Напоминание

формы применения ИКТ


Автор: Карелова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ детский сад №232 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Г.Улан - Удэ
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: формы применения ИКТ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы применения ИКТ

(консультация для педагогов)

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе пред-

ставить мир без информационных ресурсов.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педа-

гогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования совре-

менного

компьютера

позволяют наиболее

полно

и

успешно

реализовать

развитие

способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникаци-

онные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством гото-

вых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и раз-

вивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем

детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Как ИКТ может помочь педагогу зажечь в детях «искры пытливости и любознательно-

сти»?

Формы использования ИКТ для воспитания познавательной активности интеллекту-

ального развития дошкольников в разных видах деятельности.

Обучающие программы.

Обучающие программы стимулируют познавательную активность детей. Ребенок с

удовольствием, непринужденно получает и усваивает новую информацию, знания. Что

делает процесс обучения более эффективным и интересным , как для ребенка, так и

для педагога или родителя. Главное в использовании обучающих программ придержи-

ваться рекомендаций.

Презентация

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий ма-

териал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структури-

рованной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются раз-

личные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в факто-

графическом, но и в ассоциативном виде в память детей

Фото-экскурсия

Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами,

расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

1

Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает произ-

водительность работы педагогов.

Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знания-

ми.Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представле-

ния информации с помощью компьютера.

Слайд-шоу

Очень удобно с помощью слайд-шоу проводить родительские собрания, показывать

жизнь группы за кадром. Такой способ у детей помогает раскрыть свои творческие

умения. Есть дети которые стесняются выступать публично, а такая форма подхода по-

могает ребёнку постепенного раскрепощения, быть более уверенным в себе.

С помощью слайд-шоу удобно представлять результаты работы на методических сове-

щаниях, конкурсах. Представлять итоги реализации проектов, тематических программ.

Интерактивный опорный конспект НОД

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием интерак-

тивной доски позволяет превратить непосредственно образовательный процесс в увле-

кательную игру. Помогает воспроизводить информацию одновременно в виде текста,

графического изображения, звука, речи, видео. Помогает объединить огромное количе-

ство демонстрационного и даже раздаточного материала. Это повышает креативность

ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимиза-

ции перехода от

наглядно-образного к абстрактному мышлению.

Познавательный видеофильм

Данную форму можно использовать в разных видах деятельности педагога с детьми.

Видеофильмы можно использовать при проведении НОД, режимных моментов, при

подготовке к сюжетно-ролевым играм и т.д. Например, с помощью любимых героев

мультфильма "Смешарики", есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах до-

рожного движения. "Уроки тетушки совы", где дети знакомятся с искусством; "При-

ключения Юли и Ромы" - уроки безопасности и многое другое.

Видеозагадки

Веселые, игривые загадки знакомят ребятишек с удивительным окружающим миром.

Видео загадки, с удовольствием запоминаемые малышами, не только создают внутрен-

ний мир детских грез, но и помогают в тренировке памяти, развитии фантазии, ассоци-

ативного мышления и мышления категориями.

Электронные пособия (компьютерные развивающие программы)

2

Игровая форма программ и наличие обратной связи делают такие занятия привлека-

тельными для детей. Играя, ребенок занят своим любимым делом, ему психологически

комфортно, поэтому у него появляется желание выполнить упражнение как можно

лучше.

Они развивают самостоятельность, уверенность в собственных силах, активность. У

детей появляется критичность к проделанной работе, контроль над своей деятельно-

стью, повышается самооценка. Такие занятия формируют мотивацию к учебной дея-

тельности. Увлекательные задания помогают расширять кругозор, увеличивают сло-

варный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, высо-

кую концентрацию внимания, сравнение, переключение, дифференцированный подход

к обучению. Различные по сложности или объему варианты заданий в программах.

Иначе говоря, использование различных компьютерных программ делает работу спе-

циалистов более интересной и разнообразной, способствует большей заинтерессован-

ности детей.

Комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного

утомления с использованием ИКТ

Одной

из

причин

ухудшения

зрения

является

зрительное

утомление.

Решить

эту

проблему можно введением анимированных физминуток (гимнастики для глаз). Ани-

мационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять

усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Цель элек-

тронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопрово-

ждаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя).

Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин

такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой

утомляемости глаза. Упражнения, предлагаемые в презентациях, сохраняют зрение,

помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции.

Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазка-

ми.

Компьютерные игры (Развивающие, обучающие)

Развивают мышление ребёнка, учат его самостоятельно выражать свои мысли и чув-

ства. Дети, которые обращаются "на ты" с компьютером, чувствуют себя более уверен-

ными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.

Компьтерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у

дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям ин-

тересно, они лучше запоминают материал.

3

Анимированный кроссворд

используется с целью актуализации и закрепления знаний, привлечения внимания к

материалу, также кроссворд является видом зарядки в интеллектуальной форме.

Прекрасно развивает не только детей, но и педагогов, так как при создании такого

кроссворда осваиваешь много нового и интересного.

Анимированные пазлы

Можно отнести к категории дидактических игр, ребенок учится логически мыслить,

тренирует воображение, пространственное восприятие, память, воспитывает усидчи-

вость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое

дело до конца.

Тест для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии

с компьютерная игрой «Четвертый лишний»

Такой тест очень полезен, он тренирует внимание, развивает память и сообразитель-

ность. Поможет малышам развивать логическое мышление, научиться рассуждать и

делать выводы. Игра может быть использована как популярный тест «найди четвертый

лишний». Для занятий дома индивидуально, а также в группах детских садов

Игровой тренинг

Игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуа-

ции, которые актуальны для каждого участника в повседневной жизни. Игровой тре-

нинг с помощью ИКТ позволяет более ярко, правдоподобно войти в игровую ситуа-

цию. Использование игр создает дополнительную мотивацию при формировании об-

разовательной деятельности.

Графическое вокальное упражнение с использованием звуковых файлов

Развитие музыкально-слуховых представлений предполагает такие умственные опера-

ции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и влияет не только на музы-

кальное, но и на общее развитие ребенка

Анимированная игровая викторина

4

Позволяет в игровой форме провести проверку знаний, активизирует внимание, па-

мять.

Интерактивный плакат

Позволяет собрать информацию об объекте, придумать и выполнить задания, активи-

зировать все виды внимания

Развивающие, обучающие мультфильмы

Познавательные мультфильмы дают возможность в полной мере раскрыть детям твор-

ческий потенциал. Превратите разноцветные брусочки пластилина в удивительных

сказочных героев, дети обучатся основным приемам лепки, разовьют мелкую мотори-

ку рук, память и пространственное воображение. Мультфильмы вызывают не только

желание «творить», но могут нести исторический материал, такой как «Всемирная ис-

тория - Вавилон..» и др. Обучающие мультфильмы дают возможность в интересной

форме познавать новый материал детям.

Эффективная презентация

Тестирование в форме игры позволяет провести проверку знаний, активизировать вни-

мание при индивидуальной и групповой работе.

Игровые тестовые программы

Игровые версии традиционных тестов, составленные в форме игры позволяют акти-

визировать внимание и мыслительную деятельность.

Тренажеры

Закрепление материала, проверка знаний

Медиасказка

Творческая работа по созданию медиасказок с использованием обычной презентации

либо сервиса позволяет применить широкий спектр возможностей мультимедиа

Плейкаст

5

Виртуальная открытка сочетает в себе использование продуктов детской деятельности

(рисунок, песню, фотографию) и одновременное звуковое, дизайнерское сопровожде-

ние

Интерактивная газета

Позволяет объединить усилия взрослых и детей по интересующей теме, где каждый

вносит посильный вклад в общее дело

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечива-

ет наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти

к ребенку, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,

другим информационным ресурсам;

а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать кор-

рекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с наруше-

ниями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

6

7

8

9

10

11



В раздел образования