Напоминание

"Одаренные дети"


Автор: Апкина Аида Данисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ СОШ ЗАТО Звездный
Населённый пункт: Пермский край
Наименование материала: Мастер-класс родительского собрания
Тема: "Одаренные дети"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс родительского собрания по теме «Одаренные дети»

А.Д.Апкина, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Звёздный Пермского края

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня является выявление и

поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления

личности.

Ведущую роль для выявления и развития способностей безусловно играет семья, поэтому

для педагога важной является не только работа с детьми, но и с их родителями.

Сегодня мы ознакомимся с некоторыми формами работы с родителями на родительском

собрании.

Структура родительского собрания:

Вводная часть

Подготовительный этап

Этап «сотворчества»

Этап отработки и закрепления педагогических ЗУНов

Рефлексивный этап

Вводная

часть включает

введение, «разогрев» группы родителей, эмоциональная и

интеллектуальная разминка.

Приемы:

Описание приема

Оборудование

«Циферблат»

Нарисовать циферблат

Назначить свидание на каждый час

Встречаются те, у кого свидание назначено

на 2 часа, говорят о погоде (о книгах)

Листы

бумаги

каждому,

ручки

«Сказочные

герои»

Соотнести себя со сказочным героем

Ведущий собирает листочки, читает, что

написано:

«Как

вы

думаете,

кто

это?»,

остальные предполагают, голосуют,

Сколько совпало?

Кто кем был на самом деле?

Небольшие

листы

бумаги,

ручки

Тест

Спрашивают другого: «Как ты думаешь,

Разбалловка (презентация)

«Общительный

ли я человек?»

общительный ли я человек?»

Согласно разбалловке «собирают» баллы

Время: 2 минуты

Затем подсчитывают свои баллы

Встают в шеренгу от большего количества

баллов к меньшему, не говоря ни слова

Бумага

Ручки

Подготовительный этап - определение педагогических целей, «вызов», обеспечивающий

интерес, стимулирование усилий родителей, мобилизации их педагогических знаний, настрое на

продуктивную работу

Приемы:

1.

«Цель

и

цели»:

Педагог,

сообщая

тему

и

цель

собрания,

предлагает

родителям

сформулировать свои цели воспитательной деятельности в рамках данной цели.

2. «Проблемный диалог» ( Статистика, Цитаты) : родители прогнозируют содержание.

3. Вопросы

Этап

«сотворчества»

- сведение воедино педагогических усилий и информационных

находок родителей в совокупное педагогическое знание.

Роль семьи в выявлении, развитии и поддержке детской одаренности

проблема непринятия одаренности ребенка

проблема

принятия

одаренности

ребенка: игнорирование

детской

одаренности

«переоценка», «эксплуатация» одаренности ребенка

Стили взаимоотношений в семье Задание: РАБОТА В ГРУППАХ выбрать признаки и

результат, характерные для каждого типа взаимоотношений

Тип взаимоотношений

признаки

результат

Заискивающий (миротворец)

П р е д у г а д ы в а е т

л ю б о е

движение ребенка

Сюсюкает

с

р е б е н ком ,

постоянно дергает его

Сосредотачивает на нем все

свое внимание

у детей формируется страх

возникновения

проблем

(проблемы

ребенка

т а к

расстраивают родителя, что

когда

у

ребенка

что-то

случается, он чувствует себя

не вправе сказать об этом и

испытывает чувство вины)

Обвиняющий (обвинитель)

от детей требует прежде

всего послушания;

конфликты

п о с т о я н н о

и щ е т

виноватого

он

диктатор,

хозяин,

который

ведет

с е б я

надменно

и

словно

без

конца

упрекает:

«Если

бы не ты, все было бы

хорошо»;

говорит

максимально

резко и жестко, обрывая

всех

и

вся,

не

давая

возможности

высказаться по-иному.

