Напоминание

Игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков


Автор: Курочкина Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14 "Сказка"
Населённый пункт: город Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей и воспитателей
Тема: Игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является

развитие его речи – феномен сложного и основного показателя

готовности к успешному обучению.

Своевременное развитие речи малыша позволяет ему осознанно

воспринимать окружающий мир. Любое нарушение речи может

отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие

дети часто становятся замкнутыми, молчаливыми, упрямыми, а

иногда и агрессивными. Это является следствием того, что

недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и

взрослыми, этим самым отрицательно влияя на его эмоционально-

интеллектуальную сферу, а это еще больше задерживает развитие

его речи.

Даже неправильное произношение нескольких звуков может

привести к отставанию в развитии детей, так как их речь бывает

малопонятной, что нарушает контакт с окружающими, мешает

формированию фразовой речи, следовательно, сказывается и на

логическом мышлении.

Особенно важное значение имеет правильное произношение

звуков в период обучения грамоте потому, что письменная речь,

формируется на основе устной, и даже незначительные недостатки

устной речи могут привести к неуспеваемости.

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном

детстве имеет игра для всестороннего развития ребенка. Она

составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно

знакомиться с окружающим, познает как мир вещей, так и мир

человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои

представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у

него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие

всех сторон психики ребенка-дошкольника. Причем в игре это

происходит значительно легче и быстрее.

Особое значение имеет игра для детей с тяжелыми нарушениями

речи. Эти дети часто бывают раздражительны, упрямы, плохо

вступают в контакт. Они много плачут и быстро утомляются. Работа с

такими детьми должна быть организована на более высоком

методическом уровне, с учетом психологических особенностей этих

детей.

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые

нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре

возникают положительные эмоции у детей, возрастает

познавательная активность и интерес.

В логопедической работе есть моменты, требующие

кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки

ребенка – этапы закрепления приобретенных произносительных

умений (так называемая автоматизация звука).

На каждое положение звука в слове – в начале, в середине, в

конце – подбирается по 20-30 картинок. То есть около ста картинок

должно быть предъявлено ребенку, чтобы автоматизация звука

прошла успешно. Результативность этой работы можно достичь лишь

в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребенка.

Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть

картинки, а будет играть.

Цель: автоматизация звука «С» в словах.

Материал: сюжетная картинка с изображением слона,

поливающего из лейки клумбу с цветами размером 30х20; 10-15

ведерок, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне их

наклеены или нарисованы предметные картинки, в названии которых

есть звук «с» в определенной позиции или в разных позициях.

Ход игры

Предлагаем ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Обращаем

его внимание на то, что слону нужно помочь. Клумба большая, много

цветов, и потребуется много воды, что бы ее полить. Пусть слон

поливает цветы, а мы будем ему помогать. Будем подносить ведерки с

водой. Далее обращаем внимание ребенка на то, что в ведерках

спрятаны картинки. Если он назовет картинку правильно, то относит

ведерко с водой к слону, а если нет – ведерко откладывается в

сторону.

В конце занятия подводиться итог: много ли воды принесли

слону? Помогли ли мы ему?

Материал: красочная сюжетная картинки с изображением

мышки, проникшей на кухню, и вырезанные из картона сосиски, на

обратной стороне которых есть предметные картинки.

Ход занятия

Рассматриваем картинку, называем предметы и продукты,

имеющиеся на кухне. Обращаем внимание ребенка на мышку, за

которой тянется вереница сосисок (выкладываем заранее сосиски за

мышкой так, будто она их за собой тащит). Мышка стащила сосиски и

надо их у нее отнять.

Ребенку предлагается перевернуть сосиску и назвать изображение

на ее обороте предмет. Назвал правильно – сосиска отнята, сделал

ошибку – сосиску съест мышка.

Материал: Плоскостной самолет из картона с вырезанными

окошками-иллюминаторами и вырезанные фигурки животных.

Ход игры

Предлагаем малышу рассмотреть животных (птиц), назвать их.

Объясняем, что животным очень бы хотелось полететь на самолете.

Ребенок берет фигурку животного, называет его, четко артикулируя

звук «с», и помещает ее в окошко (как будто животное выглядывает из

иллюминатора). Так рассматриваются все животные, и малышу

предлагается показать их (побегать по группе) в самолете. Затем

самолет «идет на посадку», звери выходят, и их еще раз называют.

