельность

идёт

от

самого

ребёнка

с

первых

месяцев

его

жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в

том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное

творчество.

Программа

«Любознайка»

является

общеобразовательной

общеразвивающей

программой и имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность

программы. Содержание

познавательно-исследовательской

деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным

программам,

методическим

разработкам,

и

педагогу

надо

суметь

подобрать

из

имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны - задачи развития, а с другой

стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт

взрослого

сужает

границы

накопления

детьми

личного

опыта

взаимодействия

с

предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста

свойственны

любознательность,

жажда

новых

впечатлений,

желание

самостоятельно

искать

истину.

Это

обуславливает

настоятельную

необходимость

анализа

реально

существующих

в

практике

(создание

новых)

организационных,

технологических,

содержательных компонентов исследовательской деятельности дошкольников, выявление

факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию

путей их устранения.

В

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольник

получает

возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить

свои представления о мире. Поэтому необходимо стремится учить не всему, а главному, не

сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации,

сколько

научить

ориентироваться

в

её

потоке.

Необходимо

вести

целенаправленную

работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс

по

модели

личностно-ориентированного

взаимодействия,

согласно

которой

ребёнок

является не объектом обучения, а субъектом образования.

Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее

известных

и

современных

методик

детского

экспериментирования,

структуризация

практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Развитие

творческих

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности происходит

через решение проблемных задач. Под творческими задачами

понимаются задачи, в

результате которых постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки

решения осуществляются детьми самостоятельно. Решение таких задач способствует

развитию креативного мышления, речи ребёнка, расширяет его кругозор, создаёт условия

для активного изучения самой разной тематики.

2

Цель

программы

развитие

познавательного

интереса

детей

старшего

дошкольного

возраста

через

организацию

поисково-исследовательской

и

опытно-

экспериментальной деятельности.

Освоение программы предполагает решение следующих задач:

расширять представления детей о физических свойствах веществ (твердость,

мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); об основных физических

явлениях

(отражение,

преломление

света,

магнитное

притяжение);

о

некоторых

факторах

среды

(свет,

температура

воздуха

и

её

изменчивость;

вода

-

переход

в

различные состояния: жидкое, твёрдое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух -

его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);

р а з в и т и е

п о з н а в а т е л ь н о й

а к т и в н о с т и

д е т е й

в

п р о ц е с с е

экспериментирования;

умения

наблюдать,

сравнивать,

анализировать,

обобщать,

устанавливать причинно-следственные связи, делать предположения и выводы;

расширять представление об использовании человеком факторов природной

среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих

потребностей.

Реализация поставленных задач осуществляется в трёх основных формах:

1)

специально-организованное обучение в форме занятий;

2)

совместная деятельность взрослого с детьми;

3)

свободная самостоятельная деятельность детей.

Педагогическая

целесообразность

заключается

в

том,

что

обучение

ребёнка

должно

быть

«проблемным»,

оно

должно

содержать

элементы

самостоятельной

исследовательской

работы.

Организовать

его

необходимо

как

самостоятельный

творческий поиск.

Исследовательская деятельность может быть использована во всех видах детской

деятельности, так как она даёт большой простор для развития творческих спо собностей

дошкольников,

способствует

целостному

восприятию

мира.

Познавательно-

исследовательская

деятельность

детей

способствует

развитию

собственной

познавательной активности и саморазвитию, готовит ребёнка к школе.

Старший

дошкольный

возраст

самоценный

этап

развития

познавательной

активности ребёнка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений

и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или

совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним

из

эффективных

методов

познания

закономерностей

и

явлений

окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность,

направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности,

детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта

самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка.

Условия проведения экспериментирования:

учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения,

т.к.

именно

в

старшем

дошкольном

возрасте

наглядно-образное

мышление

начинает

заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети

проходят стадию проговаривания своих действий вслух;

учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей;

не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов;

необходимо

учитывать

право

ребёнка

на

ошибку

и

применять

адекватные

способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались

навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий,

поручаемых разным ребятам, совместная работа педагога и детей, помощь педагога детям,

3

работа педагога по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах),

сознательное допущение педагогом неточностей в работе и т.д.);

в

любом

возрасте

роль

педагога

остаётся

ведущей,

без

него

эксперименты

превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не

имеющее познавательной ценности;

педагог

должен

вести

себя

так,

чтобы

детям

казалось,

что

они

работают

самостоятельно;

в

работе

с

детьми

надо

стараться

не

проводить

чёткой

границы

между

обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ

ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов

познания

окружающей

действительности

позволит

ребёнку

стать

субъектом

учения,

научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить

интеллектуальную

активность,

познавательную

культуру

и

ценностное

отношение

к

реальному миру.

