Напоминание

"Путешествие по "Детскому альбому" П.И.Чайковского"


Автор: Силина Алла Валентиновна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Навашинская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Навашино, Нижегородская область
Наименование материала: Методическое пособие по предмету "Слушание музыки"
Тема: "Путешествие по "Детскому альбому" П.И.Чайковского"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Навашинская детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «Слушание музыки»

«Путешествие по «Детскому альбому»

П.И.Чайковского»

Составитель: Силина Алла Валентиновна,

преподаватель теоретических дисциплин

Методическое пособие «Путешествие по Детскому альбому П.Чайковского»

содержит нотные тексты всех 24 музыкальных пьес, красочные картинки к

ним, краткую музыкальную аннотацию и разбор каждого произведения, а

также мини-рассказы из жизни маленького Пети Чайковского и стихотворный

эпиграф

к

каждой

пьесе.

Для

удобства

использования

данное

пособие

выполнено на диске.

При таком подходе изучение фортепианного цикла «Детского альбома»

поможет

юным

слушателям

в

игровой

форме

прожить

с

воображаемым

героем целый день – с утра и до вечера.

С помощью этого пособия родители вместе

с детьми смогут начать

увлекательное путешествие в мир музыкальных образов, в котором так много

тайн

и

загадок.

Пособие

поможет

организовать

совместную

творческую

деятельность, выявить и развить творческий потенциал малышей.

Данное пособие может быть полезно и педагогам в изучении «Детского

альбома», так как содержит весь необходимый дидактический материал для

подготовки и проведения уроков слушание музыки.

Создание

такого

пособия

возможность

объединения

различного

материала, содержащегося в разных источниках в разрозненном виде (стихи,

картинки, детские рисунки, методический анализ, биографические сведения)

и обобщения педагогического опыта автора этого пособия по данной теме.

На

основании

изучения

многочисленного

биографического

наследия

П.И.Чайковского (его письма, дневниковые записи, воспоминания о нем его

родных

и

друзей),

была

сделана

попытка

творческой

реконструкции

отдельных моментов детского периода композитора, которая была оформлена

в виде мини-рассказов про маленького мальчика Петю. Примечательно, что

рассказ ведется в настоящем времени и содержит яркие моменты из детских

воспоминаний будущего великого русского композитора, что, на наш взгляд,

будет понятным и доступным каждому малышу, который будет чувствовать

себя сопричастным, переживать за героя, что также активизирует его интерес

к музыке.

Содержание

1. Утренняя молитва

2. Зимнее утро

3. Игра в лошадки

4. Мама

5. Марш деревянных солдатиков

6. Болезнь куклы

7. Похороны куклы

8. Вальс

9. Новая кукла

10. Мазурка

11. Русская песня

12. Мужик на гармонике играет

13. Камаринская

14. Полька

15. Итальянская песенка

16. Старинная французская песенка

17. Немецкая песенка

18. Неаполитанская песенка

19. Нянина сказка

20. Баба-Яга

21. Сладкая греза

22. Песня жаворонка

23. Шарманщик поет

24. В церкви

1

Утренняя молитва

О Отче, сущій въ небесахъ!

Да Имя въ-в

ѣ

къ Твое святится!

Да царствуетъ во вс

ѣ

хъ сердцахъ,

Твоя да воля совершится.

(Голенищев-Кутузов)

Петя открывает глаза и по привычке шепчет утреннюю молитву, которой

научила его добрая гувернантка Фанни: «Господи, сделай так, чтобы матушка

с батюшкой, сестра и братья, а еще все-все остальные были живы-здоровы и

счастливы».

Музыка очень спокойная. Светлая тональность, простая гармония, строгое

четырехголосие.

Интонация церковного пения вначале плавно

переходит в лирическое

высказывание. Можно представить себе эту музыку в исполнении ясных

детских голосов, где верхний голос -

ведущий и очень выразительная

басовая линия.

