Автор: Илюшина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 15 "Улыбка"
Населённый пункт: г. о. Подольск мкрн Львовский
Наименование материала: конспект ООД
Тема: "Одежда и обувь в зимние деньки"
Раздел: дошкольное образование
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Конспект
организованной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы «Одежда и обувь в зимние деньки»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ детского сада №15 «Улыбка»
Илюшина Анастасия Николаевна
12 декабря 2018 г.
Конспект организованной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы «Одежда и обувь в зимние деньки»
Цель: закрепление и систематизация знаний детей о зимней одежде и обуви.
Программные задачи:
познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека от древности до
наших дней;
познакомить детей с историей возникновения и развития валенок, дать представление
о том, что валенки можно украшать;
развивать умение анализировать и сравнивать, формулировать суждения;
развивать активный и пассивный словарь (валять, войлок, эксперимент);
развивать внимание, речь;
побуждать детей к творческим поискам и решениям посредством правополушарного
рисования;
способствовать расширению кругозора;
воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.
Оборудование и материалы: видеопроектор, экран, ноутбук, «чудо-дерево», предметы
одежды
и
обуви,
альбом
с
иллюстрациями,
выставка
разных
валенок,
подносы
с
кусочками овечьей шерсти, кожи и войлока, изотермический контейнер, 2 пробирки с
водой, мольберт, силуэты валенка, краски, кисти, подставки под кисти, баночки с водой,
влажные салфетки.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», С. Маршак «Перчатки», М.
Пришвин «Дедушкин валенок»
- Рассматривание предметных картинок «Одежда», «Обувь»
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель собирает детей возле себя в круг.
- Приготовьте свои ладошки. Потрите ладошки, вы почувствовали тепло? Прикоснитесь
ладошками друг к другу и передайте его. Пусть сегодня вам будет также тепло и уютно.
Практический этап
- Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Везде ты видишь вещи эти, в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошел, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чем мое стихотворенье? (одежда)
- Правильно, это одежда. Посмотрите, какое чудо-дерево выросло у вас в группе (снимает
покрывало), о нем писал Корней Иванович Чуковский:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки и башмачки,
Словно яблоки!
- Посмотрите, что же растет на нашем дереве? (одежда и обувь). Назовите, какую одежду
и обувь вы видите? (дети перечисляют одежду и обувь). Как вы считаете, когда носят
такую одежду? (зимой) Значит, это одежда, какая? (зимняя)
Игра «Зимняя одежда»
Воспитатель называет разные предметы одежды. Дети обнимают себя, будто мёрзнут,
если предмет относится к зимней одежде или разводят руки в стороны, будто загорают,
если одежда предназначена для ношения летом.
- Всегда ли люди носили одежду? А чтобы узнать ответ на этот вопрос, предлагаю вам
рассмотреть интересный альбом. (дети садятся на ковер).
- Давным-давно люди жили в пещерах, и не было у них никакой одежды, им нечем было
прикрыться от ветра и дождя. Человек придумал свою первую одежду из листьев (показ
иллюстрации) Как вы думаете,
какую одежду можно сделать из листьев? (юбку, венок на
голову, платье, сплести обувь) А как вы считаете, прочной ли была одежда из травы,
листьев?
(нет,
она
быстро
рвалась). Можно ли в такой одежде ходить зимой? (нет)
Почему? (холодно, можно заболеть, в ней можно ходить только летом). Верно, в одежде из
листьев люди не могли ходить зимой, когда были сильные морозы.
А рядом с людьми жили животные, им было не холодно зимой, ведь у них была теплая
шерсть и шкура. И тогда люди подумали: «Вот если бы у нас была такая же тёплая шкура,
как у животных, нам бы не было холодно». И научились люди делать одежду из шерсти и
шкуры, в которой они уже не мерзли зимой (показ иллюстрации). Люди до сих пор носят
такую одежду и обувь. А вы знаете, какая это одежда и обувь? (шубы, дубленки, валенки,
сапоги).
Динамическая пауза «Мороз» (Н. Ф. Юрченко)
На дворе с утра мороз.
Отморозить можно нос.
Дети трут рукой нос
Ножки в валенки обуем,
Про мороз мы позабудем
Имитируют движения одевания
Будем прыгать и скакать,
Наши ножки согревать.
Прыгают на двух ногах
- Ребята, а хотите, я покажу, вам, как делают валенки.
Воспитатель предлагает детям присесть на коврик и показывает видеофильм «История
возникновения валенка».
