Напоминание

Особенности построение предметно-пространственной среды в группах раннего возраста


Автор: Щедурских Ангелина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №85 комбинированного вида"
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: статья
Тема: Особенности построение предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности построение предметно-пространственной среды в группах

раннего возраста

Предметно

-

пространственная

среда несет

в

себе

огромные

возможности

педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует

учитывать возрастные физиологические

и

психические

особенности

р ебенка,

повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность,

которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения

малыша.

Организация

предметно-пространственной

среды

в

дошкольном

учреждении

один

из

основных

и

кардинальных

вопросов,

определяющих

развитие

ребенка

в

дошкольном учреждении. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто

вербальном

уровне,

вне

предметной

среды,

в противном

случае

у ребенка

исчезнет

стремление

узнавать

новое,

появятся

апатия

и агрессия.

Избежать

проявления

столь

отрицательных

чувств

поможет

окружающее

пространство,

отвечающее

требованиям

актуального

ближайшего

и перспективного

творческого

развития

каждого

ребенка,

способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Главная

сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом

особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она

эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Развивающая среда –

это

естественная

комфортабельная

уютная

обстановка,

рационально

организованная,

насыщенную

разнообразными

сенсорными

раздражителями

и игровыми

материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую

деятельность всех детей группы.

На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями и

педагогами дошкольной организации стоит задача создания для ребенка дошкольного

возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие

аспекты:

предметно-пространственная

развивающая

образовательная

среда;

характер

взаимодействия

с

взрослыми;

характер

взаимодействия

с

другими

детьми;

система

отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для

них

является

игра.

Именно

поэтому

необходимо

постоянно

обновлять

развивающую

предметно-пространственную среду в группах. Необходимо обогатить среду элементами,

стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Среда: образовательная и предметно-пространственная, вторая является составной частью

первой.

Образовательная

среда

совокупность

условий,

целенаправленных

на

всестороннее

развитие

ребенка

в

детском

саду,

на

состояние

его

физического

и

психического

здоровья,

успешность

его

дальнейшего

образования.

Предметно-

пространственная

среда

часть

образовательной

среды,

представленная

специально

организованным

пространством

(помещениями,

участками

и

т.д),

материалами,

оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с

особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей

и коррекции недостатков их развития. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.

Надо

стремится

к

тому,

чтобы

среда

была

не

только

развивающая,

но

и

развивающаяся:

предметная

среда

имела

характер

открытой,

незамкнутой

системы,

способной к корректировке и развитию. Чтобы образовательное пространство выступало

как

развивающая

образовательная

среда,

в

ходе

взаимодействия

входящих

в

него

компонентов пространство приобретает определенные свойства:

- гибкость,

обозначающую

способность

образовательных

структур

к

быстрому

перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей

среды, общества;

- непрерывность,

выражающуюся

через

взаимодействие

и

преемственность

в

деятельности входящих в нее элементов;

- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с

потребностями в образовательных услугах населения;

- интегрированность,

обеспечивающую

решение

воспитательных

задач

посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в

управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного

процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой

от глаз воспитанников позиции педагога.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых

минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование

активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия

творческого,

познавательного,

эстетического

развития.

При

правильной

организации

предметно-развивающей

среды

ребенок

чувствует

уверенность

в

себе,

стимулирует

проявления самостоятельности, творчества. Развивающую предметно-пространственную

среду

в

группе

педагоги

организует

так,

чтобы

каждый

ребенок

имел

возможность

свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам

развития)

позволяет

детям

объединиться

подгруппами

по

общим

интересам:

конструирование,

рисование,

ручной

труд,

театрально-игровая

деятельность,

экспериментирование.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в

себя: центр

игры;

центр

двигательной

деятельности;

центр

конструирования;

центр

музыкально театрализованной деятельности; центр познавательной и исследовательской

деятельности; центр продуктивной и творческой деятельности; центр правильной речи и

моторики.

С п о ко й н ы й

с е к т о р :

ц е н т р

к н и г и ;

ц е н т р

о т д ы х а ;

ц е н т р

п р и р о д ы .

Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение

оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части

группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач

момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники

«заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы,

способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир,

окружающий

ребенка,

необходимо

пополнять

и

обновлять,

приспосабливая

к

новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду группы раннего возраста

группыв

ДОУ,

необходимо

учитывать

психологические

основы

конструктивного

взаимодействия

участников

воспитательно-образовательного

процесса,

дизайн

и

эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности

возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Список литературы:

Гилева

Н.

С.

Создание

предметно-развивающей

среды

для

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015, №10.

Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №

1155 от 17.10.2013 г.



В раздел образования