Автор: Гузаирова Зифа Флюзовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Башкирский детский сад №15 "Гузель" МР Мелеузовский район РБ
Населённый пункт: г.Мелеуз, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью – одна из
актуальных задач национального проекта «Образование».
Начало дошкольного обучения связано не только с изменением уклада жизни
детей.
Переход
на
дошкольное
обучение
способствует
резкому
увеличению
числа
контактов,
что
на
фоне
возрастных
особенностей
детей
дошкольного
возраста
и
сниженной
сопротивляемости
их
организма,
обусловленной
необходимостью
приспособления к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные
на укрепление здоровья и закаливание детей этого возраста, приобретает особое значение.
Подавляющее
большинство
функциональных
отклонений
в
организме
детей
связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного
процесса, гигиенически-правильным построенным уроком.
Планируя свои уроки, стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие принесло детям
чувство удовлетворения, легкости и радости, а также желание вновь прийти на занятие
снова. В этом мне помогают здоровьесберегающие технологии, их элементы.
Учитывая, что длительность активного внимания дошкольников не превышает 20
минут, часть времени урока использую на проведение 2 физкультурных пауз. Они могут
быть разной направленности: упражнения для рук, для опорно-двигательного аппарата,
для глаз, дыхательная гимнастика. Для их проведения, как настольной книгой, пользуюсь
сборником В.И. Ковалько «Школа физкультминуток».
Перед
занятиями
с
детьми
произносим
утренние
настрои
на
работу,
на
оздоровление.
Обязательная рубрика на моих занятиях называется так «Полминутки для шутки».
Здесь
я
использую
занимательный
материал
по
учебной
программе.
На
занятиях
математики пользуюсь пособием «Праздник числа» В.Волиной, на занятиях развитие речи
– «Занимательная грамматика» И.И.Арононенко, на занятиях окружающий мир – «Это
удивительное природоведение» и т.д. Это очень активизирует детей назанятиях, оживляет
учебный процесс.
Из
всех
нагрузок,
с
которым
ребенок
встречается
в
детском
саду,
наиболее
утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы.
Поэтому нельзя требоавть от детей сохранения неподвижного положения тела в течение
всего занятия. Чтобы решить эту проблему на занятиях, надо уметь чередовать устные и
письменные виды работ. Переключение в течение занятия с одного вида деятельности на
другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребенка.
Содержание
занятий
часто
наполнено
сказочными
и
игровыми
сюжетами
и
персонажами. Введение игры на занятиях позволяет сохранить специфику дошкольного
возраста.
Учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье,
применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, помогает мне
на занятиях и художественная литература. Это стихи С.Михалкова, «Вредные советы»
Г.Остера,
Б.Заходера,
книга
А.Лаптева
«Тайна
пирамиды
здоровья»,
стихотворение
Э.Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение И.Токмаковой «Не буду бояться»
и т.д.
Вот так шаг за шагом, с раннего детства учу детей любви к себе, к людям, к
жизни, ибо только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно
здоров.