- Ребята, из чего делают валенки? (из шерсти) А откуда берется шерсть? (шерсть нам
дают овцы)
Я приготовила для вас шерсть, из которой валяют валенки (показывает валенок и дает
потрогать кусочки шерсти).
- Какая шерсть? (ответы детей) Воспитатель предлагает вернуть шерсть на поднос и
взять с другого подноса кусочки войлока. Войлок – это свалянная шерсть.
- Но зимой люди носят не только валенки, но и сапоги (показывает сапог). Из чего чаще
всего шьют сапоги? (из кожи). Возьмите кусочки кожи. Давайте сравним кожу и войлок,
чем они отличаются друг от друга. (кожа гладкая, а войлок шершавый; кожа тянется, а
войлок нет; кожа тонкая, а войлок толстый)
- А вы хотите узнать, какая зимняя обувь теплее – сапоги или валенки? (да)
Для этого мы с вами проведем эксперимент: возьмем сапог из кожи и валенок из войлока,
и две пробирки с водой. Вода стояла в группе, и в обеих пробирках она одинаковой
температуры – комнатной. А сейчас мы поставим одну пробирку в сапог, а другую в
валенок, и уберем обувь в холодильник. Немного подождем, и узнаем, какая же обувь
лучше сохраняет тепло – кожаный сапог или шерстяной валенок.
- У меня в мастерской много валенок, все они разные, необычные и я приглашаю вас
посмотреть на них.
одежды.
Воспитатель
проходит
с
детьми
в
мастерскую,
убирает
покрывало
с
валенок,
рассматривает валенки.
Валенки могут быть не только серыми или черными, но и разноцветными, с красивой
вышивкой. На многие валенки надеваются резиновые галоши. Это делается для того,
чтобы валенок не промок в сырую погоду.
- А вы хотите создать свою модель валенок? (да) Приглашаю вас за столы!
Дети проходят за столы
Перед вами лежат заготовки валенок, они пока еще белые, но совсем скоро мы превратим
их
в
настоящие
произведения
искусства!
Возьмите
белую
краску
и
широкую
кисть,
смочите кисть водой, наберите краску и поставьте большие точки на всей поверхности
валенка-4-5 точек. После этого выберите два любых цвета и нанесите по 4-5 точек одного
цвета и столько же точек другого цвета на всю поверхность валенка. А дальше самое
интересное…Мы будем растягивать эти точки по всей поверхности валенка. Не бойтесь
выйти за границы или испачкать руки. Вот и готов фон для нашего узора.
Посмотрите, какие интересные узоры на валенках в моей мастерской, и создайте свой
прекрасный узор. Для этого выберите любую краску и тонкую кисть. Начинаем творить!
(дети
под
тихую
музыку
рисуют,
воспитатель
помогает
тем,
у
кого
возникают
проблемы)
Ну вот, вы и создали свои прекрасные модели валенок! Осталось подождать, когда они
высохнут, и можно организовать выставку.
А сейчас предлагаю посмотреть на результат нашего эксперимента и узнать, что же
лучше сохраняет тепло – кожа или шерсть.
Воспитатель предлагает детям подойти к холодильнику и достать валенок и сапог.
- Итак, мы с вами достали валенок и сапог, а теперь достанем оттуда баночки с водой.
(встали в круг) Потрогайте баночку с водой из сапога и баночку с водой из валенка. Что вы
можете сказать о них? (баночка из сапога холодная, а баночка из валенка теплая). Как вы
думаете, что же лучше носить зимой, чтобы ноги не замерзли? (валенки из шерсти).
Верно, если вы будете обуты в шерстяные валенки, ваши ноги никогда не замерзнут.
Рефлексивно-оценочный этап
- Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Может
что-то для вас было сложным?
Последующая работа:
1.
Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?»
2.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Здесь нужна какая-то игра или дин.пауза
- Ребята, из чего делают валенки? (из шерсти) А откуда берется шерсть? (шерсть нам
дают овцы)
- Хотите, я расскажу вам, как делают валенки?
Воспитатель
подводит
детей
к
интерактивной
доске,
рассказывает
о
валенках
и
сопровождает рассказ презентацией.
Валенки – традиционная русская обувь, теплые сапоги из свалянной овечьей шерсти.
Валенки являлись лучшей обувью для гуляний в России. В них праздновали Масленицу,
колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. Валенки никогда не выбрасывали. Их
берегли,
передавая
из
поколения
в
поколение.
Если
валенки
протирались,
то
их
подшивали.
Валенки
–
это
единственная
обувь,
которая
сделана
полностью
из
натуральных
материалов, которые не истребляют природу и животных.
