Напоминание

"Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной работы по здоровьесбережению дошкольников"


Автор: Смелова Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной работы по здоровьесбережению дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с

целью эффективной работы по здоровьесбережению дошкольников»

Музыкальный руководитель Смелова О.А.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов

деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств

обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие

игрушек не является основным условием их развития.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду

необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания" для

воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее

развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию

потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Развитие

музыкальных

способностей -

одна

из

главных

задач

музыкального

воспитания

в

детском

саду.

Основная

цель

музыкального

воспитания

ребенка

-

получить

эстетически

воспитанную

и

развитую,

умеющую

эмоционально

воспринимать

содержание

музыкального

произведения

личность,

научить

малыша

проникаться

настроением,

мыслями, чувствами.

Кардинальным

для

педагогики

является

вопрос

о

природе

музыкальных

способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека

или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и

обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно

отметить,

что

врожденными

могут

быть

лишь

анатомо-физиологические

особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей.

А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления

музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Б.М.Теплов

определяет

музыкальность

как

комплекс

способностей

«творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство

природы

и

т.д.»

развиваемых

на

основе

задатков

в

музыкальной

деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные

способности:

ладовое

чувство,

которое

проявляется

при

восприятии

музыки,

как

эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение).

Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;

чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в

музыке,

способность

активно

переживать

музыку,

чувствовать

эмоциональную

выразительность

музыкального

ритма

и

точно

воспроизводить его.

Известно,

что музыкальное

развитие

ребенка

обусловлено

не

только

занятиями

с

педагогом,

но

и

возможностью

самостоятельно

играть,

экспериментировать

с

музыкальными

игрушками,

свободно

заниматься

творческим музицировани ем.

Самостоятельная

творческая

деятельность

ребенка

возможна

при

условии создания

специ

альной

предметно-развивающей

среды,

а

для

развития

личности

дошкольников

рядом

с

ними

должен

быть

педагог,

увлеченный

музыкой,

умеющий

реализовать

творческий

потенциал

музыкальной

с р е д ы и

управлять

развитием

творчества

детей

в

музыкальной деятельности.

Огромное

зна

чение

для

развития

у

детей

само стоятельно сти,

инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия,

которые успеш но используются детьми в их самостоятельных и специально

организованных музыкально-твор ческих проявлениях. Предметная среда

должна

быть

максимально

обеспеченной

разнообразны

ми

музыкально-

дидактическими материалами.

Требования к проектированию музыкальной среды:

Требуется

учитывать

необходимость

развития

ведущей

детской

деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением:

в

каждый

момент

жизни

все

ведущие

виды

деятельности

детей

раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки

учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них

проходит

свой

путь

развития

до

момента,

когда

она

становится

ведущей.

● Среда должна

быть

нацелена

на

зону

ближайшего

психического

развития (Л.С. Выготский).

● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной

сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные

ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять

полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,

наоборот,

постоянно

используемые

ребенком

знания

живут

и

обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения

детей

со

взрослым

в

этой среде.

От

компетентности

взрослого,

его

доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит,

станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить

ее в своей деятельности.

Критерии качества музыкальной среды:

Блоки

компонентов среды

соответствуют

логике

развития

детской

музыкальной

деятельности

(восприятие,

воспроизведение,

творчество).

Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов

детской музыкальной деятельности:

во сприятие

музыки - пособия,

помогающие

во с п р и ни м а т ь

произведения

для

слушания,

произведения,

используемые

в

исполнительской

певческой,

танцевальной

и

музыкально-игровой

деятельности, а также произведения, специально созданные для

развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

воспроизведение

музыки - пособия,

побуждающие

к

певческой

деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному

исполнению;

пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к

восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой

выразительности танца и т.п.;

п о со б и я ,

п о б уж д а ю щ и е

к

и г р е

н а

д е т с к и х музыкальных

инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению

игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая

деятельность – пособия,

побуждающие

к

песенному, музыкально-игровому,

танцевальному

творчеству

и

импровизации на детских музыкальных инструментах.

Решение

этих

задач

обеспечивается

разнообразием

детских

музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек,

наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств

(магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств

(телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

Содержание музыкальной

среды отражает

принцип

системности

в

овладении музыкальной деятельностью: она должна

соответствовать

возрасту

детей

и

содержанию

их

музыкальной

деятельности, поэтому

следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.

Содержание

должно

обеспечивать

возможности

для музыкально-

творческого развития

детей

и

получения

из среды необходимой

им

информации для музыкально-творческой деятельности.

В

содержании с р еды должна

быть

представлена

проблемность:

ребенок,

действуя

со

знакомыми

или

малознакомыми

предметами

в

музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по

ходу музыкальной деятельности.

