Напоминание

Мезенские орнаменты. Значения и правила построения


Автор: Рукосуева Ольга Сагитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦРТ "Народные ремесла"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мезенские орнаменты. Значения и правила построения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Технологическая карта урока по программе «Художественная роспись»

Декоративно-прикладное отделение, первый год обучения,

возраст обучающихся 10-11 лет

Тема: Мезенские орнаменты. Значения и правила построения.

Цель: Закрепить знания о разновидностях мезенского орнамента; применить на практике

правила построения орнамента на изделии; создать условия для приобщения к народному

творчеству и интереса к предмету «художественная роспись».

Планируемый результат:

Выполнить мезенскую роспись на изделии, отработав на практике полученные знания и

правила составления орнамента.

Формирование УУД:

Познавательные:

анализировать,

обобщать

имеющуюся

информацию

в

контексте

изучаемого

предмета

и

повседневной

жизни;

применять

знания

в

практической

деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов

решения творческой задачи.

Коммуникативные:

отвечать

на

вопросы

педагога,

участвовать

в

диалоге,

выражать

собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать оценку

своей работы педагогом и товарищами.

Регулятивные:

с

помощью

учителя

определять

цель

учебной

деятельности,

организовывать

свое

рабочее

место

в

соответствии

с

целью

выполнения

заданий,

составлять план при помощи педагога, самостоятельно следовать составленному плану.

Личностные:

понимать

и

принимать

значение

декоративно-прикладного

творчества

в

жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности,

проявлять интерес к работе живописными материалами и предмету «роспись».

Основные понятия: «солярные знаки», «ритм», «орнамент».

Применяемые

образовательные

технологии:

ИКТ,

технология

л и ч н о с тн о -

ориентированного

обучения,

технология

индивидуализации

обучения,

технология

здоровьесбережения.

Ресурсы: : м/м презентация, рабочая тетрадь по предмету, 1 белый лист формата А4,

карточки - задания, плоская кисть № 4, круглая кисть № 1, гелевая черная ручка, гуашь,

заготовка из дерева или ДВП, салфетки или тряпочка, палитра, баночка с водой.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Организационный.

Мотивация на

получение знаний,

умений.

Приветствие. Проверяю подготовку к занятию.

Обеспечиваю мотивацию и принятие детьми

нового учебно-познавательного материала.

-

Ребята,

все

мы

стараемся

выглядеть

привлекательно,

и

нам

нравится,

когда

нас

окружают красивые вещи, они притягивают

и

радуют

глаз.

А

когда

это

еще

сделано

своими руками - это вдвойне приятно. Сегодня

мы

создадим

прекрасный

сувенир,

который

необходим

каждой

девочке,

но

для

этого

придется потрудиться. Ну что начнем?

Самостоятельно

подготавливаются к

занятиям. Показывают

доброжелательное

отношение к гостям,

приветствуют и дарят

друг другу улыбки.

Участвуют в диалоге с

учителем. Настраиваются

на получение новых

знаний.

2

Актуализация

знаний.

Проверка

домашнего задания.

Вспоминаем и закрепляем пройденный

материал.

- Вспомните, что мы проходили на прошлом

уроке.

- Кто вспомнит определение слову орнамент?

Орнамент - означает узор (украшение).

Орнамент

не

существует

сам

по

себе,

он

всегда

ложится

и

прикладывается

на

предмет.

Орнамент

это,

прежде

всего

р и т м .

Р и т м

с о з д а е т с я

ч е р е д о й

повторяющихся мотивов.

- Какую роспись сейчас мы изучаем?

- Ребята, кто вспомнит, какие четыре

разновидности орнамента есть в мезенской

росписи?

Подвожу к самостоятельной формулировке

темы урока.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего

занятия?

По итогам ответов детей конкретизирую

материал.

- Ребята, на прошлом занятии я предложила

вам по желанию, выполнить домашнее

задание. Какое? Кто постарался и справился?

Поощряю инициативу учащихся.

Работают с

презентацией.

Вступают в диалог с

педагогом,

демонстрируют знания,

полученные на прошлых

занятиях.

Вспоминают что такое

«орнамент», «ритм».

Вспоминают

разновидности

орнамента, анализируют,

рассуждают.

Самостоятельно

формулируют тему урока.

Демонстрируют

домашнюю работу.

3

Первичное

закрепление

Работа на закрепление теоретического

материалами по карточкам-схемам: из

элементов мезенской росписи собрать

ленточный орнамент и графическими

материалами (гелиевыми ручками) дополнить

орнамент мелкими элементами прописями.

Предлагаю выбрать самостоятельно форму

работы (в парах) и озвучить (помощью

педагога) этапы работы:

1.

Выбрать из предложенных схем

мезенский орнамент.

2.

Из элементов построить орнамент.

3.

Приклеить на формат А3.

4.

Украсить мелкими мезенскими

прописями.

5.

Защитить полученную композицию с

места. Оценить работу товарищей.

6.

Соблюдать технику безопасности и

правила работы в парах.

Выполняют задание.

Проговаривают алгоритм

действий.

Ориентируются во

времени, отведенном для

выполнения задания.

Сообща обсуждают,

подходит ли данная схема

к орнаменту.

Выбирают и наклеивают

орнамент на лист бумаги.

Самостоятельно или с

помощью учителя

находят мелкие элементы.

Дополняют ими

орнамент.

4

Постановка цели и

задач.

Озвучиваю новый познавательный материал.

Устанавливаю межпредметные связи.