Эксперименты

положительно

влияют

на

эмоциональную

сферу

ребёнка,

на

развитие

его

творческих

способностей,

они

дают

детям

реальные

представления

о

различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со

средой

обитания.

В

процессе

эксперимента

идёт

обогащение

памяти

ребёнка,

активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения

и

классификации,

обобщения

и

экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные

закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только

ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и

операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Систематические игры – экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и

формах

-

являются

необходимым

условием

успешного

становления

личности

дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному

восприятию окружающего мира.

Возраст детей. Данная программа адаптирована для занятий с воспитанниками

старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения по 3 часа в неделю в

группах по 10 человек.

Основными формами организации занятий являются:

- индивидуальная,

- групповая (с подгруппой),

- фронтальная (со всей группой).

Формы подведения итогов реализации программы:

- тестирование;

- наблюдения.

Виды контроля:

- входящий;

- промежуточный;

- итоговый.

Возможность

внедрения.

Программа

может

быть

использована

педагогами

дополнительного

образования,

педагогами

дошкольных

учреждений

и

родителями,

которых

интересуют

вопросы

развития

познавательной

активности

и

творческого

мышления дошкольников.

4

Учебно-тематический план

п\п

Тема

Кол-во

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

Раздел I

«Песок, глина, камни».

3

5

2

Песок и глина – наши помощники.

1

2

3

Происхождение островов и материков Земли.

1

1

4

Мир камней.

1

2

Раздел II

«Волшебница-Вода».

3

7

5

Вода и её свойства.

1

4

6

Роль воды в жизни растений.

1

2

7

Викторина «Мир глазами детей». Тестирование.

1

1

Раздел III

«Воздух-невидимка».

2

8

10

8

Этот удивительный воздух!

1

5

9

Органы дыхания растений.

1

3

Раздел IV

«Земля. Космос».

4

6

10

10

Наша кормилица Земля.

3

3

11

Такой далёкий и близкий Космос.

1

3

Раздел V

«Всё о человеке».

5

5

12

Что такое человек?

5

5

Раздел VI

«Свойства материалов, веществ, предметов».

3

7

13

Свойства материалов.

2

2

14

Свойства веществ.

1

3

15

Викторина «Умники и умницы». Тестирование.

1

1

Раздел VII

«Бумага, ткань».

3

7

16

Мир бумаги.

1

4

17

Мир ткани.

2

3

Раздел VIII

«Магниты, магнетизм».

2

8

18

Мир магнитов.

2

8

Раздел IX

«Стекло, зеркало».

2

8

19

Свойства стекла.

1

4

20

Свойства зеркал.

1

4

Раздел X

«Свет, цвет».

6

6

21

Свет и его свойства.

1

2

22

Что такое тень?

1

2

23

Цвет и его оттенки.

1

3

24

Викторина «Обо всём на свете!» Тестирование.

1

1

5

ВСЕГО:

35

67

Содержание

Вводное занятие.

Теоретическая часть (1 час). Беседа о курсе. Цель, задачи, специфика занятий,

общие требования, направления работы. Планы на учебный год. Знакомство с правилами

техники безопасности.

Практическая

часть

(1

час).

Игры

на

знакомство

и

сплочение

коллектива:

«Группа»,

«Джойстик»,

«Путешествие

на

воздушном

шаре»,

«Тише

громче»,

«Тренировка эмоциональной устойчивости», «Внутреннее движение», «Семья».

Раздел I «Песок, глина, камни»

(теория – 4 часа; практика – 6 часов)

1.

Песок, глина – наши помощники.

Теоретическая часть (1 час). Знакомство со свойствами и качествами песка и

глины: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; со способами рисования песком.

Работа с энциклопедией.

Практическая часть (2 часа). Рассмотреть форму песчинок. Помочь определить,

может ли песок двигаться. Познакомить детей со свойствами мокрого и сухого песка,

мокрой и сухой глины. Закрепить свойства песка и глины.

Выявить, что сухой песок

состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из маленьких частичек,

которые

будто

взялись

за

руки

и

прилипли

друг

к

другу.

Выявить

свойства глины:

влажная,

мягкая,

делится

на

части.

Познакомить

ребят

со

способами

изготовления

цветного песка, перемешав его с цветным мелом. Развивать познавательный интерес;

смекалку,

наблюдательность,

усидчивость.

Проведение

опытов

и

экспериментов:

«Свойства

песка»,

«Свойства

глины»,

«Песчаный

конус»,

«Удивительный

песок»,

«Цветной песок», «Песок и глина – наши помощники».

2.

Происхождение островов и материков Земли.