Материал: плоскостная кукла большого размера и маленькие

плоскостные сумочки из цветного картона с предметными

картинками на обратной стороне.

Ход игры

Рассматриваем куклу, придумываем ей имя, в названии которого

есть звук «с». Обращаем внимание на большое количество дорожных

сумок рядом с ней. Уточняем: для чего нужны такие сумки? Куда

можно поехать с такими сумками?

Предлагаем ребенку перевернуть сумку, посмотреть, что в ней

лежит и назвать предмет.

В конце занятия – вспомнить и назвать, какие предметы взяла с

собой кукла Соня в отпуск.

Материал: сюжетная картинки с изображением зверюшек или

отдельные плоскостные фигурки животных и вырезанные из картона

стаканчики с соком, на обратной стороне которых изображены овощи

и фрукты.

Ход занятия

Рассматриваем изображенных животных. Ребенку предлагается

угостить их соком. Для этого надо перевернуть стаканчики и

правильно назвать изображенный там предмет. Если предмет назван

правильно – стаканчик убирается, и кто-то из зверей остается без

сока.

Для более старших детей эту игру можно усложнить. Им можно

предложить не только назвать овощ или фрукт, но и образовать

соответствующее прилагательное. Например: слива – сливовый,

абрикос – абрикосовый, капуста – капустный и т.д.

Материал: картинка с изображением слона, жонглирующего

цветными шариками – кружочками из цветного картона с

предметными картинками на обороте.

Ход занятия

Предлагаем ребенку рассмотреть волшебные кружочки, которые

подбросил слон вверх, и назвать, что нарисовано на их обратной

стороне.

Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными

окошками; карточки из синего картона по величине окошек с

предметными картинками на одной стороне.

Ход занятия

В окошки-прорези вставляем синие карточки. Объясняем ребенку,

что в домике еще все жители спят, поэтому и окошки темные. Сейчас

наступило утро, жильцы просыпаются и выглядывают каждый в свое

окошко. Ребенку предлагается открыть по очереди окошки, т.е.

перевернуть синюю карточку и назвать, кто на ней нарисован.

Материал: сюжетная картинка с изображением зайчика,

сидящего на вагоне; вырезанные из цветного картона маленькие

чемоданчики, дорисовать необходимые детали, наклеить предметные

картинки на обратной стороне.

Ход игры

Ребенок рассматривает и называет предмет, лежащий в чемодане.

Называет правильно – чемодан грузиться в вагон. Если в названии

картинки звук «з» произнесен искаженно – чемодан остается на

перроне.

Игра проходит интереснее, если чемоданы «грузятся» в щель,

прорезанную в двери вагона.

Материал: плоскостная вазочка крупного размера и небольшие

цветочки разного или одинакового цвета (из картона), на обратной

стороне которых есть изображение различных предметов.

Ход игры

Малыш берет цветок, переворачивает его, правильно называет

предмет и только тогда ставит его в вазу. Чем больше правильно

названных слов, тем пышнее букет.

Материал: сюжетная картинка с изображением зайчика,

грызущего морковь; и нужное количество картонных кочанчиков

капусты или морковок (или того и другого).

Ход игры

На столе раскладываются морковки. Ребенок называет картинки,

изображенные на обороте морковок (кочанчиков) и угощает ими

зайчика.

Материал: сюжетная картинка с изображением обезьянки с

кисточкой, прямоугольники-краски с предметными картинками на

обороте.

Ход игры

Малышу предлагается подарить краски обезьянке. Для этого он

должен правильно назвать картинку, изображенную с обратной

стороны «краски» - картонного прямоугольника. Ребенок называет

предметы и укладывает прямоугольники-краски возле обезьянки.

Материал: лист картона темно-синего цвета и небольшие

звездочки из желтого картона с предметными картинками на обороте.

Ход игры

Уточняем, какое время суток наступило (во время игры),

объясняем почему.

Вспоминаем, какое небо бывает днем, ночью? Что светит ночью

на небе? Ребенку предлагается зажечь на небе звездочки. Звездочки

волшебные – с картинками на обратной стороне. Малыш называет

картинку, в названии которой есть звук «з» и располагает ее на

«ночном небе» - листе синего картона.

