Авторы: Невретдинова Светлана Николаевна, Аньшакова Наталия Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребёнка - д/с №129 Выборгского района Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка по развитию речи
Тема: Квест- "Зимнее приключение"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
"Квест – Зимнее приключение"
Педагоги: Аньшакова Н.С. и Невретдинова С.Н.
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Интеграция
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
формирование
правильной
речи
детей
с
учётом
их
возрастных
особенностей и возможностей.
Задачи
Обучающие:
- активизировать словарь по теме "Зима";
-научить самостоятельно формулировать задания с опорой на ранее
полученные знания;
- обучать составлять предложения по схеме картинок;
Развивающие:
- продолжать развивать связную речь, совершенствовать навыки диалога и
монолога:
Воспитывающие:
- воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности.
- воспитывать чувство взаимовыручки, помощи.
Оборудование:
-письмо от Деда Мороза;
-карточки двусторонние: с одной стороны цифры, а с другой буквы;
-конверты с заданиями;
-ребус- слон;
-пазлы: буквы, снеговик, лего;
-загадки;
-картинки на тему «зима» для составления рассказа;
-картинка с изображением раздевалки
-фланелеграф;
- объёмный снеговик (поделка);
-ёлка;
-два больших мяча;
-20 маленьких мячика двух цветов (синего и красного).
Ход занятия
Воспитатель 1
- ребята, какое сейчас время года? (зима)
- посмотрите в окно, что вы видите? (снег, голые деревья, солнце и т.д.)
- какое настроение у вас возникает, глядя на пейзаж за окном? (Грустное,
печальное или весёлое, радостное)
Воспитатель 2
- что нужно сделать, чтобы наше настроение стало лучше? (улыбнуться друг
другу)
-повторяйте за мной:
Мы сначала будем топать: топ-топ, топ-топ (дети топают ногами)
А потом мы будем хлопать: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)
А потом мы повернёмся, и друг другу улыбнёмся (дети улыбаются друг
другу)
В группу заходит воспитатель из другой группы и приносит письмо.
-Здравствуйте дети. Сегодня в детский сад пришло письмо, на нём написано в
8 группу. Мы все пришли посмотреть от кого оно, и что же там написано.
Отдаёт письмо воспитателю.
Воспитатель 1
- открывает письмо и достаёт 8 карточек (с одной стороны цифры от 1 до 8,
а с другой буквы) (Дети складывают цифры по порядку, затем
переворачивают их и получаются слова «Дед Мороз»).
- ах вот от кого это письмо!
Воспитатель 2
- здесь ещё и письмо лежит.
Читает письмо: Здравствуйте ребята. Скоро наступит Новый год и я
подготовил для вас подарок, но Снежная королева украла его и заколдовала -
сделала его невидимым. Мне удалось выяснить, что подарок спрятан в вашей
группе, а расколдовать его поможет одно волшебное слово, которое нужно
узнать. Сам я приехать не могу, так как у меня много дел, но надеюсь на вашу
помощь. Вот загадка, которая вам поможет:
Лежу у вас я под ногами,
топчите меня вы сапогами.
А завтра во двор унесите меня,
и бейте меня, колотите меня,
чтоб дети могли поваляться на мне,
барахтаться и кувыркаться на мне.
(дети отгадывают - КОВЁР)
Воспитатель1
- Интересно, что означает это слово? Давайте посмотрим повнимательнее.
(дети находят под ковром два конверта на которых написано «задание»).
Что же делать, как нам выполнить сразу два задания (дети-разделиться на
две команды). В этом могут помочь мячики (Заранее подготовлены красные
и синие мячики по 10 штук. Каждый ребёнок берёт по одному мячику и
образуются две команды).
Каждая команда получает по конверту и воспитатели их открывают и читают
задания детям.
Задание 1
Команда красных достаёт из конверта
пазл. Дети собирают картинку
снеговика.
Воспитатель - что бы это значило? У
нас есть в группе снеговик? Все
подходят к снеговику и находят около
него конверт.
Команда синих достают из конверта
картинку шкафчиков в раздевалке и
ребус. Дети расшифровывают слово
СЛОН.
Воспитатель – что бы это значило?
Нужно посмотреть поближе. Все
идут в раздевалку, находят шкафчик
со слонёнком, а там находят конверт.
Воспитатель открывает и читает задание:
На какую букву начинается разгаданное вами слово (СЛОН и СНЕГОВИК)
(дети отвечают: на букву С)
Теперь нужно подобрать слова на эту букву.
- как зовут внучку Деда Мороза? (снегурочка)
- бел, да не сахар, ног нет, да идёт? (снег)
- морковный нос, в руке метла, боится солнца и тепла? (снеговик)
- она красива, как звезда, а на ладошке тает? (снежинка)
- сел, коня не запрягал, с горки конь меня помчал? (санки)
- зацепилась за карниз, головой свисает вниз? (сосулька)
- к нам на ветку села птичка, в жёлтом платьице…. (синичка)
- выпал снег чистейшей пробы, из него везде…. (сугробы)
- красногрудый, чернокрылый, с первым снегом на рябине? (снегирь)
- в ней всегда конец хороший, добрый молодец пригожий, бабка- ежка у
окна... догадайтесь, кто она? (сказка)
1.
Молодцы ребята, вы прекрасно справились со всеми вопросами.
Смотрите ка, в конверте что-то появилось! (Воспитатель достаёт букву-
пазл). Давайте подойдем к столу, посмотрим что это.
Дети собирают букву «Н»
Воспитатель обращается к детям
другой команды:
-у вас какая буква? (дети отвечают)
Дети собирают букву «Г»
Воспитатель обращается к детям
другой команды:
-а у вас? (дети отвечают)
Воспитатель1
- на ваших буквах есть изображения, что в них общего? (на буквах
изображены предметы, названия которых начинаются на эту букву)
- перечислите, пожалуйста, что, нарисовано на ваших буквах.