\

2

Зимнее утро

Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали;

На стенах оледенелых блещут хрустали.

(А.Фет)

Петя

подышал

на

замерзшее

стекло,

оно

подтаяло

маленькой

круглой

монеткой.

Он

выглянул

в

окно

и

увидел

засыпанную

снегом

улицу

и

замерзшие окошки напротив. Под утренним солнцем искрился воздушный,

точно взбитые сливки, снег. Вот пробежала дворовая собачка Жучка, а вот –

ворона уселась на укутанную снегом ветку березы, смахнув целое облако

блестящей снежной пыли.

Призрачная и зыбкая музыка и прерывистые аккорды напоминают бегающие

световые блики. Средняя часть – с оттенком грусти, у голосов в нижнем

регистре

более

мрачный

и

напряженный

характерный

тембр,

слышатся

порывы ветра.

3

Игра в лошадки

На лошадку я сажусь, и за гриву я держусь.

Как же быстро мы скакали, так, что очень мы устали.

Ох, далек же был наш путь! Надо срочно отдохнуть.

(Н.Зарецкая)

Однако, пора вставать, тем более, что старшие братья уже наверняка на ногах.

Петя слышит их счастливые голоса, топот и смех: «Ну, конечно, затеяли игру

в лошадки, пока нет строгой Фанни». Петя присоединяется к братьям. Ах, как

весело скакать по мягкому, пушистому ковру!

Музыка

похожа

на

цокот

копыт

скачущей

лошадки.

Аккорды

словно

догоняют друг друга. Форма трехчастная, в середине музыка становится

тревожной и загадочной, как будто всадник заблудился в лесу и не знает, как

выбраться.

4

Мама

Мама, я так люблю тебя! И днем и в час ночной

Мне нужно, чтобы ты всегда была со мной!

(В.Лунин)

Но вот в коридоре послышались знакомые шаги. Конечно же, это – мама! Как

всегда,

нарядная,

пахнувшая

фиалками,

с

доброй

улыбкой

на

милом,

задумчивом

лице.

Нет,

она

не

станет

бранить

детей

за

шалости,

она

обязательно

поцелует

кого

в

лоб,

кого

в

макушку

и

попросит

поскорее

умыться и одеться. Как любил Петя ее глубокий грудной голос, который

проникал прямо в душу!

Это вальс

с трепетным и взволнованным пульсирующим ритмом. В этой

пьесе выражены разные чувства: сначала мелодия певучая и ласковая, она как

будто успокаивает. Потом маме взгрустнулось, она нахмурилась, и музыка

стала печальнее.

5

Марш деревянных солдатиков

Деревянные солдатики маршируют в тире,

Изо всей из математики знают только «1, 2, 3, 4».

(Н.Зарецкая)

После завтрака можно и поиграть, теперь уже в деревянных солдатиков. Вот

как маршируют они на параде! У солдатиков есть свои барабанщики, которые

играют то на маленьких барабанах, то на больших. Петя – командир, и его

игрушечное

войско

подчиняется

ему

беспрекословно!

«Ать-два,

левой-

правой», - командует он и под сухую дробь барабана солдатики идут тесным

строем плечом к плечу.

Четкий ритмический рисунок передает чеканные шаги. Это забавный детский

марш, построенный на высоких, коротких и отрывистых звуках. Сначала

музыка звучит негромко – солдатики идут где-то далеко, затем марш начинает

звучать громче, слышны ударения и акценты. Шагают маленькие деревянные

солдаты легко, поэтому их марш - прозрачный и невесомый. В конце все

затихает, и мы понимаем, что солдатики ушли.

6

Болезнь куклы

Тише, тише, тишина. Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна, просит пожалеть она.

Дайте ей, что нравится, и она поправится.

(Н.Зарецкая)

У девочек свои заботы – куклы в кружевных накидках и шелковых платьях.