Материал: нарисованная на листе картона пирамидка из пустых

квадратов; предметные картинки на карточках, соответствующие

квадратам пирамидки.

Ход игры

Обращаем внимание ребенка на то, что пирамидка совсем не

яркая, ее клеточки пустые, и предлагаем поместить в них картинки.

Малыш называет картинку и помещает ее в пустой квадратик

пирамидки.

Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама,

бабушка и т.д.)и карточки поменьше с картинками, в названиях

которых есть звук «з»

Ход игры

Предлагаем ребенку рассмотреть и назвать предметы,

изображенные на карточках: арбузы, тазы, розы, ваза, зонт, коза,

замок, зубило, забор, блуза, береза и др. Далее предлагается ребенку

подумать, кому из членов семьи какой предмет нужен и положить

рядом с ним соответствующую картинку.

Например: маме – розы, зонтик; папе – замок, зубило; бабушке –

козы и т.д.

Материал: сумочка, сшитая из картона швом «за иголку»;

«пуговицы» - вырезанные из цветного картона и раскрашенные

соответствующим образом кружочки.

Ход игры

На столе раскладывают «пуговицы» - ребенку предлагается

собрать их в сумочку. Пуговицы опускается в сумочку лишь после

того, как будет правильно названа картинка на ее обороте.

Материал: сюжетная картинка с изображением курицы, стоящей

возле гнезда полного яиц. Рядом с картинкой сложены стопочкой

«яйца» из белого картона с предметными картинками на обратной

стороне.

Ход игры

Обращаем внимание ребенка на то, что эти яйца волшебные, так

как у них внутри картинки.

Малыш берет «яйцо», называет картинку и подкладывает ее в

гнездышко. Эту же сюжетную картинку курицы можно использовать

для игры «Вывелись у курицу цыплята».

Уточняем, кто выводится из яиц у мамы курицы? Какие бывают

цыплята? Достаются плоскостные фигурки цыплят (по одному).

Причем «выводится» цыпленок только в том случае, если правильно

названа картинка на его обороте.

Материал: Красивая корзинка из картона с прорезью

посередине. На столе разложены огурцы из такого же цветного

картона с предметными картинками на обороте.

Ход игры

Малышу предлагается собрать огурцы в корзиночку. Он берет

огурец, называет картинку, четко артикулируя звук «ц» и опускает ее

в прорезь.

Материал: вырезанные из картона и красиво раскрашены

рукавицы с картинками на обратной стороне.

Ход игры

Подарок – пара рукавиц высылается Деду Морозу в том случае,

если ребенок правильно назовет картинку, спрятавшуюся внутри

рукавицы.

Для дифференциации звуков можно использовать многие из ранее

перечисленных игр, несколько их усложнив.

Например, в игре «Что у белочке в дупле?» («Белочкины

запасы») на обратной стороне шишек можно наклеить картинки со

звуком «с», а на обратной стороне грибов или орехов – со звуком «ш».

Или в игре «Грибы для ежика»: в одну корзинку складываются слова-

картинки с одним звуком, а в другую – с другим.

А также в играх «Соберем урожай», «Что любит медведь?» (в

бочонках и на обратной стороне ягод малины – разные звуки).

Можно использовать еще и следующие игры:

Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа,

держащие ручки от зонтиков (без верха); из цветного картона верх от

зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры

Ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним

звуком, а другому – с другим (зонтики разложены вперемешку на

столе).

Материал: картинка с изображением дерущихся из-за картинки

лисят; предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры

Рассмотреть картинку. Обратить внимание, что лисята дерутся из-за

картинки. Предложить ребенку помирить лисят. Для этого надо дать

картинки каждому. Картинки распределяются между лисятами

(одному – со звуком…., другому – со звуком….)

Если ребенок еще мал, картинки можно взять двух цветов.

Материал: картонные фигурки футболистов, одетых в форму

разных цветов, с картинками на обороте.

Ход игры

Ребенку предлагается разбить игроков на две команды. В одну

команду подбираются игрока с картинками, в названии которых есть

один звук, а в другую – с другим звуком.

