Напоминание

"Развитие физических способностей детей по средствам спортивных игр"


Автор: Гудков Александр Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей современных технологий управления №2"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие физических способностей детей по средствам спортивных игр"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей современных технологий управления №2» г. Пензы

Методическая разработка урока по физической культуре

Урок по теме: «Развитие физических способностей детей посредством

спортивных игр».

Учитель физической культуры

Гудков А.И.

Введение

Данная

разработка

помогает

мне

решить

одну

из

главных

задач

физического воспитания в современной школе - формирование у учащихся

жизненной потребности в личном физическом совершенствовании, развитие у

них интереса к занятиям физической культурой.

Грамотное

использование

спортивных

и

подвижных

игр

на

уроках

физической культуры не только полезно для учащихся, но и чрезвычайно

актуально,

поскольку

правильное

“включение”

элементов

игр

в

процесс

физического

воспитания

активно

способствует

гармоничному

развитию

и

физической подготовленности учащихся. Различного вида игры и упражнения

способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических

систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению

физического

развития,

физической

подготовленности

детей,

воспитанию

положительных морально-волевых

качеств. Использование спортивных и

подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у

учащихся положительных черт характера, создает благоприятные условия для

воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Снижение

двигательной

активности

детей

в

сочетании

с

нервно-

психическими

перегрузками

-

это

постоянная

печальная

составляющая

школьной

жизни.

Результаты

мониторингов

подтверждают

нарастающую

подверженность

детей

хроническим

заболеваниям,

ухудшение

общего

состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение

различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.

Целью деятельности на подобных уроках физической культуры является

активное и методически грамотное использование спортивных и подвижных

игр в процессе физического воспитания обучающихся.

При

выборе

игры

для

урока

необходимо

предусматривать

педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;

место игры в уроке;

основное двигательное содержание игры:

физическую и эмоциональную нагрузку;

состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;

место проведения игры и необходимые пособия;

методы организации детей для игры.

Спортивные

и

подвижные

игры

-

это

игры

направленные

на

общефизическое

развитие

детей

и

подростков.

Сложные

и

разнообразные

движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы,

способствуя

развитию

опорно-двигательного

аппарата,

нормальному

росту,

укреплению

различных

функций

и

систем

организма

и

формированию

здоровой осанки.

В результате использования инновационных педагогических технологий

в повышении эффективности и качества урока физической культуры в

современных условиях удается:

- раскрыть всесторонние способности учащихся;

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- научить учащихся быть более уверенными в себе;

- научить учащихся стараться использовать полученные знания в

различных ситуациях;

- повысить качество знаний учащихся;

- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по

физической культуре.

Здоровьесберегающие

технологии, личностно

ориентированная

технология,

информационно-коммуникативные

технологии,

технология

дифференцированного

физкультурного

образования

всё

это

важнейшие

черты моего современного урока физической культуры.

Методы обучения:

- методы общей педагогики (наглядный и словесный );

- игровой метод;

- групповой метод;

-поточный и фронтальный методы;

- методы стимулирования и мотивации.

В процессе проведения основной части урока мной используются

основные принципы организации деятельности:

- принцип сознательности (повышение интереса к уроку);

- принцип активности (организация взаимообучения и взаимопомощи);

- принцип доступности (от простого к сложному);

-

принцип

прочности

(достаточное

количество

повторений

и

вариативности заданий).

Формы деятельности:

- игровая;

-спортивная;

-соревновательная.

Средства обучения:

-рассказ;

-показ

Особенности организации и проведения уроков в 5 классе

В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания

упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во

всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной

комплексной программой по физической культуре. В режиме учебного дня

средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время

ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня.

На уроках физической культуры в 5 классе волейбол изучается вместе с

другой, избранной из трех, спортивной игрой (баскетбол, гандбол, футбол). В

общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях волейбол

включается в ежемесячные дни здоровья, внутришкольные соревнования,

физкультурные праздники и туристские слеты и походы. Выбор средств здесь

весьма широк: от отдельных упражнений и подготовительных к волейболу игр

до двусторонней игры и соревнований по волейболу—в зависимости от

названных выше форм физического воспитания и условий проведения

занятий.

Построение уроков по изучению приемов игры в волейбол подчинено

общим методическим правилам для уроков физической культуры. Упражнения

в подготовительной части должны способствовать успешности-овладения

упражнениями в основной части. Общеразвивающие упражнения

воздействуют на те группы мышц, на которые будет падать основная нагрузка

при изучении приемов игры. Включаются подвижные игры, способствующие

разносторонней физической подготовке учащихся. Если мячей недостаточно,

то учащиеся, не занятые в выполнении упражнений с мячами, выполняют

другие упражнения: с набивным мячом, перемещения и др.

