Автор: Дзанагова Разета Махарбековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 им.Х.Мамсурова
Населённый пункт: город Владикавказ РСО-А
Наименование материала: проект
Тема: "История светофора"
Раздел: начальное образование
Проект.
Тема: « История светофора».
Цель: познакомить с историей возникновения светофора; углубить знания учащихся
по правилам перехода улиц и дорог; развивать желание собирать материал из
различных источников;
воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице,
дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Личностные УУД:
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
Предметные УУД:
учащиеся должны знать значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
виды перекрёстков;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах,
приводящие к ДТП;
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Подбор материала по Правилам дорожного движения.
2. Знакомство с литературными произведениями.
3. Встреча с работниками ДПС.
4. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Основной этап работы:
1. Сказки, стихи и загадки по ПДД.
2. Дидактические и подвижные игры по ПДД.
3. Решение игровых ситуаций.
Заключительный этап:
Оформление творческо-информационного проекта.
Ход мероприятия.
Мальчик.
Попав в большой и шумный город,
Я потерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути…
Признаться честно – я не знаю,
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под колёса не угодить!
Светофор.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь!
Светофор.
Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать! Все отлично понимают Все, что я хочу сказать.
Цвета светофора.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Девочка.
Красный свет нам говорит:
- Стой! Опасно! Путь закрыт!
Жёлтый свет - предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Мальчик.
Красный, жёлтый и зелёный,
Он на всех глядит в упор.
Перекрёсток оживлённый,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
Светофор.
Ребята я рад вас видеть на улицах нашего города. А знаете ли вы , когда я появился?
Ученик.
Его история началась давно, и пока он приобрёл знакомый нам всем облик, прошло
немало времени.
Ученик.
В рамках темы « Азбука пешехода» у нас возникло желание больше узнать о
профилатике детского дорожно-транспортного травматизма.
Ученик. После встречи с сотрудниками ДПС мы осознали необходимость
соблюдения правил дорожного движения. Именно тогда у нас возникло желание
больше узнать о светофоре, как незаменимом спутнике оживлённых дорог.
Ученик.
Светофор – слово греческое, означает «Несущий свет».
Это световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах,
автомобильных и железных дорогах.
Ученик.
Первые правила дорожного движения появились при Петре I в 1693 году. Они
ограничивали скорость движения экипажей, устанавливали где можно
останавливаться, а где нельзя.
Ученик.
А через 129 лет в Москве действовали самые настоящие правила дорожного движения
для экипажей, ведь автомобилей тогда ещё не было. И уже тогда на перекрёстках
стояли регулировщики.
Ученик.
Светофор изобрели раньше автомобиля.
Первый прибор появился ещё в 1868 году у здания английского парламента в Лондоне.
Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт.
Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые
горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с
осторожностью.
Ученик.
В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью
которого подавались, сигналы красного и зелёного цветов.
Но 2 января 1869 года произошла трагедия- это устройство взорвалось, когда
приставленный к нему полицейский пытался его повернуть. Полицейский получил
серьёзные травмы.
Ученик. В 1910 году в Чикаго Эрнст Сиррин разработал первую автоматическую
систему светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи без
подсветки: STOP и PROCEED.
Ученик.
В 1912 году в США Лестер Вайер изобрел первый электрический светофор с двумя
сигналами, красного и зелёного цвета.
Ученик.
В 1914 году в Америке появился электрический светофор, который
переключался с красного на зелёный свет и вместо желтого сигнала издавал
предупреждающий звуковой сигнал.
Ученик.
В 1920 году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого цвета были
установлены в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения были Уильямс Поттс и
Джон Харрис.
Ученик.
В Советском Союзе первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде,
на пересечении Невского и Литейного проспектов. А в Москве 30 декабря 1930 года.
Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста.
Третьим городом, оснащённым светофором, стал Ростов-на-Дону.
Мальчик.
Ребята, а почему именно такие цвета выбрали для светофора?
Ученик.
Красный цвет заметнее. Он призывает к осторожности, сдерживает нас. Поэтому
красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.
Ученик.
Жёлтый цвет напоминает нам солнышко, которое может быть и другом, и врагом (если
перегреться). Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен, не
торопись!»
Ученик. Зелёный цвет – зелёные поля, леса, луга. Этот цвет связан с покоем и
отдыхом. Это безопасность.
Мальчик.
День и ночь несёт дозор,
У дороги светофор.
Он цветами своих глаз
От беды спасает нас.
Ученик.
Представляете, 5 августа во всём мире празднуется День светофора .
В Лондоне есть памятник светофору, он выглядит как целое светофорное дерево. Свой
памятник светофору есть и в России, он находится в Новосибирске и Пермь.
Ученик.
А ещё мы узнали, что помимо трёхсигнальных регулирующих конструкций существует
ещё множество видов: железнодорожные, велосипедные, для маршрутных автобусов,
для пешеходов, трамвайные, речные.
Мальчик.
-Спасибо вам, за увлекательное путешествие в страну «Светофория». Я много узнал
интересного.
Ребята, я твёрдо запомнил,
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья!
Девочка.
Молодец! Теперь мы спокойны за твою безопасность. Всегда соблюдай правила
дорожного движения! Будь здоров!