Напоминание

"Одежда и обувь в зимние деньки"


Автор: Илюшина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 15 "Улыбка"
Населённый пункт: г. о. Подольск мкрн Львовский
Наименование материала: конспект ООД
Тема: "Одежда и обувь в зимние деньки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы «Одежда и обувь в зимние деньки»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ детского сада №15 «Улыбка»

Илюшина Анастасия Николаевна

12 декабря 2018 г.

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы «Одежда и обувь в зимние деньки»

Цель: закрепление и систематизация знаний детей о зимней одежде и обуви.

Программные задачи:

познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека от древности до

наших дней;

познакомить детей с историей возникновения и развития валенок, дать представление

о том, что валенки можно украшать;

развивать умение анализировать и сравнивать, формулировать суждения;

развивать активный и пассивный словарь (валять, войлок, эксперимент);

развивать внимание, речь;

побуждать детей к творческим поискам и решениям посредством правополушарного

рисования;

способствовать расширению кругозора;

воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.

Оборудование и материалы: видеопроектор, экран, ноутбук, «чудо-дерево», предметы

одежды

и

обуви,

альбом

с

иллюстрациями,

выставка

разных

валенок,

подносы

с

кусочками овечьей шерсти, кожи и войлока, изотермический контейнер, 2 пробирки с

водой, мольберт, силуэты валенка, краски, кисти, подставки под кисти, баночки с водой,

влажные салфетки.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», С. Маршак «Перчатки», М.

Пришвин «Дедушкин валенок»

- Рассматривание предметных картинок «Одежда», «Обувь»

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель собирает детей возле себя в круг.

- Приготовьте свои ладошки. Потрите ладошки, вы почувствовали тепло? Прикоснитесь

ладошками друг к другу и передайте его. Пусть сегодня вам будет также тепло и уютно.

Практический этап

- Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Везде ты видишь вещи эти, в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошел, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чем мое стихотворенье? (одежда)

- Правильно, это одежда. Посмотрите, какое чудо-дерево выросло у вас в группе (снимает

покрывало), о нем писал Корней Иванович Чуковский:

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет,

Чудо-чудо расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки и башмачки,

Словно яблоки!

- Посмотрите, что же растет на нашем дереве? (одежда и обувь). Назовите, какую одежду

и обувь вы видите? (дети перечисляют одежду и обувь). Как вы считаете, когда носят

такую одежду? (зимой) Значит, это одежда, какая? (зимняя)

Игра «Зимняя одежда»

Воспитатель называет разные предметы одежды. Дети обнимают себя, будто мёрзнут,

если предмет относится к зимней одежде или разводят руки в стороны, будто загорают,

если одежда предназначена для ношения летом.

- Всегда ли люди носили одежду? А чтобы узнать ответ на этот вопрос, предлагаю вам

рассмотреть интересный альбом. (дети садятся на ковер).

- Давным-давно люди жили в пещерах, и не было у них никакой одежды, им нечем было

прикрыться от ветра и дождя. Человек придумал свою первую одежду из листьев (показ

иллюстрации) Как вы думаете,

какую одежду можно сделать из листьев? (юбку, венок на

голову, платье, сплести обувь) А как вы считаете, прочной ли была одежда из травы,

листьев?

(нет,

она

быстро

рвалась). Можно ли в такой одежде ходить зимой? (нет)

Почему? (холодно, можно заболеть, в ней можно ходить только летом). Верно, в одежде из

листьев люди не могли ходить зимой, когда были сильные морозы.

А рядом с людьми жили животные, им было не холодно зимой, ведь у них была теплая

шерсть и шкура. И тогда люди подумали: «Вот если бы у нас была такая же тёплая шкура,

как у животных, нам бы не было холодно». И научились люди делать одежду из шерсти и

шкуры, в которой они уже не мерзли зимой (показ иллюстрации). Люди до сих пор носят

такую одежду и обувь. А вы знаете, какая это одежда и обувь? (шубы, дубленки, валенки,

сапоги).

Динамическая пауза «Мороз» (Н. Ф. Юрченко)

На дворе с утра мороз.

Отморозить можно нос.

Дети трут рукой нос

Ножки в валенки обуем,

Про мороз мы позабудем

Имитируют движения одевания

Будем прыгать и скакать,

Наши ножки согревать.

Прыгают на двух ногах

- Ребята, а хотите, я покажу, вам, как делают валенки.

Воспитатель предлагает детям присесть на коврик и показывает видеофильм «История

возникновения валенка».