Для более младших детей можно использовать не фигурки

футболистов с картинками, а фигурки животных, в названии которых

есть дифференцируемые звуки.

Например: 1 команда – слон, собака, лиса…., 2 команда –

лягушка, мышка… .

Из обложки тетради по рисованию вырезаем картинку с

изображением зайчика и белочки, грызущих капусту и орешки.

Раскрашиваем их. Наклеиваем картинки, в названии которых есть

смешиваемые детьми звуки. И остается предложить игру ребенку.

Можно найти неисчислимое множество сюжетных и предметных

картинок и применить их для автоматизации и дифференциации

звуков. Надо только всегда учитывать доступность материала для

детей, как смысловую, так и слоговую.

Хотим обратить внимание на то, что не совсем обязательно

картинки рисовать (это умение не каждому дано). Их можно вырезать

из старых книг, журналов, даже использовать фантики от конфет. Мы,

например, используем книжки-раскраски, где образец нарисован

художником в цвете.

Так, в раскраске увидели красочную сюжетную картинку

подходящего формата, на которой коза держит кувшинчик с молоком.

Вырезали ее, наклеили на картон. Из зеленого картона вырезали

маленькие кочанчики капусты. На обратной стороне их наклеили

предметные картинки, в названии которых есть звук «С». Получилась

игра «Накормим козу капустой».

Так можно придумать неограниченное количество игр на

автоматизацию игр.

Консультация для

родителей и педагогов

Материал: кружочки из цветного картона, раскрашенные «под

клубочки».

Ход игры

Клубочки раскладываются на столе. Ребенку объясняем, что

котенок разбросал бабушкины клубочки. Чтобы бабушка не

огорчилась их надо собрать.

Собираем клубочки или в картонную сумочку, которую

использовали в игре «Соберем пуговицы в сумочку», или в любую

красивую коробочку, или просто складываем стопочкой возле спящей

в кресле бабушки, изображенной на сюжетной картинке.

Естественно, на обратной стороне клубочков имеются

предметные картинки, которые ребенок должен правильно назвать.

Материал: яркая привлекательная картинка с изображением

грустных, нахохлившихся мышат; вырезанные из картона и

раскрашенные соответствующим образом «кусочки сыра» с

наклеенными на обороте предметными картинками.

Ход игры

Предложить детям объяснить, почему эти мышки такие

невеселые? Дети предложили, что они голодные. Тогда достаем

вырезанные из картона и раскрашенные соответствующим образом

«кусочки сыра» с наклеенными на обороте предметными картинками,

в названии которых есть звук «ш» и стали кормить мышат.

Если ребенок называет картинку, четко артикулируя звук «ш», -

мышата получают угощение, если нет – «кусочки сыра»

откладываются в сторону.

Совсем нетрудно найти красочную картинку с изображением

петуха. Если из желтого картона вырезать зернышки (чтобы на

обратной стороне уместились маленькие предметные картинки), то

получится данная игра. Курочке достанется зернышко лишь в том

случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой

есть звук «ш».

Материал: сюжетная картинка с изображением белки, сидящей

возле дупла; плоскостные изображения шишек, грибов, орехов с

предметными картинками на обратной стороне.

Ход игры

Предлагаем ребенку вспомнить, где спит белка? Как она

готовиться к зиме? Какие запасы делает на зиму? Где белочка

складывает свои запасы?

Достаем «из дупла» спрятанные запасы, раскладываем их на

столе. Уточняем, какие слова спрятались в Белкиных запасах. Ребенок

должен правильно назвать слова, в данном случае, в названиях

которых есть звук «ш».

Игра аналогичная игре «Белкины запасы»

Уточняем, что любит медведь? Выкладываем на стол ряд

бочонков с нарисованными на обратной стороне предметными

картинками. Ребенок предполагает, что в этих бочонках мед для

медведя. Предлагаем ему перевернуть бочонки и назвать предметы,

«спрятавшиеся» в них.

Материал: сюжетная картинка, на которой изображен поросенок

с палитрой и кистями в руках перед пустым мольбертом; белые

картонные прямоугольники (обведенные рамочками) с изображением

предметов, в названии которых имеются шипящие звуки, в

произношении которых мы хотели бы тренировать детей.

Ход игры

«Картины» выставляются на мольберт, ребенок их называет,

четко артикулируя нужный звук.

