Автор: Гудков Александр Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей современных технологий управления №2"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Техника бега на короткие дистанции. Эстафетный бег"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей современных технологий управления №2» г. Пензы
Методическая разработка урока по физической культуре
на тему: «Техника бега на короткие дистанции. Эстафетный бег»
Выполнил
Учитель физической культуры
Гудков А.И.
Содержание:
1.
Введение……………………………………………………………...3
2.
Основная часть. …………….……………………………………….4
1.
Техника бега на короткие дистанции (спринт)……………...4
2.
Эстафетный бег………….……………………………………6
3.
Заключение………………………………………………….11
3.
Список рекомендуемой литературы………….……………………12
Введение
Греческое слово «атлетика» в переводе означает борьбу, упражнение. В
древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости.
В настоящее время атлетами называют физических развитых, сильных людей.
Современная легкая атлетика – это вид спорта, включающий такие
упражнения, как ходьба, бег, прыжки, метания, и многоборья, составленные
из перечисленных упражнений. По многочисленным легкоатлетическим
упражнениям проводятся спортивные соревнования, организуется подготовка
спортсменов.
Легкая атлетика является важным средством физического воспитания
молодежи. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие
возможности для регулирования физической нагрузки, несложное
оборудование – все это позволило легкой атлетике стать массовым видом
спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику
называют «королевой спорта».
Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость,
улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых
качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные
возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как
правило, на открытом воздухе – на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда
высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики.
Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они
способствуют сформированию характера, привычки к здоровому режиму.
Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов
волю, чувства коллективизма и ответственности. Прикладное и оборонное
значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее
помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его
повседневной трудовой деятельности, а юношам, кроме того, на службе в
Советской Армии.
Положительное влияние легкоатлетических упражнений на здоровье и
физическое развитие занимающихся предопределило их широкое включение
в программу физического воспитания учащихся средних специальных
учебных заведений.
Основная часть
Популярность эстафетного бега и бега на короткие дистанции в МБОУ
ЛСТУ №2 за последние 5 лет стремительно растет. Учащиеся занимаются
легкой атлетикой в рамках школьной программы по физической культуре, а
также многие учащиеся посещают секцию легкой атлетике для более
тщательного изучения всех элементов легкой атлетике.
Многие мои воспитанники сделали свой выбор в пользу бега на короткие
дистанции, т.к. это отличный инструмент, помогающий им становиться
сильнее, выносливее и стройнее. Главное – с умом использовать потенциал
спринтерского бега и разумно сочетать его с другими спортивными
дисциплинами.
Преимущество бега на короткие дистанции заключается не только в
увеличении выносливости человека, но и ускорении метаболизма и
поддержании сердечно-сосудистой системы в отличной форме.
1.Техника бега на короткие дистанции (спринт)
Бег на короткие дистанции (спринт) характеризуется выполнением
кратковременной работы максимальной интенсивности. К нему относится бег
на дистанции от 30 до 400 м.
Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на
четыре части: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции и
финиширование.
Начало бега (старт) выполняется как можно быстрее. Доли секунды,
потерянные на старте, трудно, а порой и невозможно отыграть на дистанции.
Наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на
небольшом отрезке дистанции (20 – 25 м) достигнуть максимальной
скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый
станок или колодки. В зависимости от длины тела и особенностей техники
бегуна передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на
расстоянии 35 – 45 см от линии старта (1 – 1,5 стопы), а задняя – 70 -85 см
( или на расстоянии длины голени от передней колодки ). Стартовые колодки,
расположены близко друг к другу, обеспечивают одновременное
отталкивание обеими ногами при начале бега. Опорная площадка передней
колодки наклонена под углом 45 -50° ,а заднее – 60 - 80°. Расстояние (по
ширине) между осями колодок обычно равно 18 – 20 см.