Почему-то они вечно болеют. У сестры Пети Сашеньки была любимая кукла

Мари, черноглазая и темноволосая. Ее подарила Сашеньке на Рождество

тетушка Настасья Васильевна.

Мари очень долго болела, у нее оторвалась сначала ножка, а потом – ручка, и

никто не мог ее починить. Сашенька очень переживала за свою любимую

куклу.

Грустная мелодия напоминает жалобные стоны и всхлипывания. Кажется, что

болеет не кукла, а живая маленькая девочка. Музыка рисует, как капают

слезы девочки, которая горюет над кроваткой любимой куклы.

7

Похороны куклы

Как болит у куклы ножка. Полечу ее немножко.

Не помогут доктора… Кукла-крошка умерла…

(А.Силина)

Но лечение не помогло. Голова заболевшей куклы скатилась с маленькой

подушки на пол. «Ах, Мари умерла! Какое горе!»- воскликнула Сашенька и

горько заплакала. Грустно, когда умирают близкие. Сашенька так любила

свою куклу, что никак не могла смириться с ее потерей. Она решила ее

похоронить.

Это совсем не кукольный, а настоящий похоронный марш. Суровые мрачные

аккорды

с

низкими

басами

звучат

очень

грустно

и

скорбно

и

оттеняют

траурную мелодию. Переживания ребенка, выраженные в этой пьесе также

глубоки, как и взрослого. Первая потеря, которую испытала девочка, вызвала

в ее душе столько печали и скорби.

8

Вальс

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право, нет!

(Н.Никонов)

Но вот в гостиной хлопнула крышка рояля, и полились чудные звуки вальса.

Мама Пети (он всегда ласково называл ее матушка) сидит

за роялем и

музицирует. Она улыбается детям и приглашает их потанцевать. В доме

жарко натоплены печи, по стенам бегают солнечные зайчики.

Вальс – один из любимейших жанров П.Чайковского. Этот вальс имеет черты

блестящего бального танца. Беззаботная и веселая мелодия рисует картину

рождественского

бала.

Первоначальная

плавность

и

легкость

сменяются

блеском звучания.

9

Новая кукла

Кукла кружилась, как будто юла.

И желтая юбка, как солнце плыла.

Новая кукла кружилась и пела,

А девочка Саша на куклу глядела.

(Н.Зарецкая)

На

следующее

утро

Сашеньке

принесли

большую

коробку.

Сколько

искрящейся радости и восторга! Сашеньке подарили новую куклу, и она

решила назвать ее Софи. Девочка прижала ее к груди и закружилась вместе с

новой куклой по комнате.

Это

вальс

восторг.

Мелодия

будто

взлетает,

а

ритмический

рисунок

напоминает

взволнованное

биение

сердца.

В

средней

части

в

мелодии

создается

впечатление,

что

одна

интонация

наскакивает

на

другую

и

напоминает

нам

речь

«взахлеб»(будто

ребенок

делится

своей

радостью,

показывая всем свою новую игрушку)

10

Мазурка

Закрыв глаза лишь на минутку,

Представил ясный силуэт

Я танцевал с тобой мазурку,

Держась изящно за корсет...

(Н.Никонов)

Пете всегда очень нравилось смотреть на свою сестренку Сашеньку, когда

она танцует. Особенно ей удавалась мазурка. Ее кавалер, как настоящий

рыцарь, с гордостью вел девочку по залу. Ох, и трудная эта мазурка: -

притопы, замысловатые шаги, грациозные прыжки, - все эти замысловатые

коленца надо выполнять четко и ритмично. Но Сашенька со своим кавалером

уверенно двигается в танце. Танцевать мазурку – настоящее искусство!

Мазурка

бальный

танец

польского

происхождения.

Сначала

она

была

деревенским, крестьянским танцем, но даже став бальным, она не утратила

своего

задора.

