Автор: Симонова Лариса Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Колыванская СОШ №2"
Населённый пункт: р.п.Колывань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок доброты"
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие "Урок доброты" во 2 «Б» классе
Учитель начальных классов: Симонова Лариса Васильевна
Цель: развивать представлений учащихся о добре и зле; воспитывать
стремления совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях
добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к
окружающим; развивать самооценку учащихся; учить высказывать свои
мысли.
Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово , что ясный день”,
“Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”;,
рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; рисунки учащихся;
рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа
приложений, запись песни “Если добрый ты”, звук летящей ракеты,
сказочные герои: Баба Яга и Фея.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Уч-ль:
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
2. Вступительная беседа.
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
|На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро?
Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки:
прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И
хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши
дети, внуки и правнуки.
Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливым других
3. Ознакомление с темой.
Уч-ль: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна,
улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают друг
другу.
- Добрый человек – это тот, кто
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит природу и бережет ее.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути,
Добрым словом ты также поможешь.
Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)
Уч-ль: Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда,
война, плохое, дурное.
Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы
отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.
Уч-ль:
Сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.
Ключ на старт.
Контакт.
Включить мотор.
Пуск. Дети:
Есть сесть поудобнее.
Есть пристегнуть ремни.
Есть ключ на старт.
Есть контакт.
Есть включить мотор.
1,2,3,4,5- ВЖИК.
Звук ракеты.
Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь
увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)
Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните,
какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают:
“Ребята, давайте жить дружно”)
Уч-ль: Жить дружно - это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я
предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в
классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю,
которая произошла на планете Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень
скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и
бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
4. Беседа по содержанию рассказа.
Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас
этот случай? ( Быть добрым, помогать тем, кто в этом нуждается). А теперь
вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль: Сесть поудобнее. Дети: Есть сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.
Ключ на старт.
Контакт.
Включить мотор.
Пуск. Есть пристегнуть ремни.
Есть ключ на старт.
Есть контакт.
Есть включить мотор.
1,2,3,4,5- ВЖИК.
Звук ракеты.
5. Продолжение темы.
Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово , что ясный
день”.
Как вы понимаете её смысл? ( Доброе слово дарит радость, тепло, как
солнышко в ясный день). Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
1.Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день).
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
4.И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
5. Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо).
6. Когда нас бранят за шалости,
Говорим:…(простите, пожалуйста)
7. Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю…(пожалуйста).
8. Девочки и мальчики
С утра, с самой зари
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите
Всегда и всем говорите.
9. Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит , слово «здравствуй»
Говорить пора.
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит
пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на
доске)
Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
10.Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой !
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
11.На клумбе цветок- его листья повисли.
Грустит он, о чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
12.А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчалась на нём!
13.Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы - заботы:
« Вернусь- хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо:
Ковёр засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
« Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»
Уч- ль. Ребята, а вы догадались, как мальчику удалось стать волшебником?
Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа
будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка - добрая душа”
Ученик читает отрывок из стихотворения:
14.Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
15.Ежели вы вежливые,
Добренькие детки,
Вы всегда поможете
И бабушке, соседке.
16.Ежели вы добрые
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
17.И ежели вы добрые,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
18. И ежели вы добрые,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.
Б-Я:
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперёд,
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят
Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не
пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду
колдовать, и все хорошие дела испа-рятся. Ха- ха- ха! Я начинаю.
Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.
Б-Я: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть
фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.
Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы
радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
Дети играют.
Б-Я: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел не
впроворот.
Баба Яга уходит.
Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей
встрече хочу вам подарить ларец добродетелей .
Учитель: Спасибо тебе, добрая фея.
Дети: Спасибо.
Учитель. Побудь ещё с нами.
Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? .Что же нужно делать, чтобы
зло не победило? Давайте заглянем в ларец добродетелей. А чтобы он
открылся, произнесём заветные слова : « Если я хочу стать добрее, мне
нужно научиться…(достаёт записку)
• помогать там, где нужна моя помощь;
• понимать другого;
• заботиться о близких
• выручать друзей в беде;
• не ссориться;
• улыбаться тем, с кем общаешься;
• сочувствовать.
6. Коллективное составление аппликации.
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки
добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец
заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и
воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе
дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные
из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака,
солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Уч-ль: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро?
(Дети отвечают).
Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что
такое “плохо”.
Выступление детей:
19.Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
20.Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
21. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!
22. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
23.Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
24Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
25. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Учитель:
Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
10. Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
Фея.
Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
7. Итог урока.
Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много
славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы
должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть
смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!
(Учитель обращается к плакату на доске). Ведь делать добро- это здорово! К
сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали
ваши добрые дела.
Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Ну, а теперь я
предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение
песни детьми)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с года не стареет
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.