Автор: Гербер Ирина Владимировна Должность: учитель химии Учебное заведение: БОУ "СОШ № 122" Населённый пункт: г.Омск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Металлическая связь" Раздел: среднее образование
Урок по теме: Металлическая связь (урок усвоения новых знаний)
Предметные результаты:
- знать смысл основных химических понятий: металлическая связь, металлическая
кристаллическая решетка;
- знать физические свойства металлов;
- знать классификацию металлов;
- уметь определять состав веществ по их формулам;
- уметь изображать схемы строения молекул веществ, образованных
металлическими связями;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
- определять необходимые
действия в соответствии с
учебной задачей и
составлять алгоритм их
выполнения;
- обосновывать и
осуществлять выбор
наиболее эффективных
способов решения учебных
и познавательных задач;
- определять/находить, в
том числе из предложенных
вариантов, условия для
выполнения учебной и
познавательной задачи;
- характеризовать
взаимосвязь между
составом, строением и
свойствами металлов;
- характеризовать вещества
по составу, строению и
свойствам, устанавливать
причинно-следственные
связи между данными
характеристиками
вещества;
- определять возможные
роли в совместной
деятельности;
- корректно и
аргументированно
отстаивать свою точку
зрения;
- критически относится к
собственному мнению;
Личностные:
- показать на примере металлической связи роль свойств: электропроводность и
теплопроводность для жизни человека;
- сохранение ресурсов в природе на примере драгоценных металлов;
- объективно оценивать информацию о применении металлов;
Цель урока: сформировать представление о сущности металлической связи,
механизме ее образования и влиянии на характер физических и химических
свойств. Знать практическое применение металлов в жизни человека.
Методы
Приемы
Смысловое чтение
Формы
Беседа, групповая работа
Средства
Компьютер, проектор, диск с презентацией, модель кристаллической
решетки, коллекция металлов.
Ход урока:
1 этап. Организационный момент (1-2 мин)
- Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.
- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть
положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо
трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен
расколоть его скорлупу»
- На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня
продолжим это знакомство. У каждого на столах есть оценочный лист, который в процессе
урока вы будете заполнять.
2 этап. Актуализация. ( мин)
- Ребята! Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (во время
фронтального опроса обращаем внимание на такие понятия как: - химическая связь; -
способы ее образования; - виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная,
ионная)
Выполним следующее задание (самостоятельно выполняется задание на листах)
Приложение 1.
- Учитель организует взаимопроверку учащихся по эталону. Эталон готовится учителем
заранее на экране мультимедиа.
3 этап. Постановка цели урока. ( мин)
-А теперь проанализируем выполнение вашего задания. Какие вопросы вызвали у вас
затруднения? Почему? (трудности возникают потому что в заданиях появилось новое
понятие «металлическая связь»)
- Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока, которая
выводится на слайд)
4 этап Первичное усвоение новых знаний. ( мин)
Объяснение учителя
Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-
металлов.
Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка
или металлического изделия.
Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.
Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов
– 1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.
Ме0 – n ē
⇆
Men+
атомы ионы
металла металла
Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое
целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все
оторвавшиеся электроны становятся общими.
Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых
снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в
объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
Объем металла можно изобразить так. Оторвавшиеся электроны при сближении атомов
свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих
электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в
металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается
электронейтральным.
Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое
электронное облако называют «электронным газом».
- Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за
счет обобществления электронов, называется металлической.
Задание1 группам:
Подумайте на какой вид связи и чем похожа металлическая связь.
✓
Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет
электростатического притяжения)
✓
Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи
объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны
принадлежат всем атомам.
Обсуждаем результаты работы в группах, оформляем выводы в тетради.
Задание 2 группам:
Работа с текстом в учебнике: найти чем обусловлены основные физические свойства
металлов.
Металлической связью обусловлены основные свойства металлов - электропроводность
Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности
потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими
проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.
- пластичность
Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми
пластичными являются Au, Ag, Cu.
- металлический блеск
Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения.
Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg
Обсуждение результатов групповой работы.
5 этап. Первичная проверка понимания
Выполнить самостоятельно задание. Приложение 2.
Учитель организует самооценку учащихся по критериям:
определены все типы химической связи – 1 балл
определены вещества с металлической связью – 2 балла
составлены схемы образования связи – 3 балла