Напоминание

"Учебно - методическое пособие для учащихся общего фортепиано "В королевстве чёрно-белых клавиш"


Авторы: Камалова Ризиля Замилевна, Файзрахманова Лилия Шарковна
Должность: преподаватели фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Учебно - методическое пособие для учащихся общего фортепиано "В королевстве чёрно-белых клавиш"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватели МБУДО г. Казани

«Детская музыкальная школа № 1

им. П.И.Чайковского»

Камалова Ризиля Замилевна,

Файзрахманова Лилия Шарковна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕМУ ФОРТЕПИАНО

«В КОРОЛЕВСТВЕ ЧЁРНО-БЕЛЫХ КЛАВИШ»

В настоящее время в связи с введением новых образовательных предпрофессиональных

учебных программ на основе Федеральных государственных требований предмет «общее фор-

тепиано» введён в учебные планы ДМШ и ДШИ с 1 класса (для отделений струнных инстру-

ментов, а также других исполнительских отделений, обучающихся по программам 5-6-летнего

срока обучения). В 1-4 классах время, отведённое на изучение данного предмета, ограничено

всего 22,5 минутами (0,5 академического часа по учебному плану). Поэтому перед педагогами

встаёт задача - как за такое короткое время успеть сделать многое: сформировать игровой

аппарат юному ученику, привить ему навыки фортепианной игры, освоить определённый ис-

полнительский репертуар и пройти огромный теоретический материал.

В практике преподавания предмета «общее фортепиано» в качестве учебных пособий ис-

пользуются традиционные репертуарные сборники, которые предназначены для обучения

учащихся-пианистов. Однако, совершенно очевидно, что предмет «общее фортепиано» отли-

чается от специального фортепиано и по качеству, и по количеству освоения учебного матери -

ала. Для учащихся других инструментальных отделений (струнников, духовиков, народников и

т.д.) фортепиано является, прежде всего,

базовым инструментом для изучения теоретических

предметов. Поэтому первоочередными задачами, стоящими перед педагогами, ведущими пред-

мет «общее фортепиано», являются:

развитие и закрепление музыкально-теоретических и творческих знаний учащихся, по -

лученных ими на уроках по специальности;

развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального

кругозора;

воспитание в нем любви к музыке и музыкальному творчеству, развитие способностей

и желаний вслушиваться в музыку, а также размышлять о ней, активизируя работу с ре-

пертуаром.

Таким образом, для более качественного освоения предмета «общее фортепиано» насущ -

ной необходимостью является создание специальных сборников и учебных пособий именно

по данной дисциплине.

В Детской музыкальной школе № 1 им. П.И.Чайковского исторически сложилась практи-

ка введения предмета «общее фортепиано» с 1 класса на всех отделениях. Поэтому опыт мно-

гих педагогов, работающих в этом направлении, очень ценен, и назрела необходимость его си -

стематизации и обобщения. Так родилась идея создания учебно-методического пособия по об-

щему фортепиано для детей начального периода обучения под общим названием «В королев-

стве чёрно-белых клавиш», авторами-составителями которых являются Камалова Р.З. и Файз-

рахманова Л.Ш. Данное пособие представляет собой дополнительный сборник для учащихся

1-х классов инструментальных отделений ДМШ и ДШИ, у которых, согласно учебным планам

по образовательным предпрофессиональным программам на основе Федеральных государ-

ственных требований, изучение предмета «фортепиано» вводится с 1 класса и объём учебного

времени составляет 1 урок в неделю.

Таким образом, целью составления учебного пособия является повышение качества об-

разования в рамках предмета «общего фортепиано» через обновление форм, методов и средств

образовательной деятельности.

Задачи:

организовать процесс обучения увлекательным и интересным через активизацию творче-

ских и познавательных интересов учащихся;

овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом

фортепиано в рамках программных требований;

расширение и обновление исполнительского репертуара по предмету «общее фортепиа-

но».

Очень важно, чтобы уроки с начинающими проходили динамично, плодотворно, на высо-

ком эмоциональном подъеме и высокой активности учащихся. Необходимо стимулировать ин-

терес детей к новому, т.к. это благотворно влияет на их инициативу и желание творить, пробу -

ждая глубокий интерес к занятиям и радость общения. Поэтому на начальном периоде обуче-

ния на уроках желательно использовать разнообразные элементы игры, вызывающие активиза-

цию внимания детей. Не случайно, талантливая пианистка и замечательный музыкант-педагог

Анна Даниловна Артоболевская подчёркивала, что необходимо: «околдовать ребенка музыкой,

как интересной сказкой, не имеющей конца».

Именно данный принцип и лёг в основу учебного пособия «В королевстве чёрно-белых

клавиш». Яркий и интересный материал сборника призван увлечь и заинтересовать учащихся,

и как следствие, повысить его мотивацию к учебному процессу.

Данный сборник является результатом практической работы авторов в системе детского

музыкального образования. Более 25 лет работая в Детской музыкальной школе, авторы-соста -

вители особое внимание уделяли методическому обеспечению учебного процесса: ими накоп-

лен достаточный музыкально-дидактический материал, который прошёл успешную апробацию

в учебном процессе.

