Автор: Щедурских Ангелина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №85 комбинированного вида"
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: статья
Тема: Особенности построение предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности построение предметно-пространственной среды в группах
раннего возраста
Предметно
-
пространственная
среда несет
в
себе
огромные
возможности
педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует
учитывать возрастные физиологические
и
психические
особенности
р ебенка,
повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность,
которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения
малыша.
Организация
предметно-пространственной
среды
в
дошкольном
учреждении
–
один
из
основных
и
кардинальных
вопросов,
определяющих
развитие
ребенка
в
дошкольном учреждении. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто
вербальном
уровне,
вне
предметной
среды,
в противном
случае
у ребенка
исчезнет
стремление
узнавать
новое,
появятся
апатия
и агрессия.
Избежать
проявления
столь
отрицательных
чувств
поможет
окружающее
пространство,
отвечающее
требованиям
актуального
ближайшего
и перспективного
творческого
развития
каждого
ребенка,
способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Главная
сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом
особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она
эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Развивающая среда –
это
естественная
комфортабельная
уютная
обстановка,
рационально
организованная,
насыщенную
разнообразными
сенсорными
раздражителями
и игровыми
материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую
деятельность всех детей группы.
На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями и
педагогами дошкольной организации стоит задача создания для ребенка дошкольного
возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие
аспекты:
предметно-пространственная
развивающая
образовательная
среда;
характер
взаимодействия
с
взрослыми;
характер
взаимодействия
с
другими
детьми;
система
отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для
них
является
игра.
Именно
поэтому
необходимо
постоянно
обновлять
развивающую
предметно-пространственную среду в группах. Необходимо обогатить среду элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Среда: образовательная и предметно-пространственная, вторая является составной частью
первой.
Образовательная
среда
–
совокупность
условий,
целенаправленных
на
всестороннее
развитие
ребенка
в
детском
саду,
на
состояние
его
физического
и
психического
здоровья,
успешность
его
дальнейшего
образования.
Предметно-
пространственная
среда
–
часть
образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями,
участками
и
т.д),
материалами,
оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с
особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей
и коррекции недостатков их развития. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.
Надо
стремится
к
тому,
чтобы
среда
была
не
только
развивающая,
но
и
развивающаяся:
предметная
среда
имела
характер
открытой,
незамкнутой
системы,
способной к корректировке и развитию. Чтобы образовательное пространство выступало
как
развивающая
образовательная
среда,
в
ходе
взаимодействия
входящих
в
него
компонентов пространство приобретает определенные свойства:
- гибкость,
обозначающую
способность
образовательных
структур
к
быстрому
перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей
среды, общества;
- непрерывность,
выражающуюся
через
взаимодействие
и
преемственность
в
деятельности входящих в нее элементов;
- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с
потребностями в образовательных услугах населения;
- интегрированность,
обеспечивающую
решение
воспитательных
задач
посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в
управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного
процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой
от глаз воспитанников позиции педагога.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых
минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование
активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия
творческого,
познавательного,
эстетического
развития.
При
правильной
организации
предметно-развивающей
среды
ребенок
чувствует
уверенность
в
себе,
стимулирует
проявления самостоятельности, творчества. Развивающую предметно-пространственную
среду
в
группе
педагоги
организует
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам
развития)
позволяет
детям
объединиться
подгруппами
по
общим
интересам:
конструирование,
рисование,
ручной
труд,
театрально-игровая
деятельность,
экспериментирование.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в
себя: центр
игры;
центр
двигательной
деятельности;
центр
конструирования;
центр
музыкально театрализованной деятельности; центр познавательной и исследовательской
деятельности; центр продуктивной и творческой деятельности; центр правильной речи и
моторики.
С п о ко й н ы й
с е к т о р :
ц е н т р
к н и г и ;
ц е н т р
о т д ы х а ;
ц е н т р
п р и р о д ы .
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение
оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части
группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач
момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники
«заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий
ребенка,
необходимо
пополнять
и
обновлять,
приспосабливая
к
новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду группы раннего возраста
группыв
ДОУ,
необходимо
учитывать
психологические
основы
конструктивного
взаимодействия
участников
воспитательно-образовательного
процесса,
дизайн
и
эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности
возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Список литературы:
Гилева
Н.
С.
Создание
предметно-развивающей
среды
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015, №10.
Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №
1155 от 17.10.2013 г.