Автор: Апкина Аида Данисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ СОШ ЗАТО Звездный
Населённый пункт: Пермский край
Наименование материала: Мастер-класс родительского собрания
Тема: "Одаренные дети"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс родительского собрания по теме «Одаренные дети»
А.Д.Апкина, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Звёздный Пермского края
Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня является выявление и
поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления
личности.
Ведущую роль для выявления и развития способностей безусловно играет семья, поэтому
для педагога важной является не только работа с детьми, но и с их родителями.
Сегодня мы ознакомимся с некоторыми формами работы с родителями на родительском
собрании.
Структура родительского собрания:
Вводная часть
Подготовительный этап
Этап «сотворчества»
Этап отработки и закрепления педагогических ЗУНов
Рефлексивный этап
Вводная
часть включает
введение, «разогрев» группы родителей, эмоциональная и
интеллектуальная разминка.
Приемы:
Описание приема
Оборудование
«Циферблат»
Нарисовать циферблат
Назначить свидание на каждый час
Встречаются те, у кого свидание назначено
на 2 часа, говорят о погоде (о книгах)
Листы
бумаги
каждому,
ручки
«Сказочные
герои»
Соотнести себя со сказочным героем
Ведущий собирает листочки, читает, что
написано:
«Как
вы
думаете,
кто
это?»,
остальные предполагают, голосуют,
Сколько совпало?
Кто кем был на самом деле?
Небольшие
листы
бумаги,
ручки
Тест
Спрашивают другого: «Как ты думаешь,
Разбалловка (презентация)
«Общительный
ли я человек?»
общительный ли я человек?»
Согласно разбалловке «собирают» баллы
Время: 2 минуты
Затем подсчитывают свои баллы
Встают в шеренгу от большего количества
баллов к меньшему, не говоря ни слова
Бумага
Ручки
Подготовительный этап - определение педагогических целей, «вызов», обеспечивающий
интерес, стимулирование усилий родителей, мобилизации их педагогических знаний, настрое на
продуктивную работу
Приемы:
1.
«Цель
и
цели»:
Педагог,
сообщая
тему
и
цель
собрания,
предлагает
родителям
сформулировать свои цели воспитательной деятельности в рамках данной цели.
2. «Проблемный диалог» ( Статистика, Цитаты) : родители прогнозируют содержание.
3. Вопросы
Этап
«сотворчества»
- сведение воедино педагогических усилий и информационных
находок родителей в совокупное педагогическое знание.
Роль семьи в выявлении, развитии и поддержке детской одаренности
проблема непринятия одаренности ребенка
проблема
принятия
одаренности
ребенка: игнорирование
детской
одаренности
«переоценка», «эксплуатация» одаренности ребенка
Стили взаимоотношений в семье Задание: РАБОТА В ГРУППАХ выбрать признаки и
результат, характерные для каждого типа взаимоотношений
Тип взаимоотношений
признаки
результат
Заискивающий (миротворец)
П р е д у г а д ы в а е т
л ю б о е
движение ребенка
Сюсюкает
с
р е б е н ком ,
постоянно дергает его
Сосредотачивает на нем все
свое внимание
у детей формируется страх
возникновения
проблем
(проблемы
ребенка
т а к
расстраивают родителя, что
когда
у
ребенка
что-то
случается, он чувствует себя
не вправе сказать об этом и
испытывает чувство вины)
Обвиняющий (обвинитель)
от детей требует прежде
всего послушания;
конфликты
п о с т о я н н о
и щ е т
виноватого
он
–
диктатор,
хозяин,
который
ведет
с е б я
надменно
и
словно
без
конца
упрекает:
«Если
бы не ты, все было бы
хорошо»;
говорит
максимально
резко и жестко, обрывая
всех
и
вся,
не
давая
возможности
высказаться по-иному.
