Напоминание

Урок окружающего мира


Автор: Гогаева Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ВЛАДИКАВКАЗ"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: "Охрана животных"
Тема: Урок окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




ОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.ВЛАДИКАВКАЗ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

3 КЛАСС

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЖИВОТНЫХ»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ГОГАЕВА Н.В.

2018-2019 уч.год

Тема: ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

Цели деятельности учителя:

Образовательная: способствовать формированию представлений о

негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие

видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с

представителями животных Красной книги.

Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать

выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к

природе, животному миру.

О б о р у д о в а н и е : учебник; (фотографии, рисунки редких животных);

выставка книг по изучаемой теме; аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.

Сценарий урока

I.

Организация начала урока.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

II.

Повторение изученного материала.

- На предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших

знаний о животных, я предлагаю выполнить задания в парах:

1 ряд – составить из карточек возможные цепи питания:

Берёза – лось – волк

Дуб – мышь – орёл

Ива – белая куропатка – ястреб

2 ряд – построить модели развития животных:

Яйцо - … - взрослая птица.

Икринка - … - взрослая лягушка.

… - малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка - … - бабочка.

3 ряд – работа с презентацией по теме «Разнообразие животных».

( слайд 1-12) ( Приложение 1)

III.

Сообщение темы и целей урока.

- Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

- Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы

только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное

обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лицо

Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение:

Звери, рыбы, пауки и птицы

Если будут уничтожены они,

Не всегда умеют защититься.

На планете мы останемся одни.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся). Тема

нашего урока «Охрана животных».

Эпиграфом нашего урока будут слова Р. Рождественского: «Если завтра

погибнет мир, он погибнет по вашей вине, равнодушные».

- Почему стоит запятая перед словом равнодушные?

- Каких людей называют равнодушными? Подберите синонимы к этому

слову (безразличный, безучастный).

- А каким человеком надо быть? Подберите антонимы (отзывчивый,

чуткий, внимательный).

- Попробуйте сформулировать цели и задачи урока.

Построение кластера:

значение

природоохранные меропр.

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

причины исчезновения

экологические правила

- На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни

человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к

окружающему миру.

IV.

Изучение нового материала.

1.

Чтение статьи в учебнике с. 106

- Узнайте по иллюстрации в учебнике животных, о которых вы

прочитали.

- Продолжим заполнение кластера:

- Какое значение в жизни людей имеют животные?

- Назови основные причины исчезновения животных?

пища помощь

одежда

лек-ва значение

природоохранные меропр.

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

причины исчезновения

экологические правила

охота вырубка лесов

загрязнение разрушение

вод почв

уничтожение растений

Физминутка (гимнастика для глаз)(слайды)

2.

Знакомство с животными Красной книги.

Беседа.

- С начала XVII

века на Земле вымерло более 500 видов животных, в

основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

- Для чего нужна Красная книга? (она нас информирует о том, какие

растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу ).

- А как вы думаете, почему назвали книгу именно красной, а не желтой,

синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не

губите растения).

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы,

это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В

нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или

растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал

тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

- О том, какого цвета страницы в Красной книге, и какие животные

Северной Осетии попали на эти страницы, расскажут дети.

- Сегодня мы добавим этих животных в свою «Красную книгу» , в которой уже

есть исчезающие растения Северной Осетии.( Приложение 2)

Рассказы учащихся о животных.

Черный гриф. (красная страница)

Изредка наблюдается в РСО-А над Лесистым, Пастбищными

котловинами. Очень крупная (вес до 12 кг., размах крыльев до 3 метров),

красивая с густым оперением, птица – падальщик. Основным питанием является

павший скот, поэтому грифов называют хищниками, не сеющими смерть, а

ждущими прихода ее. Они поедают все попадающиеся на пути трупы

животных, которых легко могут разглядеть даже с высоты 3-4 км.

