Автор: Гудков Александр Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей современных технологий управления №2"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Спортивные игры как средство повышения интереса к урокам физической культуры"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ-
ЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ № 2"
г. Пензы
Методическая разработка
для организации и проведения уроков
по физической культуре
тема «Спортивные игры»
Учитель
Гудков А.И.
Содержание:
1.
Пояснительная записка.
2.
Методическая разработка по проведению уроков тема:
«Спортивные игры».
3.
Заключение.
4.
Список литературы.
Методическая разработка по проведению уроков (занятий).
Урок (занятие) по спортивным играм, как и другие занятия физической
культуры в школе включает в себя подготовительную (вводную), основную и
заключительную части.
Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной ча-
сти урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать вы-
полнение двух «частных» задач: подготовить организм учащихся к выполне-
нию заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено
обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости.
Для этого после объявления учителем задач урока, учащиеся выполняют про-
грамму двигательных действий.
Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовитель-
ной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:
а) интенсивность физической нагрузки должна быть большей, чем в
основной части, средняя ЧСС равна 152-165 уд./мин. Поточное выполнение
заданий непрерывно или с небольшими интервалами отдыха определяет вы-
сокую моторную плотность (70-80 %). В конце подготовительной части у уча-
щихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и
энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражне-
ния должны обеспечить развитие выносливости учащихся;
б) не следует выполнять сложные по координации упражнения, на объ-
яснение и показ которых затрачивается много времени. Упражнения должны
быть простыми, при их выполнении в сократительную деятельность должны
включать не менее 70 % скелетных мышц;
в) обязательно выполнение учащимися силовых упражнений, в том
числе и тестирующих уровень силы (подтягивание на перекладине, сгибание
и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища в положе-
нии сидя и др.);
г) координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в
подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными дей-
ствиями, включенными в основную часть урока;
д) выполнение упражнений с применением ударного метода развития
взрывной силы (например, прыжки толчком обеими ногами влево-вправо че-
рез гимнастическую скамейку с продвижением вперед и максимальным ис-
пользовании энергии рекуперации) допустимо лишь во второй половине под-
готовительной части, при условии полноценной подготовки мышечного и су-
ставно-связочного аппарата к «острым» нагрузкам.
От проведения круговой тренировки в подготовительной части занятия
нужно воздержаться.
Основная часть. После завершения подготовительной части занятия
следует перестроение занимающихся в две шеренги, лицом друг к другу. В
первой половине основной части занятия проводится обучение технико-
тактическими двигательными действиями, чаще всего в парах. Два ученика
образуют пару, стоя друг перед другом, они получают мяч и выполняют зада-
ния преподавателя.
Формирование пар может иметь методическое значение. В ряде случаев
пары подбираются примерно одинаковых физической подготовленности, ро-
ста и прилежания. Тогда создаются равноценные возможности для двигатель-
ного совершенствования обеих занимающихся. Полезно, особенно на началь-
ном этапе обучения, обеспечить взаимодействие «парных» занимающихся,
развивать его на последующих занятиях.
У учащихся может возникнуть чувство открытого или скрытого сопер-
ничества («У меня должно лучше получиться, чем у него»), которое учитель
должен вовремя заметить и своевременно перепрофилировать, направить в
нужное русло. Наибольшего успеха достигают психологически совместимые
«парные» партнеры: даже при наличии скрытого соперничества они доброже-
лательны друг к другу, на занятиях обмениваются методическими советами и
секретами. Иногда скрытое соперничество приводит к недоброжелательству,
особенно у девушек. Если учитель бессилен нормализовать сложные отноше-
ния партнеров, их следует развести по другим парам.
Партнеры могут заметно отличатся по уровню подготовленности и при-
лежанию. В таких случаях обучение мало эффективно: плохо подготовлен-
ный ученик часто теряет мяч, выполняет задания с грубыми ошибками; от
этого более подготовленный партнер простаивает и не получат должной учеб-
ной нагрузки.
Однако формирование пар из сильного и слабого учеников может быть
и оправданным. Например, хорошо подготовленного ученика тренирующего-
ся в секции волейбол (баскетбол),учитель объединяет в парах со слабым уче-
ником, последний в таком случае получает персонального куратора. Обуче-
ние улучшается. Более сложный случай – когда
учитель пытается свести в паре добросовестного ученика с ленивым, часто
при этом проигрывают оба.