Эффективность уроков также во многом зависит от организации

учащихся при выполнении заданий. Важную роль здесь играет использование

инвентаря и оборудования. Для успешного проведения уроков по волейболу

совершенно недостаточно иметь только несколько волейбольных мячей и

сетку, т. е. площадку. Надо иметь набивные мячи, мячи на амортизаторах,

держатели мяча, подвесные мячи, подставки (широкая скамейка) для

блокирования, гладкую стену с мишенями. Спортивный зал или площадка

должны быть оборудованы так, чтобы можно было установить

дополнительные сетки: параллельно центральной сетке (в этом случае зал

должен иметь сетку, штору, разделяющую зал на два отделения) или

перпендикулярно основной сетке. Это зависит от размеров спортивного зала.

В упражнениях должны участвовать все учащиеся в равной мере. Для

этого фронтальный метод надо сочетать с разделением учащихся на группы,

которые выполняют различные задания: одни — у сетки с волейбольным

мячом, другие — упражнения с набивными мячами, с волейбольным у стены,

с мячом на амортизаторах и т. п. Последовательно все группы выполняют все

задания. Этот же принцип практикуется и во время двусторонней игры —

чтобы все были в одинаковой мере заняты в уроке.

Планирование учебной работы по разделу «Волейбол»

Учебная работа по волейболу в течение учебного года осуществляется

преимущественно в первой и четвертой четверти, количество уроков

распределяется примерно поровну. Уроки, на которых изучаются приемы игры

в волейбол, планируются подряд, в этом случае эффективность обучения будет

больше.

В отдельных случаях возможно изучение волейбола в третьей четверти,

когда уроки сдвоены для лыжной подготовки и по каким-либо причинам не

могут быть проведены на открытом воздухе.

Следует практиковать самостоятельные занятия учащихся и домашние

задания, в которые включены упражнения для развития физических качеств,

совершенствования техники игры, проведения подготовительных к волейболу

игр и двусторонней игры в волейбол

В содержании примерных уроков отражается главным образом материал

для основной части урока. При повторении изученного ранее надо

ориентироваться по конкретному контингенту учащихся, их подготовленности

и т. д.

В 5 классе учащиеся должны изучить основные способы перемещений в

волейболе; рациональные исходные положения для выполнения приемов игры

волейболиста; изучить передачу мяча сверху двумя руками; освоить игры,

подготовительные к волейболу.

1-й урок. Перемещения: ходьба и бег, по сигналу «остановка» и поворот

налево, направо, присесть, встать, принять стойку волейболиста (в различной

последовательности и сочетаниях). Передача: броски набивного мяча (1 кг) и

ловля в положении «передача сверху»; вкладывание волейбольного мяча и

расположение рук в положении «передача», передача подвешенного мяча.

Игра «Пионербол».

2-й урок. Перемещения: остановка скачком после ходьбы и бега, по

сигналу, ходьба окрестным шагом. Передачи: то же, что в уроке 1, передача

мяча, подброшенного над собой. Игра «Пионербол».

3-й урок. Перемещения: из уроков 1 и 2. Передача: то же, что в уроках 1 и

2, передача мяча, наброшенного партнером. Игра «Пионербол».

4-й урок. Перемещения: то же, что в уроках I- -3, во время перемещения

по сигналу имитация передачи мяча. Передача: то же, что в уроке 3. Игра

«Мяч в воздухе».

5-й урок. Перемещения: ходьба, бег. бег окрестным шагом, по сигналу

«остановка» принятие стойки волейболиста, имитация передачи. Передача:

броски набивного мяча, передача мяча, подброшенного партнером, передача в

парах (расстояние 1—2 м). Игра «Мяч в воздухе».

6-й урок. Перемещения: то же, что в уроке 5. Передача: то же, что в уроке

5, передачи у стены многократно, с ударом о стену. Игра «Мяч в воздухе».

7-й урок. Перемещения: из предыдущих уроков. Передача: то же, что в

уроке 6. Игра «Мяч в воздухе».

8-й урок (контрольный). Упражнения в перемещениях и передача мяча,

игра «Мяч в воздухе». Оценка усвоения изученного материала.

Заключение

При обучении к каждому ученику у меня индивидуальный подход,

ребенок может не проявлять интереса к игре, показывая свое нежелание к

обучению. Но на самом деле за этим поведением может скрываться, что у

ученика не получается выполнять те или иные приемы игры.

Поэтому так важно проработать технику приемов игры с каждым,

показывая правильность выполнения на своём примере. Командные игры

сплачивают между собой игроков одной команды, не только на игровом поле,

но и в дальнейших отношениях между сверстниками.

Некоторым школьникам победа в игре над командой соперника дает вкус

лидерства, поэтому при повторных проведениях командного волейбола нужно

менять между собой игроков в команде. Выделяя сильных игроков, ставить их

с игроками по слабее.

Спорт и, в частности, игра в волейбол развивает не только физические

способности детей, но и такие качества как смелость, упорство, настойчивость

и быстро реагировать на изменение ситуации.

Литература.

1. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов.- М.: Физкультура и

спорт, 1998.

2. Клещев Ю.Н., и Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура

и спорт, 2006.

3. Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение,

1999. - 138 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.:

Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.

5. Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов..- Минск. 1999.



В раздел образования