- Ребята, из чего делают валенки? (из шерсти) А откуда берется шерсть? (шерсть нам

дают овцы)

Я приготовила для вас шерсть, из которой валяют валенки (показывает валенок и дает

потрогать кусочки шерсти).

- Какая шерсть? (ответы детей) Воспитатель предлагает вернуть шерсть на поднос и

взять с другого подноса кусочки войлока. Войлок – это свалянная шерсть.

- Но зимой люди носят не только валенки, но и сапоги (показывает сапог). Из чего чаще

всего шьют сапоги? (из кожи). Возьмите кусочки кожи. Давайте сравним кожу и войлок,

чем они отличаются друг от друга. (кожа гладкая, а войлок шершавый; кожа тянется, а

войлок нет; кожа тонкая, а войлок толстый)

- А вы хотите узнать, какая зимняя обувь теплее – сапоги или валенки? (да)

Для этого мы с вами проведем эксперимент: возьмем сапог из кожи и валенок из войлока,

и две пробирки с водой. Вода стояла в группе, и в обеих пробирках она одинаковой

температуры – комнатной. А сейчас мы поставим одну пробирку в сапог, а другую в

валенок, и уберем обувь в холодильник. Немного подождем, и узнаем, какая же обувь

лучше сохраняет тепло – кожаный сапог или шерстяной валенок.

- У меня в мастерской много валенок, все они разные, необычные и я приглашаю вас

посмотреть на них.

одежды.

Воспитатель

проходит

с

детьми

в

мастерскую,

убирает

покрывало

с

валенок,

рассматривает валенки.

Валенки могут быть не только серыми или черными, но и разноцветными, с красивой

вышивкой. На многие валенки надеваются резиновые галоши. Это делается для того,

чтобы валенок не промок в сырую погоду.

- А вы хотите создать свою модель валенок? (да) Приглашаю вас за столы!

Дети проходят за столы

Перед вами лежат заготовки валенок, они пока еще белые, но совсем скоро мы превратим

их

в

настоящие

произведения

искусства!

Возьмите

белую

краску

и

широкую

кисть,

смочите кисть водой, наберите краску и поставьте большие точки на всей поверхности

валенка-4-5 точек. После этого выберите два любых цвета и нанесите по 4-5 точек одного

цвета и столько же точек другого цвета на всю поверхность валенка. А дальше самое

интересное…Мы будем растягивать эти точки по всей поверхности валенка. Не бойтесь

выйти за границы или испачкать руки. Вот и готов фон для нашего узора.

Посмотрите, какие интересные узоры на валенках в моей мастерской, и создайте свой

прекрасный узор. Для этого выберите любую краску и тонкую кисть. Начинаем творить!

(дети

под

тихую

музыку

рисуют,

воспитатель

помогает

тем,

у

кого

возникают

проблемы)

Ну вот, вы и создали свои прекрасные модели валенок! Осталось подождать, когда они

высохнут, и можно организовать выставку.

А сейчас предлагаю посмотреть на результат нашего эксперимента и узнать, что же

лучше сохраняет тепло – кожа или шерсть.

Воспитатель предлагает детям подойти к холодильнику и достать валенок и сапог.

- Итак, мы с вами достали валенок и сапог, а теперь достанем оттуда баночки с водой.

(встали в круг) Потрогайте баночку с водой из сапога и баночку с водой из валенка. Что вы

можете сказать о них? (баночка из сапога холодная, а баночка из валенка теплая). Как вы

думаете, что же лучше носить зимой, чтобы ноги не замерзли? (валенки из шерсти).

Верно, если вы будете обуты в шерстяные валенки, ваши ноги никогда не замерзнут.

Рефлексивно-оценочный этап

- Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Может

что-то для вас было сложным?

Последующая работа:

1.

Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?»

2.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Здесь нужна какая-то игра или дин.пауза

- Ребята, из чего делают валенки? (из шерсти) А откуда берется шерсть? (шерсть нам

дают овцы)

- Хотите, я расскажу вам, как делают валенки?

Воспитатель

подводит

детей

к

интерактивной

доске,

рассказывает

о

валенках

и

сопровождает рассказ презентацией.

Валенки – традиционная русская обувь, теплые сапоги из свалянной овечьей шерсти.

Валенки являлись лучшей обувью для гуляний в России. В них праздновали Масленицу,

колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. Валенки никогда не выбрасывали. Их

берегли,

передавая

из

поколения

в

поколение.

Если

валенки

протирались,

то

их

подшивали.

Валенки

это

единственная

обувь,

которая

сделана

полностью

из

натуральных

материалов, которые не истребляют природу и животных.