любой

разговор

начинает

словами

«ты

никогда

не

делал этого…», «ты всегда

делаешь это…», «почему ты

всегда…»,

«почему

т ы

никогда…»

обиды

«бунт» ребенка

отсутствие

искренности во

взаимоотношениях

Расчетливый (компьютер)

« ком п ь ю т е р »

о ч е н ь

корректен,

рассудителен

и

не

умеет

выражать

никаких чувств;

внешне

очень

спокоен,

холоден и собран;

его

можно

сравнить

с

настоящим компьютером

или словарем;

голос монотонный, слова

в

о с н о в н о м

н о с я т

абстрактный характер.

снижение

у

р е бе н ка

уверенности в себе;

отсутствие

у

ребенка

положительных эмоций;

нежелание

общаться

с

родителем-компьютером

Отстраненный (приятель)

от ребенка требует хорошего

отношения к себе;

снисходительный

товарищ,

в с е гд а

и

в с е

г о т о в ы й

простить

(независимо

от

О т су т с т в и е

у

р е б е н к а

чувства ответственности

возможных последствий).

Такой

родитель

ведет

себя

бе з з а б от н о

и

п о

с у т и

равнодушно по отношению

к ребенку и его проблемам.

Вывод: ни один из этих стилей не является оптимальным для поддержки и развития

одаренности ребенка. Предпочтительный стиль-

5 тип Уравновешенный, гибкий

Партнерский

Как можно, на ваш взгляд, охарактеризовать этот тип?

поведение последовательно и гармонично;

отношения открытые, свободные и честные;

снижается потребность в заискивании, обвинении, расчете, суете;

способствует

преодолению

препятствий,

нахождению

выхода

из

затруднительного положения.

Партнерский

стиль

взаимодействия,

основанный

на

уважении

личности

и

прав

ребенка, на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии

друг к другу важен как для развития личности ребенка в целом, так и его одаренности

в частности.

Приемы

«Я – высказывание»

Схема: 1. описание ситуации, вызвавшей конфликт

Когда я вижу, что ты….

Когда я слышу, что ты….

Когда я сталкиваюсь с тем, что ты….

2. точное называние чувства в этой ситуации

Я чувствую …..

Я не знаю, как реагировать…

3. называние причин

Потому что….

В связи с тем, что…

Например: когда я вижу тебя на улице без шапки, мне страшно, потому что ты можешь

заболеть.

«Все равно ты молодец». Упражнение выполняется в парах. Первый собеседник

рассказывает о ситуации, в которой он повел себя неправильно. Второй, выслушав,

должен отреагировать «Но все равно ты молодец, потому что….»

«Безусловность нормы» - раскрытие перед ребенком социально и личностно-

значимых поводов в пользу требования

«Это нужно и для тебя тоже, потому что…»

Этап отработки и закрепления педагогических ЗУНов

Работа по парам

Каждой дается ситуация – должны показать как вести себя (я-высказывание)

1.

Женя

очень

способная

девочка.

Она

всегда

быстро

и

правильно

выполняет

задания, но при этом, по выражению бабушки, пишет «как курица лапой». По этому

поводу между Женей и бабушкой постоянно возникают конфликты…

2. Андрей часто рисует в учебниках, когда ему скучно

3. Света покупает чипсы и газировку на деньги, которые дают ей родители на горячий

обед

4. Петя – умный мальчик, быстро выполняет все задания, но не умеет себя сдерживать,

постоянно выкрикивает с места, перебивает одноклассников

5. Егор – лидер, всегда стремится быть первым, поэтому не любит проигрывать, свои

«провалы» воспринимает очень болезненно, обижается, сердится, ввязывается в драку

Рефлексивный этап

Анкета

1. Во время собрания я понял(а), что…..

2. Самым полезным для меня было, что….

3. Я был(а) бы более откровенной, если бы….

4. Своими основными ошибками на собрании я считаю…

5. Мне не понравилось...

6.Больше всего мне понравилось….

7.На следующем собрании я хотел(а) бы…

8. На месте ведущего я бы….



В раздел образования