Задумчивый

характер

мелодии

слегка

печальный

и

грациозный. В середине пьесы появляются настойчивые и волевые нотки.

Ритм причудливый, а паузы – как дыхание.

11

Русская песня

Напевы наших русских песен,

В них шепот звезд, в них шелест трав.

Весенним гимном поднебесья,

В них бродят рокоты дубрав…

(Л. Озеров)

Петя очень любил русскую природу. Особенно ему нравилось летом вместе

со всеми уходить далеко от дома в луга. Они снимали башмаки и шли

босиком по мягкой зеленой травке. Издалека слышались протяжные песни

крестьян. Как красиво они пели, как славно и ладно звучали русские песни!

Петя мог слушать их часами.

Пьеса написана на подлинную русскую народную песню «Голова ль, моя,

головушка».

Характер

сдержанный,

с

достоинством.

Мелодия

плавная

и

распевная, она изложена многоголосно, поэтому и кажется, что где-то далеко

поет эту песню хор.

12

Мужик на гармонике играет

Вот гармошка! Ну, гармонь!

Пляшет кошка, пляшет конь!

Пляшет бык, и пляшет гусь,

Пляшет вся честная Русь!

(автор неизвестен)

Часто в гости к крестьянским девушкам на кухню захаживал конюх Антип с

гармошкой. Красиво играет, да еще губами трясет, да еще и лесными орехами

всех угощает. Петя вместе с детворой замолкают и заворожено слушают, как

мужик на гармошке играет.

Мелодия неторопливая, а аккорды так похожи на настоящие гармошечные

переборы. Музыка рисует образ мужика на завалинке. Композитор остроумно

подражает игре на гармошке. По форме – это тема с вариациями, но сама

пьеска очень маленькая и миниатюрная.

13

Камаринская

Пляшет кошка, пляшет кот, пляшет Жучка у ворот.

И кадушка, и ушат, наши грабли и ухват,

Даже веник и метла, даже ножки у стола…

Пляшут миски, пляшут ведра, пляшет таз…

До чего сегодня весело у нас!

(Н. Зарецкая)

Петя всегда удивлялся и восхищался, как виртуозно конюх Антип играет на

гармошке. Он все умеет, а особенно – веселую плясовую «Камаринскую».

Уже потом он узнал, что была в России такая волость (область), где мужики

плясали и играли по-особенному – с огоньком и задором. Как скоморохи.

Задорный и озорной характер мелодии подражает то скрипке, то волынке, то

гармошке. Этот веселый перепляс написан в форме небольших вариаций, где

каждая вариация – новые коленца.

14

Полька

Мишка с куклой громко топают,

Громко топают, посмотри!

И в ладошки звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз, два, три!

( )

Петя помнит, как однажды он пригласил незнакомую девочку на польку. Она

была в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касались

пола

так

умело

и

грациозно

она

двигалась.

А

Петя

чувствовал

себя

неуклюжим и неповоротливым, он едва дышал и очень боялся отдавить

девочке ноги.

Полька

чешский

народный

танец,

его

танцуют

маленькими,

легкими

прыжками

поскоками.

Название

танца

происходит

от

чешского

слова

«половина шага». Она исполнялась и как бальный танец.

Музыка кокетливая и изящная. В середине тема переходит в низкий регистр и

звучит нарочито грубовато и немного комически. Форшлаги (украшения)

придают музыке полет и легкость.

15

Итальянская песенка

Италии прекрасны небеса,

Звучат над морем птичьи голоса.

Льет солнце с высоты на эту землю свет.

Италии на свете лучше нет!

(Е.Васильева)

Когда Петя стал взрослым, он писал в одном из своих писем, как однажды во

Флоренции на улице он услышал пение под гитару десятилетнего мальчика,

окруженного толпой народа. «Он пел чудесным голосом, с такой теплотой,

какие и в настоящих артистах редко встречаются!». Чайковский буквально

был покорен красотой этой песни! Мальчик был беден и пением зарабатывал

себе на жизнь.

