Напоминание

"ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ"


Автор: Бикбаева Ляля Гумеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РЦДО
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: "ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Среди

всего

разнообразия

форм

обучения,

отдельного

внимания

заслуживает

дистанционное

обучение.

Данное

обучение

в

России

стремительно развивается и на сегодняшний день им охвачены и дети с ОВЗ.

В центре дистанционного образования предлагается посещение уроков в

удобное время для учащихся и в соответствии с их здоровьем, а также есть

возможность

проводить

их

в

удобной,

привычной

для

них

обстановке.

Благодаря современным технологиям данный процесс имеет положительную

динамику

и

эффективные

результаты.

Современные

мультимедиа

делают

процесс

дистанционного

обучения

понятным,

наглядным,

доступным,

который

ничем

не

уступает

традиционным

формам

совместной

работы

учащихся и преподавателей, а в некоторых моментах даже превосходит его.

Для

общения

через

компьютер

необходим

большой

запас

лексики

учащихся, и предметы филологического цикла помогают её активизировать, а

также формировать, корригировать, уточнять и обогащать словарный запас, в

целях коммуникации.

Обогащение

лексического

запаса

обучающихся

происходит

двумя

путями:

1.

В

процессе

общения

с

окружающими

людьми,

за

счет

информационных технологий, при просмотре телепередач, при чтении книг,

газет, журналов.

2. За счет последовательности специальной работы над лексикой, ее

обогащения, закрепления, осмысления на уроках филологического цикла.

В настоящее время обучение языку, как в общеобразовательной школе,

так и в дистанционных центрах обучения учащихся получило практическую

направленность

и

главной

своей

задачей

ставит

активное

овладение

словесной

речью

в

целях

коммуникации

и

социализации

детей

с

ОВЗ.

Общение

может

осуществляться

при

наличии

определенного

словарного

запаса и умения пользоваться им, поэтому главной задачей педагога является

работа над лексикой. Лексический состав - важнейший компонент языка, без

усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием

мышления, поэтому в школе работе над словом всегда придавалось большое

значение.

Работа

над

обогащением

словаря

направленная

на

решение

стилистических и орфографических задач, ставит перед собой цели развития

речи и придание ей выразительности. Овладение лексикой тесно связано с

грамматикой и морфологией, она формирует речь и развивает мышление.

При

дистанционном

обучении

детей

методика

активизации

словарного

состава предусматривает различные степени воздействия, которые зависят от

характера

отклонения

в

развитии

и

от

индивидуальных

возможностей

обучающегося.

При работе над лексикой выделяют следующие уровни:

-формирование словаря;

-лексико - семантическая коррекция словарного запаса;

-уточнение словаря;

-обогащение словаря;

На уроках филологического цикла учитель, прежде всего, формирует в

определенной последовательности речь учащихся, тем самым развивает и их

мышление, ибо, как отмечал Л. С. Выготский, «мысль не выражается в слове,

но совершается в нем»

[1].

В развитии речи выделяют три основных направления: работа над

словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной

речью. Ориентируясь на содержание обучения языку при дистанционном

обучении

детей

с

ОВЗ,

учитывая

своеобразие

речевого

развития

обучающихся, выделяют такие задачи:

-формирование, уточнение, коррекция и обогащение словарного запаса;

-формирование

и

совершенствование

коммуникативных

умений

в

процессе усвоения структурно-грамматических компонентов языка;

-развития

мышления

и

формирование

мыслительных

операций

(анализа и синтеза, сравнения, обобщения) средствами языка, используемыми

в речевой деятельности;

-активизация словарного запаса в грамматически оформленных рамках

(словосочетаний, предложений, диалога, связной речи).

Выше изложенные уровни работы над словом дополняют друг друга

[2].

На

уроках

филологического

цикла

речевой

материал

должен

подбираться

и

группироваться

в

такой

последовательности,

которая

обеспечивала бы обучающимся с ОВЗ постепенный переход от наглядного,

конкретного

отражения

окружающих

явлений

к

более

отвлеченному

и

обобщенному осознанию действительности на основе языка.

Практическое усвоение лексики ведется от более простого, до более

сложного, конкретных значений к более абстрактным. Сначала усваиваются

существительные,

затем

глаголы.

Внутри

каждой

части

речи

отбирается

словарь. Одновременно с лексикой также идет постепенное знакомство с

синтаксическими

структурами,

с

которыми

она

реализуется.

Одним

из

основных

условий

успешного

формирования

лексического

запаса

речи

является, то, как в процессе обучения учащимися раскрывается значение

слова. Так как значение слова отражает единство мышления и речи. Значение

образуется и существует лишь благодаря обобщению. Планируя работу над

лексикой,

нужно

учитывать

количество

слов,

подлежащих

усвоению,

их

тематическую близость, способы их усвоения.

При активизации лексического запаса важно помнить обучающиеся

лишь тогда смогут прочно усвоить значение слова, когда оно будет ими

осмыслено

в

предложении,

в

определенном

контексте.

Нельзя

овладение

лексикой сводить к словоназыванию. Слово должно связываться в целое

предложение,

а

для

этого

нужна

речевая

практика.

Нельзя

лексическую

работу рассматривать в отрыве от формирования грамматического строя.

Поэтому

в

основу

лексической

работы

положено

предложение,

раскрывающее

значение

слов,

их

лексическую

и

грамматическую

сочетаемость.

На

уроках

филологического

цикла

в

условиях

дистанционного

обучения

является

формирование

коммуникативно

-

направленных

высказываний, важно, чтобы обучающиеся приобрели определенные навыки

и умения в грамматическом оформлении.

Таким образом, словарный запас должен формироваться в тесной связи

и в соответствии с формированием грамматического строя. Усвоение слова

должно

происходить

в

общении

путем

их

правильного

грамматического

оформления

в

различных

словосочетаниях.

Учитывая

трудности

обусловленные

многообразием

функций

слова,

мы

понимаем

важность

работы

над

усвоением

лексики,

и

она

требует

определенной

последовательности в работе и проходит определенные стадии формирования

и развития.

При формировании словарного запаса важно помнить, что школьники с

проблемами в речевом развитии лишь тогда смогут прочно усвоить значение

слова,

когда

оно

будет

ими

осмыслено

в

предложении,

в

определенном

контексте.

Как

справедливо

отмечал

А.Р.

Лурия,

слова

«становятся

действенными в речи только потому, что каждое из них является единицей

высказывания с теми потенциальными связями, которые развертываются,

когда это слово включается в целое предложение»[3]. Образование таких

связей между словами, их упрочение может быть обеспечено лишь обильной

речевой практикой, повторяющимися ситуациями общения, которая возможна

и хорошо реализуется при дистанционном обучение детей.

Литература:

Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Педагогика.-1983. –

356 с.

Зикеев, А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных

(коррекционных) школ. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

Лурия, А.Р. Язык и сознание. - М. : 1979. – 319 с



В раздел образования