Низкий старт выполняется в такой последовательности : установив
колодки, бегун отходит на 2 -3 м назад и сосредоточивает свое внимание на
предстоящем беге. По команде «На старт!» бегун подходи к колодкам,
приседает и ставит руки на дорожку. Затем стопой более слабой ноги
упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги – в
переднюю колодку и опускается на колено сзади стоящей ноги. В последнюю
очередь он ставит руки позади стартовой черты на ширину плеч или немного
шире. Руки у линии старта опираются на большой, указательный и средний
пальцы, причем большие пальцы обращены друг к другу, а руки выпрямлены
в локтях, голова удерживается прямо, масса тела частично перенесена на
руки, по команде «Внимание!» спортсмен разгибает ноги и отрывает колено
от земли, поднимает таз и подает плечи вперед. Значительная часть массы
тела переносится на руки, упор стопами в колодки при этом остается
достаточно сильным. Туловище слегка согнуто, голова опущена, взгляд
направлен вниз – вперед. Это положение бегун должен сохранить без
движения до следующей команды. Носки ног и пальцы рук стартующего
обязательно должны касаться поверхности дорожки. Промежуток времени
между командой «Внимание!» и сигналом для начала бега правилами не
регламентируется. Интервал определяется стартером. Это обязывает бегуна
сосредоточиться для восприятия стартового сигнала. По команде «Марш!»
(или выстрелу) бегун энергично отталкивается ногами и выполняет быстрые
движения согнутыми в локтях руками.
Отталкивание производится под острым углом к дорожке. Движения при
выходе со старта выполняются максимально быстро. Стартовый разбег
выполняется на первых 10 – 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции
бегун должен набрать наибольшую скорость. На первых двух – трех шагах он
стремится наиболее активно выпрямлять ноги при отталкивании и следить за
тем, чтобы стопы не поднимались над дорожкой высоко. Длина шагов
постепенно возрастает. Длина первого шага будет равна 4,5 – 5 стопам, если
измерять от задней колодки, второго шага – 4,5 , пятого – 5, шестого – 5,5
стоп и т.д. И так до 8 – 9 стоп в шаге. Длина шагов во многом зависит от
индивидуальных особенностей бегуна: силы ног, длины тела, физической
подготовленности и др. Ускорение заканчивается, как только длина шага
станет постоянной.
Хорошим беговым шагом будет такой шаг, длина которого на 30 – 40 см
превышает длину тела бегуна. Туловище при этом постепенно выпрямляется,
движение рук набирают максимальную амплитуду. Бег по дистанции. Набрав
максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции.
Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без
резкого выпрямления туловища и без изменения ритма беговых шагов. Бег по
дистанции спринтера – мастера характеризуется широкими и частыми
шагами с мощным отталкиванием. Важную роль при этом играет быстрый
вынос бедра вперед – вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на
дорожку активным загребающим движением.
Осваивая технику спринтерского бега, спортсмен должен с первых занятий
стремиться бежать на передней части стопы, почти не касаясь пяткой
дорожки. Энергичная работы руками не должна вызывать подъема плеч и
сутулости спины.
Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег
считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости
финиша какой – либо частью туловища. Финишную линию пробегают с
полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку
грудью или боком. Новичкам рекомендуется пробегать финишную линию с
полной скоростью, не думая о броске на ленточку. В беге на 200 и 400 м старт
принимают обычно на вираже беговой дорожки. Это позволяет пробегать
начальный отрезок дистанции по прямой: при этом легче развить
максимальную скорость. При подбегании к повороту для борьбы с
центробежными силами спринтер плавно наклоняет туловище влево и слегка
поворачивает в эту же сторону стопы ног. Чем выше скорость бега и больше
кривизна поворота дорожки, тем больше туловище наклоняется к центру
окружности.
2. Эстафетный бег
Ежегодно команда лицея принимает участие в соревнованиях различного
уровня по легкой атлетике. Эстафета не является исключением. При
подготовке команды к соревнованиям я использую следующую методику. В
первую очередь эстафетный бег – это интересно
Эстафетный бег - командный вид соревнований, в котором участники
поочередно пробегают отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную
палочку. По правилам соревнований эстафетная палочка имеет массу не
менее 50г, длину 30 см и диаметр 4 см, Передача эстафетной палочки
разрешается только в зоне, по длине равной 20 м. Техника бега с эстафетной
палочкой практически не отличается от бега по дистанции. Важное значение
в эстафетном беге имеет техника передачи эстафетной палочки, которая
происходит на большой скорости в ограниченной зоне.
Команда считается закончившей дистанцию бега в том случае, если
эстафетная палочка пронесена от старта до финиша без нарушений правил
соревнований. Она передается из рук в руки, бросать ее или перекатывать по
дорожке не разрешается. Если во время передачи эстафетная палочка будет
обронена, то ее должен поднять передающий. При передаче палочки
запрещается какая-либо помощь одного участника другому.