Теоретическая часть (1 час). Объяснить происходящие на планете изменения с

использованием полученных ранее знаний. Предложить выяснить, как на планете, залитой

полностью водой, могли появиться острова и материки (суша). Работа с энциклопедиями.

Практическая часть (1 час). Проведение опыта – создание макета. Зарисовывание

наблюдений,

используя

макет

для

выяснения

причины

появления

земноводных

и

двоякодышащих рыб. Проведение опытов и экспериментов по теме «Как появились на

планете Земля материки и океаны?».

3.

Мир камней.

Теоретическая

часть

(1

час).

Рассказать

о

разнообразии камней по

внешним

признакам. Рассматривание камней (цвет, форма, размер). Показать, что камни бывают

разные

по

температуре

и

гладкости

поверхности,

что

в

тепле

они

нагреваются;

в

воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет; издают звуки.

Практическая

часть

(2

часа). Познакомить

детей

со

способом

отделения

камешков от песка, мелкой крупы от крупной; вырабатывать самостоятельность. Выявить

свойства камня: сухой, твердый, не делится на части, из него нельзя лепить. Определить с

помощью опыта, что лучше всего вода проходит через камни, хорошо – через песок,

а глина

воду

не

пропускает.

Проведение

опытов

и

экспериментов:

«Определение

твёрдости, температуры и плавучести камней», «Камни издают звуки».

6

Раздел II «Волшебница-Вода»

(теория – 3 часа; практика – 7 часов)

1.

Вода и её свойства.

Теоретическая часть (1 час). Дать представления о том, что чистая вода не имеет

запаха. Познакомить со способами очистки воды разными способами. Учить беречь воду.

Чтение и рассматривание энциклопедий; прослушивание аудиозаписей; просматривание

видеосюжетов на данную тему.

Практическая часть (4 часа). Проведение опытов и экспериментов по теме: «У

воды

нет

запаха»,

«С

водой

и

без

воды»,

«Сухой

из

воды»,

«Фильтрование

воды»,

«Бережём воду!». Подвести к выводу о том, что без воды жизнь на Земле невозможна.

2.

Роль воды в жизни растений.

Теоретическая

часть

(1

час).

Помочь

выделить

факторы

внешней

среды,

необходимые

для

роста

и

развития

растений

(вода,

свет,

тепло);

установить

связь

видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней

среды.

Практическая

часть

(2

часа). Наблюдение

за

комнатными

растениями

в

определённый промежуток времени. Помочь установить зависимость роста растений от

температуры и поступаемой влаги. Зарисовывание результатов наблюдений за состоянием

растений в зависимости от полива. Провести эксперимент и доказать, что в пустыне

стебли

некоторых

растений

могут

накапливать

влагу.

Проведение

опытов

и

экспериментов: «Почему цветы осенью вянут?», «Запасливые стебли», «Куда тянутся

корни?», «Бережливые растения».

3.

Викторина «Мир

глазами

детей»

(1

час).

Закрепление

изученного

материала.

Входная аттестация учащихся (1 час). Тестирование.

Раздел III «Воздух-невидимка»

(теория – 2 часа; практика – 8 часов)

1.

Этот удивительный воздух!

Теоретическая часть (1 час). Расширять представления о воздухе, способах его

обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение

которого

человек

может

находиться

без

воздуха.

Дать

представления

об

источниках

загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Практическая

часть

(5

часов). Провести

экспериментирование

и

показать

зависимость живых объектов природы от воздуха. Помочь выявить, что воздух обладает

упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Проведение

опытов и экспериментов: «Этот удивительный воздух!», «Вдох – выдох», «Где же пятый

океан?»,

«Соломенный

буравчик»,

«Парашют»,

«Вертушка»,

«Крепкий

спичечный

коробок».

2.

Органы дыхания растений.

Теоретическая часть (1 час). Продолжать расширять представления о воздухе; о

его значимости для жизни на Земле в целом. Рассматривание энциклопедий: высказывание

предположений о том, как обнаружить воздух. Предложить узнать, проходит ли воздух

через листья внутрь растения.

7

Практическая часть (3 часа). Помочь выявить причину потребности растения в

рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Проведение экспериментов:

«Нужен ли корешкам воздух?», «Что выделяет растение?», «Есть ли у растений органы

дыхания?». Развивать умение фиксировать результаты эксперимента: сравнить зарисовки с

результатом

эксперимента

и

изобразить,

что

получилось

в

результате

эксперимента.

Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для

растений.

Раздел IV «Земля. Космос»

(теория – 4 часа; практика – 6 часов)

1.

Наша кормилица Земля.

