Напоминание

"МНЕМОТЕХНИКА - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Федорова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №10
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "МНЕМОТЕХНИКА - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МНЕМОТЕХНИКА - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В

РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мнемотехника

-

искусство

запоминания,

совокупность

приемов

и

способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем

образования искусственных ассоциаций.

Для

чего

нужна

мнемотехника

дошкольникам?

Актуально сть

мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у

детей

преобладает

зрительно-образная

память.

Чаще

всего

запоминание

происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление

попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить

то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех

рассчитывать

не

стоит.

Мнемотехника

для

дошкольников

как

раз

помогает

упростить

процесс

запоминания,

развить ассоциативное

мышление и

воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в

результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного

запаса

и

формированию

связной

речи. Приёмы

мнемотехники

облегчают

запоминание

у

детей

и

увеличивают

объём

памяти

путём

образования

дополнительных ассоциаций.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие

основных

психических

процессов

памяти,

внимания,

образного мышления и речи;

перекодирование

информации,

т.е.

преобразования

из

абстрактных

символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском

саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых

примерах.

Для

начала

детей

знакомят

с

мнемоквадратами

понятными

изображения,

которые

обозначают

одно

слово,

словосочетание,

его

характеристики

или

простое

предложение.

Затем

воспитатель

усложняет

занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок,

по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И,

наконец,

самая

сложная

структура

это

мнемотаблицы.

Они

представляют

собой

изображения

основных

звеньев,

в

том

числе

схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ

или

даже

стихотворение.

Первоначально

таблицы

составляют

воспитатели,

родители,

потом

к

этому

процессу

можно

подключить

и

ребенка,

таким

образом,

мнемотехника

повлияет

не

только

на

развитие

памяти,

но

и

на

фантазию, визуализацию образов ребенком.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов.

Предметно-схематические

модели

мнемотехники,

используемые

для

развития

речи

дошкольников

должны

соответствовать

определенным

требованиям:

а)

чётко

отражать

основные

свойства

и

отношения,

которые

являются

объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны

быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с

ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка

может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

Но

надо

отметить,

что

знакомя

дошкольников

с

мнемотаблицами,

необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.

I I этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах

занятий,

в

различных

видах

деятельности,

т.к.

у

ребёнка

не

должно

быть

«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области,

потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например: не большой, не круглый, не съедобный.

IV этап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих

какое-либо качество.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

V I

I этап.

Осуществляется

перекодирование

информации,

т. е .

преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или

рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в

старших самостоятельно.

Детям

младшего

дошкольного

возраста

трудно

уловить

обучающую

информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при

помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию,

но

в

небольшом

количестве,

что

очень

важно

на

первых

порах

обучения

ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и

приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного

возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической

зарисовки.

С помощью мнемотехники удаётся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется

желание

пересказывать

тексты,

придумывать

интересные

истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию

стихотворений увлекает

детей,

превращает

занятие

в

игру. Зрительный же

образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося

просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для

разучивания

каждого

стихотворения

разрабатывается

и

составляется

своя

мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно

на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя

метод мнемотехники, тем лучше подготовятся дети к школе, так как связная

речь

является

важным

показателем

умственных

способностей

ребенка

и

готовности его к школьному обучению.

Список литературы:

1.

Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию

речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для

воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с.

2.

Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.

3.

Полянская

Т.

Б.

Использование

метода

мнемотехники

в

обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. -

СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.



В раздел образования