Напоминание

"Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе"


Автор: Денисова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс, представление опыта работы , учителя начальных

классов МАОУ СОШ № 7 г. Балаково, Денисовой Татьяны Петровны

по теме :

«Пути совершенствования системы профилактики правонарушений и

преступлений среди младших школьников»

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней

его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем

детстве.

А.С.

Макаренко

писал,

что

«...

главные

основы

воспитания

закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего

воспитательного процесса»

Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко

накладывают

отпечаток

на

всю

его

последующую

жизнь.

К

сожалению,

родители

не всегда замечают отрицательные черты в поведении своего

«чада», а заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал,

подрастет,

научится,

и

исправится.

При

таком

отношении

к

воспитанию

создаются

условия,

при

которых

незначительные,

на

первый

взгляд,

недостатки

ребенка,

повторяясь

многократно,

переходят

в

привычку

и

выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

Уже в младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так

называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции

ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности,

новое

окружение,

он

знакомится

с

множеством

людей

учителями,

одноклассниками

и

т.

д.

Считается,

что

кризис

7

лет

это

рождение

социального «Я» ребёнка.

Именно в этом возрасте, мы педагоги, учителя начальных классов,

встречаем своих учеников и их родителей, а также бабушек , дедушек…

тети, дяди , крестные… Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное

в работе с детьми – это работа с их родителями».

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин,

порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

отсутствие

целенаправленной

воспитательной

работы

с

детьми

с

ранних лет;

незнание их интересов и потребностей;

политическая, социально-экономическая и экологическая

нестабильность;

усиление влияния псевдокультуры;

неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание

к детям;

чрезмерное попустительство или жестокость наказания за

совершенные проступки;

сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и

частного предпринимательства;

"эпидемия" разводов;

потеря эмоциональных контактов с детьми.

Как правило, ребенок получает клеймо «трудного», если его поведение

не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения

невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и

правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную

роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая

приводит к правонарушениям и преступлениям.

Сегодня невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как

профилактика правонарушений и преступлений среди младших

школьников.

Что мы понимаем под этим словом

«Профилактика» - система социальных, правовых, педагогических и иных

мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,

способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям

несовершеннолетних

Давайте посмотрим, на какие серьезные нормативные документы,

опирается система профилактики правонарушений и преступлений среди

младших школьников

Нормативные документы:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон №120 - ФЗ «Об Образовании»;

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Семейный Кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс Законов о труде РФ;

Уголовный кодекс РФ

В настоящее время профилактика выходит на общегосударственный

уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при

ведущей роли системы образования.

Школа по вопросам профилактики правонарушений тесно

сотрудничает с внешними субъектами профилактики:

Перед вами схема

Взаимодействия школы с субъектами профилактики

Задачи образовательного учреждения:

оказание социально-психологической и педагогической помощи

несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении

либо проблемы в обучении;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном

положении или систематически пропускающих по неуважительным

причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими

основного общего образования;

выявление семей, находящихся в социально- опасном положении;

обеспечение организации общедоступных спортивных секций,

кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществление мер по реализации программ и методик, направленных

на законопослушное поведение.

Работа педагогического коллектива

Коллектив нашей школы считает, что остановить поток негативных

явлений среди учащихся возможно через возрождение нравственных

идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию,

и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Посмотрим на данную систему работы пед коллектива, прошу выделить на

ваш взгляд самый главный сегмент. с которого начинается работа по

профилактике правонарушений.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который

лучше других знает своих учеников

.

В школе ребенок получает помощь

Основная задача классного руководителя –

скоординировать все

воспитательные влияния на школьников в целях развития личности

посредством включения их в многообразные виды деятельности и

взаимоотношений.

В начале каждого учебного года:

создаётся паспортизация семей;

выявляются трудные дети;

создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной

ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Главное направление в работе классного руководителя:

забота об укреплении положения детей в классном коллективе,

организация помощи «трудным» в выполнении общественных

поручений;

формулирование положительного «Я»;

создание обстановки успеха, одобрения, поддержки,

доброжелательности;

анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его

достижений, поощрении положительных изменений.

Важный компонент профилактики:

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся

( ежедневный контроль успеваемости, информирование родителей)

Борьба с пропусками занятий

(ежедневно выявляем причины отсутствия детей, осуществляем контроль за

предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски,

ведем ежемесячный учет пропусков занятий)

Организация досуга учащихся

Классные руководители стараются вовлечь учащихся в:

спортивные секции;

художественное творчество;

различные объединения

Пропаганда здорового образа жизни

утренняя зарядка;

Дни здоровья;

видеоуроки;

классные часы;

тематические линейки;

экскурсии в природу;

участие в соревнованиях

Правовое воспитание

Беседы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки

(административной, гражданско-правовой, уголовной), о характерных для

подростковой среды видах преступлений

Работа с родителями

обследование жилищных условий;

беседы;

родительские лектории;

родительские собрания;

круглые столы;

Совместные мероприятия, экскурсии

Проведение индивидуальной воспитательной работы

разработка индивидуальной воспитательно -образовательной

программы;

конкретного плана совместных действий администрации, педагогов,

медиков, родителей по коррекции девиантного поведения

обучающегося

Итак, возвращаясь к теме моего выступления, я хотела бы сказать…

Пути совершенствования системы профилактики правонарушений и

преступлений среди младших школьников.

Отказ от декларативной формы общения с родителями и учащимися;

Ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник,

а не пассивный объект.

Применение творческих подходов в работе.



В раздел образования