Теоретическая часть (3 часа). Дать представление о том, что почва – верхний

слой Земли; познакомить с составом почвы; показать взаимосвязь живого на Земле. С

помощью энциклопедии помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни

живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Практическая часть (3 часа). Учить определять и сравнивать сухую и влажную

почву;

фиксировать

результаты

исследований.

Проведение

опытов

и

экспериментов:

«Земля – наша кормилица», «Состав почвы», «Могут ли животные жить в земле?», «Сухая

и влажная почва».

2.

Такой далёкий и близкий Космос.

Теоретическая

часть

(1

час). Рассматривание

фотографий,

иллюстраций

с

изображением

планет,

ракет,

спутников,

космонавтов.

Проверить

знания

детей

о

Солнечной системе, о полётах человека в космос. Помочь выявить действия магнитных

сил Земли. Рассказать и помочь понять,

что полярное сияние – это тоже проявление

магнитных

сил

Земли.

Побуждать

к

участию

в

коллективном

преобразовании;

учить

самостоятельно определять алгоритм деятельности.

Практическая

часть

(3

часа). Проведение опытов и экспериментов по теме:

«Земля – большой магнит», «Полярное сияние», «Покорение Космоса», «Живые комочки»,

«Как увидеть притяжение?», «Далеко – близко».

Закрепить знание о том, что стрелка

компаса всегда показывает на север. Предложить сделать космические корабли и модель

Солнечной

системы.

Совершенствовать

умения

работать

с

различными

материалами,

проявлять творческий потенциал в ходе преобразования. В ходе экспериментирования

определить, как преобразовались первые живые клетки; понимать взаимосвязь земного

притяжения и веса предмета; как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха.

Раздел V «Всё о человеке»

(теория – 5 часов; практика – 5 часов)

1.

Что такое человек?

Теоретическая часть (5 часов). Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях:

познакомить

со

строением

уха,

глаза

человека,

функциями

их

частей.

Обобщить

и

конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы. Помочь

определить, зачем человеку нужны органы зрения, слуха, обоняния и осязания.

Практическая часть (5 часов). Проведение опытов и экспериментов: «Проверим

слух», «Наши помощники – глаза», «Зачем человеку глаза?», «Как устроена дыхательная

система человека?», «Определение пищи на вкус», «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»,

«Выяснение причины храпа человека», «Связь уха с носоглоткой», «Осязательный центр

человека», «Обоняние человека». В ходе их проведении показать, как человек слышит

звук, как видит, как чувствует запахи и вкус продуктов. Показать взаимосвязь органов

вкуса и запаха; как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещённости.

Помочь выяснить причины храпа человека; определить связь уха с носоглоткой. Подвести

8

к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности

кожи. Упражнять в различении цветов и пищи по запаху.

Раздел VI «Свойства материалов, веществ, предметов»

(теория – 3 часа; практика – 7 часов)

1.

Свойства материалов, предметов.

Теоретическая

часть

(2

часа). Познакомить с пластмассой, понимать, что от

качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. Познакомить с

разными видами металлов; формировать умение сравнивать их свойства; понимать, что

характеристики

металлов

обусловливают

способы

их

использования

в

быту

и

на

производстве.

Практическая часть (2 часа). В ходе проведения опытов и экспериментов «Лёгкая

пластмасса»,

«Мир

пластмасс»,

«Мир

металлов»,

«Вулкан»,

«Спичечный

телефон»,

«Поющая

струна»,

помочь

учащимся

определить

свойства

пластмассы

(гладкая,

шероховатая), изделий из пластмассы. Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида

пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид); сравнивать их свойства. Учить

называть

разновидность

металлов

(алюминий,

сталь,

жесть,

медь,

бронза,

серебро).

Сравнивать

способность

тонуть

металлических

и

пластмассовых

предметов.

Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к

преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.

2.

Свойства веществ.

Теоретическая часть (1 час). Объяснить изменение агрегатных состояний веществ

в зависимости от изменений температуры. Знакомство с теплопроводностью различных

материалов. Работа с энциклопедиями и научной литературой.

Практическая часть (3 часа). В ходе опытно-экспериментальной деятельности

выявить изменение агрегатных состояний веществ под воздействием разных температур

(твёрдые – жидкие – газообразные). Проведение опытов и экспериментов: «Волшебные

превращения»,

«Как

не

обжечься?».

Выяснить,

что

предметы

из

разных

материалов

нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).

3.

Викторина «Умники и умницы» (1 час). Закрепление изученного материала.

Промежуточная аттестация учащихся(1 час). Тестирование.

Раздел VII «Бумага, ткань»

(теория – 3 часа; практика – 7 часов)

1.

Мир бумаги.

Теоретическая

часть

(1

час).

Знакомство

с

различными

видами

бумаги

(салфеточная,

писчая,

обёрточная,

чертёжная);

формировать

умение

сравнивать

качественные характеристики и свойства бумаги.