В основной части урока учитель должен быть максимально методиче-
ски активен. Он постоянно передвигается вдоль шеренг учащихся и осуще-
ствляет персональное обучение действия, исправляет ошибки, следит за пра-
вильностью выполнения того или иного технического действия. Время от
времени педагог прекращает выполнение групповых заданий и дает общие
указания, сопровождая их личным показом или показом данного действия ка-
ким-либо учеником, делая акцент на то, что у него отлично получается дан-
ный элемент.
Во второй половине основной части занятия проводят двусторонние
игры или игры, закрепляющие полученные навыки. Однако им отводят им
слишком много времени, что отнюдь не всегда целесообразно. Двусторонние
игры следует проводить лишь в том случае, когда учащиеся владеют технико-
тактическими действиями на уровне двигательного умения. Проведение дву-
сторонних встреч с соблюдением всех правил с учащимися, особенно с де-
вушками, является грубой ошибкой. Двусторонние игры следует проводить
по программе мини-волейбола, мини-баскетбола, стритбола, волейбола и бас-
кетбола по упрощенным правилам. Учебная программа предусматривает про-
ведение таких игр с соблюдением всех правил только с 6-7 класса. Это спра-
ведливо, если учащиеся хорошо овладели технико-тактическими действиями,
то допустимо уже в этот период обучения проводить учебные и соревнова-
тельные встречи с судейством и соблюдением всех правил игры.
При проведении основной части урока желательно ориентироваться на
следующие методические рекомендации.
1.
Во время обучения технико-тактическим действиям в парах и
тройках большое значение имеют выбор оптимальной дистанции между
партнерами и определение траектории полета мяча. Например, при обуче-
нии передачам мяча волейбол (баскетбол) расстояние между партнерами
составляет от 2 - 5 м: оно тем больше, чем выше рост игроков и лучше их
подготовленность и, наоборот, тем меньше, чем хуже подготовленность и
меньше рост. При разучивании и совершенствовании подач (волейбол)
расстояние, на которое посылают мяч, составляют 4 – 8 м. Траекторию
полета мяча выбирают в зависимости от задач, поставленных учителем.
При определении параметров заданий педагогу следует учитывать мнение
учеников каждой пары.
2.
В основной части занятия главное внимание уделяется обуче-
нию. Качественное обучение, особенно в начальный период, сопряжено с
невысокой физической нагрузкой. Овладение навыками и их закрепление
не требуют предельных силовых напряжений, здесь необходима высокая
точность движений. Например, после передачи партнеру учащийся следит
за полетом мяча и готовится к выполнению последующей передачи. В это
время мяч перемещается к партнеру, который, в свою очередь, его прини-
мает и передает обратно, на что затрачивается 4 – 10 сек. В данной ситуа-
ции соотношение продолжительности «действие – интервал отдыха» со-
ставляет 1:4 – 1:5. Оно может быть и 1:10 – 1:15, если один из партнеров
теряет мяч.
Но трудно рассчитывать, что малоинтенсивные двигательные действия, напри-
мер, приемы и передачи мяча в парах, при соотношении периодов време-
ни в циклах «движение – интервал отдыха» 1:4 – 1:15, обеспечат необхо-
димую физическую нагрузку. Конечно, чтобы обеспечить развивающий
режим, нагрузка на занятиях физической культуры должна быть достаточ-
но большой. Поэтому целесообразно без ущерба для становления техни-
ческих умений использовать любую возможность для сопряженного раз-
вития физических качеств, но только с помощью средств игровой подго-
товки (увеличение расстояния между двумя игроками при выполнении за-
даний в парах, повышения темпа движений, уменьшение времени полета
мяча, и др.).
Не советую чередовать технические задания с нагрузками на развитие
силы и выносливости. От круговой тренировки следует отказаться, за
некоторыми исключениями. Время, отведенное на одном занятии на
становление технического мастерства, надо использовать по назначению.
Конечно, величина нагрузки должна быть достаточной и соответствовать
требуемым параметрам, что достигается в основном за счет реализации
двигательной программы подготовительной и заключительной части заня-
тия.
3.
При обучении полезно использовать тренажеры и технические
средства обучения.
4.
Во
второй
половине
занятия
обычно
проводят
двусторонние
игры. Одновременно с программой таких встреч предусматривают специ-
альные задачи для «остаточных» учащихся, по той или иной причине не
попадающих в команду. Например, на уроке присутствуют 22 человека,
10-12 из них попадают в команды по 5-6 человек, но что же делать с
остальными? Эти учащиеся обязаны выполнять во время игры определен-
ные дополнительные задания, например, занимаются технической подго-
товкой в парах (приемы и передачи мяч).
5.
