Автор: Бопп Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение Детский сад комбинированного вида "Огонек"МБОУ "Змеиногорская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Змеиногорск, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Театр - не горькое лекарство
Раздел: дошкольное образование
Детский сад комбинированного вида «Огонек»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №3»
Змеиногорского района Алтайского края
Консультация для педагогов
Театр — не горькое лекарство
Подготовила: Бопп Н.И.,
воспитатель первой
квалификационной категории
Змеиногорск, 2019
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов
в вопросах
значения театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-
Создавать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной
деятельности
(в
том
числе
включение
в
деятельность
застенчивых, агрессивных детей, детей с речевыми трудностями);
- Включать в работу с детьми элементы психогимнастики, этюды, пантомиму.
-
Использовать
театрализованные
игры
для
коррекции
психоэмоциональной
сферы и развития познавательных процессов.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования определены условия развития ребёнка, открывающие возможности
для его позитивной социализации, личностного и познавательного развития на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Одним из эффективных
условий
является театрализованная
деятельность,
которая,
способствует
наиболее полному и яркому проявлению принципа обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность позволяет выявить не только
основные
проблемы
детей,
но
и
увидеть,
что
кроется
за
детскими
страхами,
агрессивностью, тиками, энурезом, на какую скрытую «поломку» указывает тот
или
иной
очевидный
симптом
и
как
наладить
поломанный
механизм,
не
повредив при этом другие его детали.
Основополагающий
принцип
данной
методики
—
это
стремление
гармонизировать
деформированную
психику
в
целом.
Основное
внимание
уделяется
особенностям
данной
конкретной
личности,
не
справляющейся
с
какой-либо ситуацией. В конце концов, очень многие дети переживают испуг,
ссоры
родителей,
уход
отца
из
семьи,
отчасти
лишаются
родительского
внимания, если в доме появляется малыш. Но одни дети переживают то или иное
событие без ущерба для психики, а другие становятся невротиками.
В
решении
всех
проблем
помогает
творчество.
Как
наиболее
распространённый вид детского творчества именно театрализация, основанная
на
действии,
совершаемом
самим
ребёнком,
наиболее
близко,
действенно
и
непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Вообще
же
атрибуты
именно
кукольного
театра
являются
идеальным
инструментом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму или
закрывшись маской, говоря от лица куклы и потому не страшась уличения,
ребёнок
получает
уникальную
возможность
целительной
исповеди
без
малейшего ущерба для своей и без того хрупкой психики.
Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней
свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем
мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в
этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь,
требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий
решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Что развивает театрализованная деятельность?
Театрализованная деятельность связана:
–
с художественным образованием и воспитанием детей;
–
формированием эстетического вкуса;
–
нравственным воспитанием;
–
развитием коммуникативных качеств личности;
–
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии,
речи;
–
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости,
решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития
детей,
помогает
развитию
связной
и
грамматически
правильной
речи
в
ненавязчивой форме.
Коллективная
театрализованная
деятельность
направлена
на
целостное
воздействие
на
личность
ребёнка,
его
раскрепощение,
самостоятельное
творчество,
развитие
ведущих
психических
процессов;
способствует
самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации,
усиливая
адаптационные
способности,
корректирует
и
развивает
коммуникативные
качества,
помогает
осознанию
чувства
удовлетворения,
радости, успешности.
С
театрализованными
представлениями
дети
могут
познакомиться
при
просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра,
как
в
постановке
профессиональных
артистов,
так
и
педагогов,
родителей,
старших детей. В повседневной жизни используют разнообразные кукольные
театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки
для
инсценировки
знакомых
детям
стихов
и
сказок
("Репка",
"Теремок",
"Колобок", "Курочка Ряба" и др.).
Организация театрализованной деятельности дошкольников на
разных возрастных этапах.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных
возможностей,
знаний
и
умений
детей,
обогащать
их
жизненный
опыт,
побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1.
Совместная
театрализованная
деятельность
взрослых
и
детей,
музей
кукол,
театральное
занятие,
театрализованная
игра
на
праздниках
и
развлечениях.
2.
Самостоятельная
театрально-художественная
д е ят е л ь н о с т ь ,
театрализованная игра в повседневной жизни.
3.Мини-игры
на
других
занятиях,
театрализованные
игры-спектакли,
посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в
ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы -
Петрушки в решение познавательных задач.
Младшая группа
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их
впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием
выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.
Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии
будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие
инсценировки,
например,
портретная
зарисовка
и
диалог
воспитателя
и
персонажа с детьми.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому
большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами,
с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются
хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на
фланелеграфе,
в
технике
бибабо,
при
помощи
отдельных
игрушек
и
кукол,
воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности
и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно
определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в
не
быстром
темпе
и
действие
должно
быть
непродолжительным.
С
целью
раскрепощения
и
устранения
внутренней
скованности
малышей
проводятся
специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.
Средняя группа
Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и
результат;
- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре
в
группе
из
пяти-семи
сверстников,
ролевые
позиции
которых
различны
(равноправие, подчинение, управление);
- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного
образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в
роли
движение
и
текст,
движение
и
слово,
развивать
чувство
партнёрства,
использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой
опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.
Старшая группа
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения,
развивается чувство партнёрства.
Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как
видом
искусства.
Их
увлекают
рассказы
об
истории
театра
и
театрального
искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей
(фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал,
буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты,
костюмерная,
гримёрная,
художественная
мастерская).
Интересны
детям
и
театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники
уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их,
когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут
специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил",
" Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами
театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению
навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Благодаря театрализованной деятельности
у детей развивается память,
мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщен-
ной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологи-
ческая и диалогическая речь. Дети справляются со своими страхами и пережива-
ниями.
Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает
речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окру-
жающим, учит правилам поведения и саморегуляции и, наконец, раскрывает их
индивидуальные способности, сближает детей.