Авторы: Камалова Ризиля Замилевна, Файзрахманова Лилия Шарковна
Должность: преподаватели фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Учебно - методическое пособие для учащихся общего фортепиано "В королевстве чёрно-белых клавиш"
Раздел: дополнительное образование
Преподаватели МБУДО г. Казани
«Детская музыкальная школа № 1
им. П.И.Чайковского»
Камалова Ризиля Замилевна,
Файзрахманова Лилия Шарковна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕМУ ФОРТЕПИАНО
«В КОРОЛЕВСТВЕ ЧЁРНО-БЕЛЫХ КЛАВИШ»
В настоящее время в связи с введением новых образовательных предпрофессиональных
учебных программ на основе Федеральных государственных требований предмет «общее фор-
тепиано» введён в учебные планы ДМШ и ДШИ с 1 класса (для отделений струнных инстру-
ментов, а также других исполнительских отделений, обучающихся по программам 5-6-летнего
срока обучения). В 1-4 классах время, отведённое на изучение данного предмета, ограничено
всего 22,5 минутами (0,5 академического часа по учебному плану). Поэтому перед педагогами
встаёт задача - как за такое короткое время успеть сделать многое: сформировать игровой
аппарат юному ученику, привить ему навыки фортепианной игры, освоить определённый ис-
полнительский репертуар и пройти огромный теоретический материал.
В практике преподавания предмета «общее фортепиано» в качестве учебных пособий ис-
пользуются традиционные репертуарные сборники, которые предназначены для обучения
учащихся-пианистов. Однако, совершенно очевидно, что предмет «общее фортепиано» отли-
чается от специального фортепиано и по качеству, и по количеству освоения учебного матери -
ала. Для учащихся других инструментальных отделений (струнников, духовиков, народников и
т.д.) фортепиано является, прежде всего,
базовым инструментом для изучения теоретических
предметов. Поэтому первоочередными задачами, стоящими перед педагогами, ведущими пред-
мет «общее фортепиано», являются:
развитие и закрепление музыкально-теоретических и творческих знаний учащихся, по -
лученных ими на уроках по специальности;
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального
кругозора;
воспитание в нем любви к музыке и музыкальному творчеству, развитие способностей
и желаний вслушиваться в музыку, а также размышлять о ней, активизируя работу с ре-
пертуаром.
Таким образом, для более качественного освоения предмета «общее фортепиано» насущ -
ной необходимостью является создание специальных сборников и учебных пособий именно
по данной дисциплине.
В Детской музыкальной школе № 1 им. П.И.Чайковского исторически сложилась практи-
ка введения предмета «общее фортепиано» с 1 класса на всех отделениях. Поэтому опыт мно-
гих педагогов, работающих в этом направлении, очень ценен, и назрела необходимость его си -
стематизации и обобщения. Так родилась идея создания учебно-методического пособия по об-
щему фортепиано для детей начального периода обучения под общим названием «В королев-
стве чёрно-белых клавиш», авторами-составителями которых являются Камалова Р.З. и Файз-
рахманова Л.Ш. Данное пособие представляет собой дополнительный сборник для учащихся
1-х классов инструментальных отделений ДМШ и ДШИ, у которых, согласно учебным планам
по образовательным предпрофессиональным программам на основе Федеральных государ-
ственных требований, изучение предмета «фортепиано» вводится с 1 класса и объём учебного
времени составляет 1 урок в неделю.
Таким образом, целью составления учебного пособия является повышение качества об-
разования в рамках предмета «общего фортепиано» через обновление форм, методов и средств
образовательной деятельности.
Задачи:
организовать процесс обучения увлекательным и интересным через активизацию творче-
ских и познавательных интересов учащихся;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом
фортепиано в рамках программных требований;
расширение и обновление исполнительского репертуара по предмету «общее фортепиа-
но».
Очень важно, чтобы уроки с начинающими проходили динамично, плодотворно, на высо-
ком эмоциональном подъеме и высокой активности учащихся. Необходимо стимулировать ин-
терес детей к новому, т.к. это благотворно влияет на их инициативу и желание творить, пробу -
ждая глубокий интерес к занятиям и радость общения. Поэтому на начальном периоде обуче-
ния на уроках желательно использовать разнообразные элементы игры, вызывающие активиза-
цию внимания детей. Не случайно, талантливая пианистка и замечательный музыкант-педагог
Анна Даниловна Артоболевская подчёркивала, что необходимо: «околдовать ребенка музыкой,
как интересной сказкой, не имеющей конца».
Именно данный принцип и лёг в основу учебного пособия «В королевстве чёрно-белых
клавиш». Яркий и интересный материал сборника призван увлечь и заинтересовать учащихся,
и как следствие, повысить его мотивацию к учебному процессу.
Данный сборник является результатом практической работы авторов в системе детского
музыкального образования. Более 25 лет работая в Детской музыкальной школе, авторы-соста -
вители особое внимание уделяли методическому обеспечению учебного процесса: ими накоп-
лен достаточный музыкально-дидактический материал, который прошёл успешную апробацию
в учебном процессе.
В данный сборник наряду с традиционными и хорошо известными пьесами (их количе -
ство в сборнике достаточно ограничено) вошли в основном авторские произведения - разноха -
рактерные, яркие и интересные, которые располагаются по степени трудности. Учитывая на -
ционально-региональный компонент, в сборник включены и авторские пьесы с национальной
тематикой.
