Автор: Кодзасова Залина Казбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №99 "Дюймовочка" комбинированного вида
Населённый пункт: РСО-Алания город Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи младших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи младших дошкольников.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные
учреждения, является развитие связной речи детей.
Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и
пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих.
Поэтому сформированность навыков связной речи является условием
формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом.
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы
жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих
факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают
говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью,
физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо
следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и
слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в
речевом развитии.
Наиболее сенситивным периодом для усвоения речи является младший
дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается
словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в
рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи
как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети
хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки,
посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия,
предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой
помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать
наизусть небольшое стихотворение.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не
исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе,
замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие
дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное
обучение,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать
творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие
мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что
способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным
языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении
всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах
деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других
занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной
жизни.