Напоминание

Элективный курс "Личность в истории"


Автор: Богатырева Наталья Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина"
Населённый пункт: Смоленская область, п.Шумячи
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Элективный курс "Личность в истории"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УВЕРЖДЕНО:

Руководитель ШМО Зам.директора школы Директор школы

(Степанова Н.Ф) (Богатырева Н.А..) (Кухаренкова И.Н.)

Протокол ШМО № 1 от 27.08.2016г Приказ № 48/7 от 31.08.201

Программа элективного курса «История в лицах»,

10 класс

Составитель: Богатырева Н.А.

учитель истории и обществознания

2017 год

1.

Пояснительная записка

Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний

обучающихся о важнейших деятелях российской и всеобщей истории, чьи и мена остались в

памяти человечества.

В школьном курсе истории мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами

связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми

связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К

сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям или всего

лишь упоминает о них.

Данная программа позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях,

которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную

им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе

истории всей страны.

Курс рассчитан на 17 часов и охватывает период Новой истории конца XVI века.-XVIII века.

Цели курса:

- способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации

в окружающем мире;

- научить учащихся понимать не только российские, но и иные традиции;

- продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих

людей;

- продолжить формирование понятийного аппарата;

- развивать интерес к истории, как к предмету гуманитарного цикла;

- формировать самостоятельность в работе;

- заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся;

- научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций, учитывая

множество подходов разных ученых.

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат

историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических

личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению

в мир истории.

При организации данного курса используются следующие формы и виды деятельности:

лекции, сообщения учащихся, практические работы, работа с историческими документами,

создание презентаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ Название темы

1

Вводное занятие.Деятели эпохи Возрождения

2

Дух перемен. Т.Лютер. Ж.Кальвин

3

Елизавета I Английская

4

Б.Франклин. Д.Вашингтон

5

Робеспьер. Марат. Дантон

6

Последний из Рюриковичей. Борис Годунов

7

К.Минин. Д.Пожарский

8

Первые Романовы. Патриарх Никон

9

Петр Первый

10

«Птенцы гнезда Петрова»

11

Первые русские предприниматели. Выдающиеся военачальники петровской эпохи

12

Представители дворцовых переворотов

13

Елизавета Петровна. Сподвижники Елизаветы I

14

Екатерина Великая. Сподвижники Екатерины Великой

15

Павел I. Сподвижники Павла I

16

М.Ломоносов. В.Н.Татищев. Е.Р.Дашкова. П.Кулибин. Д.Фонвизин. Н.Карамзин. Г.Державин

17

Защита творческих проектов.

Содержание

Часть 1.

Новая история в жизнеописании великих людей (1500-1800 г.г.).

(17 часов)

Тема 1. Высокое Возрождение.- 1ч

Томас Мор политик и первый министр. Томас Мор и его «Утопия». Новые идеи уравнения

людей. Социализм Томаса Мора.

Шекспир и Сервантес. Идеи гуманизма в литературе. Жизненный путь великих писателей.

Интерес к маленькому человеку.

Возрождение в живописи. Леонардо да Винчи великий художник, скульптор,

ученый. Микеланджеловеликий скульптор и поэт.

Возрождение в науке. Мученик от науки Джордано Бруно. Великий астроном Галилео

Галилей. Великий физик Ньютон.

Тема 2. Реформация в Европе.-1ч

Мартин Лютер. Время перемен. В центре внимания - церковь. От коллективного спасения - к

индивидуальному. Мартин Лютер и его теория. Томас Мюнцер и его теория.

Лютеранство. Кальвинизм. Кальвин проповедник новой церкви.

Тема 3. Англия.-1ч

Елизавета I у власти. Англия во времена Елизаветы I.

Тема 4. Английские колонии в Америке.-1ч

Бенджамин Франклин. Детство и юность. Жизненный путь. Франклина. Великий политик и

дипломат. Франклин ученый.

Томас Джефферсон. Мыслитель и гуманист. Автор Декларации независимости.

Джордж Вашингтон. Детство, воспитание, образование. Первый президент Америки.

Тема 5. Великая Французская революция.-1ч

Робеспьер. Жизненный путь и образование. Взгляды Робеспьера. Клуб якобинцев.