В данный сборник наряду с традиционными и хорошо известными пьесами (их количе -

ство в сборнике достаточно ограничено) вошли в основном авторские произведения - разноха -

рактерные, яркие и интересные, которые располагаются по степени трудности. Учитывая на -

ционально-региональный компонент, в сборник включены и авторские пьесы с национальной

тематикой.

Сборник состоит из 3 разделов и «Приложения» и рассчитан на освоение в течение пер -

вого полугодия (в зависимости от учебного времени, выделенного на предмет «общее форте -

пиано»)

Первый, самый объёмный раздел, посвящен освоению и закреплению азов нотной гра-

моты (музыкальные и шумовые звуки, расположение нот, длительности и т.д.). Учитывая спе-

цифику детского восприятия, весь теоретический материал преподнесён в яркой игровой фор -

ме: ученикам предлагаются творческие задания-игры, снабжённые яркими иллюстрациями.

Причём, все пояснения даются в форме авторских стихов, которые на новом уровне помогут

ученикам освоить сложный язык музыки.

Особо следует подчеркнуть, что первоначальные пьесы-песенки также представлены с

поэтическими текстами и проиллюстрированы яркими рисунками, что, несомненно, вызовет у

детей дополнительный эмоциональный отклик и поможет им в освоении ритмических и мело -

дических особенностей каждого произведения. В дополнение к этому, каждая песенка-попев -

ка из первого раздела даётся с партией аккомпанемента, который яркими гармоническими

красками передаёт индивидуальный, особый характер музыки каждой представленной пьески.

Причём, авторы постарались стилистически разнообразить музыку сопровождения: использо-

ваны как классические, так и современные музыкально-ритмические формулы, характерные,

например, для джаза или народной музыки. Авторы убеждены, что детей с самых первых уро-

ков необходимо погружать в мир звучащих гармоний, ибо современные дети приходят в школу

с достаточно разноплановым слушательским опытом и освоение на первоначальном этапе

только одноголосных мелодий приведёт к нивелированию эмоциональной составляющей вос-

приятия музыки.

Необходимо отметить, что авторы-составители постарались представить к каждой изуча-

емой теме максимально большее количество музыкальных примеров, которые каждый педагог

может по-разному использовать в учебном процессе: какие-то пьески можно пройти в классе в

качестве чтения с листа, что-то предложить ученику в качестве самостоятельного разбора или

ознакомления, что-то использовать в качестве подбора от других клавиш и т.д.

Таким образом, материал первого раздела направлен на освоение и развитие таких необ -

ходимых навыков у учащихся, как чтение с листа, навыки ансамблевой игры, подбор по слуху

и игра различных песенных попевок, освоение первоначальных теоретических сведений.

Также ученикам даётся возможность проявить свою творческую фантазию через ряд

практических заданий на закрепление пройденного материала. Например, найти названия нот

в спрятанных словах предложенных стихов, прочитать авторскую сказку, называя ноты вместо

пропущенных слогов, сыграть музыкальную историю в разных регистрах (найти соответству-

ющие по высоте голоса животных на клавиатуре инструмента) и т.д.

Второй раздел - двуручное исполнение мелодий, освоение размера, длительностей, зна-

ков альтерации. Помимо авторских пьес, в этот раздел включены и пьесы из хрестоматийных

сборников, которые традиционно нравятся детям и которые они с удовольствием играют.

Второй раздел продолжает дидактическую направленность первого раздела: все правила

проиллюстрированы интересными стихами, творческими заданиями и яркими иллюстрация-

ми. Новые авторские произведения, несомненно, расширят педагогический репертуар и помо -

гут преподавателям в поиске и выборе новых интересных пьес для изучения.

Одновременно с освоением сложного теоретического и практического материала педаго-

гу необходимо учить ребёнка понимать форму исполняемых произведений, характер музыки,

работать над качеством звукоизвлечения. Все эти формы работы, естественно, взаимосвязаны

и педагог на уроках должен планомерно вести работу по всем этим направлениям.

Третий раздел - освоение басового ключа и более сложных ритмических фигур, а также

динамических оттенков и интервала «квинта». В этом разделе представлены интересные

упражнения на освоение различных штрихов.

Также продолжается работа над более сложными ритмическими фигурами: ритмы с точ -

кой, с залигованными нотами, синкопы. Для более успешной работы в этом направлении в

сборнике представлены ритмические партитуры, изучение и закрепление которых можно про-

водить в форме творческих заданий: сочинение подтекстовок, использование шумовых инстру-

ментов, сочинение мелодий на заданный ритм и т.д.

В конце сборника имеется «Приложение», в котором в игровой форме даётся материал на

освоение регистров, всех музыкальных интервалов и ряда аккордов, а также кроссворды на за-

крепление пройденного материала.

Этим разделом завершается Первая часть учебного пособия «В королевстве чёрно-белых

клавиш». У авторов запланированы ещё 2 выпуска: 2 выпуск - это полифонические произведе-

ния, 3 выпуск - произведения крупной формы.

Авторы-составители убеждены, что данное пособие найдёт своё место в методической

копилке преподавателей общего фортепиано и, разумеется, каждый из них по-своему, творче -

ски подойдет к предложенному материалу, исходя из своего личного опыта.

Фрагменты учебно-методического пособия

«В королевстве чёрно-белых клавиш»

РАЗДЕЛ I

РАЗ-

ДЕЛ II

ПРИЛОЖЕНИЕ



В раздел образования