Автор: Рукосуева Ольга Сагитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦРТ "Народные ремесла"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мезенские орнаменты. Значения и правила построения
Раздел: дополнительное образование
Технологическая карта урока по программе «Художественная роспись»
Декоративно-прикладное отделение, первый год обучения,
возраст обучающихся 10-11 лет
Тема: Мезенские орнаменты. Значения и правила построения.
Цель: Закрепить знания о разновидностях мезенского орнамента; применить на практике
правила построения орнамента на изделии; создать условия для приобщения к народному
творчеству и интереса к предмету «художественная роспись».
Планируемый результат:
Выполнить мезенскую роспись на изделии, отработав на практике полученные знания и
правила составления орнамента.
Формирование УУД:
Познавательные:
анализировать,
обобщать
имеющуюся
информацию
в
контексте
изучаемого
предмета
и
повседневной
жизни;
применять
знания
в
практической
деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов
решения творческой задачи.
Коммуникативные:
отвечать
на
вопросы
педагога,
участвовать
в
диалоге,
выражать
собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать оценку
своей работы педагогом и товарищами.
Регулятивные:
с
помощью
учителя
определять
цель
учебной
деятельности,
организовывать
свое
рабочее
место
в
соответствии
с
целью
выполнения
заданий,
составлять план при помощи педагога, самостоятельно следовать составленному плану.
Личностные:
понимать
и
принимать
значение
декоративно-прикладного
творчества
в
жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности,
проявлять интерес к работе живописными материалами и предмету «роспись».
Основные понятия: «солярные знаки», «ритм», «орнамент».
Применяемые
образовательные
технологии:
ИКТ,
технология
л и ч н о с тн о -
ориентированного
обучения,
технология
индивидуализации
обучения,
технология
здоровьесбережения.
Ресурсы: : м/м презентация, рабочая тетрадь по предмету, 1 белый лист формата А4,
карточки - задания, плоская кисть № 4, круглая кисть № 1, гелевая черная ручка, гуашь,
заготовка из дерева или ДВП, салфетки или тряпочка, палитра, баночка с водой.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1
Организационный.
Мотивация на
получение знаний,
умений.
Приветствие. Проверяю подготовку к занятию.
Обеспечиваю мотивацию и принятие детьми
нового учебно-познавательного материала.
-
Ребята,
все
мы
стараемся
выглядеть
привлекательно,
и
нам
нравится,
когда
нас
окружают красивые вещи, они притягивают
и
радуют
глаз.
А
когда
это
еще
сделано
своими руками - это вдвойне приятно. Сегодня
мы
создадим
прекрасный
сувенир,
который
необходим
каждой
девочке,
но
для
этого
придется потрудиться. Ну что начнем?
Самостоятельно
подготавливаются к
занятиям. Показывают
доброжелательное
отношение к гостям,
приветствуют и дарят
друг другу улыбки.
Участвуют в диалоге с
учителем. Настраиваются
на получение новых
знаний.
2
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего задания.
Вспоминаем и закрепляем пройденный
материал.
- Вспомните, что мы проходили на прошлом
уроке.
- Кто вспомнит определение слову орнамент?
Орнамент - означает узор (украшение).
Орнамент
не
существует
сам
по
себе,
он
всегда
ложится
и
прикладывается
на
предмет.
Орнамент
–
это,
прежде
всего
р и т м .
Р и т м
с о з д а е т с я
ч е р е д о й
повторяющихся мотивов.
- Какую роспись сейчас мы изучаем?
- Ребята, кто вспомнит, какие четыре
разновидности орнамента есть в мезенской
росписи?
Подвожу к самостоятельной формулировке
темы урока.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего
занятия?
По итогам ответов детей конкретизирую
материал.
- Ребята, на прошлом занятии я предложила
вам по желанию, выполнить домашнее
задание. Какое? Кто постарался и справился?
Поощряю инициативу учащихся.
Работают с
презентацией.
Вступают в диалог с
педагогом,
демонстрируют знания,
полученные на прошлых
занятиях.
Вспоминают что такое
«орнамент», «ритм».
Вспоминают
разновидности
орнамента, анализируют,
рассуждают.
Самостоятельно
формулируют тему урока.
Демонстрируют
домашнюю работу.
3
Первичное
закрепление
Работа на закрепление теоретического
материалами по карточкам-схемам: из
элементов мезенской росписи собрать
ленточный орнамент и графическими
материалами (гелиевыми ручками) дополнить
орнамент мелкими элементами прописями.
Предлагаю выбрать самостоятельно форму
работы (в парах) и озвучить (помощью
педагога) этапы работы:
1.
Выбрать из предложенных схем
мезенский орнамент.
2.
Из элементов построить орнамент.
3.
Приклеить на формат А3.
4.
Украсить мелкими мезенскими
прописями.
5.
Защитить полученную композицию с
места. Оценить работу товарищей.
6.
Соблюдать технику безопасности и
правила работы в парах.
Выполняют задание.
Проговаривают алгоритм
действий.
Ориентируются во
времени, отведенном для
выполнения задания.
Сообща обсуждают,
подходит ли данная схема
к орнаменту.
Выбирают и наклеивают
орнамент на лист бумаги.
Самостоятельно или с
помощью учителя
находят мелкие элементы.
Дополняют ими
орнамент.
4
Постановка цели и
задач.
Озвучиваю новый познавательный материал.
Устанавливаю межпредметные связи.