Содержание музыкальной

среды следует

соотносить

с

ведущим

видом деятельности детей определенной возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной

деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры

Структура музыкальной

с р е д ы представлена

в

виде

модулей,

включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой

интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были

визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и

были

созданы

условия

для

активного

взаимодействия

детей

с

любыми

пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры

удобны

для

развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми

или подгруппой.

С р е д а предполагает

гибкое

комплексирование

и

зонирование,

предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей

мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку

детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего

дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего -

иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки,

росту ребенка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными,

простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать

с ними.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая

детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует

ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка.

Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды

(статья

Е.Ю.Матвиенко

"Музыкальная

предметно-развивающая

среда

ДОУ"

-

сборник

"Опыт

лучших

-

детям.

Об

инновациях

в

дошкольном

воспитании"):

Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется

продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей,

хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал

для

творческих

сюжетно-ролевых

игр —

мягкие

игрушки,

иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и

т.п.

(бутафорские

музыкальные

игрушки

предназначаются

для

создания

игровой

ситуации,

при

которой

дети,

фантазируя,

представляют

себя

музыкантами).

2.Детские

музыкальные

игрушки

и

инструменты

для

творческого

музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино,

металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного

обозначения

частей

произведения

и

др.

Эти

пособия

используются

для

развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами

нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный

букварь»).

4.

Аудиовизуальные

пособия:

диапозитивы,

компакт-диски,

фонограммы,

аудио- и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок,

котик, зайка и т.п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

игрушки-инструменты

со

звуком

неопределенной

высоты:

погремушки,

колокольчики, бубен, барабан;

набор

неозвученных

образных

инструментов

(гармошки,

дудочки,

балалайки и т.д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,

осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по

сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и

в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В

музыкальной

зоне

для

самостоятельной

деятельности

детей

4-5

лет

целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а

также дополнительно:

• металлофон;

• шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки

«Мы

поем»

них

яркие

иллюстрации

к

знакомым

песенкам);

• фланелеграф или магнитная доска;

• музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В

лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

• арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и

петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых

находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

ленточки,

цветные

платочки,

яркие

султанчики

и

т.п.

(атрибуты

к

танцевальным импровизациям но сезону;

• ширма настольная и набор игрушек;

музыкальные

игрушки

(звучащие

и

шумовые)

для

творческого

музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

музыкальные

игрушки-инструменты

с

диатоническим

и

хроматическим

звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

• портреты композиторов;

• иллюстрации из «Музыкального букваря»;

• музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и

назови»,

«Ступеньки»,

«Повтори

звуки»,

«Три

поросенка»,

«Волшебный

волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

• атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и

др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

• ширмы: настольная и ширма по росту детей;

• музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к

знакомым народным танцам;

разноцветные

перышки,

разноцветные

перчатки

для

музыкальных

импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки,

цветы и т.д.):

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского

сада):

музыкальные

инструменты

(маракасы,

бубны,

арфа,

детское

пианино,

металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

• портреты композиторов;

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками

детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных

музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с

разными

эмоциональными

настроениями)

для

определения

характера

мелодии при слушании произведений;

альбомы

для

рассматривания:

«Симфонический

оркестр»,

"Народные

инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

музыкально-дидактические

игры:

«Три

поросенка»,

«Три

цветка»,

«Музыкальный

зонтик»,

«Ритмическое

лото»,

«Найди

землянички»,

«Ритмические

кубики»,

«Назови

композитора»,

«Веселая

пластинка»,

«Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например,

«Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к

знакомым

народным

танцам

(косынки,

веночки,

шляпы)

и

атрибуты

к

танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.);

разноцветные

перчатки,

султанчики,

газовые

платочки

или

шарфы,

разноцветные

ленточки,

разноцветные

перышки

для

музыкальпо-

танцевальных импровизаций;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его

привлекательности.

Мини-центры

оформляются

в

одном

стиле,

с

использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная

«по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного,

воспитанию

у

них

художественного

вкуса

и

эстетического

отношения

к

окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у

детей

чувство

радости,

восторга,

создает

эмоционально-положительное

отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а

также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических

пособий (музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по

содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание

детей,

вызывать

желание

петь

и

слушать

музыку),

демонстрационного

материала, атрибутов.

Для

того,

чтобы

у

детей

постоянно

поддерживался

интерес

к

самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени

(1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое

оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети

испытывают

удовольствие

от

совместного

с

родителями

творчества,

приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным

«мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их

семей.



В раздел образования