Автор: Смелова Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной работы по здоровьесбережению дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с
целью эффективной работы по здоровьесбережению дошкольников»
Музыкальный руководитель Смелова О.А.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств
обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие
игрушек не является основным условием их развития.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду
необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания" для
воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее
развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию
потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Развитие
музыкальных
способностей -
одна
из
главных
задач
музыкального
воспитания
в
детском
саду.
Основная
цель
музыкального
воспитания
ребенка
-
получить
эстетически
воспитанную
и
развитую,
умеющую
эмоционально
воспринимать
содержание
музыкального
произведения
личность,
научить
малыша
проникаться
настроением,
мыслями, чувствами.
Кардинальным
для
педагогики
является
вопрос
о
природе
музыкальных
способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека
или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и
обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно
отметить,
что
врожденными
могут
быть
лишь
анатомо-физиологические
особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей.
А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления
музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Б.М.Теплов
определяет
музыкальность
как
комплекс
способностей
«творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство
природы
и
т.д.»
развиваемых
на
основе
задатков
в
музыкальной
деятельности, необходимых для успешного её осуществления.
В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные
способности:
ладовое
чувство,
которое
проявляется
при
восприятии
музыки,
как
эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;
музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение).
Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;
чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в
музыке,
способность
активно
переживать
музыку,
чувствовать
эмоциональную
выразительность
музыкального
ритма
и
точно
воспроизводить его.
Известно,
что музыкальное
развитие
ребенка
обусловлено
не
только
занятиями
с
педагогом,
но
и
возможностью
самостоятельно
играть,
экспериментировать
с
музыкальными
игрушками,
свободно
заниматься
творческим музицировани ем.
Самостоятельная
творческая
деятельность
ребенка
возможна
при
условии создания
специ
альной
предметно-развивающей
среды,
а
для
развития
личности
дошкольников
рядом
с
ними
должен
быть
педагог,
увлеченный
музыкой,
умеющий
реализовать
творческий
потенциал
музыкальной
с р е д ы и
управлять
развитием
творчества
детей
в
музыкальной деятельности.
Огромное
зна
чение
для
развития
у
детей
само стоятельно сти,
инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия,
которые успеш но используются детьми в их самостоятельных и специально
организованных музыкально-твор ческих проявлениях. Предметная среда
должна
быть
максимально
обеспеченной
разнообразны
ми
музыкально-
дидактическими материалами.
Требования к проектированию музыкальной среды:
●
Требуется
учитывать
необходимость
развития
ведущей
детской
деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением:
в
каждый
момент
жизни
все
ведущие
виды
деятельности
детей
раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки
учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них
проходит
свой
путь
развития
до
момента,
когда
она
становится
ведущей.
● Среда должна
быть
нацелена
на
зону
ближайшего
психического
развития (Л.С. Выготский).
● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной
сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные
ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять
полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,
наоборот,
постоянно
используемые
ребенком
знания
живут
и
обогащаются.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения
детей
со
взрослым
в
этой среде.
От
компетентности
взрослого,
его
доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит,
станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить
ее в своей деятельности.
Критерии качества музыкальной среды:
Блоки
компонентов среды
соответствуют
логике
развития
детской
музыкальной
деятельности
(восприятие,
воспроизведение,
творчество).
Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов
детской музыкальной деятельности:
во сприятие
музыки - пособия,
помогающие
во с п р и ни м а т ь
произведения
для
слушания,
произведения,
используемые
в
исполнительской
певческой,
танцевальной
и
музыкально-игровой
деятельности, а также произведения, специально созданные для
развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
воспроизведение
музыки - пособия,
побуждающие
к
певческой
деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному
исполнению;
пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к
восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой
выразительности танца и т.п.;
п о со б и я ,
п о б уж д а ю щ и е
к
и г р е
н а
д е т с к и х музыкальных
инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению
игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
музыкально-творческая
деятельность – пособия,
побуждающие
к
песенному, музыкально-игровому,
танцевальному
творчеству
и
импровизации на детских музыкальных инструментах.
Решение
этих
задач
обеспечивается
разнообразием
детских
музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек,
наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств
(магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств
(телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).
Содержание музыкальной
среды отражает
принцип
системности
в
овладении музыкальной деятельностью: она должна
соответствовать
возрасту
детей
и
содержанию
их
музыкальной
деятельности, поэтому
следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
Содержание
должно
обеспечивать
возможности
для музыкально-
творческого развития
детей
и
получения
из среды необходимой
им
информации для музыкально-творческой деятельности.
В
содержании с р еды должна
быть
представлена
проблемность:
ребенок,
действуя
со
знакомыми
или
малознакомыми
предметами
в
музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по
ходу музыкальной деятельности.
Содержание музыкальной
среды следует
соотносить
с
ведущим
видом деятельности детей определенной возрастной группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной
деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Качество структуры
Структура музыкальной
с р е д ы представлена
в
виде
модулей,
включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой
интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были
визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и
были
созданы
условия
для
активного
взаимодействия
детей
с
любыми
пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры
удобны
для
развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми
или подгруппой.