Жан Поль Марат. Защитник обездоленных. Газета «Друг народа». Гибель Марата.

Дантон. Жизненный путь и взгляды.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.

1.

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991

2.

Будромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999

3.

Вазари Д. Жизнеописания знаменитых живописцев. СПб,, 1999

4.

Книга для чтения по истории нового времени, 1999 (или любое издание)

5.

Историческая хрестоматия по Новой истории., СПб, 1991

6.

Энциклопедический словарь юного историка, 1999

7.

Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «Всемирная история», «Искусство»,

«Религии мира»).

История России в жизнеописании великих людей

(с конца XVI века до XVIII века)

Раздел 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков

Тема 1. Последние Рюриковичи и их окружение.-1ч

Царь Федор Иоаннович. Детство и воспитание. Семья и жена Ирина. Правда и вымыслы о

царе Федоре.

Царевич Дмитрий. Воспитание и тайна гибели. Последний из династии Рюриковичей.

Борис Годунов. Путь во власть. Выборы на царство. Реформы. Болезнь и смерть.

Несостоявшаяся династия

Тема 2. Смута Великая.-1ч

Спасители России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Во главе ополчения.

Организаторы и воины. Жизнь после освобождения России.

Раздел 2.Россия в XVII веке.

Тема 1. Первые Романовы-1ч

Михаил Федорович Романов. Детство и юность. Избрание на царство. Почему Романов?

Внутренняя и внешняя политика. Чем запомнился первый царь из династии Романовых.

Алексей Михайлович. Детство и влияние отца. Филарет и Алексей. Двоевластие. Внутренняя

и внешняя политика. Реформы. Патриарх Никон.

Тема 2. Петр I.-1ч

Детство и начало царствования. Образование и окружение молодого царя. Путь к престолу.

Азовские походы. Великое посольство. Петр – полководец. Создание флота. Город Воронеж и

строительство петровского флота. Реформы Петра. Петр - отец и муж. Император. Смерть

Петра.

Тема 3. «Птенцы гнезда Петрова».-2ч

Окружение Петра. Женевец Лефорт. Строительство флота. Меньшиков. Баловень судьбы и

правая рука императора. Первый русский фельдмаршал Шереметьев. Строгановы.

Тема 4. Россия во времена дворцовых переворотов.-2ч

Екатерина I. Супруга государя. Указ о престолонаследии. Императрица. Два года у власти.

Меньшиков и Екатерина. Борьба за трон.

Анна Иоанновна. Мрачная страница русской истории. Анна и ее двор. Немцы в России.

Миних и Бирон.

Анна Леопольдовна. Детство и юность. Несчастливое замужество. Недолгое правление и

годы ссылки.

Елизавета Петровна. Изящное правление. Дочь Петра. Противоречивость Елизаветы.

Фавориты и доверенные лица. Завоевание Европы.

Петр II. Детство царевича. Петр в годы правления Екатерины I. Падение Меньшикова.

Печальный конец царствования Петра II

Иоанн Антонович. Державный младенец.

Петр III. Сын императрицы. Отношения окружающих. Женитьба и семья. Свержение с

престола.

Раздел 4.Россия во второй половине XVIII века.

Тема 1. Екатерина II Великая.-1ч

Детство и юность. Невестка императрицы. На престол на штыках гвардейцев. Двор

императрицы. Ее окружение. Орловы и Потемкин, Зубов и Никита Панин, княгиня Дашкова.

Просвещенный абсолютизм. Законодательная деятельность. Реформы. Противоречивость.

Тема 3.Павел I - 1ч

Император Павел 1. «Романтический император».Внутренняя и внешняя политика.

Тема 4. Слава русского искусства – 1ч.

М.Ломоносов. В.Татищев. Е.Лашкова. П.Кулибин. Д.Фонвизин. Н.Карамзин. Г.Державин.

В.Растрелли. М.Казаков. В.Баженов. Воспитание и образование. Деятельность во славу

России.

.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям.

1.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989

2.

Валишевский К. Первые Романовы. М., 1990

3.

История России в лицах V-XX века. М., 1995

4.

Каргалов В.В. Полководцы X-XVI в.в. М., 1988

5.

Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях великий людей М., 1990

6.

Энциклопедический словарь юного историка, 1999

7.

Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «История России», «Искусство».



В раздел образования