Напоминание

Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения


Автор: Бословяк Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Кратовская СОШ№28
Населённый пункт: п. Кратово
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий

как основа успешности обучения

Бословяк Елена Николаевна

МОУ Кратовская СОШ№28

Учитель начальных классов

«Человек, которому повезло, - это человек, который сделал то,

что другие только собирались сделать.»

Везение, удача и успех - это неотъемлемые атрибуты человека,

постоянно работающего над собой и стремящегося к совершенству в

своей сфере деятельности. Каждый настоящий учитель – «везунчик»

вдвойне: так как он еще и наблюдает за успехами, удачами своих

учеников.

Учитель

начальных

классов

человек

совершенно

уникальный в этом смысле и сегодня я постараюсь объяснить почему..

Давайте

немного

порассуждаем.

Какого

педагога

можно

назвать

современным?

Задумываясь

о

том,

каким

должен

быть

современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я

еще совсем недавно училась сама. Я считаю, что мне очень сильно

повезло, потому что в школьные годы наставниками для меня были

поистине

талантливые

учителя,

живущие

своим

делом

и

по-

настоящему любящие тот предмет, который они преподают.

В детстве я всегда мечтала быть учителем: играла с куклами в

школу, писала мелом на доске с мамой в школе (она тоже учитель

начальных классов), читала много литературы, пыталась «научить»

чему-то своих родителей за обеденным столом…

Через несколько лет моя мечта сбылась…

Наверное, качества хорошего педагога во все времена были и

остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность,

любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность

взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.

На мой взгляд, в современном обществе все более ценится

человек, способный и готовый к самосовершенствованию, поиску

новых

знаний,

умеющий

мыслить

нестандартно.

В

связи

с

этим

меняется

роль

педагога

в

образовании

и,

соответственно,

задачи,

стоящие перед ним; педагог, прежде всего, должен научить ребенка

«учиться».

Учащийся

сам

должен

стать

«архитектором

и

строителем»

образовательного процесса. Учить себя - вот та задача, успешное

решение которой учениками зависит от моего умения, как учителя,

организовать

учебную

деятельность

школьников.

Еще

В.А.

Сухомлинский

отмечал:

«Все

наши

замыслы,

все

поиски

и

построения

превращаются

в

прах,

если

у

ученика

нет

желания

учиться».

Итак,

главной

целью

моей

педагогической

деятельности,

считаю

формирование

саморазвивающейся

личности,

то

есть

личности, желающей и умеющей учиться.

Главная задача моей работы - формирование универсальных

учебных действий у своих учеников на уроках.

Те

приемы,

которые

я

использую

на

уроках,

вызывают

большой интерес у моих учеников, не занимают много времени на

уроке

и

позволяют

объективно

оценить,

провести

рефлексию

и

формировать предметные умения.

Кроме этого, они формируют у обучающихся универсальные

учебные действия и считаю, что их использование направлено также

на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Думаю, что вам знакомы многие приемы из технологии ТРИЗ и

технологии развития критического мышления.

Данные приемы:

Мотивируют ученика на учебную деятельность;

усиливают непроизвольное запоминание;

помогают снять чувство усталости;

Мне нравятся слова педагога Лоренса Питера «Нет ничего

нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».

Те приемы, с которыми я вас хочу познакомить далеко не новые, но

для моих ребят в классе они являются эффективными.

Для формирование личностных качеств использую приём "Лови

ошибку", сознательно допускаю ошибки, а обучающиеся внимательно

слушают и находят их. На уроках литературного чтения и

окружающего мира применяю " Театрализацию". На таких уроках

вместе с героями литературных произведений ребята проживают

события, происходящие с ним.

При анализе прочитанных произведений, учащиеся имеют

карточки с клише для выражения своего отношения к произведению:

Я почувствовал (а) …

Я увидел (а) …

Я улыбнулся (ась) …

Я вспомнил (а) …

Мне стало грустно …

Я бы продолжил (а) написанное так …

Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так

Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …

Будущее героев я представляю …

Произведение вызвало у меня чувства…

Формируя регулятивные УУД:

. При объявлении темы урока использую приём целеполагания,

он

состоит

в

том,

чтобы

подвести

детей

к

самостоятельной

постановке

целей

и

задач,

при

этом

обучающиеся

должны

чётко

п о н и м а т ь

г р а н и ц ы .

Т а к , н ау ч и т ь

д е т е й целеполаганию,

формулированию

темы

урока возможно

через

введение

в

урок

проблемного диалога, создаю проблемную ситуацию для определения

учащимися границ знания – незнания.