С р е д а предполагает
гибкое
комплексирование
и
зонирование,
предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей
мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку
детей.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего
дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего -
иметь дидактическую направленность.
Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки,
росту ребенка.
Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными,
простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать
с ними.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая
детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует
ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка.
Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды
(статья
Е.Ю.Матвиенко
"Музыкальная
предметно-развивающая
среда
ДОУ"
-
сборник
"Опыт
лучших
-
детям.
Об
инновациях
в
дошкольном
воспитании"):
Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется
продумать:
1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей,
хранение.
2.Разнообразие оборудования.
3.Учет возрастных особенностей детей.
4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5.Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1.Материал
для
творческих
сюжетно-ролевых
игр —
мягкие
игрушки,
иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и
т.п.
(бутафорские
музыкальные
игрушки
предназначаются
для
создания
игровой
ситуации,
при
которой
дети,
фантазируя,
представляют
себя
музыкантами).
2.Детские
музыкальные
игрушки
и
инструменты
для
творческого
музицирования:
• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино,
металлофон, аккордеон, флейта и др.);
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
• с одним фиксированным звуком (дудки):
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначения
частей
произведения
и
др.
Эти
пособия
используются
для
развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами
нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный
букварь»).
4.
Аудиовизуальные
пособия:
диапозитивы,
компакт-диски,
фонограммы,
аудио- и видеокассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
• куклы-неваляшки;
• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок,
котик, зайка и т.п.);
• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
•
игрушки-инструменты
со
звуком
неопределенной
высоты:
погремушки,
колокольчики, бубен, барабан;
•
набор
неозвученных
образных
инструментов
(гармошки,
дудочки,
балалайки и т.д.);
• атрибуты к музыкальным подвижным играм;
• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,
осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по
сезонам);
• ширма настольная с перчаточными игрушками;
• магнитофон и набор программных аудиозаписей;
• поющие и двигающиеся игрушки;
• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и
в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):
В
музыкальной
зоне
для
самостоятельной
деятельности
детей
4-5
лет
целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а
также дополнительно:
• металлофон;
• шумовые инструменты для детского оркестра;
•книжки-малютки
«Мы
поем»
(в
них
яркие
иллюстрации
к
знакомым
песенкам);
• фланелеграф или магнитная доска;
• музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В
лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
• арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и
петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых
находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•
ленточки,
цветные
платочки,
яркие
султанчики
и
т.п.
(атрибуты
к
танцевальным импровизациям но сезону;
• ширма настольная и набор игрушек;
•
музыкальные
игрушки
(звучащие
и
шумовые)
для
творческого
музицирования:
• магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
•
музыкальные
игрушки-инструменты
с
диатоническим
и
хроматическим
звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
• иллюстрации по теме «Времена года»;
• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
• портреты композиторов;
• иллюстрации из «Музыкального букваря»;
• музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и
назови»,
«Ступеньки»,
«Повтори
звуки»,
«Три
поросенка»,
«Волшебный
волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;
• атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и
др.);
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
• ширмы: настольная и ширма по росту детей;
• музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к
знакомым народным танцам;
•
разноцветные
перышки,
разноцветные
перчатки
для
музыкальных
импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки,
цветы и т.д.):
• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского
сада):
•
музыкальные
инструменты
(маракасы,
бубны,
арфа,
детское
пианино,
металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
• портреты композиторов;
• иллюстрации по теме «Времена года»;
• картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками
детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных
музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с
разными
эмоциональными
настроениями)
для
определения
характера
мелодии при слушании произведений;
•
альбомы
для
рассматривания:
«Симфонический
оркестр»,
"Народные
инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
•
музыкально-дидактические
игры:
«Три
поросенка»,
«Три
цветка»,
«Музыкальный
зонтик»,
«Ритмическое
лото»,
«Найди
землянички»,
«Ритмические
кубики»,
«Назови
композитора»,
«Веселая
пластинка»,
«Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например,
«Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);
• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к
знакомым
народным
танцам
(косынки,
веночки,
шляпы)
и
атрибуты
к
танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.);
разноцветные
перчатки,
султанчики,
газовые
платочки
или
шарфы,
разноцветные
ленточки,
разноцветные
перышки
для
музыкальпо-
танцевальных импровизаций;
• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его
привлекательности.
Мини-центры
оформляются
в
одном
стиле,
с
использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная
«по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного,
воспитанию
у
них
художественного
вкуса
и
эстетического
отношения
к
окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у
детей
чувство
радости,
восторга,
создает
эмоционально-положительное
отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.
Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а
также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических
пособий (музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по
содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание
детей,
вызывать
желание
петь
и
слушать
музыку),
демонстрационного
материала, атрибутов.
Для
того,
чтобы
у
детей
постоянно
поддерживался
интерес
к
самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени
(1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое
оборудование.
Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети
испытывают
удовольствие
от
совместного
с
родителями
творчества,
приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным
«мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их
семей.