Объяснить, что невидимые черни́

ла

это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми

только при определённых условиях (нагрев, освещение, химический проявитель и т. д.).

Практическая часть (4 часа).

Проведение опытов и экспериментов: «Секретное

письмо»,

«Термометр»,

«Дом,

в

котором

я

живу»,

«Мы

пишем

книгу».

Предложить

вспомнить характерные особенности того или иного предмета, собственного жилища и в

соответствии с ними уметь подбирать необходимый материал для работы.

2.

Мир ткани.

Теоретическая часть (2 часа). Знакомство с различными видами тканей (ситец,

сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж, вельвет, бархат, плащёвка и т.д.). Формировать

9

умение сравнивать качества и свойства тканей. Помочь понять, что свойства материала

(ткани) обусловливают способ его употребления и использования для пошива вещей.

Практическая часть (3 часа). В ходе проведения экспериментов «Мир ткани»,

«Такая разная ткань», «Наряды куклы Тани», «Дом из ткани», «Как увидеть молнию?»,

формировать

умение

сравнивать

ткани

по

их

свойствам

(например,

впитываемость).

Побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и

временем года.

Раздел VIII «Магниты, магнетизм»

(теория – 2 часа; практика – 8 часов)

1.

Мир магнитов.

Теоретическая часть (2 часа). Знакомство с физическим явлением (магнетизмом);

с

магнитом,

его

особенностями

и

свойством

притягивать

металл.

Раскрыть

понятие

полюсов магнита. Объяснить действие магнитных сил; прохождение магнитных сил через

различные материалы и вещества. Помочь выявить материалы, которые могут стать

магнетическими;

особенность

взаимодействия

двух

магнитов:

притяжение

и

отталкивание. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Практическая часть (8 часов). В ходе проведения опытов и экспериментов «Как

действуют магниты на предметы?», «Парусные гонки», «Как достать скрепку из воды, не

замочив

рук?»,

«

Представления

о

полюсах

магнита»,

«Притягиваются

не

притягиваются», «Испытание магнита», «Необычная картина», «Мы – фокусники!», «Как

увидеть

магнитные

силы?»,

«Два

магнита»,

найти

предметы,

выявить

материалы,

взаимодействующие с магнитами; уметь определять материалы, не притягивающиеся к

магниту. Развивать умение видеть преобразования предметов. Помочь определить, какими

свойствами магнит обладает в воде и на воздухе; какая часть магнита сильнее притягивает

металлические

предметы.

Показать

способ

изготовления

самодельных

компасов.

Использовать знания о магнитах для создания картины.

Раздел IX «Стекло, зеркало»

(теория – 2 часа; практика – 8 часов)

1.

Свойства стекла.

Теоретическая

часть

(1

час).

Знакомство

со

стеклом

и

его

оптическими

свойствами, с понятием оптики; со стеклянной посудой, с процессом её изготовления; с

производством

фарфора.

Сравнение

свойств

стекла

и

фарфора.

Активизировать

познавательную

деятельность;

вызвать

интерес

к

предметам

рукотворного

мира.

Закрепление умения классифицировать материал, из которого делают предметы.

Практическая часть (4 часа). Эксперименты: «Путешествие в мир стеклянных

вещей»,

«Меня

зовут

Стеклянчик!»,

«Как

поднять

единицу?».

Помочь

понять,

что

отражение

возникает

на

гладких

блестящих

поверхностях,

и

не

только

при

свете.

Рассматривание отражения солнечного цвета от хрустального многогранника на стене.

Подвести

к

пониманию

того,

какие

световые

волны

отражает

предмет,

а

какие

поглащает.

2.

Свойства зеркал.

Теоретическая часть (1 час). Помочь понять, как можно многократно отразить

свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно; что

зеркало имеет свойство делить отображения на две равные части. Выявить особенности

зеркального

отражения

(обратная

ориентация).

Подвести

к

пониманию

того,

что

отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Практическая

часть

(4

часа).

Проведение

опытов

с

зеркалом:

«Разные

отражения», «Двойное отражение», «Передача солнечного зайчика», «Радуга на стене»,

10

«Разведчики», «Солнечные зайчики», «Влажное дыхание». Опытным путём подвести к

пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не

должно быть видно. Научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Выяснить, какой путь проходит воздух при вдохе и выдохе (при выдохе на зеркальную

поверхность, зеркало запотевает и на нём появляется влага).

Раздел X «Свет, цвет»

(теория – 6 часов; практика – 6 часов)

1.

Свет и его свойства.