Сборник состоит из 3 разделов и «Приложения» и рассчитан на освоение в течение пер -
вого полугодия (в зависимости от учебного времени, выделенного на предмет «общее форте -
пиано»)
Первый, самый объёмный раздел, посвящен освоению и закреплению азов нотной гра-
моты (музыкальные и шумовые звуки, расположение нот, длительности и т.д.). Учитывая спе-
цифику детского восприятия, весь теоретический материал преподнесён в яркой игровой фор -
ме: ученикам предлагаются творческие задания-игры, снабжённые яркими иллюстрациями.
Причём, все пояснения даются в форме авторских стихов, которые на новом уровне помогут
ученикам освоить сложный язык музыки.
Особо следует подчеркнуть, что первоначальные пьесы-песенки также представлены с
поэтическими текстами и проиллюстрированы яркими рисунками, что, несомненно, вызовет у
детей дополнительный эмоциональный отклик и поможет им в освоении ритмических и мело -
дических особенностей каждого произведения. В дополнение к этому, каждая песенка-попев -
ка из первого раздела даётся с партией аккомпанемента, который яркими гармоническими
красками передаёт индивидуальный, особый характер музыки каждой представленной пьески.
Причём, авторы постарались стилистически разнообразить музыку сопровождения: использо-
ваны как классические, так и современные музыкально-ритмические формулы, характерные,
например, для джаза или народной музыки. Авторы убеждены, что детей с самых первых уро-
ков необходимо погружать в мир звучащих гармоний, ибо современные дети приходят в школу
с достаточно разноплановым слушательским опытом и освоение на первоначальном этапе
только одноголосных мелодий приведёт к нивелированию эмоциональной составляющей вос-
приятия музыки.
Необходимо отметить, что авторы-составители постарались представить к каждой изуча-
емой теме максимально большее количество музыкальных примеров, которые каждый педагог
может по-разному использовать в учебном процессе: какие-то пьески можно пройти в классе в
качестве чтения с листа, что-то предложить ученику в качестве самостоятельного разбора или
ознакомления, что-то использовать в качестве подбора от других клавиш и т.д.
Таким образом, материал первого раздела направлен на освоение и развитие таких необ -
ходимых навыков у учащихся, как чтение с листа, навыки ансамблевой игры, подбор по слуху
и игра различных песенных попевок, освоение первоначальных теоретических сведений.
Также ученикам даётся возможность проявить свою творческую фантазию через ряд
практических заданий на закрепление пройденного материала. Например, найти названия нот
в спрятанных словах предложенных стихов, прочитать авторскую сказку, называя ноты вместо
пропущенных слогов, сыграть музыкальную историю в разных регистрах (найти соответству-
ющие по высоте голоса животных на клавиатуре инструмента) и т.д.
Второй раздел - двуручное исполнение мелодий, освоение размера, длительностей, зна-
ков альтерации. Помимо авторских пьес, в этот раздел включены и пьесы из хрестоматийных
сборников, которые традиционно нравятся детям и которые они с удовольствием играют.
Второй раздел продолжает дидактическую направленность первого раздела: все правила
проиллюстрированы интересными стихами, творческими заданиями и яркими иллюстрация-
ми. Новые авторские произведения, несомненно, расширят педагогический репертуар и помо -
гут преподавателям в поиске и выборе новых интересных пьес для изучения.
Одновременно с освоением сложного теоретического и практического материала педаго-
гу необходимо учить ребёнка понимать форму исполняемых произведений, характер музыки,
работать над качеством звукоизвлечения. Все эти формы работы, естественно, взаимосвязаны
и педагог на уроках должен планомерно вести работу по всем этим направлениям.
Третий раздел - освоение басового ключа и более сложных ритмических фигур, а также
динамических оттенков и интервала «квинта». В этом разделе представлены интересные
упражнения на освоение различных штрихов.
Также продолжается работа над более сложными ритмическими фигурами: ритмы с точ -
кой, с залигованными нотами, синкопы. Для более успешной работы в этом направлении в
сборнике представлены ритмические партитуры, изучение и закрепление которых можно про-
водить в форме творческих заданий: сочинение подтекстовок, использование шумовых инстру-
ментов, сочинение мелодий на заданный ритм и т.д.
В конце сборника имеется «Приложение», в котором в игровой форме даётся материал на
освоение регистров, всех музыкальных интервалов и ряда аккордов, а также кроссворды на за-
крепление пройденного материала.
Этим разделом завершается Первая часть учебного пособия «В королевстве чёрно-белых
клавиш». У авторов запланированы ещё 2 выпуска: 2 выпуск - это полифонические произведе-
ния, 3 выпуск - произведения крупной формы.
Авторы-составители убеждены, что данное пособие найдёт своё место в методической
копилке преподавателей общего фортепиано и, разумеется, каждый из них по-своему, творче -
ски подойдет к предложенному материалу, исходя из своего личного опыта.
Фрагменты учебно-методического пособия
«В королевстве чёрно-белых клавиш»
РАЗДЕЛ I
РАЗ-
ДЕЛ II
ПРИЛОЖЕНИЕ