Материал: сюжетная картинка с изображением ежика, несущего

корзинку; плоскостные грибочки с предметными картинками на

обратной стороне, в названии которых есть звук «ж».

Ход игры

Рассматривается сюжетная картинка. Уточняется, куда

направился ежик. (Дети обычно с уверенностью отвечает, что в лес

за грибами)

Предлагается ежику поскорее собрать полную корзину грибов.

Для этого надо правильно назвать слова, спрятанные в грибочках.

Ребенок берет грибок, называет слово и складывает его в корзину.

(Для большего интереса вырезаются разные грибочки – лисички,

боровики и т.д.)

Материал: на лист картона наклеены полоски нарезанной

зеленой бумаги «под травку»; плоскостные фигурки ежиков с

картинками, в названии которых есть автоматизированный звук.

Ход игры

Перед игрой ежиков прячут в «травку» (засовывают в полоски

бумаги).

Ребенку объясняется, что у ежихи маленькие детки (ребенок

должен сам назвать детенышей), и они заблудились в травке.

Предлагается помочь ежихе-маме. Ребенок «находит» ежонка,

правильно называет картинку и возвращает его маме.

Материал: красиво разрисованная избушка из картона с

прорезями вместо окон; плоскостные фигурки животных, птиц,

насекомых (жаба, жираф, журавль, жук и т.д.)

Ход игры

Рассматривается избушка. Детям дается возможность

предложить, почему в окошки никто не выглядывает. Куда подевались

жильцы?

Детям предлагается закрыть глазки. Учитель быстро заполняет

фигурками окошки. Ребенок открывает глаза, рассматривает жильцов,

называет их.

Материал: елка, вырезанная из бархатной бумаги; мелкие

игрушки из картона, наклеенные на бархатную бумагу или фланель

Ход игры

Игрушки называются и крепятся на елку.

Материал: плоскостной самовар или картинка с его

изображением; красиво разрисованная плоскостная чашка;

предметные картинки, наклеенные на кусочки картона в виде капель.

Ход игры

Рассматривается картинка с изображением самовара. Уточняется,

для чего он нужен? Далее начинается «чаепитие» - картинки-капельки

капают из самовара в чашку. Чем больше правильно названных

картинок, тем полнее чашка.

Материал: картинка, где нарисован Чебурашка с сачком;

разноцветные бабочки с картинками на обороте.

Ход игры

Рассматриваем картинку. Уточняем, что собрался делать

Чебурашка? (Бабочки заранее раскладываются на столе недалеко от

Чебурашки).

Предлагается помочь Чебурашке в ловле бабочек. Ребенок

выбирает любую бабочку, называет картинку, и тогда она поймана. (В

конце занятия все бабочки «отпускаются» на волю).

Консультация для

родителей и педагогов

Материал: картинка с изображением большой грузовой машины;

картонные цветные прямоугольники с предметными картинками с

одной стороны.

Ход игры

В кузов машины друг на друга (в виде коробок с грузом)

сложенные картонные прямоугольники.

Ребенку предлагается разгрузить машину с игрушками для

детского сада. Малыш берет «коробку», называет игрушку, лежащую

в ней, и ставит в стопочку.

Материал: просторный аквариум из картона; яркие рыбки с

картинками на другой стороне.

Ход игры

Для детского сада привезли рыбок. Чтобы они не погибли, их

надо быстро выпустить в воду. Для этого надо четко назвать картинку

и поместить «рыбку» в аквариум.

Материал: Дед Мороз, вырезанный из картона; мешочки

разноцветные картонные.

Ход игры

Ребенку предлагается рассмотреть и назвать предметы

«лежащие» в мешках, которые Дед Мороз приготовил в подарок

детям.

Материал: красивая плоскостная вазочка или мисочка;

плоскостные изображения овощей или фруктов (или того и другого).

Ход игры

Уточняем, когда созревает урожай овощей (фруктов)? Где они

растут? Предлагаем ребенку выбрать овощи (фрукты), назвать их и

поместить в вазу.

Материал: паровоз из картона; вагончики из картона с

предметными картинками на одной стороне.

