Авторы: Ишкеева Альфия Данусовна, Лежнина Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №70 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Кировского района г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: Проектная работа как условие успешного обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Проектная работа как условие успешного обучения в
начальной школе
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму»
Китайская пословица.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе
требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В
современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний,
умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь
применять их в реальной жизни, реальной ситуации. И помогает
в этом
метод проектов.
В основе данного метода лежит развитие познавательных интересов,
умений самостоятельно конструировать свои знания
и ориентироваться в
информационном
пространстве,
проявлять
компетенцию
в
вопросах,
связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
учащихся,
индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени.
Подготовка к работе над проектами в начальной школе начинается с
самого первого дня и проходит в различных формах.
В
первом
классе
это
простые,
доступные
творческие
задания,
выполняемые
на
уроках
и
во
внеурочное
время.
А
уже
в
3-4
классах
учащиеся с большим интересом выполняют более сложные и разнообразные
проекты.
В 1 классе, закрепляя тему «Звуки и буквы» ребята работали над
коллективным проектом «Живой Алфавит от А до Я». На уроке окружающего
мира при изучении темы «Домашние питомцы», сами предложили создать
проект
«Домашние
животные
–
наши
друзья».
Изначально
проект
был
индивидуальный,
но
впоследствии
превратился
в
создание
совместной
книжки. В своих проектах ученики познакомили своих одноклассников с
породами
собак
и
кошек,
а
также
рассказали
о
бережном
отношении
к
братьям нашим меньшим. Обобщая знания о цифрах, и с целью повышения
интереса к уроку математики дети работали над групповыми проектами
«Праздник
числа»,
презентация
которого
прошла
как
настоящее
театрализованное представление.
Во 2 классе, знакомясь с миром
птиц, каждая группа, работая над
своим проектом, рассматривала пернатое сообщество с разных сторон. Одни
в своей работе раскрыли многообразие птиц. Другие обратили внимание на
значение птиц в природе и жизни человека. Третьи говорили об охране и
защите пернатых. Изучая экологические даты, был создан « Экологический
календарь».
Завершая
учебный
год,
захотелось
в
нестандартной
форме
повторить и закрепить с детьми правила поведения и меры безопасности в
период летних каникул. Так на свет появился проект-дидактическая игра
«Здравствуй, лето!». Через игру дети повторили правила поведения в лесу, на
воде,
учились
собирать
чемодан
путешественника,
а
также
получили
возможность узнать, какие книги можно прочитать летом.
В 3- 4 классе проектная деятельность выходит на более высокий уровень,
больше
самостоятельности,
ответственности,
присутствие
в
работах
исследований, экспериментов, научных фактов
Наши
дети
задались
вопросом
«Присутствует
ли
математика
в
нашей
повседневной жизни?» Это сподвигло на создание серии групповых проектов
«Математика в природе». Благодаря которым дети получили знания о том, что
математика
присутствует
практически
во
всех
сферах
нашей
жизни.
На
уроках окружающего мира не последнее место занимают вопросы экологии.
Наши ребята решили объединить изучение экологических проблем с
их
любимым видом деятельности - игрой. Таким образом, на свет появилась
дидактическая
игра
«Юные
экологи»
для
дошкольников
и
младших
школьников. Ведь играя, получать знания гораздо интереснее.
В период обучения в начальной школе
нашими учениками было
создано
множество
проектов,
некоторые
из
них
были
представлены
на
семинарах, конкурсах, олимпиадах различных уровней, проводимых в школе,
районе и республике.
Результаты
проектной
деятельности
были
представлены
в
виде:
информационных листов, книжек-раскладушек, лепбуков, кубов, стенгазет,
объемных макетов, а также музыкальными и театральными постановками.
Например:
фе стиваль
реклам
продуктов
здорового
п и т а н и я ,
театрализованные
постановки
«ЗОЖ
и
гигиена»
и
т.д.,
которые
стали
традиционными в нашей школе.
Проектная
деятельно сть
является
неотъемлемой
ч а с т ь ю
образовательного стандарта, но как показывает наша практика это еще и
очень
увлекательный
процесс,
как
для
учащихся,
так
и
для
учителя.
С
каждым новым проектом ребята стараются привнести в свои работы что-то
новое, удивить всех остальных, представить свой проект в нестандартном
формате. Чем чаще мы с ребятами
делаем проекты, тем больше у них
возникает
желание
создать
что-то
новое.
И
бывает,
что
дети
сами
подсказывают темы и проблемы, над которыми им хотелось бы поработать за
рамками урока.