Дети из обеих команд по очереди перечисляют названия изображений,
которые нарисованы на собранных буквах.
-Ну вот, две буквы от волшебного слова у нас уже есть, давайте вывесим
буквы на фланелеграф, чтобы всем было хорошо видно.
Воспитатель 2
- посмотрите, в наших конвертах ещё что то есть.
Задание 2
Воспитатель достаёт из конверта
карточку с цифрой 11 и загадку
читает её:
Если ты устал играть,
То ложишься на …… (кровать)
Дети находят кровать с цифрой 11 и
находят в ней мяч и задание:
Воспитатель достаёт из конверта
пазл. Дети собирают картинку с
изображением конструктора ЛЕГО.
Все подходят к контейнеру с лего и
находят в нём мяч и задание:
Встаньте в круг. Воспитатель будет кидать вам мяч с фразами, а вы ей
обратно с переделанными фразами. Например: человек и поступок-
человеческий поступок и т.д.
- зима и месяц
- горка из снега
- летом дни жаркие, а зимой….
- холод и лёд
- дорожка изо льда
- летом небо светлое, а зимой…
- сила и мороз
- погода с морозом
- летом день длинный, а зимой….
- снег и зима
- погода с ветром
- летом солнце яркое, а зимой…
- пух и снег
- сугробы из снега
- весной лёд на реке тонкий, а зимой…
- серебро и сосульки
- снег мягкий, а лёд ….
Воспитатель:
- Все ребята молодцы, прекрасно
справились с таким сложным
заданием.
Воспитатель:
- Все ребята молодцы, прекрасно
справились с таким сложным
заданием.
И снова в конверте что-то появилось.
Достают из конверта букву - пазл «К»
И снова в конверте что-то появилось.
Достают из конверта букву- пазл «А»
Снова обе команды подходят к столу и собирают буквы, вывешивают на
фланелеграф.
Воспитатель 1:
- вот у нас уже четыре буквы от волшебного слова.
- мы устали все чуть-чуть, предлагаю отдохнуть.
Воспитатель 1 читает, а воспитатель 2 показывает детям движения:
Физ. Минутка (координация речи с движением «Зима»):
Вот снежинки вниз летят (руки подняты вверх, постепенно опускающиеся)
На дома и на ребят (кисти рук изображают падающие снежинки)
Мы на улицу пойдём (шаги на месте с размахиванием руками)
И в снежки играть начнём (наклониться, слепить снежок, бросить)
Падай снег, веселей! (Руки вверху, машут кистями рук)
Будет всё кругом белей (круговые движения руками)
Мы снежинки, мы пушинки (руки в стороны, повороты вправо, влево)
Покружиться мы не прочь (кружимся вокруг себя, руки вверх, фонарики)
Мы
снежинки
балеринки,
мы
танцуем
день
и
ночь (пружинка,
взмахи
руками)
Мы деревья побелили (руки вперёд, кисти машут в стороны)
Крыши пухом замели (взмахи руками над головой)
Землю бархатом укрыли, и от стужи сберегли (пружинистые приседания с
плавными движениями рук перед собой)
Воспитатель 2
-Вот размялись мы слегка, и опять у нас дела. У нас в конверте была загадка:
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду,
наряд мне одевают всего лишь раз в году.
(дети отвечают ЁЛКА)
Задание 3
Воспитатель 1
- Смотрите ка, ребята, под нашей ёлочкой что то лежит.
(Достаёт
свёрток,
разворачивает
его
из
него
высыпаются
картинки
и
записка).
Воспитатель 1 читает записку, а воспитатель 2 выкладывает картинки на
столе:
- С этой картины сбежали изображения. Вернув их на место, вы получите
последнюю
букву,
и
сможете
собрать
волшебное
слово.
Произнесите
волшебное слово три раза с закрытыми глазами, и подарок снова станет
видимым.
Описание картины:
Наступила зима. Солнце зимой стало тусклым и не греет. Дни стали короче, а
ночи длиннее. Деревья стали голыми. Бушуют вьюги и метели, они образуют
сугробы. Часто подает снег – это явление называется снегопад. Снег лежит на
крышах
домов,
покрывает
деревья.
Все
водоёмы
затянуты
льдом.
Звери
подготовились к зиме, зайчик сменил свою серую шубку на белую. Медведь
улёгся
спать
в
берлоге,
Ёжик
впал
в
спячку
в
своей
норке.
Птицы
перебрались
поближе
к
жилищам
людей,
а
люди
подготовили
для
них
кормушки. Люди очень любят зиму, они надевают тёплую одежду и
идут
кататься на лыжах, на санках и коньках. Дети катают снежные комки, лепят
снеговиков и снежные замки.
Дети по очереди берут по карточке, глядя на картинку, ребята стараются
описать изображенное на ней, стремясь к составлению общего рассказа.
Воспитатель 2:
- какая прекрасная картина у нас получилась! А вот и последняя буква.
(Достаёт из под ёлки букву «И» и вешает её на фланелеграф). Осталось
составить слово из этих букв. (Дети составляют слово КНИГА). А теперь
закрывайте глаза и громко произнесите это слово три раза. (Дети закрывают
глаза,
произносят
слово
книга
и
на
ковре
появляется
коробка,
они
её
открывают, а там книга и записка «Детям группы №8 от Деда Мороза»).
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось сегодняшнее приключение? Какое испытание было
трудным для вас? Что помогло справиться со всеми заданиями быстро и
одновременно? Вы помогали друг другу?
Мы поздравляем вас, вы большие молодцы!