В связи с эмоциональным напряжением при проведении двусто-
ронних встреч учащиеся часто допускают технические ошибки при вы-
полнении тех приемов, которые они выполняли успешно в процессе обу-
чения. Также и во время соревновательных игр учащиеся совершают тех-
нические и тактические ошибки, которых не было во время встреч, прово-
димых не в соревновательной обстановке. Такие сбивающие факторы
нужно учитывать и упреждать их в учебном процессе.
6.
В содержании основной части занятия для разучивания, совер-
шенствования и освоения включают двигательные действия, различные
по сложности, а также по степени овладения ими учащимися. Нельзя пла-
нировать для разучивания сразу несколько незнакомых учащимся двига-
тельных действий, ранее отсутствующих в программе урока, их не долж-
но быть более одного на одном уроке. Кроме двигательного действия, ко-
торое учащиеся только начинают разучивать, в содержание урока включа-
ют также действия и навыки, которые хорошо освоены. Следующие,
подлежащие разучиванию двигательные действия, вводят в занятие толь-
ко через определенный промежуток времени.
Определенную программой совокупность спорт игровых навыков и умений
включают в процессе обучения не одновременно, а последовательно.
Ошибочно формировать программы «урока обучения», «урока закрепле-
ния», «урока повторения» и др. В ходе урока спортивных игр одновремен-
но реализуются задачи обучения двигательным действиям, развития фи-
зических качеств и способностей, воспитания – всё в едином комплексе.
При этом обучение должно быть «каскадным»: одни двигательные дей-
ствия только начинают разучивать, другие – совершенствуют, третьи – ав-
томатизируют и т.д.
Заключительная часть.
Традиционно в конце занятия подводят итоги и определяют задания на дом. В
данной части урока предлагается резко уменьшить физическую нагрузку
и выполнять в медленном темпе успокаивающие упражнения с целью
нормализации психического состояния и восстановления физической ра-
ботоспособности, частично утраченной во время выполнения основных
задач урока. Таким образом, средствами заключительной части постепен-
но ликвидируется двигательная доминанта и создается психологическая
основа для восприятия учебного материала последующего занятия.
Необходимость указанных действий бесспорна, но только в тех случаях, когда
физическая нагрузка на уроке была достаточно высокой, и учащиеся в
конце основной части урока испытывали выраженное утомление. Но если
в основной части в силу специфики урока нагрузка была невысокой, то
специально выполнять восстанавливающие упражнения не имеет смысла.
Наоборот, следует довести физическую нагрузку урока до должного уров-
ня, предлагая учащимся выполнить интенсивные эстафеты, комплексы си-
ловых упражнений и др.
Заключение.
Спортивные игры - оказывают благоприятное действие на организм не
только потому, что во время игры напрягаются различные группы мышц,
развивается ловкость, умение сохранять равновесие, быстро бегать, прыгать,
ловить мяч и т. п. Большое значение имеет и то, что игра всегда сопровожда-
ется эмоциональным подъемом, а он вызывает возбуждение симпатического
отдела нервной системы; в результате увеличивается количество находящей-
ся в движении крови, повышается содержание гемоглобина и сахара в кро-
ви, учащается ритм сокращений сердца и дыхания, выделяется много пота и
т. д. В спортивных играх совершенствуется зрение и умение ориентировать-
ся в пространстве, укрепляется воля. Эти игры отлично помогают переклю-
чаться с умственной деятельности на разнообразные и, в общем, не утомля-
ющие организм физические упражнения; удовольствие, получаемое от зани-
мательного и веселого процесса игры, способствует лучшему отдыху. Поэто-
му особенно полезны спортивные игры школьникам
Список литературы
1. Железняк Ю.Д. Волейбол в YII классе. стр. 15-19
Физическая культура в школе 3/1986
2. Д.И. Нестеровский. Баскетбол YIII классе стр. 31-35
ФК в школе 5/1997
3. Б.И. Туркунов, В.В.Воронков. Базовые элементы техники волейбола
стр. 37-43
ФК в школе 6/2001
4.М.А. Грибачева. Критерии оценки при обучении волейболу. стр. 8-12
ФК в школе 2/2002
5. В.М. Семкин. Игры, подводящие к баскетболу стр. 43-45
ФК в школе 1/2004
6. Н.П. Баула. Баскетбольные тесты стр. 22-25
ФК в школе 4/2004
10. А.И. Тихомиров, М.А. Грибачева, Л.Г. Никишкина. На семинаре по
баскетболу.
стр.32-35 ФК в школе 7/2005