Автор: Денисова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс, представление опыта работы , учителя начальных
классов МАОУ СОШ № 7 г. Балаково, Денисовой Татьяны Петровны
по теме :
«Пути совершенствования системы профилактики правонарушений и
преступлений среди младших школьников»
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней
его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем
детстве.
А.С.
Макаренко
писал,
что
«...
главные
основы
воспитания
закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего
воспитательного процесса»
Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко
накладывают
отпечаток
на
всю
его
последующую
жизнь.
К
сожалению,
родители
не всегда замечают отрицательные черты в поведении своего
«чада», а заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал,
подрастет,
научится,
и
исправится.
При
таком
отношении
к
воспитанию
создаются
условия,
при
которых
незначительные,
на
первый
взгляд,
недостатки
ребенка,
повторяясь
многократно,
переходят
в
привычку
и
выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.
Уже в младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так
называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции
ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности,
новое
окружение,
он
знакомится
с
множеством
людей
–
учителями,
одноклассниками
и
т.
д.
Считается,
что
кризис
7
лет
–
это
рождение
социального «Я» ребёнка.
Именно в этом возрасте, мы педагоги, учителя начальных классов,
встречаем своих учеников и их родителей, а также бабушек , дедушек…
тети, дяди , крестные… Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное
в работе с детьми – это работа с их родителями».
Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин,
порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие
целенаправленной
воспитательной
работы
с
детьми
с
ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая
нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание
к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за
совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и
частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Как правило, ребенок получает клеймо «трудного», если его поведение
не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения
невозможно применить наработанные педагогические приемы.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и
правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную
роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая
приводит к правонарушениям и преступлениям.
Сегодня невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как
профилактика правонарушений и преступлений среди младших
школьников.
Что мы понимаем под этим словом
«Профилактика» - система социальных, правовых, педагогических и иных
мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям
несовершеннолетних
Давайте посмотрим, на какие серьезные нормативные документы,
опирается система профилактики правонарушений и преступлений среди
младших школьников
Нормативные документы:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Закон №120 - ФЗ «Об Образовании»;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Семейный Кодекс РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Кодекс Законов о труде РФ;
Уголовный кодекс РФ
В настоящее время профилактика выходит на общегосударственный
уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при
ведущей роли системы образования.
Школа по вопросам профилактики правонарушений тесно
сотрудничает с внешними субъектами профилактики:
Перед вами схема
Взаимодействия школы с субъектами профилактики
Задачи образовательного учреждения:
оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении
либо проблемы в обучении;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном
положении или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими
основного общего образования;
выявление семей, находящихся в социально- опасном положении;
обеспечение организации общедоступных спортивных секций,
кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных
на законопослушное поведение.
Работа педагогического коллектива
Коллектив нашей школы считает, что остановить поток негативных
явлений среди учащихся возможно через возрождение нравственных
идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию,
и через широкую пропаганду здорового образа жизни.
Посмотрим на данную систему работы пед коллектива, прошу выделить на
ваш взгляд самый главный сегмент. с которого начинается работа по
профилактике правонарушений.
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который
лучше других знает своих учеников
.
В школе ребенок получает помощь
Основная задача классного руководителя –
скоординировать все
воспитательные влияния на школьников в целях развития личности
посредством включения их в многообразные виды деятельности и
взаимоотношений.
В начале каждого учебного года:
создаётся паспортизация семей;
выявляются трудные дети;
создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной
ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Главное направление в работе классного руководителя:
забота об укреплении положения детей в классном коллективе,
организация помощи «трудным» в выполнении общественных
поручений;
формулирование положительного «Я»;
создание обстановки успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности;
анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его
достижений, поощрении положительных изменений.
Важный компонент профилактики:
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся
( ежедневный контроль успеваемости, информирование родителей)
Борьба с пропусками занятий
(ежедневно выявляем причины отсутствия детей, осуществляем контроль за
предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски,
ведем ежемесячный учет пропусков занятий)
Организация досуга учащихся
Классные руководители стараются вовлечь учащихся в:
спортивные секции;
художественное творчество;
различные объединения
Пропаганда здорового образа жизни
утренняя зарядка;
Дни здоровья;
видеоуроки;
классные часы;
тематические линейки;
экскурсии в природу;
участие в соревнованиях
Правовое воспитание
Беседы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки
(административной, гражданско-правовой, уголовной), о характерных для
подростковой среды видах преступлений
Работа с родителями
обследование жилищных условий;
беседы;
родительские лектории;
родительские собрания;
круглые столы;
Совместные мероприятия, экскурсии
Проведение индивидуальной воспитательной работы
разработка индивидуальной воспитательно -образовательной
программы;
конкретного плана совместных действий администрации, педагогов,
медиков, родителей по коррекции девиантного поведения
обучающегося
Итак, возвращаясь к теме моего выступления, я хотела бы сказать…
Пути совершенствования системы профилактики правонарушений и
преступлений среди младших школьников.
Отказ от декларативной формы общения с родителями и учащимися;
Ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник,
а не пассивный объект.
Применение творческих подходов в работе.