любой
разговор
начинает
словами
«ты
никогда
не
делал этого…», «ты всегда
делаешь это…», «почему ты
всегда…»,
«почему
т ы
никогда…»
обиды
«бунт» ребенка
отсутствие
искренности во
взаимоотношениях
Расчетливый (компьютер)
« ком п ь ю т е р »
о ч е н ь
корректен,
рассудителен
и
не
умеет
выражать
никаких чувств;
внешне
очень
спокоен,
холоден и собран;
его
можно
сравнить
с
настоящим компьютером
или словарем;
голос монотонный, слова
в
о с н о в н о м
н о с я т
абстрактный характер.
снижение
у
р е бе н ка
уверенности в себе;
отсутствие
у
ребенка
положительных эмоций;
нежелание
общаться
с
родителем-компьютером
Отстраненный (приятель)
от ребенка требует хорошего
отношения к себе;
снисходительный
товарищ,
в с е гд а
и
в с е
г о т о в ы й
простить
(независимо
от
О т су т с т в и е
у
р е б е н к а
чувства ответственности
возможных последствий).
Такой
родитель
ведет
себя
бе з з а б от н о
и
п о
с у т и
равнодушно по отношению
к ребенку и его проблемам.
Вывод: ни один из этих стилей не является оптимальным для поддержки и развития
одаренности ребенка. Предпочтительный стиль-
5 тип Уравновешенный, гибкий
Партнерский
Как можно, на ваш взгляд, охарактеризовать этот тип?
поведение последовательно и гармонично;
отношения открытые, свободные и честные;
снижается потребность в заискивании, обвинении, расчете, суете;
способствует
преодолению
препятствий,
нахождению
выхода
из
затруднительного положения.
Партнерский
стиль
взаимодействия,
основанный
на
уважении
личности
и
прав
ребенка, на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии
друг к другу важен как для развития личности ребенка в целом, так и его одаренности
в частности.
Приемы
«Я – высказывание»
Схема: 1. описание ситуации, вызвавшей конфликт
Когда я вижу, что ты….
Когда я слышу, что ты….
Когда я сталкиваюсь с тем, что ты….
2. точное называние чувства в этой ситуации
Я чувствую …..
Я не знаю, как реагировать…
3. называние причин
Потому что….
В связи с тем, что…
Например: когда я вижу тебя на улице без шапки, мне страшно, потому что ты можешь
заболеть.
«Все равно ты молодец». Упражнение выполняется в парах. Первый собеседник
рассказывает о ситуации, в которой он повел себя неправильно. Второй, выслушав,
должен отреагировать «Но все равно ты молодец, потому что….»
«Безусловность нормы» - раскрытие перед ребенком социально и личностно-
значимых поводов в пользу требования
«Это нужно и для тебя тоже, потому что…»
Этап отработки и закрепления педагогических ЗУНов
Работа по парам
Каждой дается ситуация – должны показать как вести себя (я-высказывание)
1.
Женя
–
очень
способная
девочка.
Она
всегда
быстро
и
правильно
выполняет
задания, но при этом, по выражению бабушки, пишет «как курица лапой». По этому
поводу между Женей и бабушкой постоянно возникают конфликты…
2. Андрей часто рисует в учебниках, когда ему скучно
3. Света покупает чипсы и газировку на деньги, которые дают ей родители на горячий
обед
4. Петя – умный мальчик, быстро выполняет все задания, но не умеет себя сдерживать,
постоянно выкрикивает с места, перебивает одноклассников
5. Егор – лидер, всегда стремится быть первым, поэтому не любит проигрывать, свои
«провалы» воспринимает очень болезненно, обижается, сердится, ввязывается в драку
Рефлексивный этап
Анкета
1. Во время собрания я понял(а), что…..
2. Самым полезным для меня было, что….
3. Я был(а) бы более откровенной, если бы….
4. Своими основными ошибками на собрании я считаю…
5. Мне не понравилось...
6.Больше всего мне понравилось….
7.На следующем собрании я хотел(а) бы…
8. На месте ведущего я бы….