Обучение оцениванию устных

ответов

также

целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам

высказать

своё

мнение

по

поводу

рассказанного

наизусть

стихотворения

или

прочитанного

отрывка

по

выработанным

критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно –

нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам,

что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь,

отмечать

положительное,

а

о

недочётах

высказаться

с

позиции

пожеланий.

В

результате

организации

такой

деятельности

дети

приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать

его ответ.

При

самооценке

работ

учащихся

применяю

метод

«шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях

начертить

шкалу

и

оценить

себя

по

тем

или

иным

критериям

с

помощью

специального

значка,

например,

того

же

крестика,

по

определённым

критериям:

аккуратность,

правильность,

старание,

трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я

согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок.

Если

не

согласна,

ставлю

свою

отметку.

Со

второго

класса

для

самооценки дети ставят себе оценки, рядом при проверки ставлю

оценку я , а затем сравниваем совпали ли наши результаты.

Применяю такую форму работы, как взаимооценивание

письменных

работ.

Непременным

условием

организации

такой

работы

должны

стать

оговоренные

заранее

нормы

и

критерии

оценивания.

Для

ребят

не

составляет

особого

труда

объективно

оценить,

например,

арифметический

или

словарный

диктант

одноклассника.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации

способствует формированию умения анализировать деятельность на

уроке

(свою,

одноклассника,

класса),

использую

анкеты

и

листы

самооценки.

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать

самим

ответить

на

проблемный

вопрос,

а

потом

проверить

или

уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между

известным

и

неизвестным.

Одновременно

повторяются

знания,

необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо

научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою

очередь,

способствует

подведению

учащихся

к

умению

самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Проектное обучение

представляет собой развитие идей

проблемного

обучения.

Характерной

особенностью

проектной

технологии

является

наличие

значимой

социальной

или

личной

проблемы

ученика,

которая

требует

интегрированного

знания,

исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль

учителя

-

это

роль

куратора,

советника,

наставника,

но

не

исполнителя.

Цель

проектного

обучения:

овладеть

общими

умениями

и

навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также

развить социальное сознание.

Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к

урокам окружающего мира, литературного чтения.

3. Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь

развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает

возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и

тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим

содержанием, формой организации, правилами и результативностью

способствуют формированию умений анализировать, сравнивать,

сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности,

памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Слайд

10)

4.На уроках математики использую(круговые, дуговые) схемы-опоры

для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо

использовать при составлении краткой записи. В зависимости от

условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование

данных схем приносит результаты.

5. На уроках русского языка широко использую различные

символы, схемы, таблицы, алгоритмы

Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все

изучаемые орфограммы.

1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими

согласными

3. Непроизносимые согласные в корне слова.

4. Разделительный Ь и далее.

При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю

номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно

находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с

объяснением работу над ошибкой.

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации

деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы

обучить сотрудничеству. При такой форме работы

-возрастает познавательная активность и творческая

самостоятельность

учащихся;

- возрастает сплочённость класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:

ответственность, такт и так далее;

-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать

собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в

группе.

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые

робкие и тревожные дети преодолевают страх.

2.В

процессе

изучения

учебных

дисциплин

формируются

речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием

терминов

и

понятий,

формулировать

вопросы

и

ответы

в

ходе

выполнения

заданий,

доказательства

верности

или

неверности

выполненного

действия,

обосновывают

этапы

решения

учебной

задачи.

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста.

4.Упражнение

«Повторяем

с

контролем».

Данное

задание

направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их

помощью

получить

необходимые

сведения

от

партнёра

по

деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко

всей

изученной

теме.

Затем

одни

ученики

задают

свои

вопросы,

другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы

друг друга.

На

уроках

русского

языка,

литературного

чтения

и

окружающего мира использую приёмы: "Верю не верю", в начале

урока каждому ребёнку выдаётся таблица с вопросами новой темы и

предполагаемыми

ответами

в

начале

и

конце

урока.

На

этапе

рефлексии дети сравнивают свои ответы и делают свои выводы по

теме урока ( Урок окружающего мира. Тема:" Вода. Свойства воды.")

На уроках литературного чтения при работе над текстом

применяю "Толстые и тонкие вопросы". "Тонкие"- вопросы,

требующие простого, односложного ответа; "Толстые"- вопросы,

требующие подробного развёрнутого ответа. Это позволяет

формировать умения формулировать вопросы и умение соотносить

понятия. Составление кластеров использую как на уроках языкового

цикла так и на уроках математики. На уроках обобщения знаний по

теме составляем синквейн. При составлении синквейна ребята учатся

выделять главное по теме и обобщать материал.

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы по

формированию УУД на уроках.



В раздел образования