ИКТ: Слайд 1
Шерсть
срезается
с
мирно
пасущихся
овец
и
перерабатывается,
таким
образом,
производство валенок не нарушает естественную природу. Для изготовления одной пары
валенок необходимо настричь около килограмма шерсти, то есть обработать одну овцу.
Так что, гуляя в валенках, мы носим на ногах по овечке, а то и по две. Но чтобы шерсть
превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы.
Слайд 2 «Обработка шерсти»
Сначала шерсть состригают с овечки, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем
взбивают
в
общую
массу
и
расчёсывают
специальной
гребёнкой,
режут
на мелкие
кусочки
и
получают
войлок.
Войлок
катают
сначала
на
столе,
потом
на
колодке,
пришлёпывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, сушат,
зачищают. Делают по размерам и обрезают края. Вот и готов наш валенок! Валенки не
только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги
тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь. Валенки носили солдаты во
время войны, поэтому они не мерзли и победили врага. Даже цари и царицы любили
носить валенки.
После обработки из шерсти прядут пряжу, а из пряжи что можно сделать? (вяжут
одежду - шапки, шарфы, варежки, носки). Воспитатель даёт пощупать, потрогать
кусок сбитой шерсти.
- Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (Мягкая, лёгкая…..)
Но зимой люди носят не только валенки, но и сапоги. Из чего чаще всего делают сапоги?
(из кожи). В моей мастерской найдется всё!
(два
подноса
с
кожей
и
шерстью). Я
приготовила для вас шерсть, из которой валяют валенки, и кожу, из которой шьют сапоги.
Возьмите
по
кусочку
шерсти.
Потрогайте
шерсть,
какая
она? (шершавая,
теплая,
толстая). Теперь положите шерсть на поднос, и возьмите по кусочку кожи. Что вы
можете сказать о ней? (гладкая, холодная, тонкая). А вы хотите узнать, какая зимняя обувь
теплее – сапоги или валенки? (да) Для этого мы с вами проведем эксперимент: возьмем
сапог из кожи и валенок из шерсти, и две баночки с водой. Вода стояла в группе, и в обеих
баночках она одинаковой температуры – комнатной. А сейчас мы поставим одну баночку в
сапог, а другую в валенок, и уберем обувь в холодное место. Немного подождем, и узнаем,
какая же обувь лучше сохраняет тепло-кожаный сапог или шерстяной валенок.
(провожу
опыт)
игра или дин.пауза
Ребята, вы же помните, какие разнообразные валенки стоят в моей мастерской? А вы
хотите создать свою модель валенок? (да) Приглашаю вас за столы!
Дети проходят за столы
Перед вами лежат заготовки валенок, они пока еще белые, но совсем скоро мы превратим
их в настоящие произведения искусства! Для начала возьмите широкую кисть и белой
краской закрасьте всю поверхность валенка, сверху вниз. После этого выберите два любых
цвета и нанесите по 4-5 точек обоих цветов на всю поверхность валенка. А дальше самое
интересное…Мы будем размазывать эти точки по всей поверхности валенка, сверху вниз,
слева направо и справа налево. Не бойтесь выйти за границы или испачкать ручки. Вот и
готов фон для нашего узора. Вспомните, какие интересные узоры вы видели на валенках в
моей мастерской, и создайте свой прекрасный узор. Для этого возьмите любую краску и
тонкую
кисть.
Начинаем
творить! (дети
под
тихую
музыку
рисуют,
воспитатель
помогает тем, у кого возникают проблемы)
Ну
вот,
мои
юные
модельеры
создали
свои
прекрасные
модели
валенок!
Осталось
подождать, когда они высохнут, и можно организовать свою выставку.
А сейчас предлагаю посмотреть на результат нашего эксперимента и узнать, что же лучше
сохраняет тепло – кожа или шерсть.
Воспитатель предлагает детям подойти к холодильнику и достать валенок и сапог.
- Итак, мы с вами достали валенок и сапог, а теперь достанем оттуда баночки с водой.
Потрогайте баночку с водой из сапога и баночку с водой из валенка. Что вы можете
сказать о них? (баночка из сапога холодная, а баночка из валенка теплая). Как вы думаете,
что же лучше носить зимой, чтобы ножки не замерзли? (валенки из шерсти). Верно, если
вы будете обуты в шерстяные валенки, ваши ноги никогда не замерзнут.
Рефлексивно-оценочный этап
Что вы узнали нового?
Из чего делают валенки?
Последующая работа: