Автор: Гуженкова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 87 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Орёл, Орловская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: " Значение праздников и развлечений в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Праздники и развлечения.
Целью
экологического
образования
является
формирование
экологически
грамотной
личности,
по
определению
С.Д.
Дерябо,
В.А.
Ясвин
с
эгоцентрическим типом экологического сознания, которое конкретизируется
на
уровне:
формирования
адекватных
экологических
представлений;
формирования отношения к природе; и формирование системы умений и
навыков взаимодействия с природой.
Проблемами экологического образования детского дошкольного возраста
занимались Е.И. Залкинд, Е.И. Золотова, Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева,
С.Н. Рыжова, И.А. Хайдурова и др.
Праздники и развлечения - наиболее естественный и радостный вид
деятельности
в
дошкольном
детстве,
формирующий
характер
детей,
они
позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества:
самостоятельность,
доброжелательность,
жизнерадостность,
инициативу,
творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний,
приобщают
к
коллективным
переживаниям,
наполняют
детскую
жизнь
яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны,
закрепляются
навыки
и
умения,
полученные
на
занятиях,
а
с
другой
-
углубляется
потребность
в
познании
нового,
расширении
кругозора,
совместных действиях и переживаниях.
Проблемами
экологического
образования
детей
дошкольного
возраста
средствами праздников и развлечений занимались Н.Н. Кондратьева, С.Н.
Николаева, С.Н. Рыжова, Т.А Серебрякова.
Для
преодоления
расхождения
между
знанием
моральных
норм
и
реальным
поведением
детей,
необходимо,
чтобы
возникло
не
только
понимание ситуации, но и положительное отношение к событию. В этом
случае
необходима
роль
праздников
и
развлечений
природоведческого
и
1
экологического содержания. Они характеризуются сильным воздействием на
эмоциональную сферу личности ребёнка.
Экологические праздники и развлечения несут в себе определённую
нагрузку в соответствии с особым содержанием. В них важно не только
воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр,
отгадывание загадок, сколько включенность детей в переживание событий, в
осознание экологических проблем, доступных их пониманию. По ходу
сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного ее эпизода, следует
вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания
помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию
В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в
ходе праздников и развлечений – деятельность ребенка в коллективе
сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается,
совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже
осознает, как надо поступать в том или ином случае.
При подготовке и проведении праздников и развлечений нет мелочей,
важно всё: объявление и пригласительные билеты должны быть не только
привлекательными и эстетичными, но и заманчивыми по содержанию,
побуждать к участию. Красочное оформление зала, помещения, где будет
проходить мероприятие, должно соответствовать его тематике. В
соответствии с замыслом подбирается музыкальное сопровождение,
изготавливаются костюмы, продумывается сценарий. Важно продумать
организацию праздника таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал
себя не зрителем, а был активным участником совместной деятельности, мог
бы по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной
способ действия, поступок, проявить сострадание, правильно справиться в
сложившейся ситуации.
2