Ход игры

На столе, а еще лучше – на полу, разложены паровоз и за ним

вагончики. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать, какой груз

находится в вагонах. Затем можно «отцепить» вагоны с тем грузом,

который необходим для детского сада. Ребенок отбирает нужный груз

и еще раз его называет.

Для дифференциации звуков можно использовать многие из ранее

перечисленных игр, несколько их усложнив.

Например, в игре «Что у белочки в дупле?» («Белочкины

запасы») на обратной стороне шишек можно наклеить картинки со

звуком «с», а на обратной стороне грибов или орехов – со звуком «ш».

Или в игре «Грибы для ежика»: в одну корзинку складываются слова-

картинки с одним звуком, а в другую – с другим.

А также в играх «Соберем урожай», «Что любит медведь?» (в

бочонках и на обратной стороне ягод малины – разные звуки).

Можно использовать еще и следующие игры:

Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа,

держащие ручки от зонтиков (без верха); из цветного картона верх от

зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры

Ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним

звуком, а другому – с другим (зонтики разложены вперемешку на

столе).

Материал: картинка с изображением дерущихся из-за картинки

лисят; предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры

Рассмотреть картинку. Обратить внимание, что лисята дерутся из-за

картинки. Предложить ребенку помирить лисят. Для этого надо дать

картинки каждому. Картинки распределяются между лисятами

(одному – со звуком…., другому – со звуком….)

Если ребенок еще мал, картинки можно взять двух цветов.

Материал: картонные фигурки футболистов, одетых в форму

разных цветов, с картинками на обороте.

Ход игры

Ребенку предлагается разбить игроков на две команды. В одну

команду подбираются игрока с картинками, в названии которых есть

один звук, а в другую – с другим звуком.

Для более младших детей можно использовать не фигурки

футболистов с картинками, а фигурки животных, в названии которых

есть дифференцируемые звуки.

Например: 1 команда – слон, собака, лиса…., 2 команда –

лягушка, мышка… .

Из обложки тетради по рисованию вырезаем картинку с

изображением зайчика и белочки, грызущих капусту и орешки.

Раскрашиваем их. Наклеиваем картинки, в названии которых есть

смешиваемые детьми звуки. И остается предложить игру ребенку.

Можно найти неисчислимое множество сюжетных и предметных

картинок и применить их для автоматизации и дифференциации

звуков. Надо только всегда учитывать доступность материала для

детей, как смысловую, так и слоговую.

Хотим обратить внимание на то, что не совсем обязательно

картинки рисовать (это умение не каждому дано). Их можно вырезать

из старых книг, журналов, даже использовать фантики от конфет. Мы,

например, используем книжки-раскраски, где образец нарисован

художником в цвете.

Так, в раскраске увидели красочную сюжетную картинку

подходящего формата, на которой коза держит кувшинчик с молоком.

Вырезали ее, наклеили на картон. Из зеленого картона вырезали

маленькие кочанчики капусты. На обратной стороне их наклеили

предметные картинки, в названии которых есть звук «С». Получилась

игра «Накормим козу капустой».

Так можно придумать неограниченное количество игр на

автоматизацию игр.

Консультация для

родителей и педагогов

Материал: книжка-самоделка с наклеенными на ее страницах

картинками, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Например: звук «г».

Ход игры

Девочке Гале подарили книжку с красивыми картинками.

Галя разрешила нам ее посмотреть. Педагог с ребенком

рассматривает картинки. Малыш называет картинки, чётко

артикулируя звук «г», отвечает на вопросы, которые возникают по

ходу игры.

Материал: плоскостной холодильник с «открывающейся

дверцей»; предметные картинки, в названии которых есть звук «х».

Ход игры

Рассматриваем холодильник, уточняем его назначение,

перечисляем, что можно хранить в холодильнике.

«Открываем» холодильник, рассматриваем и называем предмет,

определяем, где он должен находиться.

Например:

Это халат. Халат должен висеть в шкафу…

Это хлопушка висит на елке.

Это горох. Горох можно хранить в холодильнике. И т.д.

Материал: можно взять настоящую куклу и шкатулку с

картинками, можно – их плоскостные изображения с теми же

картинками.

