Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС


Авторы: Канаева Анжелика Хамзановна, Анкудинова Ольга Васильевна
Должность: учитель географии, учитель физики
Учебное заведение: МОУ СШ №6
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Анкудинова О.В.- учитель физики высшей категории, руководитель кафедры

естественно- математического цикла;

Калмыкова Л.В.- учитель химии высшей категории,

МОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов №6 Центрального района

Волгограда»

Канаева А.Х.- учитель географииМОУ «СШ с углубленным изучением отдельных

предметов №6 Центрального района Волгограда»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

И НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

В работе современного педагога поставлена задача изучения и анализа различных

возможностей, методов, форм и средств обучения в образовательной среде, а также видов

учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов.

Одной из целей обучения в основной школе является приобретение учащимися

ключевых

компетентностей,

имеющих

универсальное

значение

для

различных

видов

деятельности. К числу таких компетентностей относятся коммуникативные навыки и

навыки

сотрудничества.

В

процессе

обучения

учащиеся

должны

овладеть

знаниями

способов взаимодействия с людьми, работы в группе, умениями дискутировать, задавать

вопросы,

грамотно

выражать

свои

мысли

и

отстаивать

свою

точку

зрения.

В

образовательном стандарте 2010 года четко определен «портрет выпускника основной

школы» и одна из его личностных характеристик - «уважающий других людей, умеющий

вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения

общих результатов» [4].

В отечественной педагогической литературе этот вопрос никогда не оставался без

внимания.

Так

в

работах

И.П.

Подласого

говорится

о

воспитании

активности

современного школьника. Ученики должны уметь общаться друг с другом, не ущемляя

интересы собеседника-это важный воспитательный момент. «Необходимо воспитывать в

учениках нравственные качеств: честность, порядочность, ответственность, трудолюбие,

уважение к старшими друг к другу, дисциплинированность, требовательность к себе,

неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Мастерство

задавать

вопросы

и

выслушивать

ответы

одно

из

важнейших

условий

стимулирования и поддержания активности» [2].

На

наш

взгляд,

огромным

воспитательным

потенциалом

обладают

такие

школьные

предметы

естественнонаучного

цикла

обучения

как

физика,

география

и

химия.

Интеграция этих курсов на основе изучения природных и хозяйственных особенностей

России

важна

для

формирования,

как

учебных

компетенций,

так

и

для

воспитания

личностных качеств обучающихся.

Традиционно в МОУ СШ №6 Центрального района Волгограда проводятся

интегрированные уроки по физике, химии и географии в 5 – 11 классах. Темы уроков

таковы: 5класс: «Знакомство с природными явлениями»; 7 класс: «Физические свойства

природного

камня»;

8

класс:

«Соли

и

их

химические

свойства»,

«Рациональное

использование нерудных полезных ископаемых в России», «Природные явления Сибири»,

«Строение атома. Изотопы»; 9 класс: «Роль топлива в различных аспектах человеческой

деятельности», «Металлы и их соединения. «Хозяйственное использование металлов и

география

их

месторождений

в

России»,

«Силикатная

промышленность

как

один

из

древних промыслов»; 10 класс: «Углеводороды и их химические свойства. «Социально-

экономические

и

экологические

аспекты

использования

углеводородов

в

России»;

11

класс:

«Экологическая

безопасность

использования

бытовых

химических

веществ»,

«Ядерные реакции».

Деятельностно-компетентностный подход к обучению на данных уроках осуществляется

через

технологии

развивающего,

личностно-деятельностного

и

лично стно-

ориентированного

обучения.

Для

того,

чтобы

уроки

сделать

развивающими,

репродуктивные вопросно-ответные системы урока и типы заданий заменяются на более

сложные, выполнение которых задействуют самые разнообразные психические качества

обучающихся

(память,

внимание,

мышление,

речь).

Этому

также

способствуют

проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических

задач, выполнение исследовательских заданий [1].

Для

формирования коммуникативных компетентностей и навыков сотрудничества на

данных уроках нами разработаны и использованы системы заданий, выполнение которых

осуществляется в условиях групповой или парной работы обучающихся.

