Автор: Федорова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №10
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "МНЕМОТЕХНИКА - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
МНЕМОТЕХНИКА - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В
РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мнемотехника
-
искусство
запоминания,
совокупность
приемов
и
способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Для
чего
нужна
мнемотехника
дошкольникам?
Актуально сть
мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у
детей
преобладает
зрительно-образная
память.
Чаще
всего
запоминание
происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление
попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить
то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех
рассчитывать
не
стоит.
Мнемотехника
для
дошкольников
как
раз
помогает
упростить
процесс
запоминания,
развить ассоциативное
мышление и
воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в
результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного
запаса
и
формированию
связной
речи. Приёмы
мнемотехники
облегчают
запоминание
у
детей
и
увеличивают
объём
памяти
путём
образования
дополнительных ассоциаций.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие
основных
психических
процессов
–
памяти,
внимания,
образного мышления и речи;
перекодирование
информации,
т.е.
преобразования
из
абстрактных
символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском
саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых
примерах.
Для
начала
детей
знакомят
с
мнемоквадратами
–
понятными
изображения,
которые
обозначают
одно
слово,
словосочетание,
его
характеристики
или
простое
предложение.
Затем
воспитатель
усложняет
занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок,
по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И,
наконец,
самая
сложная
структура
–
это
мнемотаблицы.
Они
представляют
собой
изображения
основных
звеньев,
в
том
числе
схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ
или
даже
стихотворение.
Первоначально
таблицы
составляют
воспитатели,
родители,
потом
к
этому
процессу
можно
подключить
и
ребенка,
таким
образом,
мнемотехника
повлияет
не
только
на
развитие
памяти,
но
и
на
фантазию, визуализацию образов ребенком.
В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов.
Предметно-схематические
модели
мнемотехники,
используемые
для
развития
речи
дошкольников
должны
соответствовать
определенным
требованиям:
а)
чётко
отражать
основные
свойства
и
отношения,
которые
являются
объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны
быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с
ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка
может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
Но
надо
отметить,
что
знакомя
дошкольников
с
мнемотаблицами,
необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.
I I этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах
занятий,
в
различных
видах
деятельности,
т.к.
у
ребёнка
не
должно
быть
«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области,
потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например: не большой, не круглый, не съедобный.
IV этап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих
какое-либо качество.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
V I
I этап.
Осуществляется
перекодирование
информации,
т. е .
преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или
рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в
старших самостоятельно.
Детям
младшего
дошкольного
возраста
трудно
уловить
обучающую
информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при
помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию,
но
в
небольшом
количестве,
что
очень
важно
на
первых
порах
обучения
ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и
приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного
возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической
зарисовки.
С помощью мнемотехники удаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется
желание
пересказывать
тексты,
придумывать
интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию
стихотворений увлекает
детей,
превращает
занятие
в
игру. Зрительный же
образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося
просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для
разучивания
каждого
стихотворения
разрабатывается
и
составляется
своя
мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно
на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя
метод мнемотехники, тем лучше подготовятся дети к школе, так как связная
речь
является
важным
показателем
умственных
способностей
ребенка
и
готовности его к школьному обучению.
Список литературы:
1.
Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию
речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для
воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с.
2.
Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
3.
Полянская
Т.
Б.
Использование
метода
мнемотехники
в
обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. -
СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.