Автор: Пономарева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад №1"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: Традиционные тряпичные куклы - мотанки, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
Статья
На тему: Традиционные тряпичные куклы - мотанки, как средство
духовно- нравственного воспитания дошкольника.
Я задумала, как же воспитать в детях порядочность, чистоту мысли,
доброту, вежливость, хорошее отношение к старшему поколению. Сейчас
есть много методической литературы по духовно-нравственному
воспитанию, много поучающих мультфильмов, бесед, игр и т.д. Как же
преподнести детям это в совершенно новой форме общения?
В нашем мире, где все спешат жить, стремятся везде успеть и порой не
важны препятствия, одолевая которые, мы не задумываемся, как их
проходим. Нагрубили маме, папе, сестре, начальнику, не приехали на
выходные к бабушке или даже не позвонили ей. Поругались на улице либо с
подругой, да поругались так, что порой не осознаем сами, что мы
наговорили, какие гадости мы сказали. Но если задуматься, то испачкали
словами не человека, с которым поругались, а себя! Ведь это из нас из наших
уст выходят те гадкие и не хорошие слова, это мы произносим, получается
мы не лучше того аппанента с которым ведем спор.
А если взять и остановиться, оглядеться по сторонам, посмотреть назад и
подумать, поразмышлять, как я живу, что я говорю, почему в моей жизни
неприятностей много? Где искать ответы на все эти вопросы?
А вы попробуйте посмотреть на ваши проблемы с другой стороны. Может
быть стоит обратится к опыту наших родителей, наших предков? Начинать
надо с себя, заглянуть « по- глубже». Научится прощать обиды, научится
просить прощения, найти время для самых близки тебе людей, которые очень
нуждаются в твоем внимании. Подойти к маме и предложить ей вместе
приготовить с ней обед, и при этом расспрашивая у нее о тонкостях
приготовления еды. Или еще глубже. Приехать к бабушке просто побыть с
ней целый день, держа ее за руку и расспрашивать , как было раньше, какая
была жизнь, чем занимались в свободное время, как работали. Расспросить
про ее семью и т.д. Ведь бабушка очень будет радостно думать, что ее
слушают, что интересуются ее жизнью. А бабушки ой как много могут
рассказать и поведать.
Случайно я увидела, тряпичных кукол мотанок и меня заинтересовала эта
тема. А почему бы не воспитывать в детях духовные и душевные качества
через куклу? И я начала искать информацию по куклам. Какая богатая
история древней Руси связанная с этими куклами. В куклах можно
проследить все значимые события в жизни человека: беременность,
рождение, свадьба, болезнь, смерть, сезонные праздники и др. Их
изготавливали перед проведением определённых календарных и семейных
ритуалов.
Большинство кукол выполняли роль оберега. Они делались из различного
материала: лыко, трава, дерево. Ведь природа очень почиталась человеком.
Очень ценилась в изготовлении ткань красного цвета - цвета оберега и
символа жизни.
На Руси считалось, что куклы обереги несут в себе только доброе начало.
Охраняют от ссор, болезней, темных сил. Очень часто их ставили в доме
либо в Красный угол, либо в какое-то место, на уровне или выше головы
человека.
Кукла оберег изготавливалась без применения колющих и режущих
инструментов: иголок, ножниц, ножей, т.к. считалось, что они могут нанести
вред тому, кому предназначалась куколка. А ведь она делалась на
благополучие, на охрану здоровья, … Все ткани и нитки рвались руками.
Очень важен был именно образ, который мастерица вкладывала в тряпичную
куклу. Перед работой она должна была проникнуться теплотой и любовью к
человеку, для которого изготавливала оберег. Поэтому в основном их крутили
для членов семьи, для тех, кому от души желали добра.
Использовали в изготовлении оберегов старые ношеные ткани. Но это делали
не из бедности. Ношеные ткани передают силу рода.
Мужчины не допускались в помещение, где изготавливались Обереговые
куклы. Это было таинство. Собирались только женщины, за работой они пели
песни и разговаривали о своем, о девичьем.
Иногда процесс работы над куклой был очень сложным. Могло что-то не
ладиться. Могли рваться нитки или не получалось ровно сделать какую-то
часть одежды – тогда говорили: «несчастье на куколку придёт, а меня (или
имя того, кому делался оберег) обойдёт». И это для рукодельницы было
своего рода сигналом, сообщало о том, что есть какая-то проблема, на
которую надо обратить внимание.
Раньше у детей не было игрушек и им приходилось самим себе их мастерить
из подручных материалов. Поэтому кукла для девочек являлась подружкой,
ей она доверяла свои тайны и секреты, делилась горестями и радостями.
Но не только девочки играли в куклы, мальчики тоже принимали в этом
участие. Когда дети были маленькими, они все ходили в рубахах и играли в
одни игры. Но как только мальчик надевал порты, а девочка юбку, их роли
сразу разделялись, и каждого появлялись свои игры. Это происходило лет в 7
или 8.
Так же при помощи куклы у детей развивалась мелкая моторика рук, они
учились рукоделию, которое должно было пригодиться им во взрослой
жизни. Маленькому ребенку куколку шила мама, бабушка или сестра, а уже
ближе к пяти годам большинство девочек мастерили ее себе сами.
Делали они ее из тряпок, которые находили в доме. Деревенские дети очень
любили играть в «дочки-матери». Для своих куколок они шили подушки,
одеяла, делали кроватки.
Кормили их, одевали, разговаривали. В крестьянском доме таких народных
кукол могло насчитываться до сотни. Что говорит о том, что этот вид
рукоделия был очень распространен и почитаем на Руси.
Игрушки никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице, а бережно
хранили в определенных местах, в корзинах или коробах. Игровых кукол
брали с собой в гости, клали в приданное.
В России, в плоть до 60-х годов 20 века, практически в каждой семье была
тряпичная кукла. Русский народ имеет опыт передачи культурных традиций
от старшего поколения к младшему.
Одним из таких педагогических приемов, является рукотворная игрушка. На
Руси говорили, что женщина начинает играть в куклы в люльке, а заканчивает
бабушкой на печке, делая их для своих внуков.
К 13 годам девочка должна уметь многое в женском рукоделии: прясть,
вязать, шить, вышивать бисером. И чтобы она постепенно приучалась к
рукоделию, бабушки приучали их шить настоящую одежду на кукол.
Кукла была безликой и безликость была осознанной. Потому что считалось,
что через глаза может вселиться злой дух и кукла могла навредить ребенку, а
ни одна мама не желает зла своему дитя. Позднее знания людей менялись и
расширялся их кругозор и куклам стали вышивать глаза и рисовать им лица.
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе
рождение и всё больше и больше современных людей начинают
интересоваться не только их изготовлением, но и народными обрядами,
связанными с ними, культурой и традициями Древней Руси.
Куклы - это прекрасные спутники для детей и взрослых – многому можно
научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать
отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для
себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы
формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию
и задуматься, что актуально именно для нас.
Я абсолютно уверена в том, что традиция может и должна развиваться.
Старые тряпочки и небрежность выполнения – это для дома и для
любителей такого формата. Современные понятия красоты и эстетики
требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться
свойственная кукле простота и условность, а главное, наличие внутренних
смыслов, которые в наши дни тоже постепенно меняются.
Автор статьи: Пономарева Елена Владимировна
МАДОУ «Детский сад№1» г. Сыктывкар