Напоминание

"Психолог - педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"


Автор: Тетерина Надежда Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад"Огонек"
Населённый пункт: Республика Хакасия,Алтайский район,с.Белый Яр
Наименование материала: статья
Тема: "Психолог - педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"
Дата публикации: 10.02.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолог - педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ

Молодые специалисты, которые приходят в дошкольные учреждения

испытывают потребность в, более глубоком знании психологии дошкольников, методик

дошкольного воспитания. Задача руководителя ДОУ, а также методиста и педагога-

психолога помочь молодому специалисту в профессиональном становлении. В каждом

детском саду складывается своя система работы с педагогическими кадрами, которой

зависит от сплоченности коллектива, его творческой направленности и личностной

зрелости каждого педагога. Поэтому заведующий, методист и педагог – психолог должны

не только владеть информацией о педагогическом коллективе в целом, но и хорошо знать

профессиональные и качества каждого педагога, особенно молодого специалиста.

Наличие такой информации позволит выбрать те формы и методы с педагогами, которые

в конечном

итоге будут содействовать

профессиональному становлению

молодого

специалиста и созданию коллектива единомышленников.

В нашем коллективе сложилась своя система работы с молодыми специалистами,

способствующая

росту

их

профессиональной

компетентности,

освоению

ими

новых

педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы.

Содержание работы с начинающими воспитателями зависит от следующего:

— имеют ли они педагогическое образование: если имеют, то ка кое учебное заведение

(колледж

или

вуз),

какой

факультет

(дошкольный,

начальных

классов,

другой)

окончили;

— насколько хорошо подготовлены теоретически (знают основы общей и возрастной

психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), обладают ли

навыками

работы

с

психолого-педагогической

литературой,

участвовали

или

уча-

ствуют в исследовательской деятельности;

— имеют ли опыт практической работы с детьми;

— каких результатов в своей профессиональной деятельности

хотят добиться.

В зависимости от этого молодых специалистов условно разделяют на три группы:

1)

воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;

2)

воспитатели

с

сильной

теоретической

подготовкой,

но

не

имеющие

опыта

практической работы;

3)

воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

Формы и методы, которые используются в работе с каждой группой, различают по

содержанию и, конечно, целям.

Для первой группы молодых специалистов выбираются такие методы, приемы и формы

работы,

которые

способствуют

усвоению

теоретического

материала,

форми рованию

навыков

практической

работы.

Это

консультации,

семинары-практикумы,

беседы,

коллективные

просмотры,

взаимопосещения,

наставничество,

лекции,

аукцион

педагогических знаний, знакомство с передовым опытом, организационно-деятельностные

игры, «книжная лавка».

Для второй группы используется цикл методических мероприятий, способствующих

овладению

навыками

практической

работы

с

детьми,

родителями.

Это

семинары-

практикумы,

коллективные

просмотры,

взаимопосещения,

анализ

педагогических

ситуаций, практические отчеты и др.

Для

третьей

группы

применяют

формы

и

методы,

стимулирующие

интерес

и

положительное отношение к педагогической деятельности, помогающие осознать свою

профессиональную

ЗНАЧЕМОСТЬ

мость, степень ответственное воспитание и обучение

дошкольников. Это дискуссии, круглые столы, деловые игры, анализ

педагогических ситуаций, беседы, убеждение, поощрение.

В своем профессиональном становлении молодой специалист ходит несколько этапов.

I

этап — стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает

свои

возможности

как

педагога,

начинает

понимать

свою

значимость

как

педагога,

начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На

практике применяет знания и умения, полученные

В

УЧЕБНОМ

заведении. Осознание не

достаточного

владения

содержанием

работы

с

детьми

заставляет

заняться

самообразованием.

II

этап

развивающий.

Идет

процесс

развития

профессиональных

умений,

накопление

опыта,

поиск

лучших

методов

воздействия

на

группу

детей

в

процессе

воспительно - образовательной работы вырабатывается свой стиль в работе, появляется

интерес к опыту коллег.

III этап — 4—5-й год. В деятельности педагога начинает; складываться система.

IV этап — совершенств саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

Для

каждого

педагога

происхождение

определенного

этапа

профессионального

становления индивидуально: по длительности, которую занимает каждый этап, формам и

методам работы, используемым администрации ДОУ.

При приеме на работу с молодыми специалистом беседует заведующий ДОУ

который

знакомит

его

должностными

инструкциями,

условиям

труда,

правилами

внутреннего трудового

распорядка, Уставом ДОУ, традициями, определяет

рабочее

место . По мере возможности начинающий педагог направляется в группу , где работает

опытный воспитатель, который может помочь начинающему

В первый месяц

работы молодой специалист проходит адаптационной период

привыкает к условиям. Методист проверяют обеспеченность методической литературой,

материалами и перспективного планирования ,дидактическим материалом, знакомит с

методическим кабинетом ДОУ.

Большое значение имеет психолого - педагогическая работа с молодыми специалистами,

которая проходит в три этапа.

