Автор: Карелова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ детский сад №232 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Г.Улан - Удэ
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: формы применения ИКТ
Раздел: дошкольное образование
Формы применения ИКТ
(консультация для педагогов)
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе пред-
ставить мир без информационных ресурсов.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педа-
гогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования совре-
менного
компьютера
позволяют наиболее
полно
и
успешно
реализовать
развитие
способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникаци-
онные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством гото-
вых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и раз-
вивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем
детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Как ИКТ может помочь педагогу зажечь в детях «искры пытливости и любознательно-
сти»?
Формы использования ИКТ для воспитания познавательной активности интеллекту-
ального развития дошкольников в разных видах деятельности.
Обучающие программы.
Обучающие программы стимулируют познавательную активность детей. Ребенок с
удовольствием, непринужденно получает и усваивает новую информацию, знания. Что
делает процесс обучения более эффективным и интересным , как для ребенка, так и
для педагога или родителя. Главное в использовании обучающих программ придержи-
ваться рекомендаций.
Презентация
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий ма-
териал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структури-
рованной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются раз-
личные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в факто-
графическом, но и в ассоциативном виде в память детей
Фото-экскурсия
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами,
расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
1
Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает произ-
водительность работы педагогов.
Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знания-
ми.Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представле-
ния информации с помощью компьютера.
Слайд-шоу
Очень удобно с помощью слайд-шоу проводить родительские собрания, показывать
жизнь группы за кадром. Такой способ у детей помогает раскрыть свои творческие
умения. Есть дети которые стесняются выступать публично, а такая форма подхода по-
могает ребёнку постепенного раскрепощения, быть более уверенным в себе.
С помощью слайд-шоу удобно представлять результаты работы на методических сове-
щаниях, конкурсах. Представлять итоги реализации проектов, тематических программ.
Интерактивный опорный конспект НОД
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием интерак-
тивной доски позволяет превратить непосредственно образовательный процесс в увле-
кательную игру. Помогает воспроизводить информацию одновременно в виде текста,
графического изображения, звука, речи, видео. Помогает объединить огромное количе-
ство демонстрационного и даже раздаточного материала. Это повышает креативность
ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимиза-
ции перехода от
наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Познавательный видеофильм
Данную форму можно использовать в разных видах деятельности педагога с детьми.
Видеофильмы можно использовать при проведении НОД, режимных моментов, при
подготовке к сюжетно-ролевым играм и т.д. Например, с помощью любимых героев
мультфильма "Смешарики", есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах до-
рожного движения. "Уроки тетушки совы", где дети знакомятся с искусством; "При-
ключения Юли и Ромы" - уроки безопасности и многое другое.
Видеозагадки
Веселые, игривые загадки знакомят ребятишек с удивительным окружающим миром.
Видео загадки, с удовольствием запоминаемые малышами, не только создают внутрен-
ний мир детских грез, но и помогают в тренировке памяти, развитии фантазии, ассоци-
ативного мышления и мышления категориями.
Электронные пособия (компьютерные развивающие программы)
2
Игровая форма программ и наличие обратной связи делают такие занятия привлека-
тельными для детей. Играя, ребенок занят своим любимым делом, ему психологически
комфортно, поэтому у него появляется желание выполнить упражнение как можно
лучше.
Они развивают самостоятельность, уверенность в собственных силах, активность. У
детей появляется критичность к проделанной работе, контроль над своей деятельно-
стью, повышается самооценка. Такие занятия формируют мотивацию к учебной дея-
тельности. Увлекательные задания помогают расширять кругозор, увеличивают сло-
варный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, высо-
кую концентрацию внимания, сравнение, переключение, дифференцированный подход
к обучению. Различные по сложности или объему варианты заданий в программах.
Иначе говоря, использование различных компьютерных программ делает работу спе-
циалистов более интересной и разнообразной, способствует большей заинтерессован-
ности детей.
Комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного
утомления с использованием ИКТ
Одной
из
причин
ухудшения
зрения
является
зрительное
утомление.
Решить
эту
проблему можно введением анимированных физминуток (гимнастики для глаз). Ани-
мационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять
усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Цель элек-
тронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопрово-
ждаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя).
Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин
такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой
утомляемости глаза. Упражнения, предлагаемые в презентациях, сохраняют зрение,
помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции.
Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазка-
ми.
Компьютерные игры (Развивающие, обучающие)
Развивают мышление ребёнка, учат его самостоятельно выражать свои мысли и чув-
ства. Дети, которые обращаются "на ты" с компьютером, чувствуют себя более уверен-
ными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.
Компьтерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у
дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям ин-
тересно, они лучше запоминают материал.
3
Анимированный кроссворд
используется с целью актуализации и закрепления знаний, привлечения внимания к
материалу, также кроссворд является видом зарядки в интеллектуальной форме.
Прекрасно развивает не только детей, но и педагогов, так как при создании такого
кроссворда осваиваешь много нового и интересного.
Анимированные пазлы
Можно отнести к категории дидактических игр, ребенок учится логически мыслить,
тренирует воображение, пространственное восприятие, память, воспитывает усидчи-
вость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое
дело до конца.
Тест для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии
с компьютерная игрой «Четвертый лишний»
Такой тест очень полезен, он тренирует внимание, развивает память и сообразитель-
ность. Поможет малышам развивать логическое мышление, научиться рассуждать и
делать выводы. Игра может быть использована как популярный тест «найди четвертый
лишний». Для занятий дома индивидуально, а также в группах детских садов
Игровой тренинг
Игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуа-
ции, которые актуальны для каждого участника в повседневной жизни. Игровой тре-
нинг с помощью ИКТ позволяет более ярко, правдоподобно войти в игровую ситуа-
цию. Использование игр создает дополнительную мотивацию при формировании об-
разовательной деятельности.
Графическое вокальное упражнение с использованием звуковых файлов
Развитие музыкально-слуховых представлений предполагает такие умственные опера-
ции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и влияет не только на музы-
кальное, но и на общее развитие ребенка
Анимированная игровая викторина
4
Позволяет в игровой форме провести проверку знаний, активизирует внимание, па-
мять.
Интерактивный плакат
Позволяет собрать информацию об объекте, придумать и выполнить задания, активи-
зировать все виды внимания
Развивающие, обучающие мультфильмы
Познавательные мультфильмы дают возможность в полной мере раскрыть детям твор-
ческий потенциал. Превратите разноцветные брусочки пластилина в удивительных
сказочных героев, дети обучатся основным приемам лепки, разовьют мелкую мотори-
ку рук, память и пространственное воображение. Мультфильмы вызывают не только
желание «творить», но могут нести исторический материал, такой как «Всемирная ис-
тория - Вавилон..» и др. Обучающие мультфильмы дают возможность в интересной
форме познавать новый материал детям.
Эффективная презентация
Тестирование в форме игры позволяет провести проверку знаний, активизировать вни-
мание при индивидуальной и групповой работе.
Игровые тестовые программы
Игровые версии традиционных тестов, составленные в форме игры позволяют акти-
визировать внимание и мыслительную деятельность.
Тренажеры
Закрепление материала, проверка знаний
Медиасказка
Творческая работа по созданию медиасказок с использованием обычной презентации
либо сервиса позволяет применить широкий спектр возможностей мультимедиа
Плейкаст
5
Виртуальная открытка сочетает в себе использование продуктов детской деятельности
(рисунок, песню, фотографию) и одновременное звуковое, дизайнерское сопровожде-
ние
Интерактивная газета
Позволяет объединить усилия взрослых и детей по интересующей теме, где каждый
вносит посильный вклад в общее дело
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечива-
ет наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти
к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
другим информационным ресурсам;
а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать кор-
рекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с наруше-
ниями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
6
7
8
9
10
11