Участники первого этапа, как и в беге на короткие дистанции, могут
начинать бег из положения низкого старта. Принимающий эстафету может
сделать на дорожке со стороны передающего контрольную отметку на
расстоянии 7- 9 м от места своего старта. Это расстояние уточняется в
процессе тренировки. Сделав отметку, принимающий становится в начале
зоны передачи в положении высокого или полунизкого старта и,
сосредоточив внимание на контрольной отметке, ожидает бегуна своей
команды.
На этапах длиной до 200 м при беге по отдельным дорожкам
принимающему эстафету разрешается стартовать за 10 м до начала зоны
передачи. Контрольная отметка в этом случае делается в 7-9 м от места
старта принимающего бегуна.
Для принимающего эстафету очень важно правильно рассчитать начало
своего бега, чтобы передача эстафетной палочки произошла в зоне передачи
и на полной скорости. Как только принимающий заметит, что передающий
добежал до контрольной отметки, он стремительно начинает бег, развивая
возможно большую скорость. К середине зоны передающий эстафету должен
сблизиться с принимающим на расстояние вытянутых рук, скорость бега
обоих должна сравняться. Это положение является лучшим для передачи
эстафетной палочки. Передающий голосом подает обусловленный сигнал
(«Гоп!» или др.). По этому сигналу принимающий, не снижая скорости бега,
опускает руку назад. При этом ладонь должна быть опущена вниз, а большой
палец направлен к бедру. В это мгновение передающий движением снизу
вкладывает эстафетную палочку в ладонь принимающего. Идеальной будет
такая передача, когда бегуны, идя в ногу, на полной скорости и не нарушая
ритма работы рук, не сделав ни одного шага с вытянутыми руками, передадут
палочку в одно мгновение.
Спортсмен, закончивший этап, должен остаться на своей дорожке. Сойти с
нее он может лишь тогда, когда убедится, что не помешает остальным
бегунам. В коротких эстафетах (4X60, 4X100) палочку несут в той руке, в
которую принимают, без перекладывания ее из руки в руку. При этом
применяется такой способ передачи эстафетной палочки: стартующий на
первом этапе держит палочку в правой руке и бежит возможно ближе к
внутренней линии дорожки; ожидающий его второй бегун стоит ближе к
наружному краю своей дорожки и принимает эстафетную палочку левой
рукой; он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки
и передает эстафетную палочку левой рукой в правую руку третьего
участника, бегущего по левой стороне дорожки; четвертый принимает
эстафету левой рукой и финиширует.
В других видах эстафетного бега спортсмен, приняв палочку правой рукой,
в ходе бега перекладывает ее в левую; передача эстафетной палочки
осуществляется из левой руки в правую руку принимающего.
Техника бега по дистанции в эстафетах ничем не отличается от обычного
бега по прямой и виражу. Обучение технике эстафетного бега целесообразно
начинать после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции,
отработано умение выполнять высокий и низкий старт на повороте.
Обучение лицеистов я выполняю посредством решения основных
поставленных задач.
Задача 1.
Ознакомиться с техникой эстафетного бега. Создание представления о
технике передачи эстафеты начинается с рассказа о видах эстафетного бега,
объяснения и показа техники передачи эстафетной палочки способами
«снизу» и «сверху» в 20-метровой зоне на высокой скорости. Затем
необходимо объяснить основные правила проведения эстафетного бега и
значение точности, слаженности движений в передаче эстафеты для дости-
жения высокого результата.
Задача 2.
Научить технике передачи эстафетной палочки. Обучение передачи
эстафетной палочки проводится в парах — вначале на месте, затем в ходьбе и
в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи. С этой целью
занимающихся строят в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1 — 2 м
друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой
передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой
шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а
стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды,
передают палочку.
Затем обучающиеся поворачиваются кругом и производят передачу,
поменявшись ролями. Когда отрабатывается передача левой рукой в правую
(а такое упражнение необходимо для спринтерской эстафеты 4 х 100 м),
занимающиеся передающей шеренги смещаются на полшага в правую
сторону.
В начале выполнения всех упражнений команду подает преподаватель,
позже — передающий эстафетную палочку. На этом этапе обучения
необходимо следить, чтобы принимающие палочку не поворачивали головы в
момент передачи эстафеты, контролировали положение руки и ход передачи,
не бежали с отведенной назад рукой, а передающие палочку, чтобы не
торопились, выдерживали паузу, не вытягивали руку с эстафетной палочкой
до команды или одновременно с ней.
При появлении этих ошибок следует указать на них и разъяснить, как
правильно выполнить какой-либо элемент техники передачи.
Задача 3.
Научиться технике старта на этапах эстафетного бега.