Кавказский барс или по современной научной классификации

«переднеазиатский леопард» (красная страница) – самый крупный подвид

леопардов в мире, находящийся под угрозой исчезновения. Кавказский барс

является древним историческим символом Осетии, который изображен на гербе

Северной и Южной Осетии. Но в связи с прямым истреблением барса и

активным освоением земель, он исчез с территории Кавказа. После его

исчезновения распространение получили другие виды хищников – волки и

шакалы. В 2007 году Институтом проблем экологии была разработана

Программа восстановления популяции переднеазиатского леопарда на

территории Кавказа, которая была утверждена Минприроды России. В Осетии

были выпущены самка по кличке Волна и самец Эльбрус, это первый в мире

опыт возвращения леопарда в природу.

Желтобрюхий полоз.

Численность сокращается – желтая страница. Неопасный для человека и

очень красивый обитатель степного пояса.

Уникальность его заключается в способности быстро (до 4 км в час)

передвигаться по любой местности: каменистой, овражистой, поросшей

кустарниками. Так же ловко он перемещается по деревьям и в воде. Умеет

высоко прыгать. Любит селиться по крупным берегам степных рек. Его

основную пищу составляют грызуны, птицы и ящерицы, реже поедают

земноводных, змей, крупных насекомых. Часто гибнет при встрече с людьми.

Махаон.

Численность сокращается – желтая страница. Встречается небольшими

группами в степном и альпийском поясах. Необычно красивая и яркая дневная

бабочка, крылья которой в размахе достигают 7 см. она опыляет цветущий

клевер и другие растения лугов. Дает два поколения в год: весной и летом.

Гусеницы желто-зеленые, с черными и оранжевыми пятнышками, живут на

различным видах зонтичных растений и ими питаются. Причины гибели –

деградация пастбищ и отлов коллекционерами- энтомологами.

Зубр.

Численность восстанавливается – зеленые страницы. Это очень красивые,

крупные (до 1 тонны весом) спокойные травоядные животные. Когда-то их в

горах Осетии было очень много, но люди их полностью истребили. Их снова

стали разводить и сейчас их численность составляет 70 голов. Они обитают в

Государственном природном заповеднике, находится в Алагирском районе.

Физминутка.

Дыхательная гимнастика (под музыку «Звуки леса»).

1.

«Ладошки» (согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя. На

вдохе ладони крепко сжать, во время выдоха расслабить. Работать

только пальцами).

2.

«Ушки» (при вдохе наклонить голову вправо или влево, как бы

дотягиваясь ухом до плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к

начальной позиции. Задействовать только шею).

V.

Работа по ноутбукам.

Выполнить задания 1,2.

VI.

Продолжение изучения темы. Работа по учебнику (с. 106).

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще

много.

- Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (В

зоопарке, в заповеднике, национальных парках).

- А кто поможет найти ответ – для чего нужны заповедники?

- Для чего нужны зоопарки?

- Что такое заказники?

пища помощь красная заповедники зоопарки

одежда книга

лек-ва значение

природоохранные меропр. заказники

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

причины исчезновения

экологические правила

охота вырубка лесов

загрязнение разрушение

вод почв

уничтожение растений

- В Северной Осетии тоже есть национальный парк «Алания» в Ирафском

районе. В Алагирском районе на территории Цейского заказника создан

«Северо-Осетинский заповедник» (слайд 13)

3.

Правила друзей природы (экологические правила).

Работа с экологическими знаками.

Дети показывают заранее подготовленные рисунки с экологическими

знаками, рассказывают о правилах и заканчивают составление кластера.

VII.

Закрепление изученного материала.

1 группа – творческая работа.

- Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы. Какой

знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак.

2 группа – составить синквейн со словом «Животные».

3 группа – выполнить задания в рабочей тетради стр. 63 №3,3.

VIII.

Итог урока.

- Приведите примеры положительного влияния человека на природу.

- А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе,

люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или

равнодушный.

- Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращение-призыв:

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Рефлексия.

- Опишите глаголами, что вы делали сегодня на уроке?

- Опишите прилагательными, какие вы были сегодня на уроке?

- Опишите существительными, кем вы были на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 106-110; р.т. с. 63 №1. ( слайд 14)

Приложение 1

Приложение 2



В раздел образования