Теоретическая часть (1 час). Подвести к пониманию того, что свет – это поток

световых лучей. Познакомить с тем, как можно увидеть луч света. Понять, что световое

пятно (или тень) на стене будет более ярким и чётким, если источник света ближе к стене,

и наоборот. В доступной форме объяснить учащимся принцип работы электроприборов.

Практическая

часть

(2

часа). В

ходе

проведения

опытов

«Световой

луч»,

«Почему лампочка светит?», «Излучение», выяснить, что от одного предмета может быть

несколько теней, если рядом несколько источников света; чем выше источник света, тем

короче тень; по мере удаления от источника света тень удлиняется и контур становится

менее чётким. Подвести к выводам: предметы чёрного цвета поглощают все световые

лучи; чёрные предметы не отражают свет, воспринимаемый глазом человека; поглощение

световой энергии приводит к повышению температуры предмета.

2.

Что такое тень?

Теоретическая часть (1 час). Объяснить, как образуется тень, её зависимость от

источника

света

и

предмета,

их

взаиморасположение.

Продемонстрировать

через

перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Практическая часть (2 часа). Проведение опытов «Уличные тени», «Теневой

театр»,

«Живые

тени»,

«Изготовление

солнечных

часов»,

«Тёмный

Космос».

Рассматривание фигурок, теней от них. Выяснить, все ли предметы дают тень, почему не

все (прозрачные предметы пропускают через себя световые лучи, поэтому они не дают

тени, например, оконное стекло); предметы (например, изображения персонажей) должны

быть непрозрачными, плотными, лучше чёрными (меньше отражаются лучи света).

3.

Цвет и его оттенки.

Теоретическая часть (1 час). Рассказать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Познакомить с призмой. Объяснить, каким способом можно разбить луч света на разные

цвета

- спектр. Установить, в какой степени цвет влияет на количество излучения,

поглощаемого предметами. Познакомить с механизмом образования цветов: объяснить,

как образуются цвета, в том числе белый и чёрный.

Практическая

часть

(3

часа). Опыты: «Разноцветные огоньки», «Волшебный

круг», «Смешивание красок», викторина «Почемучкины вопросы». Продемонстрировать

образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра. Получение новых оттенков

цветов путём смешивания красок.

4.

Викторина «Обо

всём

на

свете!» (1

час).

Закрепление

изученного

материала.

Итоговая аттестация учащихся (1 час). Тестирование.

11

Методическое обеспечение программы

Деятельность

дошкольников

в

ходе

экспериментирования

способствует

формированию

у

детей

познавательного

интереса,

развивает

наблюдательность,

мыслительную деятельность.

Для

того,

чтобы экспериментирование

стало

ведущим

видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребёнка. Обязательным

элементом

образа

жизни

дошкольников

является

участие

в

разрешении

проблемных

ситуаций,

в

проведении

элементарных

опытов, экспериментировании,

в

изготовлении

моделей.

Дошкольники

учатся

во

время эксперимента

ставить

цель,

решать

проблемы,

выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость,

удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них

чувство удовлетворения от проделанной работы.

В

процессе

экспериментирования

ребёнку

необходимо

ответить

н а

следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Опыты сопровождаются

у

детей

проговариванием

и

выдвижением

множества

гипотез-догадок, попытками

предугадать

ожидаемые

результаты.

Многократное

повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них

определённый

алгоритм

действий,

чёткость

выполнения

отдельных

операций,

аккуратность

в

работе

(иначе

эксперимент

может

не

удаться).

А

вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют

уже

от

педагогов

компетентности

в

различных областях окружающего нас мира.

При

проведении

опытов

и

экспериментов

работа

чаще

всего

осуществляется

по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако

благодаря увеличению объёма памяти и усилению произвольного внимания можно в

отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за

ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Ожидаемые результаты

К концу года данная программа предполагает:

вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

сформировать

у

детей

уверенность

в

себе

посредством

развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей

личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

обогатить предметно – развивающую среду кабинета.

К концу обучения по программе «Любознайка» у детей сформировано:

умение

анализировать

предметы

и

явления,

используя

зрительное,

тактильное и слуховое восприятие;

умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (произвольная

память);

мышление,

умение

рассуждать,

делать

умозаключения

в

соответствии

с

законами логики; выделять самое существенное;

умение пользоваться различными схемами и планами;

12

творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о

мире различными способами;

приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие

собственной активности ребенка и саморазвитие.

интерес к окружающей действительности, образ «положительного «Я».

Ребёнок,

проводя

настоящие

исследования,

чувствует

вкус

самостоятельной

экспериментальной

работы,

получает

навыки

её

проведения,

учится

ставить

себе

исследовательские задачи и успешно их решает.

Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности детей

дошкольного возраста - мощный стимул для развития важнейших черт их личности:

самостоятельности,

целеустремленности,

способности

к

прогнозированию

и

планированию собственной деятельности.

