Напоминание

Традиционные тряпичные куклы - мотанки, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольника.


Автор: Пономарева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад №1"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: Традиционные тряпичные куклы - мотанки, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

На тему: Традиционные тряпичные куклы - мотанки, как средство

духовно- нравственного воспитания дошкольника.

Я задумала, как же воспитать в детях порядочность, чистоту мысли,

доброту, вежливость, хорошее отношение к старшему поколению. Сейчас

есть много методической литературы по духовно-нравственному

воспитанию, много поучающих мультфильмов, бесед, игр и т.д. Как же

преподнести детям это в совершенно новой форме общения?

В нашем мире, где все спешат жить, стремятся везде успеть и порой не

важны препятствия, одолевая которые, мы не задумываемся, как их

проходим. Нагрубили маме, папе, сестре, начальнику, не приехали на

выходные к бабушке или даже не позвонили ей. Поругались на улице либо с

подругой, да поругались так, что порой не осознаем сами, что мы

наговорили, какие гадости мы сказали. Но если задуматься, то испачкали

словами не человека, с которым поругались, а себя! Ведь это из нас из наших

уст выходят те гадкие и не хорошие слова, это мы произносим, получается

мы не лучше того аппанента с которым ведем спор.

А если взять и остановиться, оглядеться по сторонам, посмотреть назад и

подумать, поразмышлять, как я живу, что я говорю, почему в моей жизни

неприятностей много? Где искать ответы на все эти вопросы?

А вы попробуйте посмотреть на ваши проблемы с другой стороны. Может

быть стоит обратится к опыту наших родителей, наших предков? Начинать

надо с себя, заглянуть « по- глубже». Научится прощать обиды, научится

просить прощения, найти время для самых близки тебе людей, которые очень

нуждаются в твоем внимании. Подойти к маме и предложить ей вместе

приготовить с ней обед, и при этом расспрашивая у нее о тонкостях

приготовления еды. Или еще глубже. Приехать к бабушке просто побыть с

ней целый день, держа ее за руку и расспрашивать , как было раньше, какая

была жизнь, чем занимались в свободное время, как работали. Расспросить

про ее семью и т.д. Ведь бабушка очень будет радостно думать, что ее

слушают, что интересуются ее жизнью. А бабушки ой как много могут

рассказать и поведать.

Случайно я увидела, тряпичных кукол мотанок и меня заинтересовала эта

тема. А почему бы не воспитывать в детях духовные и душевные качества

через куклу? И я начала искать информацию по куклам. Какая богатая

история древней Руси связанная с этими куклами. В куклах можно

проследить все значимые события в жизни человека: беременность,

рождение, свадьба, болезнь, смерть, сезонные праздники и др. Их

изготавливали перед проведением определённых календарных и семейных

ритуалов.

Большинство кукол выполняли роль оберега. Они делались из различного

материала: лыко, трава, дерево. Ведь природа очень почиталась человеком.

Очень ценилась в изготовлении ткань красного цвета - цвета оберега и

символа жизни.

На Руси считалось, что куклы обереги несут в себе только доброе начало.

Охраняют от ссор, болезней, темных сил. Очень часто их ставили в доме

либо в Красный угол, либо в какое-то место, на уровне или выше головы

человека.

Кукла оберег изготавливалась без применения колющих и режущих

инструментов: иголок, ножниц, ножей, т.к. считалось, что они могут нанести

вред тому, кому предназначалась куколка. А ведь она делалась на

благополучие, на охрану здоровья, … Все ткани и нитки рвались руками.

Очень важен был именно образ, который мастерица вкладывала в тряпичную

куклу. Перед работой она должна была проникнуться теплотой и любовью к

человеку, для которого изготавливала оберег. Поэтому в основном их крутили

для членов семьи, для тех, кому от души желали добра.

Использовали в изготовлении оберегов старые ношеные ткани. Но это делали

не из бедности. Ношеные ткани передают силу рода.

Мужчины не допускались в помещение, где изготавливались Обереговые

куклы. Это было таинство. Собирались только женщины, за работой они пели

песни и разговаривали о своем, о девичьем.

Иногда процесс работы над куклой был очень сложным. Могло что-то не

ладиться. Могли рваться нитки или не получалось ровно сделать какую-то

часть одежды – тогда говорили: «несчастье на куколку придёт, а меня (или

имя того, кому делался оберег) обойдёт». И это для рукодельницы было

своего рода сигналом, сообщало о том, что есть какая-то проблема, на

которую надо обратить внимание.

Раньше у детей не было игрушек и им приходилось самим себе их мастерить

из подручных материалов. Поэтому кукла для девочек являлась подружкой,

ей она доверяла свои тайны и секреты, делилась горестями и радостями.

Но не только девочки играли в куклы, мальчики тоже принимали в этом

участие. Когда дети были маленькими, они все ходили в рубахах и играли в

одни игры. Но как только мальчик надевал порты, а девочка юбку, их роли

сразу разделялись, и каждого появлялись свои игры. Это происходило лет в 7

или 8.

Так же при помощи куклы у детей развивалась мелкая моторика рук, они

учились рукоделию, которое должно было пригодиться им во взрослой

жизни. Маленькому ребенку куколку шила мама, бабушка или сестра, а уже

ближе к пяти годам большинство девочек мастерили ее себе сами.

Делали они ее из тряпок, которые находили в доме. Деревенские дети очень

любили играть в «дочки-матери». Для своих куколок они шили подушки,

одеяла, делали кроватки.

Кормили их, одевали, разговаривали. В крестьянском доме таких народных

кукол могло насчитываться до сотни. Что говорит о том, что этот вид

рукоделия был очень распространен и почитаем на Руси.

Игрушки никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице, а бережно

хранили в определенных местах, в корзинах или коробах. Игровых кукол

брали с собой в гости, клали в приданное.

В России, в плоть до 60-х годов 20 века, практически в каждой семье была

тряпичная кукла. Русский народ имеет опыт передачи культурных традиций

от старшего поколения к младшему.

Одним из таких педагогических приемов, является рукотворная игрушка. На

Руси говорили, что женщина начинает играть в куклы в люльке, а заканчивает

бабушкой на печке, делая их для своих внуков.

К 13 годам девочка должна уметь многое в женском рукоделии: прясть,

вязать, шить, вышивать бисером. И чтобы она постепенно приучалась к

рукоделию, бабушки приучали их шить настоящую одежду на кукол.

Кукла была безликой и безликость была осознанной. Потому что считалось,

что через глаза может вселиться злой дух и кукла могла навредить ребенку, а

ни одна мама не желает зла своему дитя. Позднее знания людей менялись и

расширялся их кругозор и куклам стали вышивать глаза и рисовать им лица.

Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе

рождение и всё больше и больше современных людей начинают

интересоваться не только их изготовлением, но и народными обрядами,

связанными с ними, культурой и традициями Древней Руси.

Куклы - это прекрасные спутники для детей и взрослых – многому можно

научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать

отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для

себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы

формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию

и задуматься, что актуально именно для нас.

Я абсолютно уверена в том, что традиция может и должна развиваться.

Старые тряпочки и небрежность выполнения – это для дома и для

любителей такого формата. Современные понятия красоты и эстетики

требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться

свойственная кукле простота и условность, а главное, наличие внутренних

смыслов, которые в наши дни тоже постепенно меняются.

Автор статьи: Пономарева Елена Владимировна

МАДОУ «Детский сад№1» г. Сыктывкар



В раздел образования