Благодаря урокам, на которых ученикам предоставляется возможность высказаться,

показать

свою

компетентность,

выслушать

мнение

других

участников,

реализуются

воспитательные задачи, которые были запланированы учителями.

После проведения таких уроков увеличивается количество учащихся, желающих

принять участие в разработке экологических проектов, учебно-исследовательских работ.

Некоторых учеников подготовка к подобным урокам привела к выбору соответствующих

специальностей в высших учебных заведениях. Но то, что данные уроки побуждают к

бережному

отношению

к

природе,

желанию

изменить

экологическую

ситуацию

не

оставляет ни малейшего сомнения.

Одной из возможностей получения навыков сотрудничества и опыта творческой,

инновационной деятельности школьников является не только урочная, но и внеклассная

работа

в

рамках

дополнительного

образования.

Примером,

подтверждающим

данное

утверждение, может служить совместная пятилетняя работа учителей физики, химии и

географии на базе МОУ СШ №6 Центрального района Волгограда.

Направления работы сформировались в процессе совместной творческой

деятельности учителей естественнонаучного цикла обучения и обучающихся. Дело в том,

что задумывалось все для того, чтобы учащиеся могли научиться ставить и решать

творческие задачи, осваивать несложные методики по исследованию свойств и составу

некоторых веществ и явлений, а также расширить свои знания по некоторым сложным

темам школьного курса предметов естественнонаучного цикла обучения [3].

Успешность проводимой работы, а также успешность выступлений учащихся на

научно-практических конференциях различного уровня с докладами, проектами привели к

тому,

что

и

другие

обучающиеся

изъявили

желание

принять

участие

в

учебно-

исследовательской работе. Таким образом, круг исследований стал расширяться.

В ходе своей деятельности в рамках работы НОУ перед учащимися ставились

творческие

задачи,

в

процессе

решения

которых

возникали

проблемно-конфликтные

ситуации, вызывающие острое желание школьника решить эти задачи. Творческие темы,

над

которыми

работали

и

работают

учащиеся:«Выявление

и

разрешение

социально-

экологических проблем улицы Хиросимы», «Школьная столовая - зона здорового питания

обучающихся МОУ СШ №6», «Школьный мел: проблемы и перспективы»,

«Высокий

каблук:

снимите

это

немедленно!»,

«Экспериментальные

исследования

явления

смачивания – несмачивания в природе и быту», «Исследование школьной формы на

гидрофильность» и др.

Перед учащимися формулировалась цель исследования, ставилась задача, а затем

разрабатывался

план

достижения

цели

и

решения

данной

задачи.

Учащиеся

самостоятельно осуществляли поиск и отбор информации, что сегодня является важным

условием развития личности обучающегося. После обработки полученной информации

разрабатывался план экспериментальных работ, необходимых для проверки возникающих

гипотез.

Для расширения экспериментальных возможностей по решению поставленных задач

заключались

договора

о

творческом

сотрудничестве

с

некоторыми

организациями,

например,

с

филиалом

детской

поликлиники

№15,

ООО

«Венера»

(поставщиком

продуктов

питания

в

школьную

столовую),

Мордвинцевым

А.И.

(депутатом

Волгоградской городской думы по микроучастку МОУ СШ №6).

Обобщение экспериментальных данных с последующим их анализом позволяют

учащимся

овладеть

навыками

не

только

практических

исследований,

но

и

умение

анализировать и обобщать экспериментальный материал, а также излагать полученные

данные в виде отчетов, проектов, докладов на конференциях, отстаивать свою точку

зрения в дискуссиях и спорах.

В результате этой работы, обучающиеся неоднократно становились победителями и

призерами

конкурсов,

конференций,

фестивалей

инновационного

научного

творчества

молодежи.

Список литературы:

1.

Волынова Л.Г. Кузнецова Н.Е. Сейдалиева Л.К. «Химия: Предметная

неделя в школе: Планы и конспекты мероприятий». М., «Учитель», 2007

2.

Подласый И.П. Педагогика Новый курс Учебник для студентов

пед.вузов, Часть 2, 2009

3.

Тарасова Н.М. Методические рекомендации по составлению

экспериментальных творческих задач по органической химии. Химия. Вседля

учителя! №2, 2011, с. 2-5.

4.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты

второго поколения)



В раздел образования