Список литературы

1.

Альтушеллер Г., ТРИЗ. М.: «Педагогика», 1996.

2.

Ашиков В.И., Семицветик. М.: «Педагогика», 2000.

3.

Белавина И.Г., Планета - наш дом. М.: «Педагогика», 1995.

4.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М.: «Сфера», 2005.

5.

Зинкевич-Евстегнеева Т. Путь к волшебству. СПб.: «Златоуст», 1998.

6.

Зинкевич-Евстегнеева Т. Сказки звездной страны – Зодиакалии, 1997.

7.

Мартынова

Е.А.,

Сучкова

И.М.

Организация

опытно-экспериментальной

деятельности детей 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты

занятий. Волгоград: Учитель, 2013.

8.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: «Асар», 1995.

9.

Мир Природы и ребёнок. Под ред. Маневцовой Л.М. Изд. «Акцидент», 1998.

10. Почемучка. М.: «Педагогика», 1991.

11. Рыжова Н.А. Я и природа. М.: «Линка-пресс», 1996.

12. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.: «Линка-пресс», 1997.

13. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М.: «Линка-пресс», 1998.

13

Приложение 1

Принципы развития поисково-познавательной деятельности учащихся

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников строится на сле-

дующих принципах:

1)

принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;

2)

принцип соответствия развивающей среды с особенностями саморазвития и

развития дошкольников;

3)

принцип «развивающейся интриги»;

4)

принцип единства взаимодействия педагога и родителей в развитии детей;

5)

формирование творчества на всех этапах обучения и воспитания детей.

Приложение 2

Методика проведения опытов и экспериментов

Подготовка к проведению запланированных наблюдений, опытов и экспериментов

начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект,

с которым

знакомится

заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно

осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким

образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даётся

время на

обдумывание,

и

затем

педагог

привлекает

детей

к

обсуждению

методики

и

хода

эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы

решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же

время не выпускать

из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине

отстает и теряет основную мысль.

Заключительным

этапом

эксперимента

является

подведение

итогов

и

формулирование

выводов.

Выводы

можно

делать

в

словесной

форме,

а

можно

использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

дети

проводят

эксперимент,

не

зная

его

результата,

и

таким

образом

приобретают новые знания;

дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они

мыслили.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:

особенностями изучаемого явления;

отношением дошкольников к данному виду деятельности;

если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же,

наоборот, интерес к работе велик, её можно продолжить сверх запланированного времени.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся

экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то

интересное.

Отсюда

следует,

что

подготовкой

к

случайным

экспериментам

является

постоянное самообразование по всем разделам наук.

14

Методика проведения самостоятельных учебных исследований

Подготовка. Данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а

строится самими ребятами по мере получения новых сведений об объекте (предмете).

Основные

признаки

совместной

деятельности

-

добровольное

участие

детей

в

предлагаемой работе и включённость в неё взрослого, как живого образца осуществления

деятельности. Вместе с тем необходима особая организация пространства деятельности,

определённый стиль поведения педагога, гибкий подбор содержания, которые несли бы

полноценную развивающую нагрузку и одновременно были бы привлекательны для детей.

Понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых

средств каждому ребёнку потребуется только специальная «папка исследователя». Сделать

её нетрудно. На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На

каждом кармашке - изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребёнок

должен

получить

достаточное

количество

маленьких

листочков

для

фиксации

информации (зарисовывания) и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение исследования. На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается

вся группа дошкольников. Начинается занятие с выбора темы (карточки с изображениями

тем будущих исследований раскладываем на столе) и ребёнок выбирает себе то, что хочет.

Заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых

проблем. В начале занятия, каждый ребёнок получает специальную «папку исследователя»

и

листочки

для

сбора

информации.

План

исследования

с

ним

в

данном

случае

проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках нашей

папки.

Вооружившись всем необходимым, ребёнок (либо пара, группа детей) начинает

действовать

самостоятельно.

Задача

-

собрать

нужную

информацию,

используя

возможности всех доступных источников. Обобщить её и подготовить сообщение. Всё это

нужно сделать в рамках одного занятия. Дети работают самостоятельно, они сами изучают

всё, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога - выполнять обязанности

консультанта,

помогать

тем,

кто

нуждается

в

помощи

в

данную

минуту.

В

ходе

познавательно-исследовательской

деятельности

ребята

получают

совершенно

неожиданную для них информацию. В этом и заключается основа чрезвычайной гибкости

детского экспериментирования, способности учащихся перестраивать свою деятельность

в зависимости от результатов. От занятия к занятию дети заполняют иллюстративным

материалом

панно

"Путешествие

в

мир

науки"

и

дополняют

его

по

собственной

инициативе.