- Девочки, вы все такие красивые и нарядные и

прически

у

вас

замечательные.

Как

вы

думаете, для наших бабушек, для мам, для всех

милых

женщин,

для

нас

с

вами,

какая

непременная

вещь должна быть у каждой

женщины?

Зеркало

имеет

символическое

значение.

Знаете, что это такое символ?

- Зеркало считают солярным символом. Это

знак солнца и луны.

-

В общекультурной традиции зеркало – это

символ мудрости, разума, истины, познание

самого

себя.

Изначально

зеркало

являлось

эмблемой богини красоты и любви Афродиты.

И

лишь

спустя

много

столетий

этот

предмет приобрел статус туалетной вещи.

Подвожу

к

самостоятельному

озвучиванию

практической цели урока.

-

Предлагаю

оставить

себе

на

память

о

наших уроках росписи красивый практичный

сувенир необходимый каждой девочке. Перед

вами лежат заготовки зеркалец. Чего им не

хватает, чтобы стать красивыми?

- Скажите, какая цель стоит перед нами на

уроке? Что мы должны сегодня сделать?

Отгадывают загадку.

В с т у п а ю т

в

познавательный диалог с

педагогом.

Демонстрируют

познавательную

активность.

Приводят

примеры

из

личного

с о ц и а л ь н о го

опыта.

Самостоятельно

озвучивают практическую

цель урока.

Мотивирую

на

успешное

творче ское

выполнение практической работы.

Я предлагаю вам стать мастерицами и

расписать зеркальце с пожеланием для себя

изобилия и благопожелания. Горизонтальна

линия – восток-запад, вертикальная север-юг.

С древнейших времен изобразительные модели

строятся по этому принципу. Мастер,

расписывая изделие, посылает как бы на

четыре стороны света свои благопожелания.

А по краю расположился ритмичный

орнамент из красных и черных полосок – это

сама наша жизнь, состоящая из чередования

дня и ночи, радости и печали. А если бы мы с

вами рисовали тот же самый орнамент в

круге, у нас бы получился солярный знак.

Какой? Кто ответит?

Подвожу к самостоятельному озвучиванию

необходимых материалов и инструментов в

работе и техники безопасности.

- Для того чтобы работа получилась

красивой, сделаем небольшие упражнения в

рабочей тетради. Откройте страницу 7.

Потренируйтесь в наведении прямых линий с

помощью плоской кисти.

Н а с т р а и в а ю т с я

н а

успешное

выполнение

творческой работы.

Демонстрируют

познавательную

активность,

интерес

к

изучаемому предмету.

Проговаривают ТБ.

Выполняют

тренировочное задание в

рабочей тетради.

4

Физминутка

Зарядка для разминки пальчиков и глаз.

5

Практическая

работа

Раздаю технологические карты. Предлагаю на

выбор упрощенный и усложненный варианты

работы.

Проговариваю сообща алгоритм действий и

время, отведенное для практической работы –

15 минут.

Индивидуальная

и

фронтальная

работа

с

детьми.

Контроль

выполнения

приемов

работы;

о к а з а н и е

п о м о щ и

о б у ч а ю щ и м с я

испытывающих затруднения.

Слежу

за

осанкой

обучающихся.

Оказываю

психологическую поддержку.

Выполняют практическое

з а д а н и е

п о

технологической карте.

Осознано отрабатывают

на практике полученные

знания и правила

составления орнамента.

Состоятельно выбирают

степень сложности в

работе.

Ориентируются во

времени, отведенном для

выполнения задания.

7

Итог урока.

По

завершению

работы

совместно

с

детьми

подвожу

итог

урока.

Готовые

изделия

размещаются на импровизированном стенде.

Обобщаю изученный материал.

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Где в жизни можно использовать созданные

Осмысливают

выполненную работу.

Высказывают личное

мнение о достижении

цели урока.

изделия, в качестве чего?

-

Справились

ли

мы

с

целью,

которую

поставили на занятии? Какая она была?

- Посмотрите на работы друг друга, что вам

в них нравится? Есть ли к ним замечания?

- Были ли у вас в ходе работы затруднения?

Пусть эти работы остаются у вас и дарят

вам только хорошее настроение.

Самооценивают,

взаимооценивают

деятельность на уроке.

8

Рефлексия

Предлагаю

оценить

свое

психологическое

состояние

на

уроке,

уровень

успешности

и

личное

отношение

к

изучаемому

предмету.

Перед вами солярные знаки, цветок – символ

солнца, спираль символ движения и громовый

знак.

Если вам понравилось занятие,

вы усвоили

новый

материал,

взяли

для

себя

полезную

информацию

и

успешно

в ы п ол н и л и

практическую работу – выберите цветок;

если вам на занятии было все понятно, и вы

справились с работой.

Если

что-то

было

непонятно

в

моем

объяснении

материала

и

были

какие-либо

затруднения

в

практической

работе –

выберите спираль, как знак идти дальше.

Ну,

а

если

занятие

не

понравилось,

вы

не

усвоили материал, не справились с заданием и

уходите

с

плохим

настроение -

выберете

громовый знак.

Приклейте все знаки в том месте, где висит

ваше зеркальце. А зеркальце возьмите себе на

память и пусть отражение в зеркальце вас

всегда будет радовать.

Спасибо за работу. Жду вас на следующем

уроке.

Оценивают свое

психологическое

состояние на уроке,

уровень успешности и

личное отношение к

изучаемому предмету



В раздел образования