Музыка

наполнена

солнечным

светом

и

теплотой

далекой

Италии.

Аккомпанемент напоминает шарманку, мелодия – свободная и гибкая.

16

Старинная французская песенка

Добрый трубадур на свете жил.

Он принцессу Лауру любил.

В старинном замке не слышен голос трубадура.

Грустит и плачет бедная Лаура.

(А. Силина)

Петя

вспоминает,

как

мама

рассказывала

детям

печальную

историю

о

французском трубадуре, который каждый день приезжал к старинному замку,

где жила прекрасная принцесса, в которую он был влюблен. Зимой и летом,

он стоял под высокими стенами замка и пел своей возлюбленной серенады…

Мама рассказывала это, сидя за роялем, и наигрывала эту грустную мелодию.

Пете было очень жаль трубадура, и он еле сдерживал слезы.

Мягкая грусть сквозит в мелодии 1 части, а в середине музыка становится

более

энергичной.

Заканчивается

пьса

возвращением

перврначальной

мелодии. Нежной и трогательной, которая звучит, как бы издалека.

17

Немецкая песенка

Словно в вихре мчатся пары,

Не сидится старикам.

Расходился Ганс наш старый,

И подплясывает нам.

(А. Майков)

Пете очень хорошо давались иностранные языки, особенно ему нравилось

говорить

по-немецки,

так

как

он

считал

немецкий

язык

забавным

и

энергичным. Он с улыбкой вспоминал свою учительницу, живущую в доме у

Чайковских. Она часто после уроков устраивала веселые танцы, напевая

озорную и жизнерадостную мелодию немецкой песенки.

Эта пьеса танцевального характера, она похожа на старинный немецкий

сельский танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в

в деревянных башмаках, неторопливо и важно. В середине пьесы очень

похоже переданы звуки губной гармошки.

18

Неаполитанская песенка

О, город Неаполь весенний!

Ну почему забыть нельзя

Твое рыдающее пенье, твои лукавые глаза.

(Д. Родари)

Петя

всегда

мечтал

о

путешествиях

в

дальние

страны.

Однажды

папа

рассказал ему об итальянском городе Неаполе, о его богатом морском порте,

где собираются моряки со всего света. Петя закрыл глаза и живо представил,

как

весело

отплясывают

матросы

с

барышнями

под

жарким

солнцем

Неаполя.

Пьеса напоминает народный итальянский танец тарантеллу (город Таранто

на юге Италии), который исполняют с кастаньетами (2 пары деревянных

пластинок, связанных шнуром). Мелодия грациозная и прихотливая, звучит

легко и отрывисто, с акцентами. Аккомпанемент напоминает одновременно

звучанье

кастаньет

и

гитарный

перезвон.

В

конце

музыка

ускоряется,

движение музыки напоминает вихрь.

19

Нянина сказка

Няня тихим голоском накрывает нас крылом.

Тихо – тихо, перед сном,

Входит сказочка к нам в дом.

(А. Силина)

Петя

любил

слушать

нянины

сказки.

Он

помнит,

как

вся

детвора

рассаживалась у ног няни. В большом кресле мурлыкала кошка Мурыська,

вылизывая своих котят. Няня начинала свой рассказ, и в дом входила сказка.

Пьеса написана в трехчастной форме. В 1 части передано какое-то движение

(может быть, Иван-Царевич отправляется в путь). Во 2 части эти мотивы

сохраняются, но переходят в низкий регистр и звучат угрюмо и мрачно,

напоминая дремучий лес, полный нечистой силы. В 3 части (репризе) Иван-

Царевич выбирается на волю и скачет обратно.

20

Баба – Яга

Баба страшная Яга, вместо носа кочерга.

Ходит, бродит тут и там, по болотам и лугам.

