Напоминание

Театр - не горькое лекарство


Автор: Бопп Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение Детский сад комбинированного вида "Огонек"МБОУ "Змеиногорская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Змеиногорск, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Театр - не горькое лекарство
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад комбинированного вида «Огонек»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №3»

Змеиногорского района Алтайского края

Консультация для педагогов

Театр — не горькое лекарство

Подготовила: Бопп Н.И.,

воспитатель первой

квалификационной категории

Змеиногорск, 2019

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов

в вопросах

значения театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

-

Создавать

условия

для

развития

творческой

активности

детей

в

театрализованной

деятельности

том

числе

включение

в

деятельность

застенчивых, агрессивных детей, детей с речевыми трудностями);

- Включать в работу с детьми элементы психогимнастики, этюды, пантомиму.

-

Использовать

театрализованные

игры

для

коррекции

психоэмоциональной

сферы и развития познавательных процессов.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования определены условия развития ребёнка, открывающие возможности

для его позитивной социализации, личностного и познавательного развития на

основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Одним из эффективных

условий

является театрализованная

деятельность,

которая,

способствует

наиболее полному и яркому проявлению принципа обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность позволяет выявить не только

основные

проблемы

детей,

но

и

увидеть,

что

кроется

за

детскими

страхами,

агрессивностью, тиками, энурезом, на какую скрытую «поломку» указывает тот

или

иной

очевидный

симптом

и

как

наладить

поломанный

механизм,

не

повредив при этом другие его детали.

Основополагающий

принцип

данной

методики

это

стремление

гармонизировать

деформированную

психику

в

целом.

Основное

внимание

уделяется

особенностям

данной

конкретной

личности,

не

справляющейся

с

какой-либо ситуацией. В конце концов, очень многие дети переживают испуг,

ссоры

родителей,

уход

отца

из

семьи,

отчасти

лишаются

родительского

внимания, если в доме появляется малыш. Но одни дети переживают то или иное

событие без ущерба для психики, а другие становятся невротиками.

В

решении

всех

проблем

помогает

творчество.

Как

наиболее

распространённый вид детского творчества именно театрализация, основанная

на

действии,

совершаемом

самим

ребёнком,

наиболее

близко,

действенно

и

непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Вообще

же

атрибуты

именно

кукольного

театра

являются

идеальным

инструментом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму или

закрывшись маской, говоря от лица куклы и потому не страшась уличения,

ребёнок

получает

уникальную

возможность

целительной

исповеди

без

малейшего ущерба для своей и без того хрупкой психики.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней

свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем

мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в

этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь,

требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий

решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

Что развивает театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность связана:

с художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии,

речи;

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости,

решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития

детей,

помогает

развитию

связной

и

грамматически

правильной

речи

в

ненавязчивой форме.

Коллективная

театрализованная

деятельность

направлена

на

целостное

воздействие

на

личность

ребёнка,

его

раскрепощение,

самостоятельное

творчество,

развитие

ведущих

психических

процессов;

способствует

самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации,

усиливая

адаптационные

способности,

корректирует

и

развивает

коммуникативные

качества,

помогает

осознанию

чувства

удовлетворения,

радости, успешности.

С

театрализованными

представлениями

дети

могут

познакомиться

при

просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра,

как

в

постановке

профессиональных

артистов,

так

и

педагогов,

родителей,

старших детей. В повседневной жизни используют разнообразные кукольные

театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки

для

инсценировки

знакомых

детям

стихов

и

сказок

("Репка",

"Теремок",

"Колобок", "Курочка Ряба" и др.).

Организация театрализованной деятельности дошкольников на

разных возрастных этапах.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных

возможностей,

знаний

и

умений

детей,

обогащать

их

жизненный

опыт,

побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1.

Совместная

театрализованная

деятельность

взрослых

и

детей,

музей

кукол,

театральное

занятие,

театрализованная

игра

на

праздниках

и

развлечениях.

2.

Самостоятельная

театрально-художественная

д е ят е л ь н о с т ь ,

театрализованная игра в повседневной жизни.

3.Мини-игры

на

других

занятиях,

театрализованные

игры-спектакли,

посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в

ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы -

Петрушки в решение познавательных задач.

Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их

впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием

выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.

Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии

будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие

инсценировки,

например,

портретная

зарисовка

и

диалог

воспитателя

и

персонажа с детьми.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому

большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами,

с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются

хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на

фланелеграфе,

в

технике

бибабо,

при

помощи

отдельных

игрушек

и

кукол,

воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности

и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно

определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в

не

быстром

темпе

и

действие

должно

быть

непродолжительным.

С

целью

раскрепощения

и

устранения

внутренней

скованности

малышей

проводятся

специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и

результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре

в

группе

из

пяти-семи

сверстников,

ролевые

позиции

которых

различны

(равноправие, подчинение, управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного

образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в

роли

движение

и

текст,

движение

и

слово,

развивать

чувство

партнёрства,

использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой

опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения,

развивается чувство партнёрства.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как

видом

искусства.

Их

увлекают

рассказы

об

истории

театра

и

театрального

искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей

(фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал,

буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты,

костюмерная,

гримёрная,

художественная

мастерская).

Интересны

детям

и

театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники

уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их,

когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут

специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил",

" Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами

театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению

навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Благодаря театрализованной деятельности

у детей развивается память,

мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщен-

ной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологи-

ческая и диалогическая речь. Дети справляются со своими страхами и пережива-

ниями.

Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает

речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окру-

жающим, учит правилам поведения и саморегуляции и, наконец, раскрывает их

индивидуальные способности, сближает детей.



В раздел образования