- Девочки, вы все такие красивые и нарядные и
прически
у
вас
замечательные.
Как
вы
думаете, для наших бабушек, для мам, для всех
милых
женщин,
для
нас
с
вами,
какая
непременная
вещь должна быть у каждой
женщины?
Зеркало
имеет
символическое
значение.
Знаете, что это такое символ?
- Зеркало считают солярным символом. Это
знак солнца и луны.
-
В общекультурной традиции зеркало – это
символ мудрости, разума, истины, познание
самого
себя.
Изначально
зеркало
являлось
эмблемой богини красоты и любви Афродиты.
И
лишь
спустя
много
столетий
этот
предмет приобрел статус туалетной вещи.
Подвожу
к
самостоятельному
озвучиванию
практической цели урока.
-
Предлагаю
оставить
себе
на
память
о
наших уроках росписи красивый практичный
сувенир необходимый каждой девочке. Перед
вами лежат заготовки зеркалец. Чего им не
хватает, чтобы стать красивыми?
- Скажите, какая цель стоит перед нами на
уроке? Что мы должны сегодня сделать?
Отгадывают загадку.
В с т у п а ю т
в
познавательный диалог с
педагогом.
Демонстрируют
познавательную
активность.
Приводят
примеры
из
личного
с о ц и а л ь н о го
опыта.
Самостоятельно
озвучивают практическую
цель урока.
Мотивирую
на
успешное
творче ское
выполнение практической работы.
Я предлагаю вам стать мастерицами и
расписать зеркальце с пожеланием для себя
изобилия и благопожелания. Горизонтальна
линия – восток-запад, вертикальная север-юг.
С древнейших времен изобразительные модели
строятся по этому принципу. Мастер,
расписывая изделие, посылает как бы на
четыре стороны света свои благопожелания.
А по краю расположился ритмичный
орнамент из красных и черных полосок – это
сама наша жизнь, состоящая из чередования
дня и ночи, радости и печали. А если бы мы с
вами рисовали тот же самый орнамент в
круге, у нас бы получился солярный знак.
Какой? Кто ответит?
Подвожу к самостоятельному озвучиванию
необходимых материалов и инструментов в
работе и техники безопасности.
- Для того чтобы работа получилась
красивой, сделаем небольшие упражнения в
рабочей тетради. Откройте страницу 7.
Потренируйтесь в наведении прямых линий с
помощью плоской кисти.
Н а с т р а и в а ю т с я
н а
успешное
выполнение
творческой работы.
Демонстрируют
познавательную
активность,
интерес
к
изучаемому предмету.
Проговаривают ТБ.
Выполняют
тренировочное задание в
рабочей тетради.
4
Физминутка
Зарядка для разминки пальчиков и глаз.
5
Практическая
работа
Раздаю технологические карты. Предлагаю на
выбор упрощенный и усложненный варианты
работы.
Проговариваю сообща алгоритм действий и
время, отведенное для практической работы –
15 минут.
Индивидуальная
и
фронтальная
работа
с
детьми.
Контроль
выполнения
приемов
работы;
о к а з а н и е
п о м о щ и
о б у ч а ю щ и м с я
испытывающих затруднения.
Слежу
за
осанкой
обучающихся.
Оказываю
психологическую поддержку.
Выполняют практическое
з а д а н и е
п о
технологической карте.
Осознано отрабатывают
на практике полученные
знания и правила
составления орнамента.
Состоятельно выбирают
степень сложности в
работе.
Ориентируются во
времени, отведенном для
выполнения задания.
7
Итог урока.
По
завершению
работы
совместно
с
детьми
подвожу
итог
урока.
Готовые
изделия
размещаются на импровизированном стенде.
Обобщаю изученный материал.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Где в жизни можно использовать созданные
Осмысливают
выполненную работу.
Высказывают личное
мнение о достижении
цели урока.
изделия, в качестве чего?
-
Справились
ли
мы
с
целью,
которую
поставили на занятии? Какая она была?
- Посмотрите на работы друг друга, что вам
в них нравится? Есть ли к ним замечания?
- Были ли у вас в ходе работы затруднения?
Пусть эти работы остаются у вас и дарят
вам только хорошее настроение.
Самооценивают,
взаимооценивают
деятельность на уроке.
8
Рефлексия
Предлагаю
оценить
свое
психологическое
состояние
на
уроке,
уровень
успешности
и
личное
отношение
к
изучаемому
предмету.
Перед вами солярные знаки, цветок – символ
солнца, спираль символ движения и громовый
знак.
Если вам понравилось занятие,
вы усвоили
новый
материал,
взяли
для
себя
полезную
информацию
и
успешно
в ы п ол н и л и
практическую работу – выберите цветок;
если вам на занятии было все понятно, и вы
справились с работой.
Если
что-то
было
непонятно
в
моем
объяснении
материала
и
были
какие-либо
затруднения
в
практической
работе –
выберите спираль, как знак идти дальше.
Ну,
а
если
занятие
не
понравилось,
вы
не
усвоили материал, не справились с заданием и
уходите
с
плохим
настроение -
выберете
громовый знак.
Приклейте все знаки в том месте, где висит
ваше зеркальце. А зеркальце возьмите себе на
память и пусть отражение в зеркальце вас
всегда будет радовать.
Спасибо за работу. Жду вас на следующем
уроке.
Оценивают свое
психологическое
состояние на уроке,
уровень успешности и
личное отношение к
изучаемому предмету