Автор: Кизенкова Лидия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 10 им. П.А. Пономарева
Населённый пункт: Г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщающий урок по литературному чтению "Поэтическая тетрадь"
Раздел: начальное образование
Литературное чтение. 4 класс
Разработала Кизенкова Л.П. учитель начальных класов
Тема
: Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь»
Задачи:
Учить определять учебную задачу урока, оценивать свой результат;
Учить отвечать на вопросы, оценивать свои знания и находить пробелы
.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать программные произведения из раздела;
Определять качество предметных умений, сформированных в процессе работы.
Метапредметные: Определять учебную задачу урока; выполнять её в соответствии с
составленным планом; оценивать свой результат.
Личностные: Стремиться к познавательной деятельности; проявлять творческую
активность в процессе чтения и анализа произведений.
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.
Ресурсы: Учебник 2 часть, презентация, карточки с заданием, рисунки, бланк « Оцени
себя»
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Приветствие участников и гостей.
Уч. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что урок принесёт нам всем
радость общения друг с другом. Желаю вам удачи.
2.
Мотивация учебной деятельности.
Уч. Наш урок я хочу начать с легенды. « Бежали две мышки по краю ведра с молоком и
упали туда. Одна мышка сразу утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в
масло и выбралась из ведра» И мне хочется, чтобы вы так же, как та вторая мышка
старательно учились и добивались своих высот.
3.
Мотивация познавательной деятельности.
Уч. Мы завершили изучения раздела « Поэтическая тетрадь». Какие учебные задачи
поставим? ( Слайд1)
4.
Подготовка к восприятию материала.
1.
Речевая разминка. Скороговорка.
Не по траве, а около катилось О и окало. О окало и охало, не по траве, а около.
- Прочитайте про себя. Прочитайте шёпотом, вполголоса, громко.
- Прочитайте возмущённо, с вопросительной интонацией, с радостью.
- Найдите глаголы. (катилось, окало, охало)
- Найдите одинаково звучащие слова( около, окало) А какими частями речи они могут
быть?
2. Творческая работа.
Уч. Как называется раздел, произведения которого мы закончили изучать? Какие
произведения вошли в него? Соотнеси автора и название произведения ( Слайд2) Что
объединяет эти произведения? ( Авторы делятся с нами своими детскими впечатлениями)
А можно ли дать другое название? Может ли взрослый человек снова попасть в мир
детства?
Уч. Поэтам и писателям довольно легко перенестись в страну детства. Им для этого
нужны лишь бумага, ручка и воспоминания из своего детства.
Уч. Сможем ли мы свами перенестись в страну чужого детства? Что нам необходимо для
этого?( книги и немного фантазии)
Уч. Ребята, ведь у вас тоже есть воспоминания. Наверное, нередко, расспрашиваете
родителей о том, как вы сделали свой первый шаг, какое первое слово вы сказали.
Поделитесь своими воспоминаниями.
5.
Организация познавательной деятельности.
1.
Интересные факты из жизни поэтов. ( Слайд3)
Сообщение о В.Я. Брюсове.
Уч. Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?
Чтение наизусть стих-ния « Детская»
Сообщение о С.А. Есенине. ( Слайд4)
Уч. Каким предстал перед вами маленький С. Есенин?
О чём вспоминает поэт в своём произведении? С каким чувством он вспоминает детские
годы? На какие хитрости шли дети, чтобы послушать бабушкины сказки?
Чтение наизусть стих-ния « Бабушкины сказки»
Сообщение о М.И. Цветаевой. ( Слайд5) Чтение стих-ния « Бежит тропинка с бугорка»
2 Работа над произведением М.И. Цветаевой « Мирок» ( Слайд6)
Чтение произведения.
Уч. С какими образами ассоциирует автор детей? ( С солнцем, ласковыми овечками,
мирными картинками, сказками, нежными загадками)
2.
Работа с текстами. Выборочное чтение.
Соотнеси рисунок со строчками произведений.
4.Работа с художественными средствами в представленных произведениях.
С. Есенин « Поёт зима- аукает»
Уч. В своих произведениях авторы используют красивые слова. В литературе они
называются « изобразительно- выразительные средства языка», а именно … Какие?
Работа в группах:
1,2- выписать эпитеты
3,4 – выписать сравнения
5,6 – выписать олицетворения
Проверка
6.
Рефлексия.
Уч. Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте оценим результат своей деятельности.
( Слайд 7)
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- Я порадовался…
- Я хочу поблагодарить…
- Я могу похвалить себя за…
Уч. Предлагаю бланк « Оцени себя»
Уч. Благодарю за урок!