Автор: Фроловская Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №232 "Рябинушка" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Если ребёнок заикается"
Раздел: дошкольное образование
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ.
Общие рекомендации.
Родители должны создавать благоприятную спокойную обстановку, т. е.
никаких
ссор, никаких скандалов при ребёнке. Не заставлять ребёнка правильно говорить, чтобы не
настии
лишнюю
психическую
травму.
От
родителей
требуется
ровное,
спокойное
отношение к своему ребёнку.
Дневной
сон
вне
всяких
сомнений
полезен.
И
всё
же
не
стоит
создавать
из
укладывания стрессовую ситуацию, если ребёнок категорически отказывается днём спать.
Он может провести послеобеденное время
сидя в кресле, слушая знакомую сказку,
пластинку и т. п.
Пусть вас не раздражает, когда ребёнок что-то крутит, - это в некоторой степени
снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему маленькую
игрушку, канцелярскую скрепку или кусочек пластилина.
Не заставляйте ребёнка здороваться и прощаться, со временем он усвоит правила
хорошего тона не меньше, чем ими владеют окружающие взрослые. Кстати, если ребёнок с
лёгкостью говорит "пока" вместо "до свидания", в этом нет ничего страшного. Сначала
надо снять напряжение, а потом обучать речевому этикету.
Зачастую бабушки, гордые достижением внуков, хотят их продемонстрировать всем.
Потерпите немного. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он
сам этого не захочет.
Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными или,
надев маску. Поощряйте это. Иногда ребёнок как бы кривляется - говорит "как маленький"
или с акцентом, но при этом не заикается, не препятствуйте такой речи.
Проанализируйте, сколько и какие вопросы вы задаёте своим детям. Одна мама
призналась, что в течение дня она задала своему четырёхлетнему сыну 132 вопроса, из них
97
были
просто
глупыми,
а
в
остальных
не
было
особой
надобности.
Особенно
нежелательны такие вопросы, которые вызывают у ребёнка чувство стыда. И уж, конечно
не устраивайте перекрёстных допросов, когда несколько членов семьи пытаются выяснить
правду ли говорит малыш. Учтите, если вопросы прерывают игру, это почти всегда ведёт к
запинкам.
Постарайтесь удержать ребёнка от речи, когда он на грани истерики или плачет.
Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у незаикающихся
людей.
Сначала
надо
любым
способом
успокоить
ребёнка,
отвлечь
чем-нибудь
интересным, приласкать.
Не делайте замечаний, если ребёнок употребляет эмбол, то есть говорит какое-то
лишнее
слово
("а",
"вот",
"ну",
"значит").
Употребление
эмболов
удлиняет
время
высказывания,
даёт
возможность
лучше
сосредоточиться,
подготовить
артикуляцию.
Таким образом, ребёнок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезнут, когда
улучшатся речевые способности.
Подумайте, как организовать жизнь ребёнка, чтобы его не надо было погонять. Ведь
мы
стремимся
научить
малыша
говорить
медленнее,
но
разве
это
возможно,
когда
взрослые всё время торопят: "быстрее, быстрее". Если вы очень спешите, оденьте или
накормите ребёнка сами. Дайте на завтрак то, что он ест охотнее, но не делайте его жизнь
ещё более напряжённой.
Некоторые
исследования
показали
-
заикание
уменьшается,
когда
ребёнок
жуёт
резинку.
Дело
в
том,
что
"жвачка"
даёт
"законные"
основания
мямлить,
а
значит,
собираться с мыслями и говорить без запинок.
Достаточно часто в семьях заикающихся детей встречается такое неблагоприятное
сочетание, как завышенные требования к ребёнку и обыкновение быстро говорить. На
детей оказывается большее давление, родители хотят, чтобы они соответствовали некоему
высокому стандарту, из-за чего создаётся нестабильная конфликтная обстановка. Члены
семьи говорят быстро, возбуждённо, отдают приказания. Считается, что ребёнок должен
не просто хорошо владеть речью, а быть чуть ли не оратором. Такая атмосфера не
способствует тому, чтобы ребёнок спокойно и конструктивно принимал свои ошибки.
Хорошо бы дать малышу понять, что в признании собственных ошибок нет ничего
страшного. Не бойтесь сказать о себе: "Ох, я опять всё напутала", "Ну я растяпа", "Вечно я
сделаю что-нибудь не так" и т. п. И ребёнок не будет испытывать чувство неуверенности,
когда не сможет без запинок выразить свою мысль.
Попытайтесь
конструктивно
решать
возникающие
проблемы.
Вот
несколько
примеров, как это можно сделать.
Постарайтесь дружелюбно сказать: "Интересно, ты можешь быстро надеть туфли?",
заменив окрик: "Надень сейчас же туфли!"
"Сейчас надо отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснёшься". - Это
звучит лучше, чем "Сейчас же иди спать!"
"Давай поменяемся: я тебе игрушку, а ты мне эту вещь" - скажите так, и вы
добьётесь большего, чем требованием: "Дай мне немедленно эту вещь".
Предложите: "Давай так: один кубик кладёшь ты, а другой я", но не приказывайте:
"Немедленно собери кубики!".
Подскажите: "Будь ласковым, собаки так это любят", а не одёргивайте: "Не смей бить
собаку!"
Скажите спокойно: "Мне очень поможет, если ты это закончишь на сегодня", но
никак не "Кончай возиться с конструктором!"
"Твоя очередь через минуту, а сейчас дай сестрёнке поиграть!". Вместо: "Не вырывай
у сестры!"
Несколько лукавое: "Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть!" лучше,
чем "Ешь быстрее!"