Напоминание

Проектная работа как условие успешного обучения в начальной школе


Авторы: Ишкеева Альфия Данусовна, Лежнина Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №70 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Кировского района г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: Проектная работа как условие успешного обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная работа как условие успешного обучения в

начальной школе

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»

Китайская пословица.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе

требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В

современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний,

умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь

применять их в реальной жизни, реальной ситуации. И помогает

в этом

метод проектов.

В основе данного метода лежит развитие познавательных интересов,

умений самостоятельно конструировать свои знания

и ориентироваться в

информационном

пространстве,

проявлять

компетенцию

в

вопросах,

связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

учащихся,

индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в

течение определенного отрезка времени.

Подготовка к работе над проектами в начальной школе начинается с

самого первого дня и проходит в различных формах.

В

первом

классе

это

простые,

доступные

творческие

задания,

выполняемые

на

уроках

и

во

внеурочное

время.

А

уже

в

3-4

классах

учащиеся с большим интересом выполняют более сложные и разнообразные

проекты.

В 1 классе, закрепляя тему «Звуки и буквы» ребята работали над

коллективным проектом «Живой Алфавит от А до Я». На уроке окружающего

мира при изучении темы «Домашние питомцы», сами предложили создать

проект

«Домашние

животные

наши

друзья».

Изначально

проект

был

индивидуальный,

но

впоследствии

превратился

в

создание

совместной

книжки. В своих проектах ученики познакомили своих одноклассников с

породами

собак

и

кошек,

а

также

рассказали

о

бережном

отношении

к

братьям нашим меньшим. Обобщая знания о цифрах, и с целью повышения

интереса к уроку математики дети работали над групповыми проектами

«Праздник

числа»,

презентация

которого

прошла

как

настоящее

театрализованное представление.

Во 2 классе, знакомясь с миром

птиц, каждая группа, работая над

своим проектом, рассматривала пернатое сообщество с разных сторон. Одни

в своей работе раскрыли многообразие птиц. Другие обратили внимание на

значение птиц в природе и жизни человека. Третьи говорили об охране и

защите пернатых. Изучая экологические даты, был создан « Экологический

календарь».

Завершая

учебный

год,

захотелось

в

нестандартной

форме

повторить и закрепить с детьми правила поведения и меры безопасности в

период летних каникул. Так на свет появился проект-дидактическая игра

«Здравствуй, лето!». Через игру дети повторили правила поведения в лесу, на

воде,

учились

собирать

чемодан

путешественника,

а

также

получили

возможность узнать, какие книги можно прочитать летом.

В 3- 4 классе проектная деятельность выходит на более высокий уровень,

больше

самостоятельности,

ответственности,

присутствие

в

работах

исследований, экспериментов, научных фактов

Наши

дети

задались

вопросом

«Присутствует

ли

математика

в

нашей

повседневной жизни?» Это сподвигло на создание серии групповых проектов

«Математика в природе». Благодаря которым дети получили знания о том, что

математика

присутствует

практически

во

всех

сферах

нашей

жизни.

На

уроках окружающего мира не последнее место занимают вопросы экологии.

Наши ребята решили объединить изучение экологических проблем с

их

любимым видом деятельности - игрой. Таким образом, на свет появилась

дидактическая

игра

«Юные

экологи»

для

дошкольников

и

младших

школьников. Ведь играя, получать знания гораздо интереснее.

В период обучения в начальной школе

нашими учениками было

создано

множество

проектов,

некоторые

из

них

были

представлены

на

семинарах, конкурсах, олимпиадах различных уровней, проводимых в школе,

районе и республике.

Результаты

проектной

деятельности

были

представлены

в

виде:

информационных листов, книжек-раскладушек, лепбуков, кубов, стенгазет,

объемных макетов, а также музыкальными и театральными постановками.

Например:

фе стиваль

реклам

продуктов

здорового

п и т а н и я ,

театрализованные

постановки

«ЗОЖ

и

гигиена»

и

т.д.,

которые

стали

традиционными в нашей школе.

Проектная

деятельно сть

является

неотъемлемой

ч а с т ь ю

образовательного стандарта, но как показывает наша практика это еще и

очень

увлекательный

процесс,

как

для

учащихся,

так

и

для

учителя.

С

каждым новым проектом ребята стараются привнести в свои работы что-то

новое, удивить всех остальных, представить свой проект в нестандартном

формате. Чем чаще мы с ребятами

делаем проекты, тем больше у них

возникает

желание

создать

что-то

новое.

И

бывает,

что

дети

сами

подсказывают темы и проблемы, над которыми им хотелось бы поработать за

рамками урока.



В раздел образования