Таким

образом,

по

мере

накопления

знаний

об

исследуемых

собы тиях

учащиеся получают возможность ставить перед собой новые, всё более сложные цели.

Сообщения. Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать для

прослушивания

предположений,

идей,

догадок.

Ребёнок,

который

делает

сообще ние,

вынужден

структурировать

информацию,

выделить

главное.

Не

важно,

что

содержательный материал, с которым работают дети, выглядит простым и даже может

показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для педагога важно в данном случае

то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой

личности.

Дети легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки,

если не согласны. Эти моменты очень важны. Вряд ли существует более эффективное

средство

для

развития

критического

мышления,

чем

этот

способ.

Заслушать

все

сообщения на одном занятии сложно. Ведь надо дать ребёнку возможность не только

высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому надо учить детей говорить кратко и

точно, гибко использовать время (какие-то сообщения можно выслушать сразу, а какие-то

15

послушать на

другом занятии). По итогам "защиты" необходимо поощрить тех, кто

хорошо отвечал, задавал «умные», интересные вопросы.

16

Приложение 3

Мониторинг результатов обучения дошкольников

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Любознайка»

Проведение

диагностики проводится

с целью фиксации личностного роста и объёма полученных знаний и умений детей

дошкольного

возраста. Лист мониторинга по основным направлениям представлен в виде карты усвоения программы (таблица 1). Она

заполняется педагогом три раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года).

Таблица 1

1 балл (низкий уровень) – данная характеристика не сформирована, а её проявление носит случайный характер.

2 балла (средний уровень) – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия

контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д.

3 балла (высокий уровень) – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей

ситуации,

присутствия

или

отсутствия

взрослого,

других

детей,

настроения

ребёнка,

успешности

или

неуспешности

предыдущей

деятельности и.т.д.

Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования. Данные

позволят проследить эффективность работы,

отследить детский результат и спланировать дальнейшую работу.

17

п/п

Фамилия,

имя

ребёнка

Приложение 4

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно

решить

без

плодотворного

контакта

с

семьей

и

полного

взаимопонимания

между

родителями и педагогом.

Работа

с

родителями

-

одно

из

важнейших

направлений

воспитательно-

образовательной деятельности, осуществляемой в детском объединении. Очень важно для

благополучия

ребёнка

выработать

чёткую

стратегию

сотрудничества;

найти

подход

к

членам

семьи

ребёнка,

создать

атмосферу

доверия;

выработать

единые

с

родителями

подходы

к

пониманию

необходимости

проводимой

в

группе

образова тельно-

воспитательной работы; на основе полученной в начале учебного года диагностической

информации, совместно с родителями, определить какие условия можно создать в семье,

для активизации потенциальных возможностей ребёнка, заложенных природой.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

необходимость

установления

партнёрских

отношений

с

семьёй

каждого

дошкольника и объединение усилий для развития и воспитания детей;

– создание атмосферы общности интересов;

– активизирование и обогащение воспитательских умений родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края

через воспитание ребёнка.

В

индивидуальных

беседах,

консультациях,

на

родительских

собраниях,

через

различные виды наглядной агитации, убеждать родителей в необходимости повседневного

внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребёнка узнать новое,

самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Б ы л и

р а з р а б о т а н ы

с о в е т ы родителям: « К а к

п о м о ч ь

м а л е н ь к о м у

исследователю», «Как

проводить

исследования

с

детьми»,

предложена

картотека

элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

18

Информационная карта

учебно-методический комплекс

дополнительной образовательной программы

«Любознайка»

Детское объединение: «Росток»

Автор программы: Никитина Л.В., методист МБОУ ДО ДДТ

Педагог, реализующий программу (образование, квалификация): Федченко С.А.

(высшее, первая квалификационная категория)

Вид программы: модифицированная

Направленность: социально-педагогическая

Образовательная область: межпредметная

Цель:

развитие

познавательного

интереса

учащихся

через

организацию

познавательно-исследовательской

и

опытно-экспериментальной

деятельности

детей

старшего дошкольного возраста.

Формы реализации программы: групповая

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в неделю: 3 часа (1 час x 3)

Предполагаемые результаты реализации программы:

умение анализировать предметы и явления, используя зрительное, тактильное

и слуховое восприятие;

умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (произвольная

память);

умение пользоваться различными схемами и планами;

приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие

собственной активности ребенка и саморазвитие.

мышление,

умение

рассуждать,

делать

умозаключения

в

соответствии

с

законами логики; выделять самое существенное;

творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о

мире различными способами;

интерес к окружающей действительности, образ «положительного «Я».

19



В раздел образования