(Н. Соколова)

Петя из всех няниных сказок особенно любит сказку про Бабу-Ягу. Он всегда

просит нянюшку рассказать о ней. Няня так смешно выговаривает это слово

«Ига», что от этого сказка выходит совсем не страшная, а смешная.

Пьеса начинается стремительно, музыка звучит зловеще. Трескучие быстрые

мотивы взлетают вверх, а затем устремляются вниз, будто рисует полет Бабы

– Яги в ступе. В середине повторяется один и тот же мотив, похожий на

однообразное бормотание, словно Баба – Яга бурчит себе под нос колдовское

заклинание. Затем мелодия взлетает вверх, и музыка стихает.

21

Сладкая греза

Сон пушистой тёплой лапой

Прикоснулся к волосам.

То, что днём читал нам папа,

Ты во сне увидишь сам.

(Н. Зарецкая)

Петя

любил

помечтать.

Особенно

во

время

прогулки

по

саду,

когда

на

бледном небе проклевывается бледный месяц, а на пруду гомонят лягушки.

Кажется,

что

ты

попал

в

волшебный

мир,

и

навстречу

тебе

выйдет

прекрасная

царевна

с

длинными

пшеничными

волосами,

а

сам

Петя

превратился во взрослого сильного и храброго юношу. Взявшись за руки, они

уносятся далеко-далеко, туда, где сбываются все мечты.

Музыка звучит мечтательная, с нежной трогательной интонацией. В средней

части мелодия переходит в более низкий регистр, как будто ее поет не

детский голос, а мужской. В репризе мелодия вновь возвращается в более

светлый высокий регистр.

22

Песня жаворонка

Между небом и землей песня раздается,

Неисходною струей громче, громче льется.

Не видать певца полей, где поет так громко,

Над подруженькой своей жаворонок звонкий.

(Н. Кукольник)

Весна

любимое

время

года

Пети.

Как

любил

он

чудесные

утренние

прогулки, когда текут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то

бодрящее

и

свежее,

а

в

бездонном

поднебесье

слышатся

нежные

трели

жаворонка.

Музыка этой пьесы очень нежная и светлая. Композитор передал звонкое

щебетание

маленькой

птички

звонкими

трелями

,

и

эти

звонкие

триоли

звучат то на одной, то на другой высоте.

23

Шарманщик поет

Музыка, музыка где-то звучит!

Борются звуки с осенним дождем.

Старый шарманщик печально стоит,

Там, за окном…

(Г. Галина)

Петя отчетливо помнит горестную одинокую фигуру слепого шарманщика,

который

всегда

стоял

возле

ворот

из

дома.

Особенно

Пете

было

жалко

шарманщика в стужу или в непогоду, когда безжалостный ветер срывал с него

потрепанные

лохмотья

одежды.

У

Пети

наворачивались

слезы,

когда

он

слышал голос шарманки.

Пьеса двухчастная. В 1 части – незатейливая песенка шарманщика, звучащая

в ритме вальса. 2 часть изображает игру старенькой, разбитой шарманки.

24

В церкви

Из всех молитв, какие знаю,

Пою в душе иль вслух читаю,

Какою дышит дивной силой

Молитва "Господи, помилуй".

(автор неизвестен)

Петя любит ходить в церковь. Тихо, светло и умиротворенно поет церковный

хор. Строги и сосредоточены лица родных Пети: матушки, его старших

братьев, Сестры Сашеньки, тетушки Настасьи Васильевны. А у него в горле

стоит комок и, необыкновенно светлое чувство переполняет его.

В

последней

пьесе

альбома

передается

сосредоточенное

и

даже

суровое

звучание

церковного

хора.

Композитор

использовал

мелодию

настоящей

молитвы «Господи, помилуй», поэтому музыка звучит совсем не по-детски. В

конце слышен колокольный звон, он постепенно нарастает, а затем стихает,

как бы растворяясь в воздухе.



В раздел образования