Ход игры

Рассматриваем куклу. Рассказываем, что Катя очень любит

рассматривать картинки. Она складывает их в шкатулку. Давайте

вместе с Катей посмотрим ее картинки. Дети рассматривают

картинки, называют их, четко артикулируя нужный звук. (В данном

случае звук «к»)

Картинки можно наклеить на геометрические фигурки из яркого

цветного картона. Игра будет выглядеть более красочно и по ее ходу

можно закрепить звук «к» в словах: кружок, квадрат… и т.д.

Материал: прямоугольники из цветного картона с предметными

картинками на обратной стороне.

Ход игры

На листе картона нарисована открытая коробка красок. На краски

наложены стопочками прямоугольники картона того же цвета с

предметными картинками.

Объясняем, что это волшебные краски. В них спрятались

картинки. Находим картинки, дети называют их, четко артикулируя

автоматизируемый звук.

Материал: гномики, вырезанные из бумажного мешочка, в

котором продают продукты и игрушки в ресторане; плоскостные

продукты питания, в названии, которых есть звук «к».

Ход игры

Рассматриваем толстенького гномика. Предполагаем, что он

хорошо ест, поэтому такой толстенький.

Ребенок рассматривает и называет продукты, которые любит есть

гномик: яблоко, кашу (кастрюлька с наклеенными крупами), морковь,

свеклу, булку, конфету, шоколад, сок и т.д.

Если берем худенького гномика, то может предположить, что он

очень плохо ест. Ребенку предлагается покормить гномика (продукты

используем те же).

Для дифференциации звуков можно использовать многие из ранее

перечисленных игр, несколько их усложнив.

Например, в игре «Что у белочке в дупле?» («Белочкины

запасы») на обратной стороне шишек можно наклеить картинки со

звуком «с», а на обратной стороне грибов или орехов – со звуком «ш».

Или в игре «Грибы для ежика»: в одну корзинку складываются слова-

картинки с одним звуком, а в другую – с другим.

А также в играх «Соберем урожай», «Что любит медведь?» (в

бочонках и на обратной стороне ягод малины – разные звуки).

Можно использовать еще и следующие игры:

Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа,

держащие ручки от зонтиков (без верха); из цветного картона верх от

зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры

Ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним

звуком, а другому – с другим (зонтики разложены вперемешку на

столе).

Материал: картинка с изображением дерущихся из-за картинки

лисят; предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры

Рассмотреть картинку. Обратить внимание, что лисята дерутся из-за

картинки. Предложить ребенку помирить лисят. Для этого надо дать

картинки каждому. Картинки распределяются между лисятами

(одному – со звуком…., другому – со звуком….)

Если ребенок еще мал, картинки можно взять двух цветов.

Материал: картонные фигурки футболистов, одетых в форму

разных цветов, с картинками на обороте.

Ход игры

Ребенку предлагается разбить игроков на две команды. В одну

команду подбираются игрока с картинками, в названии которых есть

один звук, а в другую – с другим звуком.

Для более младших детей можно использовать не фигурки

футболистов с картинками, а фигурки животных, в названии которых

есть дифференцируемые звуки.

Например: 1 команда – слон, собака, лиса…., 2 команда –

лягушка, мышка… .

Из обложки тетради по рисованию вырезаем картинку с

изображением зайчика и белочки, грызущих капусту и орешки.

Раскрашиваем их. Наклеиваем картинки, в названии которых есть

смешиваемые детьми звуки. И остается предложить игру ребенку.

Можно найти неисчислимое множество сюжетных и предметных

картинок и применить их для автоматизации и дифференциации

звуков. Надо только всегда учитывать доступность материала для

детей, как смысловую, так и слоговую.

Хотим обратить внимание на то, что не совсем обязательно

картинки рисовать (это умение не каждому дано). Их можно вырезать

из старых книг, журналов, даже использовать фантики от конфет. Мы,

например, используем книжки-раскраски, где образец нарисован

художником в цвете.

Так, в раскраске увидели красочную сюжетную картинку

подходящего формата, на которой коза держит кувшинчик с молоком.

Вырезали ее, наклеили на картон. Из зеленого картона вырезали

маленькие кочанчики капусты. На обратной стороне их наклеили

предметные картинки, в названии которых есть звук «С». Получилась

игра «Накормим козу капустой».

Так можно придумать неограниченное количество игр на

автоматизацию игр.



В раздел образования