Для овладения техникой старта необходимо научить занимающихся
принимать старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на
повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот (рис.
95).
Стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о
дорожку, левая рука отведена вверх—назад. Опустив голову вниз, бегун
смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.
Необходимо следить за тем, чтобы принимающий бежал по внешней линии
дорожки на 2-м и 4-м этапах и по внутренней — на 3-м этапе.
При обучении низкому старту с эстафетной палочкой целесообразно
повторить технику старта на повороте, а затем приступить к освоению
двигательного действия.
Стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний
конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку
большим пальцем — с одной стороны, указательным и средним пальцами —
с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать
всеми пальцами.
Когда занимающиеся освоят технику старта на этапах и бег по заданным
дорожкам, тогда можно переходить к обучению старта с наблюдением за
партнером и пользованием контрольной отметкой.
Для каждой пары занимающихся контрольная отметка подбирается
индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий к
концу дистанции, а также способности принимающего быстро стартовать.
Это расстояние соответствует 8 — 11 м и подбирается путем многократных
пробежек.
Основным средством для решения этой задачи будет многократное
пробегание в зоне, передавая эстафету с постепенно увеличивающейся
скоростью.
Расстояние до контрольной отметки уточняется в процессе этих пробежек,
передача выполняется как на прямой, так и на входе и выходе с виража.
Эстафета передается во второй половине зоны передачи на максимальной
скорости с соблюдением правил соревнований.
Задача 4.
Обучение технике эстафетного бега в целом и ее совершенствование.
Слаженность при передаче эстафетной палочки на максимальной скорости
имеет решающую роль в достижении высокого результата эстафетной
команды.
При отличной технике передачи эстафетной палочки конечный результат
может быть на 2,5 — 3 с выше, чем сумма лучших результатов всех
участников команды в беге на 100 м. При составлении команды для
эстафетного бега 4 х 100 м необходимо учитывать следующие особенности:
на первом и четвертом этапах бегуны пробегают по 110 м, а на втором и
третьем этапах бегуны пробегают по 120 м.
Поэтому на первый этап следует ставить бегуна, хорошо владеющего
техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по Повороту.
На втором этапе должен стоять бегун с высоким уровнем специальной
выносливости и хорошей техникой приема и передачи эстафетной палочки.
Участник третьего этапа, помимо названных качеств, должен хорошо
бежать по повороту.
На четвертый этап желательно поставить бегуна быстрого, эмо-
ционального и имеющего лучший результат в беге на 100 м с ходу.
При совершенствовании техники эстафетного бега важно частое
пробегание всей дистанции эстафеты с максимальной интенсивностью, так
как только при этом целостном действии достигается привычность движений
и точный расчет контрольных отметок.
3.
Заключение.
Благодаря занятиям легкой атлетики лицеисты учатся правильным
двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и
т.д., необходимых им в повседневной жизни.
Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота
движений. Занятия легкой атлетикой широко применяются в процессе
занятий физической культурой, общедоступны благодаря разнообразию ее
видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми
можно заниматься на уроках в любое время года.
Действуя по этой методике можно считать, что комплексные занятия по
легкой атлетике являются одним из «механизмов» реализации целей и задач
по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также
укреплению здоровья школьников, утверждению здорового образа жизни,
формированию потребностей личности в физическом и нравственном
совершенствовании, развитию волевых качеств личности.
Список используемой литературы
Основные источники:
1.
Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. -
М.: КноРус, 2014. - 368 с.
2.
Баршай В.М.: Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б.
Павлов. — Ростов н/Д : Феникс, 2016, —314, [1]с.: ил. — (Высшее
образование).
3.
Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и
сред. проф. Образования / А.А. Бишаева. – М.: ИЦ Академия, 2013. –
304 с.
4.
Приложение к ежемесячному теоретическому и научно- методическому
журналу «Среднее профессиональное образование» № № 8, 2015.
5.
Карсонов В.А. Современные педагогические технологии в образовании
в вопросах и ответах: Учебно – методическое пособие. /Под ред. Ф.С.
Замиловой. −Саратов, 2011, С.101.
Дополнительные источники:
1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / В.И.Ильинич – М.:АО "Аспект
Пресс", 2013.
2. Лутченко Н.Г.Самостоятельные занятия физическими упражнениями:
Учебно-методическое пособие / Н.Г.Лутченко, В.А.Щеголев, В.Ю.Волков, и
др.: – СПб.: СПбГТУ, 2009.