Автор: Махонина Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 45
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста».
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое
воспитание,
направленное
на
развитие
любви
к
Родине,
преданности
Отечеству,
стремление
личным
трудом
содействовать
прогрессивному
развитию своей страны.
На
современном
этапе
развития
нашего
общества
формирование
патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного
прогресса.
Основы
патриотизма
закладываются
в
период
дошкольного
детства, и эффективность данного процесса не может быть достигнута без
учёта специфики природно-климатических и экологических и исторических
особенностей родного края. Современный дошкольник, например, отлично
знает обитателей Африки, может назвать несколько марок иностранных авто,
но простые вопросы об истории, традициях, флоре и фауне родного края
зачастую ставят ребёнка в тупик.
В
современных
условиях
достаточно
остро
стоит
проблема
патриотического
и
духовно-нравственного
воспитания
молодежи.
Способствовать
формированию
у
подрастающего
поколения
чувства
патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине,
обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе
патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше
внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и
культурой родного края и регионами РФ.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
выдвигает
такие принципы:
приближение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности
Поэтому
возникает
необходимость
вернуться
к
лучшим
традициям
нашего
народа,
к
его
вековым
корням.
Существует
немало
методик
и
технологий нравственно-патриотического воспитания, но особое внимание в
данной
работе,
хотелось
бы
уделить
экскурсиям,
как
современному
направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в
формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому,
культурному,
природному
наследию;
способствует
во спитанию
толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Экскурсии
помогают
заинтересовать
и
привлечь
к
партнерскому
сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к
обществу,
традициям
семьи,
родного
края,
Отечества,
т.е
неразрывной
цепочки
общечеловеческих
духовно-нравственных
ценностей.
Патриотическое воспитание дошкольников с помощью экскурсий позволяет
заложить начала понимания прошлого и настоящего, сохранить все ценное в
историко-культурном
и
природном
наследии
своего
края,
освоить
его
в
полной мере для созидания будущего.
Экскурсионные прогулки позволят дошкольникам лучше узнать свой
край. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для
повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности,
способности
воспринимать
красоту
окружающего
мира,
способствует
многостороннему развитию личности.
Любовь к родному городу Волгограду, привязанность к родной земле,
языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется
в чувстве гордости за достижения родного города, бережном отношении к
народной памяти, национально-культурным традициям.
С детьми подготовительной к школе группы, совместно с родителями
группы была организована экскурсия - «Путешествие по страницам истории
нашего
города».
Поездка
включала
в
себя
посещение
с
экскурсоводом
памятных мест города. Экскурсовод рассказал детям о значимых событиях
Сталинградской битвы, о героях, защищавших город. Дети познакомились с
историей
дома
Павлова,
о
солдатах,
так
мужественно
его
защищавших.
Прикоснулись
к
настоящим
танкам
и
самолетов
времён
Великой
Отечественной войны, боевым снарядом. Ребята с интересом слушали о боях
в Сталинграде, задавали вопросы экскурсоводу. Также посетили памятники
героев Сталинградской битвы и возложили цветы в память о погибших
солдатах.
Атмосфера и возможность увидеть своими глазами объекты истории
города располагают к восприятию новой информации, которую доносит
экскурсовод. В этом пространстве дети, впитывая в себя информацию
важных военных событиях нашего города, при этом, испытывая гордость за
свою Родину. Они получают информацию в виде визуального ряда, рассказа
экскурсовода.
После посещения экскурсии дети занимаются творческой
деятельностью, то есть всё увиденное переносят в рисунок. На самом деле
творческий и информационный процессы тесно переплетены.
Такую
форму
обучения,
как
экскурсия,
просто
необходимо
использовать
в
воспитательно
-
образовательном
процессе.
Ведь
именно
благодаря
экскурсиям
можно
познакомить
воспитанников
с
реальной
жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней
происходит
познание,
и
активное
взаимодействие
детей
с
предметами,
объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что,
естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление
по книгам. По нашему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании
экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю
своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии
расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники,
строительства,
помогают
школьникам
ощутить
себя
частью
природного,
к у л ь т у р н о г о ,
с о ц и а л ь н о г о
п р о с т р а н с т в а .