I- диагностический. На этапе идет изучение личности молодого педагога, чтобы выявить

профессиональные навык и умения, положительные и отрицательные черты характера

методист

и педагог – психолог

проводят собеседования на

знание программы

дошкольного воспитания. Предлагаются для заполнения анкеты

диагностические таблицы (например, «Диагностика определения модели взаимодействия

воспитателя с детьми» М.В. Крулехт и др.). Степень практической подготовленности

отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно-образовательного

процесса в группе, в которой работает молодой специалист. Результаты фиксируются в

тетради наблюдений, а затем вносятся в Карту профессионального роста педагога, раз-

работанную методической службой ДОУ (приложение 1).

Для

изучения

личностной

сферы

молодого

педагога

используются

следующие

методики.

1.

Сначала

педагог

самостоятельно,

основываясь

на

самооценке,

заполняет

карту

личности (приложение 2).

2.

С помощью теста Айзенка

(Шайгородский Ю.Ж. Точка отсчета. Омск, 1992)

выявляется тип темперамента. Цель — выявив типологические особенности педагога,

подобрать ему сменщицу, с которой будет комфортно работать.

3.

С помощью теста фигур (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в

образовании.

М.,

1996)

выявляется

типология

личности.

Результаты

диагностики

заносятся в психологический профиль педагога, который закладывается на первом этапе и

затем

пополняется.

Эта

диагностика

позволяет

вовремя

оценить

и

скорректировать

трудности в работе педагогов, их психологическое

стояние и самочувствие в работе с

детьми.

Регулярно

выявляется

социометрический

статус

нового

члена

коллектива,

его

ближайшее окружение с помощью методики социометрии (Овчарова Р.В. Настольная

книга школьного психолога. М„ 1996).

Как правило, в первый год работы молодой специалист имеет низкий статус. Это

связано с тем, что он не успел установить и закрепить дружеские связи с другими членами

коллектива. Работа направлена на корректировку всех возникших затруднений.

II этап — коррекционно-развивающий. На этом этапе применяются разнообразные

формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их

профессиональной компетенции. Этап длится в течение всего учеб ного года. Педагог-

психолог планирует работу по двум направлениям.

Темы для групповых и индивидуальных консультаций выбирают педагоги на основе

выявленных проблем в работе. Это могут быть: адаптация ребенка к детскому с семейные

проблемы,

коррекция

нарушений

своего

образа

в

детском

саду

и

т.д.

Большой

популярностью пользуются у молодых педагогов деловые игры и тренинги. Их тематика

также разнообразна: и направленные на рефлексию профессиональных качеств; тренинги

личностного роста, невербальных форм общения. Когда возникают затруднения в работе

молодого

педагога, с которыми он не может справиться самостоятельно .Собирается

творческая группа ДОУ где

возникшая проблема об дается молодыми и опытным

педагогами

Иногда в коллективе назревает психологическое и эмоциональное «истощение». Как

правило, это

происходит к концу учебного года. Тогда проводятся

сеансы аромо - и

музыкотерапии.

На II этапе опытные педагоги продолжают посещать занятия начинающего педагога

и наблюдать за его взаимоотношением с детьми отмечать положительные моменты в

его работе, что бы сделать их опорой для даль- продвижения вперед. Сначала о таких с

посещениях предварительно довариваются с воспитателем, а за тем они происходят без

предварительного предупреждения. Такая форма контроля позволяет выявить стиль

работы воспитателя и его отношение к делу. После каждого посещения проводится

анализ. Конкретные предложения и рекомендации фиксируются в тетради контроля.

III –этап подведение итогов или аналитический.

В конце учебного года методист, педагог-психолог, проанализировав результаты работы,

динамику профессионального роста молодого специалиста, намечают перспективы

дальнейшей работы с ним. На этом этапе можно (с помощью анкетирования) определить

рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворенность его работой,

отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей дея-

тельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально

разработанному вопроснику он может подготовить самоанализ своей деятельности за про-

шедший учебный год.

Работа, проводимая в ДОУ с молодыми специалистами, способствует развитию у них

познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми,

позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать

свое образование и квалификационную категорию.

Приложение 1

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

ФИО педагога

Занимаемая должность

Педагогический стаж

Г од начала работы в МБДОУ

Изучаемая тема

Год начала работы по теме

Отчет о проделанной работе по изучаемой теме за

учебный год

Курсы городского методического центра,

Владимирский институт повышения квалификации

работников образования

Итоги аттестации

Участие в конкурсах, фестивалях города, области,

печатные материалы

Примечания

Приложение 2

КАРТА ЛИЧНОСТИ

Дата_____________

Способ заполнения: самооценка

Фамилия, имя, отчество_______________________________

Возраст, образование_________________________________

Специальность, стаж_________________________________

Состояние здоровья__________________________________

Отношение к здоровью_______________________________

Жизненные обстоятельства (что на 1-м месте):

работа

семья

материальное положение

Оценка семейного положения__________________________

Проявление способностей (подчеркнуть): музыкальные, вокальные, артистические,

художественные, технические, литературные, педагогические, организаторские.

Черты характера (подчеркнуть):

активность

замкнутость

жизнерадостность

грубость

трудолюбие

самокритичность

бережливость

застенчивость

гуманизм

небрежность

дисциплинированность

выдержка

черствость агрессивность способность к пониманию раздражительность общительность

импульсивность тревожность пассивность осмотрительность подверженность чужому

влиянию



В раздел образования