ИКТ: Слайд 1

Шерсть

срезается

с

мирно

пасущихся

овец

и

перерабатывается,

таким

образом,

производство валенок не нарушает естественную природу. Для изготовления одной пары

валенок необходимо настричь около килограмма шерсти, то есть обработать одну овцу.

Так что, гуляя в валенках, мы носим на ногах по овечке, а то и по две. Но чтобы шерсть

превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы.

Слайд 2 «Обработка шерсти»

Сначала шерсть состригают с овечки, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем

взбивают

в

общую

массу

и

расчёсывают

специальной

гребёнкой,

режут

на мелкие

кусочки

и

получают

войлок.

Войлок

катают

сначала

на

столе,

потом

на

колодке,

пришлёпывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, сушат,

зачищают. Делают по размерам и обрезают края. Вот и готов наш валенок! Валенки не

только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги

тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь. Валенки носили солдаты во

время войны, поэтому они не мерзли и победили врага. Даже цари и царицы любили

носить валенки.

После обработки из шерсти прядут пряжу, а из пряжи что можно сделать? (вяжут

одежду - шапки, шарфы, варежки, носки). Воспитатель даёт пощупать, потрогать

кусок сбитой шерсти.

- Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (Мягкая, лёгкая…..)

Но зимой люди носят не только валенки, но и сапоги. Из чего чаще всего делают сапоги?

(из кожи). В моей мастерской найдется всё!

(два

подноса

с

кожей

и

шерстью). Я

приготовила для вас шерсть, из которой валяют валенки, и кожу, из которой шьют сапоги.

Возьмите

по

кусочку

шерсти.

Потрогайте

шерсть,

какая

она? (шершавая,

теплая,

толстая). Теперь положите шерсть на поднос, и возьмите по кусочку кожи. Что вы

можете сказать о ней? (гладкая, холодная, тонкая). А вы хотите узнать, какая зимняя обувь

теплее – сапоги или валенки? (да) Для этого мы с вами проведем эксперимент: возьмем

сапог из кожи и валенок из шерсти, и две баночки с водой. Вода стояла в группе, и в обеих

баночках она одинаковой температуры – комнатной. А сейчас мы поставим одну баночку в

сапог, а другую в валенок, и уберем обувь в холодное место. Немного подождем, и узнаем,

какая же обувь лучше сохраняет тепло-кожаный сапог или шерстяной валенок.

(провожу

опыт)

игра или дин.пауза

Ребята, вы же помните, какие разнообразные валенки стоят в моей мастерской? А вы

хотите создать свою модель валенок? (да) Приглашаю вас за столы!

Дети проходят за столы

Перед вами лежат заготовки валенок, они пока еще белые, но совсем скоро мы превратим

их в настоящие произведения искусства! Для начала возьмите широкую кисть и белой

краской закрасьте всю поверхность валенка, сверху вниз. После этого выберите два любых

цвета и нанесите по 4-5 точек обоих цветов на всю поверхность валенка. А дальше самое

интересное…Мы будем размазывать эти точки по всей поверхности валенка, сверху вниз,

слева направо и справа налево. Не бойтесь выйти за границы или испачкать ручки. Вот и

готов фон для нашего узора. Вспомните, какие интересные узоры вы видели на валенках в

моей мастерской, и создайте свой прекрасный узор. Для этого возьмите любую краску и

тонкую

кисть.

Начинаем

творить! (дети

под

тихую

музыку

рисуют,

воспитатель

помогает тем, у кого возникают проблемы)

Ну

вот,

мои

юные

модельеры

создали

свои

прекрасные

модели

валенок!

Осталось

подождать, когда они высохнут, и можно организовать свою выставку.

А сейчас предлагаю посмотреть на результат нашего эксперимента и узнать, что же лучше

сохраняет тепло – кожа или шерсть.

Воспитатель предлагает детям подойти к холодильнику и достать валенок и сапог.

- Итак, мы с вами достали валенок и сапог, а теперь достанем оттуда баночки с водой.

Потрогайте баночку с водой из сапога и баночку с водой из валенка. Что вы можете

сказать о них? (баночка из сапога холодная, а баночка из валенка теплая). Как вы думаете,

что же лучше носить зимой, чтобы ножки не замерзли? (валенки из шерсти). Верно, если

вы будете обуты в шерстяные валенки, ваши ноги никогда не замерзнут.

Рефлексивно-оценочный этап

Что вы узнали нового?

Из чего делают валенки?

Последующая работа:



В раздел образования